5.33M
Категория: ИскусствоИскусство

Скульптура и архитектура второй половины XIX века в России

1.

Скульптура и архитектура второй
половины XIX века в России.

2.

АРХИТЕКТУРА
В архитектуре второй половины XIX века окончательно себя изжил
классицизм. С развитием капитализма в градостроительстве произошли
огромные изменения. Научные и технические открытия в промышленном
производстве, строительство железных дорог, упорядочение транспортной
сети в городах, уличное освещение привели к поискам лучшей структуры
городов и возникновению новых сооружений: вокзалов, фабрик, заводов,
административных и торговых зданий, спортивных строений и так далее.
В России, как и в Западной Европе, шли поиски наилучшего способа
выражения национального характера с помощью искусства. В те времена
зодчие вдохновлялись такими стилями, как: готика, ренессанс и барокко,
что привело к господству эклектики.

3.

ЭКЛЕКТИКА
Как было сказано ранее, главным направлением в архитектуре второй половине XIX века была
эклектика – сочетание совершенно разных, а иногда и не вполне совместимых, стилей и приемов
в архитектуре.
Основные черты эклектики:
· Функциональность и практичность в использовании;
· Монументальность;
· Изобилие декоративных элементов;
· Новые конструкции и материалы;
· Общественное назначение сооружений.

4.

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ
В середине ХIХ - начале ХХ веков в дворцовой
архитектуре появилось направление,
провозгласившее "русско-византийский” стиль.
Его Черты можно заметить в Большом
Кремлевском дворце в Москве, архитекторами
которого являлись Константин Тон, Иосиф
Каминский и Николай Чичагов. В нем
механически соединены приемы композиции
того времени с деталями древнерусской и
византийской архитектуры.

5.

РУССКИЙ СТИЛЬ
Другое направление в архитектуре приняло
стилизацию деревенского декора изб,
орнаментов народного прикладного искусства,
вышивок. Таковым являлся Московский
Политехнический музей (архитекторы Ипполит
Монигетти, Николай Шохин).

6.

НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ
Третье направление было основано на
подражании нарядному московскому зодчеству
середины XVII века, но создало сухую, вычурную
архитектуру. На фото здание Московского
Исторического музея (архитекторы Владимир
Шервуд, Анатолий Семёнов) с усложненной
композицией фасада, в архитектурные членения
которой механически введены мотивы декора
XVII века.

7.

ТОРГОВЫЕ ДОМА
Особое место в русской архитектуре занимают
доходные многоэтажные и многоквартирные
дома. Сооружение таких домов не требовало ни
больших материальных средств, ни творческих
усилий. Они стали прологом к появлению
типовой архитектуры XX века.

8.

В это время в моду входят шатровые завершения, башенки, узорчатые декоры, фигурные наличники.
Это можно наблюдать на строениях Городской думы в Москве (Дмитрий Чичагов) и Верхних торговых
рядов (Александр Померанцев).

9.

Также, нельзя не упомянуть эклектические здания Максимилиана Месмахера (Архив Государственного
совета в Петербурге) и Александра Кракау (Балтийский вокзал)

10.

СКУЛЬПТУРА
Во второй половине ХIХ века русская скульптура не получила
такого широкого развития, как живопись. Как и архитектура, она в
большей степени зависела от государственных или частных
капиталистических заказов и от официальных вкусов. С другой
стороны, ведущее в русском искусстве критическое направление
было чуждо самой специфике скульптурного искусства, которому
ближе положительным идеалы. Не случайно в скульптуре этого
времени были живучи традиции позднего классицизма.

11.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА
Особенно затруднено развивалась монументальная
скульптура, представленная в этот период лишь
единичными произведениями. Наибольшей известностью
пользовалось искусство Михаила Микешина - скульптора
академического направления. Ему принадлежат три
крупнейших монумента того времени - памятники
"Тысячелетию России" в Новгороде (1862 год), Богдану
Хмельницкому в Киеве (1870 год) и Екатерине II в
Петербурге (1873 год). Помимо этого, большую
популярность приобрел памятник Александра
Опекушина в Москве, посвященный А. С. Пушкину.

12.

Памятник Богдану Хмельницкому
Памятник А. С.
Пушкину
Памятник Екатерине II

13.

СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА
Несколько в лучшем положении находилась станковая скульптура. Подъем
демократического искусства сказался на творчестве Фёдора Каменского,
Матвея Чижова, Ильи Гинцбурга. На их развитие повлиял бытовой жанр ведущий в живописи той эпохи, он способствовал проникновению в их
искусство жизненных сюжетов: "Вдова с ребенком" (1868) и "Первый шаг"
(1870) Каменского, "Крестьянин в беде" (1872) Чижова, "Мальчик,
собирающийся купаться" (1886) Гинцбурга - и обусловил большую
естественность пластической формы. Заметное развитие получил мало
распространенный ранее анималистический жанр. Особенно значительную
роль в его успехах сыграли Евгений Лансере и Артемий Обер. Последний
целиком посвятил свое творчество изображению животных.

14.

"Первый шаг"
"Крестьянин в беде"
"Мальчик, собирающийся
купаться"

15.

ВЛИЯНИЕ М. М. АНТОКОЛЬСКОГО
Наиболее последовательно и ярко реалистическое направление в русской скульптуре второй половины XIX века
выразилось в творчестве и воззрениях Марка Матвеевича Антокольского (1843-1902 гг.)
На формирование творчества Антокольского значительно воздействовал бытовой жанр. Это отразилось в сюжетах
его ранних произведений, взятых из повседневной жизни ("Еврей-портной" 1864 года, "Еврей-скупой" 1865 года),
и в их подробной повествовательности, характерной для жанровых картин 1860-х годов.
Статуя "Иван Грозный" (1871) прославила его. Антокольский показал Грозного могучим царем. Это ощущается в
его властности, внутренней силе, подчеркивается элементами жанра, такими, как подробно вылепленный трон,
посох и царская шуба. Столь же глубоко, но в то же время более пластично решен скульптором образ Петра I
(1872). У Антокольского дан героизированный образ царя. Могучая фигура Петра Великого словно олицетворяет
бурную жизнь России начала XVIII века.
В 1872 году Антокольский уезжает за границу. Он живет в Риме, затем в Париже, только ненадолго приезжая на
родину. Его по-прежнему привлекают сильные личности. В психологизме Сократа ("Смерть Сократа" 1882 года), в
борьбе разума с человеческой косностью, глупостью и ограниченностью ("Спиноза" 1882 года) узнаются
типичные черты передвижнеческого искусства, но этим скульптурам уже не хватает действенной силы и
оптимизма. Не случайно Сократ изображен в свой смертный час, а Спиноза - тяжелобольным.

16.

"Еврей-скупой"
"Еврей-портной"
"Иван Грозный"
"Петр Великий"

17.

"Смерть Сократа"
"Спиноза"

18.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила