Похожие презентации:
Августин Аврелий (Блаженный Августин)
1.
Августин Аврелий (Блаженный Августин)Августин Аврелий (354 –
430гг.) – крупнейший
представитель латинской
патристики, сыгравший
важную роль в истории
европейской философии.
Августин оставил после
себя многожанровое
наследие: около 100
трактатов (наиболее
известные из которых «О
христианской науке», «О
Троице», «Пересмотры»),
300 писем, более 800
проповедей.
2.
Биография и творчество Августина в связи с егоинтеллектуальной эволюцией.
В творчестве Августина можно выделить 3 основных периода.
Для первого периода (386 – 395) характерны сильное
влияние античной, преимущественно неоплатонической,
догматики, высокий статус рационального.
Для второго периода (395 – 410) характерно преобладание
экзегетических трудов и религиозно-церковной
проблематики.
Для третьего периода характерны труды по эсхатологии и
проблеме предопределения.
3.
Биография и творчество Августина в связи с егоинтеллектуальной эволюцией.
Августин родился в небогатой семье. Мать, Моника,
была ревностной христианкой и впоследствии стала
для сына образцом духовного совершенства. Отец,
Патриций, член муниципального совета Тагасты,
принял крещение незадолго до смерти. Закончив
начальную школу в Тагасте, он изучал риторику. В
372 г. Августин познакомился с диалогом Цицерона
«Гортензий», почувствовал интерес к поискам
мудрости и с тех пор воспринимал античные
философские традиции сквозь призму сочинений
Цицерона. В это же время началось увлечение
манихейством, которое не мешало дальше
знакомиться с философией и свободными науками. В
374 г. прочитал «Категории» Аристотеля и начал
собирать материалы для сочинений «О грамматике»,
«О риторике», «О музыке», «Об учителе», «О
диалектике». В начале 380-х гг. был близок к
идейному разрыву с манихеями.
4.
В 383 Августин переехал в Рим, начал преподавать риторику и пережилкратковременное увлечение академическим скептицизмом. В 380-х после
знакомства с трудами Плотина, Порфирия в его сознании произошёл ещё
один переворот. С этого времени «платонизм» прочно занимает первое место
в иерархии философских предпочтений Августина. 368,367 провёл в
Кассициаке в обществе друзей и учеников. Здесь написаны первые из его
сохранившихся сочинений: «Против академиков», «О блаженной жизни»,
«О порядке», «Монологи». В 387 г. был крещён Амвросием, с 387 по 388 жил
в Риме, готовясь к возвращению в Африку. По возвращении в Тагасту (388)
создал монашескую общину. В это время начат трактат «О 83-х различных
вопросах» (платоническое влияние), написан диалог «Об учителе», трактат
«Об истинной религии» (с опорой на Порфирия), трактат «О свободном
решении» (основан на теодицее рационалистической этики долга,
напоминавшей стоическую), а также цикл трактатов, содержащих критику
манихейского дуализма.
5.
В 391 Августин был рукоположен всвященники г. Гиппон-Регий, с 395 до
конца жизни состоял местным
епископом. В 396 он начал трактат «О
христианской науке». К 397 – 401
относится «Исповедь», затрагивающая
целый ряд теоретических проблем.
Принципиально важен для творчества
Августина трактат «О Троице». С начала
410-х он уделяет много сил полемике с
пелагианами и создаёт цикл трактатов, в
которых порывает с этическим
рационализмом и развивает концепцию
абсолютного божественного
предопределения. В 412 начинает работу
над итоговым и во многом самом
значительном своим сочинением «О
Граде Божьем» (посвящено вопросам о
сотворении мира и конце света).
Блаженный Августин умер 28 августа 430
года в Гиппоне, осажденном германским
союзом племен – вандалами.
6.
Учение Августина о бытии.Проблема Бога и его отношение к миру является в философии
Августина центральной. Первенство Бога над всем остальным
имеет для Августина большое философско-теологическое
значение, т. к. в этом случае он выступает причиной любого
существования и всех изменений в мире. Если бы творческая
сила Бога прекратилась, мир тотчас бы вернулся в небытие.
