Похожие презентации:
Ключевые слова в мифологическом нарративе
1.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВАВ МИФОЛОГИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ
С. М. Краснова, факультет русской филологии и иностранных
языков (направление «Русская филология и коммуникативные
практики»), магистратура, II курс.
(научный руководитель – доцент Н.В. Большакова)
2.
МИФклассическая философия
и психоанализ
семиотическая школа
структуралистский
подход
СИСТЕМА
АРХЕТИПОВ
САМЫЙ ЧАСТОТНЫЙ
ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ
ТЕКСТ
МОДЕЛИРУЮЩАЯ
СИСТЕМА
(МЕТАЯЗЫК)
СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ, УСТАВНОЛЕНИЯ ПРИЧИННОСЛЕДСВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
3.
Источниковая база исследования:тексты мифологических рассказов,
которые опубликованы в 3-хтомном
издании «Мифологические рассказы
псковско-белорусского пограничья»
(2021, 2022, 2023 гг.)
Методы:
• дискурсивный анализ при
сравнительном анализе
языкового материала;
• элементы системно-структурного
метода.
4.
5.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:• слова-маркеры, наделенные символическим
характером, оцениваются как носители смыслов,
как отражение большого пласта народных
представления о мире.
• параметр поиска, важный для пользователя сайта,
т.к. позволяет ему осуществить тематическую
выборку.
6.
ТИПЫ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ1. Ключевые слова, разработанные в фольклорных указателях на
основе сюжетов и мотивов народной мифологической прозы,
«поисковые подсказки» [1];
2. Ключевые слова самого текста как речевого жанра, отражение
индивидуальной позиции конкретного рассказчика в пределах
определенного текста.
[1] Большакова, Н. В. Цифровой кластер как система электронных форм представления региональной народной
культуры и языка // Русский язык: прошлое, настоящее, будущее (аннотированные доклады, презентации, статьи)
[Электронный ресурс]. – СПб.: Редакция альманаха «Говор», 2022. – С. 432.
7.
ГРУППЫ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВВТОРОГО ТИПА (список неполный)
1. Наименования объектов природы (натурфакты)
2. Наименования предметов вещного мира (артефакты)
3. Наименования человека:
• слова внешней характеристики рассказчика
• лексика эмоционального состояния
• региональные особенности речи (диалектизмы)
4. Представления о мире:
• пространственные наименования
• временные наименования.
8.
Объекты природы (натурфакты):– наименования растений, вещей, животных и других реалий
повествования, встречающиеся субъекту по ходу действия рассказа;
• Имеют двойственное значение и могут служить предупреждением
(брешет собака на дворе; трава порвáнная [2]) или добрым знаком
(папоротник цветить в эту ночь. Это очень, говорят, к счастью…
народу
[Там
же]),
инструментом
для
получения
сверхъестественных способностей или же оберегом (... это
чертополох так называется, я думаю. Они его над дверями
вешали...Чтоб колдуны не пришли [Там же]).
[2] Мифологические рассказы псковско-белорусского пограничья : Монография. В 3 ч.: Тексты.
Комментарии. Исследования. Аудиоприложение / автор-составитель Г. И. Площук ; под ред.
Н. В. Большаковой. – Ч. 1. – Псков : ЛОГОС, 2021. – 382 с. ; Ч. 2. – Псков : Конкорд, 2022. – 566 с. ; Ч. 3. –
Псков : Логос, 2023. – 502 с.
9.
Предметы вещного мира (артефакты):– слова, обозначающие предметы быта, устройства дома и
хозяйства, к которым в рамках текста проявляется
знаковое отношение, что тесно связано с практическим
пользованием ими.
Например, конкретные наименование сосуда для молока,
который используется при доении: Между ног у неё стоит
подойник ; у ей целая доёнка была [Там же].
10.
Слова внешней характеристики лиц:– описание человека посредством
физических характеристик.
упоминания
его
• Позволяют определить представителя самой нечистой
силы или связи с ней. Так, колдуны имеют злое лицо
(вот эти вот колдуны – люди злые, у них по
физиономиям можно определить [Там же]), люди
меняются в лице после встречи с нечестью (лицо чёрное,
всё побитое; сделаются шоклатым рукам, девок
хватают; ... волоса распущенные. Может, как это
ведьма ходила, колдунья или ведьма, как они назывались
[Там же]).
