Похожие презентации:
Немецкая классическая философия
1. Быкасова Лариса Валентиновна, кандидат культурологии, доцент кафедры философии СибГИУ
Немецкаяклассическая
философия
2. Немецкая классическая философия
1. Общая характеристика2. Критическая философия И. Канта:
трансцендентальная теория
познания и этическое учение
3. Система абсолютного идеализма Г.
Гегеля. Диалектика и ее законы.
Философия истории
3. Представители немецкой классической философии
критический идеализм И. Кантасубъективный идеализм И. Фихте
объективный идеализм Ф. Шеллинга
абсолютный идеализм Г. В. Ф.
Гегеля
антропологический принцип и
критика религии и Л. Фейербах
4. Идеализм
(греч. idea - идея)- направление в философии,
исходящее из первичности
духовного, мыслительного,
психического и вторичности
материального, природного,
физического
5. Формы идеализма
ОбъективныйСубъективный
за первооснову всего
сущего
принимается
безличный
универсальный дух,
имперсональное,
надындивидуальное
сознание
отрицает какую-либо
реальность вне
индивида:
реальность – плод
его духовного
творчества
(мир есть
представления)
6. Характерные черты немецкой классической философии
трактовка философии какспециальной научной дисциплины
синтез идеализма и диалектики
понимание человек как культурноисторическое существа
В социальной философии - идеи
прогресса, разума, свободы
7. Иммануил Кант (1724-1804)
«Критика чистогоразума» (1781)
«Критика
практического
разума» (1788)
«Критика
способности
суждения»
(1790)
8. Периоды творчества
Докритический – онтологическаяпроблематика
Критический – перенос акцента с
объекта познания на субъект
(гносеологическая проблематика)
«Коперниканская революция в
философии»
9. Субъект познания
Трансцендентальный субъект способность к познанию,эстетическому восприятию,
моральному совершенствованию
Эмпирический субъект личностно-психологические
особенности
10. Классификация знания: по источнику происхождения и по форме суждений
априорное(лат. a priori –
из предшествующего)
внеопытное,
рациональное
апостериорное
(лат. a posteriori –
из последующего)
опытное,
эмпирическое
аналитические
- тавтологии
- предикат равен
субъект
синтетические
- расширяющие,
информативные,
фактуальные
- предикат больше
субъекта
11. Основная проблема:
Как возможны априорныесинтетические суждения?
- в математике
- в естествознании
- в метафизике
Условиями возможности являются:
- в математике – пространство и время как
априорные формы чувственного созерцания
- в естествознании – понятия рассудка
- в метафизике – идеи разума
12. «Критика чистого разума»
содержит понятия:-
-
трансцендентный (лат. transcendens –
перешагивающий, выходящий за пределы);
то, что выходит за пределы области, в
которой допустима деятельность чистого
рассудка, предмет веры
трансцендентальный (лат. transcendens –
выходящий за пределы); априорные
предпосылки познания (чистый разум,
пространство и время как априорные формы
чувственного восприятия)
13. «Критика чистого разума»
«вещь в себе»«явление»
«какое-то неизвестное, чувственное
необходимое нечто в
восприятие,
качестве причины наших
которому присущи
восприятий» (Д. Юм)
пространственные
и временные
трансцендентная,
характеристики
непознаваемая
сущность,
предмет научного
воздействующая на
познания
нашу чувственность (И.
Кант)
14. Этическое учение И. Канта «Критика практического разума»
УсловныйКатегорический
императив
императив
«если…, то….»
«Поступай всегда так,
чтобы максима твоего
Поведение,
поведения могла стать
продиктованное
всеобщим законом»
условным
императивом можно «Относись к
назвать легальным
человечеству в своем
лице всегда только как
к цели и никогда —
как к средству»
15. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Феноменологиядуха (1807)
Наука логики
(1812-16)
Энциклопедия
философских
наук
(1816)
16. Введение в философию «Феноменология духа»
• ставится вопрос о преодолениииндивидуальной точки зрения
обыденного сознания
• преодоление обыденного
сознания возможно путем
поступательного развития
сознания ( индивидуальное
сознание проходит все те этапы,
которые прошло человечество на
протяжении своей истории)
17. «Феноменология духа»
высшей формой сознания являетсяфилософское, или мыслящий разум,
который характеризуется рассмотрением
субъективного и объективного как целого
использует образы раба и господина,
где рабское и господское сознание
рассматриваются как несовершенные
формы, характеризующиеся либо
абсолютной зависимостью, либо
тотальным контролем.