Идея постоянного творения мира Богом приводит Августина к
концепции провиденциализма, согласно которому всё, что
происходит в мире, заранее предопределено Богом (концепция
предопределения). Оно включает в себя учение о благодати и
идею о существовании конечной цели истории, которая
понимается как осуществление Божественного плана и которая
должна завершиться установлением Божьего царства.
7.
Теория времени Августина Блаженного.Этой проблеме посвящена 11 книга «Исповеди». По
Августину, время существует во взаимосвязи с
сотворенным миром. Время есть мера движения и
изменений. Оно проявилось как следствие Божественного
творения. Августину принадлежит идея о том, что
прошлого и будущего не существует, есть только
настоящее. На этой идее основана августиновская защита
христианских представлений о сотворении мира, поскольку
отпадает вопрос о том, что делал Бог перед тем, как
сотворил мир. Ведь понятие времени имеет силу только по
отношению к сотворённому миру.
8.
Решение проблемы соотношения веры и разума.Августин считал, что вера и разум взаимосвязаны и дополняют
друг друга. Вера нуждается в разуме как доказательстве и
инструменте истолкования сущности Бога и его деяний.
Разум же, который мыслит Бога и даёт знание о нём,
должен опираться на догматы Священного писания, чтобы
не впасть в заблуждение или ересь. Августин считает целью
философии создать учение о Боге как о творце всего
сущего. Без веры разум пуст, а вера без разума, дающего
знание о Боге, слепа. Вера стимулирует понимание, разум
укрепляет веру. «Итак, – делает вывод Августин, – что я
разумею, тому и верю; но не всё, чему я верю, то и разумею.
Всё, что я разумею, то я знаю; но не всё то знаю, чему
верю».
9.
Учение Августина о человеке.Августин рассматривает человека в его
нравственном измерении. Человек, по
Августину, сотворён Богом. Однако
человек впадает в грех, заключающийся в
служении своей телесности, в стремлении
постичь не истину Бога, а наслаждения от
телесного бытия. Отсюда следует тезис –
зло содержится в самом человеке,
порождаемое его волей. По мнению
Августина, нравственным долгом для
человека является следование
Божественным заповедям. Вера помогает
обрести человеку нравственные
ориентиры. Заслуга Августина
заключается в том, что он впервые
показал, что жизнь души есть нечто
невероятно сложное и вряд ли до конца
определимое.
10.
Общество и история: учение о двух градах.Августин ввёл идею линейности исторического времени. Он мыслил
историю как поступательное движение к нравственному
совершенству. Цель истории он видит в нравственном прогрессе.
Философ выделяет следующие этапы истории: 1) творение мира; 2)
центральное событие истории – приход на землю Иисуса Христа;
3) предстоящий Страшный суд. По Августину, человечество
образует в историческом процессе 2 «града»: «град земной» и
«град Божий». Земной град составляют люди, желающие жить «по
плоти», сосредоточенные на материальных ценностях. Божий град
составляют люди, ориентированные на религиозные ценности,
живущие «по духу». Но при этом не все члены церкви – подлинные
граждане Божьего царства, а праведники есть и в миру. Борьба
двух градов – столкновение добра и зла. Она должна завершится
отделением земного и Божьего градов. Это произойдёт на
Страшном суде, который положит конец миру и истории.
11.
Значение деятельности Августина дляпоследующего философского и культурного
развития велико. Он систематизировал
христианскую философию, разработал наиболее
полное толкование догматов веры. Его
философия предопределила темы и отчасти
даже выводы западноевропейских философов на
многие века вперед. Он внёс значительный вклад
в осмысление внутреннего мира человека,
нравственного идеала, совести. Также имели
большое значение рассуждения Августина
Аврелия о времени и истории для дальнейшего
развития философии.
*************