Похожие презентации:
Морфология культуры. Лекция №1
1. Дисциплина «Культурология Тема №1
МОРФОЛОГИЯКУЛЬТУРЫ
2. ПЛАН ЛЕКЦИИ №1 МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ.2. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ, УРОВНИ КУЛЬТУРЫ.
4. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ.
5. ЦЕННОСТИ И НОРМЫ КУЛЬТУРЫ.
6. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ
ЗАДАНИЕ НА СРО И СРОП
Рекомендуемая литература
3.
ВОПРОСЫ ПЗ №11. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ.
2. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ, УРОВНИ КУЛЬТУРЫ.
4. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ.
5. ЦЕННОСТИ И НОРМЫ КУЛЬТУРЫ.
6. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
ЗАДАНИЕ НА СРО И СРОП №1
СРОП 1. «Человек в системе социально-исторических и
культурных связей. Написать Эссе – 1-2 стр.
СРО 1. Провести анализ на материале работы Сэмюэля
Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Составить
сравнительную таблицу.
4. ЗАДАНИЕ НА СРО И СРОП (ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ)
1) $$$ Понимание культуры как системы символов, знаков характерно для подхода:$семиотического
$структуралистского
$социологического
$функционального
2) $$$ Культуролог, автор работы «Закат Европы»:
$З.Фрейд
$Н.Бердяев
$О.Шпенглер
$Й.Хейзинга
3) $$$ Автор игровой концепции культуры:
$Й.Хейзинга
$О.Шпенглер
$З.Фрейд
$Н.Бердяев
4) $$$ Философ, приверженец цивилизационной концепции общественного развития:
$Локк
$Лейбниц
$Фейербах
$Тойнби
5) Согласно какому культурологу общество - это единство меньшинства и массы:
Философ, приверженец цивилизационной концепции общественного развития:
$ X. Ортега-и-Гассет
$ Тойнби
$О.Шпенглер
$Фейербах
5. 1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ
КУЛЬТУРА – (лат. cultura, cultio) – означает «возделывание, обработка(земли)».
В ФИЛОСОФИИ термин «КУЛЬТУРА»
понимается как обработка и образование ума.
1. Отличительная особенность культуры состоит в том, что она создана
деятельностью человека.
2. Предметы культуры отличаются от природных объектов тем, что они
наделены особым свойством – быть ценностями.
3. Главное назначение культурной деятельности человека заключается в
том, что он создает особый мир, отличный от природного. Конкретные
элементы этого мира – артефакты, деятельность по их созданию – артеакты
(от лат. arte – искусственный).
Культурная Деятельность – это деятельность по созданию нового, того, чего
нет в природе, и что не могло возникнуть по ее собственным законам.
Культура связана с творчеством и творческим началом.
В каждой культуре есть две тенденции:
1. рутинная деятельность, т.е воспроизводящая (репродуцирующая) уже
достигнутый уровень культуры;
2. развивающаяся культура, отмеченная креативной, творческой,
продуктивной способностью. Усиление второй тенденции определяет
прогресс культуры.
6. 1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ
ЦИЦЕРОН (106-43г. до н.э.) римский философ иоратор - говорил о философии как культуре души
«Cultura anima philosophia est» – культура души есть
философия.
В Древней Греции для определения аналогичного
культуре явления использовался термин пайдейея,
то есть образованность.
Начиная с эпохи античности возникло понимание
того, что Человек существует не только в природе
или обществе, но и в культуре. Подчёркивается
противоположность культурного и природного
(натурального, естественного) состояния человека.
В
первом
латинском
переводе
Библии
св. Иеронима, получившим название «Вульгата»,
cultura – это синоним культа.
«Fugite
idolorum
cultura»
–
«избегайте
идолослужения».
7. 1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ
Г. ГердерВ Эпоху Возрождения гуманисты начинают употреблять
термин cultura в значении умственного и духовного
совершенствования человека.
В Новое время (17-18 вв.): «Культура» – это мир
подлинно человеческой жизни.
