Похожие презентации:
Образ дерева в произведениях русской литературы
1. «Образ дерева в произведениях русской литературы»
Исследовательскую работу выполнил: С. Баенков, ученик 7 класса.Руководитель: Н. Н. Кокова, учитель русского и литературы,
МАОУ СОШ №12 г. Шарыпово.
2. Актуальность
Наш город Шарыпово – молодой и красивый, в нём многозелени: цветов, кустарников, деревьев. Но ранней весной я
наблюдаю, как деревья начинают обрезать, оставляя только ствол
с несколькими ветками. Иногда деревья и вовсе вырубают под
корень. Многих жителей это возмущает. Люди не понимают,
зачем деревья, которые посадили они сами в молодости или их
родители, сегодня губят.
Проблема взаимоотношений человека и природы сегодня
стала одной из острейших проблем современности. Её
обсуждают в средствах массовой информации, исследуют
специалисты. Эта проблема волнует и меня.
3. Исследования:
Существуют целые исследования об образе леса – в немецкойлитературе, ручья – во французской литературе. Русская литература
в этом отношении изучена недостаточно.
Я обратился к труду М.Н.Эпштейна «Природа. Мир. Тайник
Вселенной» . Эта работа помогла мне расширить знания о мире
деревьев, узнать, какие деревья считаются наиболее поэтическими в
России. На первом месте, безусловно, берёза, далее, дуб, рябина,
клён. Но автор в работе представил образы деревьев в
количественной последовательности (от самых частых к более
редким).
Я обратился к произведениям художественной литературы,
чтобы увидеть, как относятся художники слова к образу дерева.
4. Анкетирование учащихся (школа №12)
Анкетирование учащихся (школа №12)Высокий уровень
20%
Анкетирование 20 учащихся 2 класса.
10% - низкий: ребята не знают названия
деревьев, не все дети умеют ухаживать за
деревьями; несколько ребят не знают, что
деревья очищают воздух.
Средний уровень
10%
70%
Низкий уровень
Проведённый эксперимент показал,
что половина взрослых любуется
красотой деревьев. Другая половина
осознаёт, что за обыденной суетой не
успевает замечать окружающую нас
действительность. Все участники опроса
испытывают чувство жалости к раненому
дереву. Первые листочки вызывают у всех
восторг и радость. Все взрослые сажали
деревья около дома и на даче
5.
Цель:Гипотезы:
Дерево является:
- символом счастья в семье;
-символом детства и
воспоминания;
-символом плодородия и
жизненной энергии;
-символом России и вечной
красоты нашей природы;
- символом времени года.
Показать
взаимоотношение человека
и природы через
художественные образы
деревьев.
Задачи:
1.Внимательно прочитать
художественные
произведении
2. Проанализировать Библию,
загадки, стихотворения,
художественные
произведения и исследовать
главную проблему.
3. Составить анкету для
учащихся.
4. Обработать и
систематизировать результаты
опроса.
5. Сделать выводы.
6. Новизна работы заключается в выявлении образа дерева в произведениях разных жанров. Практическая значимость работы состоит в
том, что материалы могут бытьиспользованы на уроках литературы, на факультативных занятиях, классных часах.
Материалы исследования:
- Библия;
- загадки;
- стихотворения С. Есенина, Н. Рубцова, Н. Заболоцкого, О. Шестинского;
- произведения Л.Толстого, М.М.Пришвина, Е.Шварца.
Методы, используемые при написании работы:
- наблюдение;
- метод анализа;
- анкетный опрос;
- рефлексия.
7. Исследования начал с Библейского Писания.
«произрастил Господь Бог из земли всякоедерево, приятное на вид и хорошее для
пищи, и дерево жизни посреди рая, и
дерево познания добра и зла».
Важную роль в истории человечества
сыграли упомянутые в Библии древо жизни
и древо познания добра и зла. Первое
символизирует веру в её дары, второе –
выбор между добром и злом.
8. Загадки о деревьях открыли мне прекрасный мир природы.
Никто не пугает,а вся дрожит»
«На поляне девчонки в белых
рубашонках, в зелёных полушалках»
« Под ярусом, ярусом висят
кисти с красным гарусом».
9. в лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно становится чутким собеседником, другом.
