Похожие презентации:
Чикагская школа социологии
1.
ЧИКАГСКАЯШКОЛА
СОЦИОЛОГИИ
Р.Парк
Подготовил:
Клименков Александр Витальевич
студент ЗиК/б-20-1-о
Севастополь 2020
2.
⦿Чикагская школадна из первых школ в социльных науках, занимала
оминирующее
оложение в американской с
циологии,
оказала значительное
лияние на развитие социол
гии.
3.
ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ⦿Подготовительный этап:
охватывает период с 1892-го по 1915 г., т.е. с
момента создания социологического факультета
Чикагского университета до оформления
центральных идей эмпирической социологии
лидерами школы Р. Парком и Э. Бёрджессом на
основном этапе ее деятельности.
4.
ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ⦿Основной этап:
начинается с того времени, когда Р. Парк и Э.
Бёрджесс постарались сформулировать
центральные, принципиальные положения,
касающиеся развития социологии и конкретных
эмпирических исследований.
5.
⦿Роберт Парк (18641944) - основательЧикагской школы
социологии, организатор
"Общества социальных
исследований" (1920)
определял социологию
как науку о коллективном
поведении.
Центральными темами
его социологических
исследований были
расовые отношения и
городская среда.
6.
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙЭВОЛЮЦИИ
⦿Концепцию социальной эволюции
американский социолог представил как продукт
взаимодействия природы индивида с
окружающей его социальной и естественной
средой. Согласно его представлению, общество
помимо социального (культурного) уровня имеет
биотический, лежащий в основе всего
социального развития. Движущей силой этого
развития он считал конкуренцию.
7.
⦿По мере продвижения к культурному порядкуусиливаются социальные связи
(пространственные, экономические,
политические и, наконец, моральные),
ограничивая свободу конкуренции и сдерживая
биотическую стихию. Общество в процессе
эволюции достигает оптимальной
"соревновательной кооперации" и "согласия".
Конфликт и консенсус рассматривались в его
концепции как взаимосвязанные и
взаимодополняющие стороны единого
эволюционного процесса.
8.
⦿Соревнование рассматривалось Р. Парком какчеловеческая форма борьбы за выживание,
характерная для всей жизни. Соревнование в
его понимании было не социальным, а в
значительной степени бессознательным и
безличным. Первичной областью соревнования
он признавал экономическую деятельность.
Экономическое соревнование порождало тот
вид порядка, который именовался им как
экологический.
9.
⦿При рассмотрении политического процесса Р.Парк демонстрирует, как соревнование может
стать осознанным и принять форму конфликта.
С его точки зрения, приспособление - это
попытка индивидуумов и групп внутренне
адаптироваться к ситуациям, созданным
соревнованием и конфликтом. Когда это
происходит, конфликт утихает. Ассимиляция
завершает процесс благодаря глубокой
трансформации личностей под влиянием
интимных контактов.
10.
⦿Методологическая позиция Р. Парка,обусловленная пониманием им форм
общественной эволюции: конкуренция конфликт - приспособление - ассимиляция
выступала в качестве принципа исследования
миграционных процессов на Американском
континенте. Особое внимание он уделял
изучению выхода рас и народов из различного
рода изоляции: географической, экономической
и культурной.
11.
⦿Маргинальная личность - это продуктестественного культурного процесса,
расширяющегося взаимодействия культур. Этот
тип личности появляется в том месте и в то
время, где и когда из конфликта рас и культур
начинают возникать новые сообщества, народы,
культуры.
12.
⦿В 1930-е гг. Р. Парк, читая курс по социальнойэкологии, написал по данной теме ряд статей, из
которых "Социальная экология" признается
программной. В этой статье социолог обратил
внимание на то, что помимо социальной организации
существует система жизненных функциональных
связей между людьми, которая может быть описана
как "симбиотическая, или экологическая". В процессе
научного исследования данной проблемы им были
введены в научный обиход такие понятия, как "сеть
жизни", "симбиоз", "биотическая основа общества",
"социальное равновесие".
13.
⦿По мнению Р. Парка, существование иразвитие общества зависят от того, насколько
успешно оно передает от одного поколения к
другому свои обычаи, нравы, навыки и идеалы,
которые как элементы культуры могут быть
определены одним понятием - "согласие".
Основой разнообразия, тесноты социальных
связей, консенсуса, социального
приспособления выступает свобода
передвижения.
14.
⦿Вводя понятие "статус", отражающий общийиндивидуализм американской социологии, Р.
Парк делает акцент в социальных
исследованиях на межличностные отношения и
личность. Понятием "статус" он обозначает
личное положение индивидуума в группе по
отношению к другим..
15.
⦿В соответствии с представлениями Р. Парка оличной свободе, наиболее свободный тип
личности - маргинальный человек, так как он не
связан полностью ни с одним из видов традиций,
моральных норм, ни с одной культурой. Если
следовать логике социолога, то общество
представляет собой совокупность нравов,
обычаев, "согласия", а социальные изменения
связаны, прежде всего, с изменением
моральных норм, индивидуальных установок.
16.
⦿Таким образом, социальные изменениявызваны эволюционным преобразованием
человеческой природы и индивидуальных
установок, а уже потом - и социальных
институтов. По его мнению, характер изменения
общества обусловлен биотически.