Во второй половине XVII в. – утверждается идея
английского философа Т. Гоббса и немецкого правоведа
С. Пуффендорфа о двух основных состояниях, в которых
способен пребывать человек: естественном, или
природном, состоянии (status naturalis) икультурном
состоянии (status culturalis). Культурное состояние –
более высокая ступень человеческого развития по
сравнению с природным бытием – низшей ступенью
человеческого развития.
Постепенно сложилось представление, что культура
существует в одной-единственной форме – европейской.
Весь мир, кроме Европы, таким образом, представлялся
живущим во внекультурном или докультурном состоянии.
Такая позиция получила название европоцентризма.
Этот взгляд, по сути, стал оправданием колониальной
экспансии и культурной миссии европейцев.
8. РОСТ ЧИСЛА ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»
Альфред Кребер и Клайд Клакхон в книге«Культура, Критический обзор определений» (1952) подсчитали, что с
1871 по 1919 г. было дано 7 определений культуры, с 1920 по 1950 г. - 157
определений, в 2000г. – 500 определений.
Первое определение культуры было дано английским ученым Эдуардом
Тайлором в книге «Первобытная культура», написанной в 1871 г.
«Культура – исторически определенный уровень развития общества,
творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах
организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также
в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».
Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М., 2001, с.270-271.
8
9. 1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ
Совокупностьсозданных
ценностей
Мера
человеческого
в человеке
Искусственный
мир
Культура
Синтез
творческих
достижении
Способ
передачи
информации
Облагороженная
природа
10.
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРАДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРА
11.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА12.
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ13.
2. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ1. ИГРОВАЯ
2. СИМВОЛИЧЕСКАЯ
3. ОРУДИЙНО-ТРУДОВАЯ
4. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ
13
14. 1. ИГРОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ
Нидерландскийисторик,
философ,
исследователь культуры.
Главный труд: «Homo Ludens» (1918)
• Игровая культура впервые целостно была
сформулирована
голландским
историком
Йохан Хейзинга (1872-1945) в работе \"Homo
ludens\" Статья по истории культуры \"(1938)
Исследователь исходил из идей И. Канта, Ф.
Шиллера.
Йохан Хейзинга
(1872-1945)
• Игра – первооснова культуры.
• Искусство и есть разновидность игры.
• В веселой игре – искусстве
избавляются от забот и невзгод.
–
люди
14
15. 2. СИМВОЛИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ
Эрнст Кассирер(1874-1845)
Немецкий философ и культуролог..
Главный труд: «Философия символических форм».
Символизация – исток культуры.
В основе его концепции культуры – человеческая способность
к символизации, иными словами, подход к культуре с позиций
семиотики.
Язык, наука, искусство, религия, мифы суть составные
части символического круга, в котором живет и страдает
человек. То обстоятельство, что он, в отличие от животного,
обладает окружающей его символической системой, и
составляет специфику его жизни. По сравнению с другими
живыми существами человек находится как бы в новом
измерении действительности, живет не просто в физической, а
в символической вселенной. Язык, миф, искусство, религия,
все наши духовные проявления - части этой вселенной.
Исходя из этого Кассирер предлагает называть человека не
мыслящим животным, как это уже стало традиционным, а
символическим животным.
16. 3. ОРУДИЙНО-ТРУДОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ
Фридрих Энгельс(1820-1895)
Немецкий философ марксист.
Главный труд:
«Роль труда в процессе
превращения обезьяны в человека».
Вся деятельность человека орудийна. Благодаря
орудиям человек начал не просто приспособляться к
окружающей среде, как это делают животные, а
изменять её, преобразовывать. Животные могут
действовать лишь данными им от природы
биологическими органами. Лишь изредка животные
используют в качестве орудий какие-либо объекты
(камни, палки).
Орудийная деятельность способствовала развитию
мышления, сознания и речи.
Эта теория утверждает, что человек отличается от
других живых существ тем, что только он
целенаправленно изготовляет орудия и опосредует
ими свою деятельность.
