25.63M
Категория: ФилософияФилософия

Философия Возрождения

1.

Философия
Возрождения

2.

Третьим, переходным этапом в истории философии является философия эпохи
Возрождения – период, охватывающий 15 – 16 вв. – это период ранней стадии
кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений, развития
промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, науки и техники,
искусства, изменения отношений церкви и государства, изобретения
книгопечатания, компаса, парохода, доменно-металлургического процесса,
возобновления интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии,
математического обоснования гелиоцентрической системы мира польским
ученым Коперником.

3.

Все это требовало освобождения от догматического схоластического мышления,
поворота к естественнонаучному познанию мира и человека. Возрождались
античные идеи, античное культурное наследие, забытые в Средние века, отсюда
эпоха была названа эпохой Возрождения (или Ренессанса – франц.). Давайте
вспомним, что стало завершающим итогом античной философии – неоплатонизм
(Единое – Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, космос). В средние века неоплатонизм
трансформировался (Бог, Христос, Святой дух, Природа). В эпоху Возрождения
философы возвращаются к неоплатонической схеме, но преимущественное
внимание в философии теперь принадлежит человеку, мировоззрение Возрождения
- антропоцентризм.

4.

Если в центре внимания античной философии была природно-космическая жизнь, в
средние века – религиозная жизнь, проблема спасения души, то на первый план в
философии Возрождения выходит человек. Бог по-прежнему считается началом всех
вещей, но как в античный период он отождествляется с несотворимой и вечной
природой (пантеизм), центром же мировоззрения в эпоху Возрождения становится
человек.
Философия Возрождения не имела своего систематизатора (античная была
систематизирована Плотином, средневековая – Фомой Аквинским, а в эпоху
Возрождения - систематизатора не было). Вообще мыслителей теперь интересовала
не столько системность философских построений, сколько человек, его природа,
самостоятельность, творчество, красота и т.д.

5.

Основной принцип философии и форма мировоззрения Возрождения – антропоцентризм. С
развитием промышленности и науки выявляется особая значимость человека, его возможностей и
созидательной активности. В эпоху Возрождения человеческая личность олицетворяет творческое
начало. Если в античности физический труд и даже искусство ценились невысоко, высшей формой
человеческой деятельности считались размышления и созерцания, потому что они приобщают
человека к вечному, к Космосу, а христианство – молитву и ритуалы богослужения, что в целом носило
пассивный характер по отношению к миру, то в эпоху Возрождения сакральный характер приобретает
творческая деятельность. Человеку в его замыслах и деятельности все по плечу, человек выходит на
новый уровень самосознания: его качествами становятся гордость и самоутверждение, воля и
энергичность, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие в
противовес преклонению, смирению в средние века. Человек ощущает себя сотрудником Бога,
способным творить новый мир, красоту.

6.

Одним из доминирующих аспектов философии становится эстетический. Яркие его
представители: Леонардо да Винчи – живописец и изобретатель, Микеланджело –
живописец и поэт, Альбрехт Дюрер – художник, скульптор, архитектор, внесшие
существенный вклад и в развитие философии.
Происходит реабилитация телесности человека. Признается, что в человеке имеет
значение не только духовная жизнь. И тело – вовсе не «оковы души», тянущие ее вниз и
обуславливающие греховные помыслы (как в средние века), а нечто самоценное. С этим
связан культ красоты человеческого тела в искусстве эпохи Возрождения, особенно в
живописи, имевший место без всякого ущерба духовному началу. Поэтому говорят, что
антропоцентризм Возрождения имеет личностно-материальное значение, что
предполагает равнозначность духовного и материального в человеке.

7.

В искусстве большинство сюжетов бралось из Библии, наиболее возлюбленный сюжет
эпохи – Богородица с младенцем, затем Мадонны. Художники Возрождения владели
богословием и философией, широко использовали математические знания в
анатомических целях и в искусстве.
Выдающийся художник и мыслитель эпохи – Леонардо да Винчи (1452 – 1519) оставил после
себя множество проектов технических устройств, гидротехнических сооружений, записи по
механике и оптике, способствовал зарождению инженерного подхода.
В изобразительном искусстве был выработан и широко применялся метод линейной
перспективы, заключающийся в том, что предметы изображаются на плоскости так, как их
видит субъект: параллельные линии кажутся сходящимися в одну точку, отдаленные
предметы изображаются маленькими.

8.

Антропоцентризм способствовал развитию гуманизма – воззрения, признающего
ценность человека как личности, права человека на свободу, счастье и развитие.
Мыслители Возрождения считали, что Бог дает человеку свободную волю, право
определять свою судьбу, самостоятельно действовать и творить.
Гуманисты возродили идеалы античных эпикурейцев (наслаждение и радость жизни),
сочетая их с активной жизненной позицией. Актуальным стал вопрос об истинном
благородстве человека, которое понимали как доблесть духа.

9.

Схоластической философии было противопоставлено право на поиск истины и
сомнение, догматизм и преклонение перед авторитетами подвергались резкой
критике, защищался частный интерес, индивидуализм. Развивались идеалы
умеренного утилитаризма (учение, согласно которому цель жизни и добродетель
отождествляется с пользой) – для этого личные интересы должны согласовываться с
интересами других. Люди должны быть друг для друга источником радости, что
возможно только когда в основе их взаимоотношений – любовь или дружба.

10.

Общество рассматривалось уже не как продукт божьей воли, а как результат деятельности людей. В
целом гуманизм Возрождения ориентировался на свободомыслие и справедливое устроение
общественно-государственной жизни, обычно на демократических началах и в рамках
республиканского строя. Однако некоторые социальные мыслители, стремясь к преодолению
феодальных междоусобиц и раздробленности Италии допускали использование варварских средств
(Николо Макиавелли (1469 – 1527) в работе «Государь» рассуждал о соотношении политики и морали и
считает, что политика всегда связана с предательством и это нормально, кто хочет заниматься
политикой, должен улыбаться тому, кого ненавидит и обманывать, предавать и т.п.), другие
создавали утопические теории государства (Т. Мор, Т. Кампанелла), выражавшие прежде всего
интересы нового общественного класса – буржуазии. Утопический социализм Т. Морра и Т.
Кампанеллы основывался на идее уничтожения несправедливости путем уничтожения частной
собственности вплоть до предметов быта, и реализации общественной собственности.

11.

Т.о, основные принципы философии Эпохи Возрождения:
• антропоцентризм;
• гуманизм;
• признание творческой сущности человека;
• личностно-материальное понимание мира;
• антисхоластика;
• пантеизм (в основе которого лежала философская установка Николая
Кузанского: Единое есть все. Бог во всем: он сливается с природой,
природа обожествляется).
• гелиоцентрическая система мира (Коперник, Д. Бруно).

12.

В целом философия эпохи Возрождения – переход к Новому времени,
которому суждено было сыграть ведущую роль в развитии индустриальной
цивилизации.
English     Русский Правила