98.53K
Категория: РелигияРелигия

Религиоведение. Происхождение религии

1.

Религиоведение
Лектор – Терехова Вера Альбертовна., к.ф.н., доцент
Кафедра гуманитаных наук
Институт социальных наук
Сеченовский университет
Москва, Россия

2.

Происхождение религии
• История религиозных верований включена в контекст
всемирной истории, при этом вопрос о времени
возникновения отдельных религий, о совечности
религии человечеству или о существовании некогда
дорелигиозного (безрелигиозного) этапа в развитии
человечества по-прежнему остается дискуссионным
• Концепция «прамонотеизма» была сформулирована
в околоцерковных кругах и сводится к утверждению
о якобы изначальном наличие у всех народов веры
в единого Бога-творца. Эта вера предшествовала всем
формам религии, и лишь впоследствии,
в силу того что все народы развивались
своим путем, вера в единого Бога
была забыта и заменена верой
во многих богов

3.

Происхождение религии
• Вторая концепция утверждает, что существовал безрелигиозный
период в истории человечества.
Она основывается на предположении, что первобытный
человек был слабо развит интеллектуально и не мог
сформировать абстрактные представления о богах
или божественных, сверхъестественных силах
• Данные археологии и этнографии позволяют с уверенностью
утверждать, что простейшие формы верований возникают
с появлением человека разумного (Homo sapiens) примерно
40 тыс. лет назад. Образованию религии как относительно
самостоятельной духовной сферы предшествовал длительный
процесс формирования и развития веровании
в рамках первобытной мифологии

4.

Исторические формы религии
• В рамках первобытного мифологического комплекса
возникали и развивались верования и связанные с ними
ритуалы, образовывавшие своеобразную проторелигию.
К числу этих верований относят фетишизм, тотемизм,
магию, аниматизм, анимизм и др.
• Фетишизм (порт, feitico – зачарованная вещь) – поклонение
материальным предметам, которым приписываются не
присущие им свойства (способность исцелять
предохранять от врагов, помогать на охоте
и т.п.). Фетишизм наделяет непосредственно видимую
и осязаемую вещь несвойственными ей силами
или функцией, перенося на нее социальные
функции первобытного коллектива
и овеществленные силы природы

5.

Исторические формы религии
• Объектом поклонения – фетишем – мог стать любой
предмет, поразивший воображение человека: необычный
камень, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная
фигурка, ювелирное изделие
• Современная наука не располагает чисто фетишистскими
и тотемистическими мифами, но путем анализа можно выделить
элементы этих мифов в более поздних мифологических системах.
Известны упоминания о представлении Зевса в виде каменной
пирамиды, колонны (на Ликейской горе) и т.п. В Мегирах был
камень, который почитался за Аполлона Карнейского, мать
Аполлона Лето почиталась на Далосе в виде бесформенного
полена, сестра его Артемида – как чурбан. Можно сказать,
что все боги древних религий имели свое фетишистское
и тотемистическое прошлое

6.

Исторические формы религии
• Тотемизм (от слова «ототеман» – на языке северо- американских
индейцев «род его») – это вера в существование родства между родом,
племенем, и определенным видом животных или растений. Тотемизм
был элементарной исторической формой социализации, тотем – символ,
обозначение единства
• Тотем связывает данный человеческий коллектив
с данной территорией, настоящее – с прошлым, культурное
и социальное – с природным. Принадлежность к одному тотему служила
важнейшим фактором поддержания единства и целостности
коллектива. Название местности и племя часто совпадали и носили имя
тотема
• Ранние тотемистические представления базируются
на отождествлении вещей не по существенным,
а по случайным, внешним признакам. Наиболее яркие
примеры тотемизма дает нам египетская мифология,
где практически каждый бог имелсвое,
тождественное с ним тотемное животное

7.

Исторические формы религии
• Человек и продукты его жизнедеятельности на раннем этапе
также истолковывались по аналогии с фетишизмом и тотемизмом.
Одушевленность еще не осознавалась как нечто специфически
человеческое, духовная жизнь отождествлялась с деятельностью
всего организма или с его отдельными функциями Чаще всего
душа отождествляется с кровью или диафрагмой (у Гомера).
«Душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть
её, истребится», – сказано в Библии
• Часто душа представляется птицей, готовой улететь. В таком
случае, чтобы возвратить душу на место можно воспользоваться
рисом как приманкой. При этом малайцы, например, не только
разбрасывают рис, но и кудахтаньем призывают душу вновь
вернуться к ее владельцу

8.

Исторические формы религии
• Магия представляет собой совокупность фантастических,
иллюзорных представлений и колдовских действий, с помощью
которых первобытные люди пытаются добиться практических
результатов (удачной охоты, рыбной ловли, победы над врагамииноплеменниками и т.п.)
• Основные законы магического мышления:
• Закон подобия. Подобное производит подобное. Любое
действие можно вызвать путем простого подражания
• Закон соприкосновения. Вещи, которые хотя бы один раз пришли
в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать
на расстоянии, приобретают общую судьбу
• Закон причинно-временной смежности. Временная
последовательность подменяет причинность, «после того,
значит по причине того»

9.

Исторические формы религии
• Закон алгоритма
• Основным условием для достижения желаемого результата
является строгое и неукоснительное соблюдение определенных
магических обрядов и правил. При этом предполагается, что одно
событие с необходимостью следует за другим, не требуя пока еще
вмешательства какого-либо духовного агента. В то же время, магия для
первобытного человека – это не свод теоретических положений,
а целый ряд практических установок: колдовских действий и обрядов,
требующих скрупулезно-точного соблюдения
• Дж. Фрэзер: «Магия не является религией, она представляет собой
элементарный способ мышления. Религия возникает тогда, когда магия
себя изживает»

10.