•Деятельность животных инстинктивна, а у человека
протекает на сознательном уровне и для создания
искусственной среды – культуры.
17. 4. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ
Зигмунд Фрейд(1856-1939)
Австрийский психолог, психиатр.
Главные труды: «Табу и тотем», «Недовольство культурой».
Важным вкладом Фрейда в культурологию стали его
исследования подсознательного – той иррациональной и
«темной» части человеческой психики, где рождается творческий
порыв и такие связанные с ним понятия искусства, как
«вдохновение», «катарсис», «индивидуальный стиль».
По Фрейду, культура «охватывает, во-первых, все накопленные
людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами
природы и взять у нее блага для удовлетворения человеческих
потребностей; а во-вторых, все институты для упорядочения
человеческих взаимоотношений и особенно – для дележа
добываемых благ». Здесь преобладают биологические
мотивации: взять у природы блага для удовлетворения
потребностей и поделить их в интересах выживания. Не
случайно Фрейд был убежденным атеистом и противником
религии, рассматривая ее как «особую форму коллективного
невроза».
С другой стороны, культура предстает у австрийского психиатра
своеобразным
механизмом
социального
подавления
свободного внутреннего мира индивидов, как сознательный
отказ людей от удовлетворения их природных страстей. Всякая
культура вынуждена строиться на принуждении и запрете
18. 4. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ
Карл Густав Юнг(1875-1961)
Главный труд: «Метаморфозы и символы либидо».
Юнг считал, что в психике человека помимо индивидуального
бессознательного, существует и более глубокий слой —
«коллективное бессознательное», находящее свое выражение в
мифах, верованиях, сновидениях, произведениях литературы
и искусства.
«Архетипическая матрица», формирующая деятельность
фантазии и творческого мышления, лежит у истоков
повторяющихся мотивов человеческих мифов, сказок, нравов и
обычаев, вечных тем и образов мировой культуры.
Для теории культуры большое значение имела предложенная им
типология характеров, разделяющая людей на экстравертов
(т.е. обращенных вовне) и интровертов (т.е. обращенных к
своему внутреннему миру). Эта теория позволила Юнгу создать
ряд работ, посвященных основному различию между
цивилизациями Запада и Востока, их религиями, философскими
системами и мироощущениями.
При анализе художественных произведений, особенно в
литературе и изобразительном искусстве, нашли применение и
развитые
Юнгом
понятия
«комплекс»
и
«закомплексованность», отражающие особую направленность
художника и его творений.
19.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И УРОВНИ КУЛЬТУРЫЭтическая
Питания
Религиозная
физическая
Философская
Виды культуры:
Социальная,
культура
личности
Труда
Научная
Эстетическая
Политическая
Экологическая
Правовая
Экономическая
20.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И УРОВНИ КУЛЬТУРЫ21. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ, УРОВНИ КУЛЬТУРЫ
ВИДЫ КУЛЬТУРЫ - совокупности правил, норм и моделей поведения,которые являются разновидностями более общей культуры.
Доминирующая (общенациональная) культура включает:
национальную и этническую.
В культуре можно выделить следующие составляющие:
а) субкультура и контркультуры
б) сельская и городская культуры
в) обыденная (повседневная) и специализированная культуры
Формы культуры
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень,
различают три ее формы:
а) элитарную
б) народную
в) массовую
22. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ, УРОВНИ КУЛЬТУРЫ
ЭЛИТАРНАЯ – высокая культура, создается привилегированной частьюобщества или по ее заказу. Она включает изящное искусство, классическую
музыку и литературу, как
правило, трудное для восприятия
неподготовленного человека. Элитарная культура на десятилетия опережает
уровень восприятия среднеобразованного человека.
Формула элитарной культуры – «искусство для искусства».
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА состоит из двух видов – популярной и
фольклорной (этнической) культуры. Популярная культура описывает
сегодняшний быт, нравы, песни, танцы народа, а фольклорная – его
прошлое, историческое наследие.