11.
Диалектизмы:– перечень ключевых слов, определяющий нарратора по
параметру региональной идентичности (Я бег рано
утром, до восхода солнца, к выгородке*, где телята
паслись...
Вижу: баба из нашей деревни (звали ее
Прасковья) ездит на палке верхом кылы старого гумна.
(выгородка – «огороженное место для скота»),
бегить свинья на двор, кнороз*
(кнороз – некастрированный поросенок, хряк) [Там же]).
12.
Лексика эмоциональное состояния:– лексика, описывающая внутренние состояние рассказчика,
позволяющая читателю воссоздать событийную реальность
через языковое выражение отношения нарратора к реалиям
мифологического повествования.
• Подразделяется на 2 группы:
1) слова, выражающие эмоции: И эта свинья объявилась: «Ай,
лихонько мне!»; Ой! [пауза и глубокий вздох] Ну ладно! [Там же].
2) слова, называющие эмоции, отражающие чувства субъекта
повествования по отношению к объекту или происходящему
событию: Мы испугались и побежали за соседями; Я обробел; Они
улякнулись
(испугались); . Ой, страшно!; Мальцы были
переполохавши [Там же].
13.
Пространственные и временные наименования:– маркеры хронотопа в рассказе
• Ключевой концепт «свой – чужой».
• Некоторые локусы в тексте мифологической прозы становятся
местом пересечения «своего» и «чужого»: Пришла рано утром
на могилу; кто-то с кладбища выбегает и через дорогу бежит.
• Нахождение рассказчика или другого персонажа в конкретном
месте происходят в определенное время: Мать говорила, что,
мол, вот едут ночью, и где дорога, перякрёсток, и вот казалося,
что кто-то стучал, как будто это или ведьма какая-то ходила;
Это колдуньи вот делают на Ивана на этого [Там же].
14.
Ключевые словапервого типа
• характеризуют
текст как явление
фольклора и
выявляют
особенности
фольклорной
традиции
Ключевые слова
второго типа
• описывают текст как
нарратив;
• фиксируют региональные
особенности языка;
• индивидуализируют
рассказ при сохранении в
нем жанровых
особенностей;
• становятся носителями
15.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ1.
Элиаде, М. Аспекты мифа. – М.: Академический проект, 2001. – 240 с.
2.
Никитина, С. Е. Устная народная культура и языковое сознание / С. Е Никитина. – М. :
Наука, 1993. – 385 с.
3.
Черванёва, В. А. «Рассуждающий» повествователь в мифологическом нарративе // Вестник
РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». – 2017. – Вып. 12. – С. 9–16.
4.
Путилов, Б. Н. Современная фольклористика и проблемы текстологии / Б. Н. Путилов //
Русская литература. – 1963. – № 4 – С. 100–114.
5.
Большакова, Н. В. Цифровой кластер как система электронных форм представления
региональной народной культуры и языка // Русский язык: прошлое, настоящее, будущее
(аннотированные доклады, презентации, статьи) [Электронный ресурс]. – СПб.: Редакция
альманаха «Говор», 2022. – С. 431–434.
6.
Мифологические рассказы псковско-белорусского пограничья : Монография. В 3 ч.:
Тексты. Комментарии. Исследования. Аудиоприложение / автор-составитель Г. И. Площук ; под ред.
Н. В. Большаковой. – Ч. 1. – Псков : ЛОГОС, 2021. – 382 с. ; Ч. 2. – Псков : Конкорд, 2022. – 566 с. ; Ч. 3. –
Псков : Логос, 2023. – 502 с.
7.
Псковский областной словарь с историческими данными. – Вып. 1–28 / под ред.
Б. А. Ларина [и др.]. – Л. / СПб. : ЛГУ / СПбГУ, 1967–2021.
8.
Шаховский, В. И. Эмоции: Долннгвистика, лингвистика, лингвокультурология. – М.:
Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 128 с.
9.
Эмер, Ю. А. Миромоделирование в современном песенном фольклоре : когнитивнодискурсивный анализ : автореф. дис. … д-ра филол. наук / Ю А. Эмер. – Томск, 2011. – 39 с.