Похожие презентации:
Скульптура России 2 половины XIX века
1.
Скульптура России 2 половиныXIX века
Развитие русской скульптуры второй половины XIX века тесно связано с
процессом становления реализма в русском искусстве.
2.
В 1851 году были упразднены должности ректора скульптуры и профессоравторой степени «по части ваяния фигур и орнаментов».
Происходит утрата монументальности, теряется связь с архитектурой, идёт
преимущественное развитие станковой скульптуры.
В этот период устанавливаются скульптурные памятники личностям,
имеющим большое общественное значение: деятелям культуры, науки,
полководцам, ученым, писателям. В станковой скульптуре культивируется
подчеркнутая будничность сюжетов и образов, обыденность трактовки, что
указывает на интенсивное рождение скульптуры реалистического плана.
В отличие от первой половины девятнадцатого века с его стилем
строгого классицизма, во второй половине девятнадцатого века в
произведениях станковой скульптуры появились жанровые и
бытовые сцены народной жизни.
3.
Каменский Фёдор Фёдорович (1838-1913гг.)«Вдова и сын» (1867г.)
«Первые шаги»(1872г.)
4.
Представив в 1866 году на суд русской публики свое новое произведение"Вдова с ребенком", выполненное им в Италии, скульптор окончательно
сформулировал свою творческую позицию в искусстве, заявив, что считает
реализм в скульптуре "первым условием для удовлетворения требований
нашего времени".
"Вдова", за которую в 1868 году скульптор получил звание академика,
встретила горячее одобрение критики. "Смелость Каменского удивительна!"
— заговорили публика и журналы. "Он осмелился вместо богов и богинь, с
их пленительной наготой, изображать горе какой-то овдовевшей титулярной
советницы, — писал Стасов. — Каждого, понимающего новое искусство,
должно сильно радовать внимание, тот же час устремленное публикою на
работу Каменского".
Не имея возможности, в силу формальных свойств самой скульптуры,
изобразить социальные и сюжетные конфликты, получившие столь
широкое распространение в живописи передвижников, Каменский
обращается к аллегории. Характерный пример тому — самая знаменитая
работа скульптора "Первый шаг", выполненная в гипсе в 1869 году.
5.
(1828 -1903гг.)Скульптор Сергей Иванович Иванов уже в
середине XIX века создал статую «Мальчик в бане»
(1858). Она представляет собой обнаженную
фигуру крестьянского мальчика, поливающего себя
водой из деревянной шайки.
Согласно традиции, он показывает тело
обнаженным, но, желая избежать условного
характера изображения, ищет сюжета, в котором
нагота являлась бы вполне оправданной.
У предшественников Иванова представление о
человеческой красоте было еще неразрывно
связано с античными нормами пропорций, с
идеальностью форм и линий. В плотном и
коренастом «Мальчике» Иванова мы сталкиваемся
уже с иной трактовкой скульптурных форм.
Идеальное начинает вытесняться характерным.
6.
Антокольский Марк Матвеевич (1842-1902гг.)В 2016 году к 150-летию основания Русского
„Нестор Летописец“ 1890
7.
Принципиальное новшествотрактовки и подчеркнутый реализм
изображения проявились в том, что
главный акцент перенесен на
психологическую характеристику
образа "мучителя и мученика"
„Иван Грозный“ 1860
Не только страшные муки совести
определяют его внутреннее
состояние, но и накипающая злоба,
жажда мщения, гнев и неиссякаемая
сила духа. Все это отражено в
выражении лица первого русского
царя, в жесте руки, вонзившей посох,
в соединении несоединимого —
поминального синодика и трона,
монашеского одеяния и
неукротимости страстей. Замкнутая
композиция с элементами
асимметрии отражают
сосредоточенность образа и его
внутреннюю борьбу.
8.
Выполненные из дерева горельефы «Еврей – портной» (1864г.) и «Еврей – скупой» (18659.
МикешинМихаил
Осипович
В
левой руке Екатерина
держит
лавровый
венок, как будто собирается возлагать его на
голову героя. Правой рукой императрица
уверенно сжимает символ царской власти –
скипетр, а у её ног покоится корона
Российской империи.
(1835-1896гг.)