•В народной культуре можно выделить два уровня – высокий, связанный с
фольклором (народные предания, эпос, сказки, мифы и др. и сниженный,
ограниченный, так называемой, поп-культурой. Высокая (фольклорная)
народная
культура
создается
анонимными
авторами,
но
это
высокохудожественные произведения.
•МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – возникает в сер. XX в.
•Массовая культура является авторской, у нее широкая аудитория, она
отвечает на сиюминутные запросы людей, реагирует на новое событие.
Поэтому образцы массовой культуры быстро выходят из моды.
23. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И УРОВНИ КУЛЬТУРЫ
ПРИНЯТО РАЗЛИЧАТЬ МАТЕРИАЛЬНУЮ И ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ.Материально-духовный характер духовной культуры проявляется в том,
что многие творения духовной культуры имеют материальное воплощение –
театр, архитектура, литература, музыкальные инструменты и др., когда трудно
разделить
духовную
и
материальную
составляющие
культуры.
Материальная культура – орудия и средства труда, техника и сооружения,
производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства
сообщения, транспорт, предметы быта, человеческая телесность, здоровье,
физическая культура и спорт, мода и т.д.
Духовная культура – наука, мораль, право, религия, искусство и литература,
образование, институты культуры.
Это познавательная, интеллектуальная деятельность: философская,
нравственная, религиозная, правовая, художественная, педагогическая. К
духовной культуре можно отнести и сферу отношений людей:
межличностных, в процессе производства продуктов материальной и
духовной деятельности и т.п.
24.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И УРОВНИ КУЛЬТУРЫКультура
Формы культуры
Материальное
Духовная
Духовные учения
Архитектура
Мораль
Техника
Мифология
Предметы культа и искусства
Религия
Украшения и.т.д.
Философия
Наука
Право
Образование
Искусство
25.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И УРОВНИ КУЛЬТУРЫМассовая культура
Уровни
Характеристики
Мид-культура
Ориентированность на
гомогенную аудиторию
Опора на эмоции,
коллективное бессознательное
Кич-культура
Эскейпизм, алармизм
Арт-культура
Быстродоступность
Быстрозабываемость
Традиционность
и консерватизм
Поверхностность
и занимательность
26.
4. Функции культурыИнформационная
Коммуникативная
Адаптивно-охранительная
Нормативная
Ценностная
Потребительская
Духовно-нравственная
Семиотическая
26
27. 4. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ
Функции культуры это совокупность ролей, которые выполняет культура поотношению к сообществу людей, порождающих и использующих её в своих
интересах.
Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный
характер жизнедеятельности людей.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ:
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ - культура как форма трансляции социального
опыта, обеспечивающая историческую преемственность, передачу и
сохранение информации.
2. КОММУНИКАТИВНАЯ – культура формирует средства человеческого
общения; культура – условие и результат общения людей
3. АДАПТАЦИОННО-ОХРАНИТЕЛЬНАЯ – культура обеспечивает
приспособление человека к окружающей среде. Чем меньше зависимость
человека от природы, тем больше его зависимость от культуры. Адаптация
культуры к переменам в данном обществе и мировом сообществе в целом и
сохранение своей собственной культурной идентичности.
28.
4. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ4. НОРМАТИВНАЯ (регулятивная), обеспечивающая соблюдение законов
морали, этикета, традиционных форм поведения, принятых в обществе
(конкретном).
5. ЦЕННОСТНАЯ (аксиологическая), определяющая значимость,
ценность явлений материально-духовной сферы. Актуализация ценностей.
6. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ - разрядки психологических напряжений,
антистрессовая.
7. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ – воспитательная роль культуры.
8. СЕМИОТИЧЕСКАЯ (знаковая - от гр. semioos – знак). Знаки вербальные и невербальные системы образов культур народов.
29. 5. ЦЕННОСТИ И НОРМЫ КУЛЬТУРЫ
•Предметы культуры отличаются от природных объектов тем, что онинаделены особым свойством – быть ценностями.