Исторические формы религии
• Магические операции в большинстве своем связаны
с представлением о некой безликой, невидимой
и недифференцированной силе, разлитой в мире – аниматизм..
Эта сила (в разных языках называемое по-разному: мана,
оренда, в русском – «нечто») связывает и соединяет
все предметы и явления окружающего мира
• Анимизм (лат. anima – душа, animus – дух) есть вера в некие духовные
сущности – души и духов, заключенные в материальных предметах или
существующие отдельно от них. По утверждению автора теории
анимизма
• Э. Тэйлора: «Вера в духовные существа» – вот что такое религия в ее
простейшей форме, и одновременно это «фундамент всей религии,
начиная от религии дикарей и кончая религией цивилизованного
человека»

11.

Исторические формы религии
• Для мифически мыслящего человека все материальное тождественно
идеальному, телесное – духовному, живое – неживому. Разделение мира
на естественный, земной и сверхъестественный, потусторонний еще
четко не проводится. Между этими мирами нет непреодолимой
преграды, эти два мира здесь еще качественно неотличимы,
нет представления о «сакральности», «святости» одного
и «греховности» другого
• Мифологическое сознание не равнозначно религиозному,
представляя более древнюю синкретическую форму
общественного сознания. Дальнейшее развитие и дифференциация
общества приводит к возникновению новых независимых
форм сознания: религии, философии, искусства, преднауки.
Однако сам по себе миф не исчезает. Механизмы
мифологического сознания воспроизводятся
и на последующих этапах истории, особенно
на обыденном уровне

12.

Исторические формы религии
• Одновременно со становлением древних цивилизаций
складываются и древнейшие религиозные системы,
для которых характерны следующие черты:
• строгая иерархия всех элементов, первобытные представления
(тотемистические, фетишистские), постепенное «удвоение»
мира, появляется разделение миров на земной, человеческий,
и божественный, небесный, идея нравственного выбора, развивается и
усложняется мифология, складывается особый социальный
слой – жречество
• В отличие от шаманов и колдунов – харизматических лидеров – жрецы
являлись профессиональными организаторами и исполнителями
религиозных ритуалов и обрядов
• С учетом историко-стадиальных этапов развития этносов выделяют
родоплеменные, народностно-национальные и мировые религии

13.

Исторические формы религии
• Родоплеменные религии возникают в условиях первобытнобщинного
строя, сакрализуя данное сообщество
• Важное место в таких религиях занимает культ предков и культ
племенного вождя как выражение генетического единства и
структурно-иерархической целостности группы. Племенные боги
выражали сплоченность людей внутри данной группы и отделение
групп друг от друга. Власть этих богов не переходила за границы
охраняемой ими этнической области, по ту сторону которой правили
другие боги.
• Широко распространены фетишистские, тотемистические, магические,
анимистические верования и культово-обрядовые действия.
Постепенно на смену полидемонизму (почитание духов) приходит
политеизм (буквально — многобожие), религиозное представление
о существовании нескольких или многих богов

14.

Родоплеменные религии
• Создается особое, духовно высшее сословие
служителей культа – жрецов, священников. Жрецы люди, наделенные особыми священными полномочиями, приобщенные к божеству и передающими свои
знания и навыки по наследству.
• Первоначальный миф логически упорядочивается,
складывается в систему, постепенно превращаясь в
религиозную идеологию
• Религия становится самостоятельной сферой жизни
общества
• В настоящее время родоплеменные религии
распространены у народов Южной, Восточной и ЮгоВосточной Азии, Малайзии, Австралии и Океании, у
индейцев Северной и Южной Америк и выражают
архаические общественные структуры.

15.

Исторические формы религии
«Национальные» или национально-государственные религии складывались
в период становления и развития классового общества
Отражали процессы формирования народностей, а затем и наций. Носителями
народностно-национальных религий становились в основном представители
данного этноса , национальная и религиозная принадлежность зачастую
отождествлялись. Зачастую идея национальной исключительности
представление об особой миссии данного народа, его богоизбранности
Этим религиям свойственна детальная ритуализация обыденного поведения
людей в его традиционно сложившихся формах (вплоть до организации приема
пищи, соблюдения гигиенических правил, бытовых традиций и т.д.). Строгая
система религиозных предписаний и запретов, отделяла представителей
данных религий и этносов от последователей других этнорелигиозных
общностей
Из существующих религий к этому типу относятся иудаизм,
конфуцианство, сикхизм, синтоизм и др.

16.

Исторические формы религии
• Мировые религии появились в эпохи великих
исторических поворотов, перехода от одного типа
общественных отношений к другим. Эти религии
формировались в условиях складывания "мировых
империй", когда обнаруживалась необходимость
"дополнить" эти империи соответствующими им
религиями
• Характерными чертами являются:
• универсализм учения и многообразие основных
догматов,
• космополитизм, социальное равенство («Нет уже
Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет
мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе
Иисусе.» – апостол Павел),

17.

Мировые религии
• обращенность лично к каждому верующему,
упрощенная обрядность, возможность личного
спасения ценой правильной жизни: «Ибо если устами
твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и
сердцем творить веровать, что Бог воскресил его из
мертвых, то спасешься»,
• простота вступления, участие всей паствы в
обрядовой практике
• В конкретных исторических условиях различные
направления мировых религий приобретали
этническую окраску, эти религии в их этнических
формах имеют тенденцию к идентификации
этнической и религиозной принадлежности.
• Мировые религии – буддизм, христианство,
ислам
English     Русский Правила