Этими символами М. Микешин хотел
показать, как уверенно Екатерина II держала
бразды правления в своих руках, и как легко
и покорно страна подчинялась её
царственной воле.
Поза императрицы отмечена горделивой
осанкой, ведь ей выпало на долю управлять
огромной и сильной державой, но в то же
время вся фигура дышит покоем и
умиротворением. На губах Екатерины II
играет лёгкая полуулыбка, взор устремлён
на Невский проспект.
Памятник Екатерине II в Санкт-
10.
В 1860 году был объявлен конкурс налучший проект задуманного памятника.
Среди прочих соискателей свою модель
представил совсем ещё молодой по тем
временам Михаил Микешин. Жюри
Академии художеств не сразу допустило
его до участия в конкурсе. На это было
две причины: возраст, всего 25 лет, и
отсутствие образования по скульптурной
дисциплине. Михаил с отличием
закончил Петербургскую Академию
художеств, получив образование
художника.
Скульптурная композиция памятника
была задумана автором М. О.
Микешиным в виде огромного колокола,
стоящего на гранитном постаменте и
являющегося основанием для фигуры
царственной особы. Рост бронзовой
скульптуры Екатерины II составляет 4,35
метра, в то время как полная высота
монумента достигает немногим более 10
метров.
11.
Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и»монумент, воздвигнутый в Великом
Новгороде в 1862 году в честь
тысячелетнего юбилея легендарного
призвания варягов на Русь. Авторами
проекта памятника являются
скульпторы Михаил Микешин, Иван
Шредер и архитектор Виктор Гартман.
Высота: 15,7 метров, диаметр
постамента – 9 метров, вес бронзового
литья – 65,5 тонн.
Памятник имеет форму колокола и
содержит 128 человеческих фигур.
Скульптурные изображения делятся на
три уровня.
12.
Венчает монумент фигура стоящейна коленях перед ангелом с крестом
(олицетворение православной
церкви) женщины, олицетворяющей
Россию.
Установлена эта группа вверху на
державе (эмблема царской власти),
венчая композицию. Держава
украшена рельефным орнаментом из
крестов (символ единения церкви и
самодержавия) и опоясана надписью:
«Свершившемуся тысячелѣтію
государства Россійскаго въ
благополучное царствованіе
императора Александра ІІго лѣта
1862».
13.
Средний уровень скульптур содержит 6 групп фигур в общей сложности17 фигур вокруг шара – державы, символизирующих различные периоды
истории русского государства (согласно официальной историографии того
времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что
имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в
укреплении определённых рубежей государства.
14.
В нижней части монумента располагается фриз, на котором помещеныгорельефы 109 деятелей истории, религии, науки и культуры.
15.
Опекушин Александр Михайлович (1841-1923гг.)В 1870 году выпускники
пушкинского и последующих
курсов Царскосельского лицея
объявили всенародный сбор
средств и получили разрешение на
установку монумента.
В 1875 году был проведен
открытый конкурс проектов
памятника поэту, победителем в
нем стал Александр Михайлович
Опекушин. Скульптор в течение
нескольких лет искал образ поэта,
было сделано сотни эскизов,
гипсовых макетов. Но главное
оставалось неизменным –
изобразить поэта задумчивым,
углубленным в собственные
мысли.
Памятник А. С. Пушкину в Москве
16.
Реализм в скульптуре начала XIX века шел в основном по пути раскрытияобраза возвышенно-прекрасного человека-гражданина. Скульпторы этого
времени, как правило, не искали красоты частного, стремясь, прежде всего,
к обобщению форм и строгой гармонии человеческого образа. В
последующее время, то есть в середине и особенно во второй половине
XIX века, среди скульпторов проявляются уже другие стремления: не
столько обобщить, сколько конкретизировать образ человека, показать его
с максимальной жизненной достоверностью и точностью.
Однако следует признать, что, по сравнению с исключительно высоким
подъемом скульптуры предшествующего периода, к середине XIX столетия
в данном виде искусства и прежде всего в области монументальной
скульптуры происходит в целом заметный спад. Монументальной
скульптуре в середине XIX века часто не хватало силы общественного
пафоса и обобщенности художественных форм, которые составляли ее
сильную сторону в предшествующий период и которые являются
важнейшими качествами настоящего монументального искусства.