•Ценности духовной культуры могут быть структурированы различным
образом:
•1) по содержанию (три основные области – наука, нравственность,
искусство):
•наука опирается на разум, рациональность, научные ценности наиболее
объективны;
•нравственные – в большей степени, видимо, зависят от времени, традиций
и обычаев конкретного сообщества людей, и совестливость;
•художественные ценности, искусство более опирается на чувство, эмоции,
творческое начало, субъективный мир человека. Однако в своей взаимосвязи
они должны воплощать идеалы Истины, Добра и Красоты.
•2) по степени распространения духовные ценности можно
классифицировать как общечеловеческие, национальные, сословноклассовые, групповые, семейные, индивидуально-личностные.
30. 5. ЦЕННОСТИ И НОРМЫ КУЛЬТУРЫ
Существуют различные варианты типологии ценностей.ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ:
• Витальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние
т .д.
• Социальные
–
семья,
дисциплина,
трудолюбие,
предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и пр.
• Политические – гражданские свободы, законность,
конституция, мир и др.
• Моральные – добро, любовь, честь, порядочность, уважение
к старшим, любовь к детям и т.п.
• Религиозные – Бог, Священное Писание, вера и пр.
• Эстетические – красота, стиль, гармония.
31. 5. ЦЕННОСТИ И НОРМЫ КУЛЬТУРЫ
Культура осуществляет в обществе нормативно-ценностную роль.Она реализуется в следующих формах:
•обычаи, нормы, правила и образцы поведения человека, сложившиеся в
конкретно-исторических социальных условиях;
•нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и
ценности, различные идеи и научные знания.
Нормы – правила, регулирующие человеческое поведение.
•«Нормальное» поведение – ожидаемая, общепринятая форма поведения,
«ненормальное» – отклоняющееся от общепринятых стандартов, девиантное
(от лат. deviatio – отклонение).
•Культурные нормы – передаются от поколения к поколению и
превращаются в обычаи, традиции, которые могут сохраняться веками.
Национальное своеобразие культур в значительной мере обусловлено
действующими в них нормами поведения.
•Смена норм сопровождается чаще всего различными трудностями и
беспорядками.
32. 5. ЦЕННОСТИ И НОРМЫ КУЛЬТУРЫ
•Общекультурные нормы – правила поведения в публичных местах,правила общепринятой вежливости; гражданские права и обязанности,
установленные законом; этикет, отношения между мужчинами и женщинами
и т.п.
•Групповые нормы – социального класса (рыцарство),
корпорации, вуза, болельщиков футбольной команды
военных,
•Ролевые нормы – отца, сына, чиновника, преподавателя …
Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины, все актеры,
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
В. Шекспир
•Чем выше уровень духовной культуры, тем сложнее система регулятивов.
Большее значение приобретают ценности.
33. 6. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - (лат.: civilis - гражданский, государственный, городской).•Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл философ
•Адам Фергюсон, который подразумевал под этим термином
•стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся
наличием общественных классов, городов, письменности и др. подобных явлений.
Понятие цивилизация как и культура также имеет много смыслов.
1. Как синоним культуры.
2. Как ступень культуры, следующая за варварством (дикость- варварство цивилизация) (Л.Морган, Ф.Энгельс).
3. Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной
культуры и особый тип органической целостности (античная цивилизация,
западноевропейская цивилизация).
4. В некоторых культурологический теориях – эпоха деградации и упадка
культуры , последняя стадия развития каждого типа культуры (О.Шпенглер,
А.Тойнби).
5. Высшая стадия развития культуры.
34. 6. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
1) общефилософское значение — социальная форма движения материи,обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём
саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в
масштабе космического устройства);
2) историко-философское значение — единство исторического процесса и
совокупность материально-технических и духовных достижений человечества
в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);
3) стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением
определённого
уровня
социальности
(стадия
саморегуляции
и
самопроизводства при относительной независимости от природы
дифференцированности общественного сознания);
4) локализованное во времени и пространстве общество. Локальные
цивилизации являются целостными системами, представляющими собой
комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и
развивающиеся по законам витальных циклов.