«Ой, рябина, рябинушка».В народном календаре есть день, Петр – Павел Рябинник,
который приходится на конец сентября – время созревания
рябиновых ягод. Кроме того, дерево это – символ счастья и
мира в семье, по тому его всегда старались посадить возле дома.
Даже посидеть в тени рябины считалось полезным.
Итак, исследуя разные жанры устного народного
творчества, я убедился, что народ относился к деревьям как к
одушевлённым существам, наделял их чертами живых людей.
10.
Дубовая ветвь означала могущество.А.Суворов «Дубы»
В стихотворении «Одинокий
дуб» Н. Заболоцкий
подчёркивает мужественность,
воинственность дуба.
Басня И.Крылова «Свинья
под дубом»: « были б жёлуди,
ведь я от них жирнею»
Им не страшны крутые вьюги,
Их не состарили века,
И словно древняя кольчуга,
Кора шершавая крепка…
Откуда только мощь такая
Берется в жизни у дубов!
Видать, сполна земля родная
Им платит силой за любовь
Таким образом, дуб в русской поэзии, как и в
фольклоре символизирует жизненную мощь и
плодородие.
11. В пьесе - сказке Е. Шварца «Два клена»
Баба Ягапревращает в клены сыновей Василисы,
ушедших из дому без материнского благословенья…
« Прощайте, прощайте, братцы клены! Не обижайте нас!
Не забывайте, что мы живые. Не разучитесь говорить понашему, когда домой вернетесь» , - говорили им деревья
В стихах Сергея Есенина поэта клён появляется
постоянно. Клён выражает его настроения, состояния, клён
– это и есть сам поэт. В стихотворении «Я усталым таким
ещё не был» единственное светлое пятно – далёкие
воспоминания о родном доме, который олицетворяет клён.
…Отношусь я с поклоном…
В те края, где я рос под клёном…
12. Исследуя произведения разных авторов, не сомневаюсь, что береза — символ России и вечной красоты нашей природы
Березы – символ детства и юности Н.Рубцова. Онипробуждают радостные и грустные воспоминания у автора.
…С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз…
О. Шестинский «Без березы не мыслю России» говорит о
березе и России, как о едином целом.
Вся жизнь россиян, события тесно связаны с этим
удивительным деревом:
Под березами пели, женили,
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили,…
Так, чтоб были березы в ногах.
13. В «Лесной капели» М.М. Пришвин
« Вчера зацвела черемуха, и весь город тащил себеиз лесу ветки с белыми цветами».
В своих произведениях Пришвин учит любить и
понимать природу, нести ответственность перед ней.
«Черёмуха эта росла не кустом, а деревом …,
вся развилистая, кудрявая и вся обсыпанная ярким,
белым, душистым цветом. Издалека
слышен был её запах».
Когда один из работников стал рубить черёмуху,
«дерево задрожало листьями,… закапало с него
росой и посыпались белые, душистые
лепестки цветов». Оно « …будто заплакало».
14. Анализ прочитанного
помог мне увидеть, что авторы произведений рисуют образы деревьев вразные времена года. И каждое дерево по-своему прекрасно, связано с
определенным символом, необходимым человеку в жизни.
Судьба дерева, считают писатели и поэты, может быть связана с
жизнью и судьбой Родины. Все произведения подчеркивают единение
человека и природы, состояние природы отражается на душевном состоянии
человека.
В ходе анализа литературных произведений разных жанров я увидел,
что авторы доносят до нас, читателей, мысль, что мы тоже часть природы,
учат нас правильно относиться к ней. И тогда природа предстанет перед
нами щедрой, будет дарить людям свои богатства и радость общения.
Быть может, грядущая экологическая цивилизация выработает свою
систему нравственных заповедей, среди которых будет и запрет на убийство
дерева.
15. Основные выводы:
1. Убедился, что народная мудрость, писатели и поэты во всевремена обращались к образу дерева.
2. Выяснил взаимоотношения человека и природы через
художественные образы деревьев.
3. На примере рассмотренных эпизодов выявил, как образ того
или иного дерева влияет на душевный мир.
4 . Доказал гипотезы, что могут символизировать для автора
изображаемые им образы деревьев.
5. Провел исследование и выявил уровень экологической культуры
учащихся.