18. диалектический метод Гегеля «Наука логики»
познание есть процесс, имеющий триадическийхарактер:
познание начинается с чувственного восприятия
(тезис);
необходима скептическая критика
чувственности, осознается субъективный
характер чувственного восприятия (антитезис);
осознается, что объективные и субъективные
аспекты в познании образуют целостность =>
никакое знание не является всецело истинным
или ложным, любая истина относительна
19. Г. В. Ф. Гегель:
«Истина рождается какересь, а умирает как
заблуждение»
20. Диалектика
античное значение: диалектика –искусствоведения спора или ведения беседы (термин
использовался Гераклитом и Сократом);
современное значение: диалектика –
учение о развитии (разработано Гегелем)
при анализе феномена развития, возникают
вопросы:
- каков источник развития?
- каков механизм развития?
- каково направление развития?
21. Законы диалектики
• закон единства и борьбыпротивоположностей
• закон взаимного перехода
количественных изменений в
качественные
• закон отрицания отрицания
22. Диалектика
две формы:- идеалистическая диалектика
(гегелевская); развитие сферы
духа, сознания
- материалистическая диалектика
(марксиская); развитие природы и
общества
23. Система Гегеля «Энциклопедия философских наук»
ставится задача построить такуюфилософскую систему внутри
которой нашло бы объяснение
любое частное явление
24. Система
имеет триадическую структуру:а) логика: учение о бытие (онтология),
учение о сущности, учение о понятиях
(субъективная логика);
б) натурфилософия: физику, органику,
механика;
в) философия духа:
- философию субъективного духа (онтология,
психология, феноменология);
- философию объективного духа (учение о
праве, нравственности и государстве);
- философию абсолютного духа (искусство,
религия, философия)
25. Система
делает выводы:- в онтологическом аспекте: мир не
является совокупностью единичных
вещей, единичное не обладает
подлинным бытием, Мир – это целостное
единство
- в гносеологическом аспекте: никакое
знание не является истинным, если не
рассматривается относительного целого.
26. Вывод:
• в комментирующей литературесчитается, что метод и система
Гегеля находятся в противоречии:
- с одной стороны, согласно методу,
познание – это бесконечный
процесс,
- с другой, согласно системе,
возможно целостное знание о мире
27. Философия истории «Очерки философии права» (1821)
Общая мировая история процесс самосознания мировогодуха (Абсолюта)
Цель мировой истории осознание свободы
28. Философия истории
В истории развития мирового духавыделяет три этапа:
этап развития истории, где свободой
обладает один (восточные общества –
деспотия);
где свободой обладают некоторые
(рабовладельческая демократия);
мир, где свободой обладает каждый,
(Германия, для которой характерна
конституционная монархия)
29. Философия истории
• Субъект (движущая сила истории)- национальный дух, который в лице либо
отдельной исторической личности, либо
отдельной нации выполняет в истории
роль Мессии,
- «мыслящие люди, понимающие то, что
нужно и своевременно», через которых
действует мировой дух,
- судьба субъектов мировой истории
трагична
30. Философия истории
• «воспроизводящие индивиды»составляют пассивную часть
мировой истории, преследуют
эгоистические, корыстные цели и
могут быть подведены под
категорию «средств»
31. Философия истории
понятие «хитрость разума»:- под внешним хаосом индивидуальных
явлений скрывается сущностный порядок
и закономерность;
- Мировой разум через свою хитрость
направляет историю окольным путем,
побуждая людей – эгоистов, как им
кажется, добровольно и свободно
содействовать тем целям, которые они по
своей воле не стали бы преследовать
32. Философия истории
отношения между государствамирегулируются договором и правом, если
таковые отсутствуют, то высшим
арбитром является война.
война - необходимый, разумный
исторический феноменом, заставляющий:
- понять конечный характер настоящего
- предотвращает застой в обществе
- сохраняет нравственное здоровье нации,
т. к. позволяет проявить моральные
качества.