35. 6. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
В XX в. выявились противоречия в понимании сущности культуры ицивилизации, осознание кризиса культуры.
Их пытались объяснить О. Шпенглер, Н. Бердяев, Ф. Ницше и другие
мыслители.
Исторические изменения во взаимоотношениях культуры и цивилизации.
Понятие «культура» – явление более древнее, она сопровождает всю
историю существования людского рода, термин «цивилизация – определяет
особое состояние культуры, характерное для ее развития на протяжении
нескольких последних тысячелетий.
Цивилизация – зарождается в городах, связана с разделением труда,
развитием государственности (правители, чиновничество, жречество), знания
и науки, образования, армии и т.п. Постепенно появляется новый
исторический тип культуры, названный впоследствии цивилизацией.
•Цивилизация – предполагает развитие интеллекта и нравственности,
степень и уровень очеловечивания народов.
•В цивилизованном обществе – гражданское общество сближается с
буржуазным; граждане объединяются по интересам; гражданское общество
создает основу буржуазной демократии.
36.
КУЛЬТУРАКультура – совокупность духовных
возможностей человеческого
общества на той или иной ступени
развития.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Цивилизация - совокупность
условий, необходимых для
осуществления этих возможностей.
Культура задает смыслы и цели
Цивилизация обеспечивает
общественного и личностного бытия. формы социальной организации, технические
средства, регламент человеческого поведения.
В культуре символически
выражена духовная жизнь.
Цивилизация превращает идеальные планы
культуры в реальные
программы, в выполнение которых
вовлекаются массы людей.
Культура есть явление
индивидуальное и неповторимое.
Цивилизация есть явление
общее и повсюду повторяющееся.
Культура имеет душу.
Цивилизация же имеет методы и
Орудия
37. Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации
Первобытноесостояние
Традиционная
Культура
Индустриальная
Культура
Постиндустриаль
ное Общество
(в тенденции)
Доцивилизационный тип
культуры
Цивилизация в
Культуре
Культура в
Цивилизации
Отождествление
Культуры и
Цивилизации
38. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
• Основная литература•1. Багновская, Н. М. Культурология: учебник. - Москва: «Дашков и К», 2016.
•2. Грушевицкая, Т. Г. Культурология: учебное пособие / Т. Г. Грушевицкая, А. П.
Садохин. – Москва: Альфа-М: «Инфра-М», 2016.
•3. Доброхотов А.Л. Культурология в вопросах и ответах: учебное пособие. – Москва:
«Проспект», 2015.
•4. Жолдубаева А.К. Культурология: практикум. - Алматы: Казну им.аль-Фараби, 2014.
•5. Габитов Т.Х., Абдигалиева Г.К., Исмагамбетова З.Н. Философия культуры: Учебник
для студентов вузов и колледжей. – Алматы: «Эверо», 2013.
•Дополнительная литература
•1. Рахманалиев Р. «Империя тюрков. История великой цивилизации» / науч.ред. Н.Н.
Цовма. – М.: РИПОЛ классик, 2017.
•2. Дианова, В.М. Культурология: учебник. – Москва:Юрайт», 2016.
•3. Культурология»: учеб. / под ред. А.С.Мамонтова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издво «Юрайт», 2016.
•4. Акимбеков С.М. История степей: феномен государства Чингисхана в истории
Евразии. – Алматы: ТОО «Институт Азиатских исследований». 2-е издание,
исправленное и дополненное, 2016.
•5. Айсина, Ф.О. Культурология. История мировой культуры: учебник. – Москва:
«ЮНИТИ-ДАНА», 2013.
•Интернет-ресурсы
•http://www.gran dars.ru/college/s ociologiya/pony atie-kultury.html,
http://iph.kz/doc/ru/450.pdf