Похожие презентации:
Философия жизни
1.
Мир, согласно Шопенгауэру, не основан напринципах разума. В мире вообще нет
разума, в нем все подчинено воле. Воля - это
«порыв», существующий в природе и в
обществе. В мире животных - это
стремление к сохранению жизни, в
физическом мире есть «притяжение»,
тяготение,
магнетизм,
в
обществе
существует воля государств, народов и
отдельных людей, воля «разлита» в природе
и обществе.
Артур Шопенгауэр
Воля порождает
все явления и
процессы в
мире, но сама
она безосновна
и беспричинна.
2.
Начеловеческом
уровне
воля
существует в виде страстей (аффектов):
властолюбия, мстительности, любви и
т.д. Если основа мира - «воля» неразумна, то и мир не разумен.
История лишена смысла, в ней нет
никакого разумного основания. Наука
постоянно заходит в тупик, когда
пытается обосновать мир из законов
разума. Мир не стал лучше из-за
развития науки и техники. Последние
становятся большим злом. Время
враждебно человеку, оно безжалостно
и неумолимо. В религии человек
пытается победить время через идею
бессмертия души. Но это - иллюзия.
Пространство
тоже
враждебно
человеку, оно разделяет людей.
В целом, жизнь людей - это
безнадежное длительное угасание и
горе.
Смысл жизни состоит в понимании того, что
мир - это скорбь. Человек может прожить
достойно, искоренив в себе «волю к
жизни», устранив аффекты, вызванные
«волей».
3.
Шопенгауэр рассматривает мир в двух аспектах: как представление и как волю. Весьсуществующий для познания мир объект по отношению к субъекту, мое
представление, без субъекта не существующее (Нет объекта без субъекта).
Рассматривая представление как единство субъекта и объекта, Шопенгауэр
предвосхищает идею, распространенную в Новейшей философии. Представление мира
осуществляется в формах пространства и времени, причинности, множественности.
Мир как представление мир феноменов, мир науки. Научное познание исследует
отношения между вещами, но суть вещей, реальность скрыта. Мир феноменов
иллюзия, покрывало Майи.
4.
Фридрих НицшеНицше принципиально отказался от систематического изложения своей
философии. Он считал, что есть более высокое единство мысли и понимания
нежели то, что полагается разумом в тотальности системы: это единство
озарения и жеста в "танце мысли", разворачивающемся на сцене
афористического письма. Лишь в этом единстве жеста могут быть схвачены и
поняты все основные движения мысли философа: воля к власти, жизнь,
становление, телесность, сверхчеловек, переоценка всех ценностей, вечное
возвращение того же самого.
5.
Фраза "Бог умер". Смысл этой фразы можно понимать по следующему.С приходом науки (во времена, которые жил Ницше), образ Бога теряет
свою прежнюю силу и свой прежний смысл. И умер он в плане того, что
для него нет места в умах людей, а не буквально. И к тому же прежнее
место Бога претендует оставаться пустым, что порождает нигилизм.
6.
Цель философии заключается в помощи человеку приспособиться кокружающему миру и реализовать себя - самоутвердиться. Для того, чтобы
выжить человек должен быть сильным. Именно этим положением объясняется
критика Ницше христианства - идеологии слабых - рабов, а не господ (жизни).
Христианство проповедует смирение, сострадание, терпение, кротость,
ненасилие.
7.
Вечное возвращение. Идеявечного
возвращения
основывается на том, что
человек проживает свою
жизнь
бесконечное
количество раз. При том он
проживает одну и ту же
жизнь и не может ничего
поменять. Эта идея носит
скорее больше характер
мысленного эксперимента,
помогающего
раскрыть
идею о сверхчеловеке.
Мир есть мир нашей жизни. Независимый от нас мир не существует. Мир
рассматривается в процессе непрерывного становления, это мир постоянной
борьбы за существование, столкновения воль. Ницше, как и другие
философы-современники, биологизирует мир, который для него в основе
органический мир. Становление его - проявление воли к власти, которая и
порождает относительно устойчивый порядок действительности, так как
большая воля побеждает меньшую.
8.
Бытьзначит
находиться
в
непрерывном движении становления, то
есть
иметь
место
в
вечном
"круговращении". Вечное Возвращение
того же самого или всех вещей - мысль
Ницше,
которая,
словно
круг,
очерчивает и определяет существо его
философии жизни. Сама идея Вечного
Возвращения
восходит
к
индоевропейской мифологеме "кругавремени Периодически наступает эпоха
нигилизма,
воцаряется
хаос,
отсутствует
смысл.
Возникает
необходимость
воли,
появляется
примирение с самим собой и мир снова
повторяет сам себя.
9.
10.
11.
Саму жизнь Ницше постигает в образе"жизненного потока" благодаря понятию
становления, которое выступает как
основная черта всего сущего. Жизнь -
это процесс, свободное стихийное и
инстинктивное творчество, - она не
поддается научному анализу, в
котором противопоставляется субъект
(человек) и собственно жизнь (объект
познания). Жизнь нельзя познать,
находясь вне нее, ее можно
«схватить» интуитивно, «вжиться»,
«вчувствоваться»
и
«пережить».
Главное в жизни - не материя, а дух,
поэтому на первый план выходят
«науки о духе», а не «науки о
природе»: музыка, поэзия, миф,
метафора, символ и т.д.
12.
По Ницше, воля к власти - это глубочайшая, основополагающая суть сущего вцелом, всего того, что действительно есть, то есть тянется к жизни. Одной из
основополагающих идей философии Ницше является "бездонная мысль" о
Вечном Возвращении. Что же такое Вечное Возвращение? На первый взгляд,
эта идея кажется простой и понятной: все, что есть в этом мире, возможно лишь
через постоянное усилие становления и подтверждает себя через возвращение
к себе как равному; то есть бытие возможно лишь как вечное возвращение, как
повторение, как круг.