Похожие презентации:
Особенности чтения произведений различных жанров, специфика их исполнения
1.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАДПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РАЗНЫХ ЖАНРОВ
2.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАДСКАЗКОЙ
3.
ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА? ЧЕРТЫ СКАЗКИ.КОМПОЗИЦИЯ.
• Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных
лицах и событиях с преимущественным участием волшебных, фантастических сил.
Отмечаются существенные черты сказки:
• занимательный сюжет;
• яркость, выпуклость героев;
• наличие вымысла и своеобразие композиции (зачин, повторы, концовка);
• наличие антитезы (противопоставление добрых и злых героев, поступков);
• своеобразие языка: тавтологические повторы (жили-были, нежданно-негаданно), устойчивые и
меткие эпитеты («я там был, мед пил..», «красна девица», «сокол ясный», «лето красное»,
«молочная река – кисельные берега);
• особые сказовые интонации.
Композиция сказки:
• 1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).
• 2. Основная часть.
• 3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь
мир…”).
4.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИСчитается, что первые сказки появились на
Востоке: в древней Индии и соседних странах. А
уже оттуда они начали своё большое
путешествие по Азии, восточной Европе, а
позднее и по всему свету. Само слово
«сказка» на Руси впервые появляется в
письменных источниках только в XVII веке, до
этого произведения народного фольклора
называли баснями.
Мы мало что знаем о создателях первых сказок.
Однако известно, что сочиняли их обычные
люди, которые часто и выступали в роли
главных героев. Они же передавали сказочные
истории из уст в уста, по ходу дела изменяя и
дополняя их. Такие сказки с большим интересом
слушали не только дети, но и взрослые.
В Европе автором одного из первых сборников
сказок стал французский поэт и литературный
критик Шарль Перро, в 1697 году издавший
книгу «Сказки матушки Гусыни». А в 1704-1717
годах в Париже вышло сокращённое издание
арабских сказок «Тысяча и одна ночь»,
подготовленное Антуаном Галланом для короля
Людовика XIV.
Однако начало систематическому собиранию
сказочного фольклора положили представители
немецкой
мифологической
школы
в
фольклористике братья Гримм. Именно после
того, как они издали в 1812-1814 годах
сборник «Домашние и семейные немецкие
сказки», интерес к родному фольклору
проявили писатели и учёные других стран
Европы. Однако у братьев Гримм были
предшественники и в самой Германии.
Например, ещё в 1782-1786 годах немецкий
писатель Иоганн Карл Август Музеус составил
пятитомный сборник «Народные сказки
немцев».
• В России одним из первых
народные сказки начал собирать
русский этнограф Александр
Николаевич
Афанасьев.
Подготовленный
им
сборник
«Русские
детские
сказки» вышел в Москве в 1870
году. Большой вклад в развитие
детского фольклора внесли
такие личности, как Екатерина
Авдеева и Владимир Даль. В
истории собирания детского
фольклора
также
оставил
заметный след и этнографсобиратель Павел Васильевич
Шейн. Именно он и выделил
детский фольклор как особую
область науки.
5.
ВИДЫ СКАЗОК• Сказки о животных отличаются от
других тем, что в них действуют
животные. Методика анализа таких
сказок существенно не отличается от
анализа реалистических рассказов.
Используются те же самые формы и
приемы
работы
над
текстом:
выборочное чтение, ответы на вопросы,
иллюстрирование, все виды пересказа и
т.п. Только на последнем этапе работы
над сказкой учитель ставит детей в
условия «переноса» вывода сказки на
аналогичные случаи в жизни. (Может ли
такое случиться в отношениях между
людьми?) Этого вполне достаточно,
чтобы сказка для учащихся осталась
сказкой, но и обогатила их знаниями
определенных явлений жизни.
• Волшебные сказки отличает особый
характер вымысла. В них всегда
действуют сверхъестественные силы –
то добрые, то злые. Они творят чудеса:
воскрешают из мертвых, обращают
человека в зверя и наоборот и т.д.
Герои в этих сказках прибегают к
помощи предметов или живых существ,
обладающих необычной, волшебной
силой. Методика работы над такими
сказками остается такой же, как и при
анализе реалистического рассказа. Но
специфичным
будет
выяснение
направленности волшебных сил (Кому
они помогают и почему?, Как это
характеризует героев сказки и т.п.),
важно чтение в лицах, показ картонных
кукол, кукольные выступления, теневой
театр, использование грамзаписи.
• Социально-бытовые
сказки
иллюстрируют реальную жизнь,
герои показаны с точки зрения их
социального
положения,
высмеиваются
отрицательные
человеческие качества. Лучшими
качествами в таких сказках
обладают люди из народа,
которые,
как
правило,
оказываются умнее и хитреее
представителей
высокого
социального статуса (господ,
попов).
Эти
сказки
сатирические, в них много юмора
и
каламбура.
Примеры
социально-бытовых
сказок:
"Шемякин суд", "Каша из
топора«, "Барин и плотник",
"Мужик и поп".
6.
МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ• Рассказывая сказку, необходимо голосом, мимикой, жестами
изображать происходящее, но при этом не переигрывать, соблюдать
меру. Помним о том, что сказочник- это веселый, обаятельный человек,
умеющий расположить к себе слушателей, заинтересовать и даже
заинтриговать их.
• Это значит, что сказочнику пристало пользоваться поэтическими
атрибутами сказки: присказкой, концовкой, постоянными словесными
формулами, знать их по нескольку, менять, чтобы не надоесть
слушателям. Сказку можно начинать с присказки. Присказка никогда не
связана с содержанием сказки. Она нужна для того, чтобы привлечь
внимание аудитории, ввести слушателей в необычный сказочный мир.
• Концовка подводит итог сказки. Когда-то очень давно, когда
существовала профессия «сказочника” и когда за свой труд он получал
вознаграждение, были сложены концовки, где сказочник дает понять
слушателям, что он хотел бы получить за свой труд или что с помощью
концовки завершает сказку.
7.
МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ• Любая сказка не обходится без постоянных сказочных формул: «долго
ли коротко», «стаи они жить-поживать», «красна девица», «добрый
молодец» и др. Ими нужно умело пользоваться, чтобы привлекать детей
к жанру сказки.
• Большую роль в рассказывании сказки играет интонация, усиление и
ослабление голоса. Сказка всегда рассказывается от первого лица, так,
как будто рассказчик сам был участником происходящего. Значит,
взрослому, прежде чем рассказывать сказку ребенку, надо представить
себе то, о чем он будет говорить, «нарисовать» в своем
воображении сказочные картинки. Это оживит рассказ, сделает его
ярким впечатляющим.
• Задача рассказчика передать голосом, мимикой и жестами разный
характер героев. А чтобы это сделать, нужно понять действия героя и то,
ради чего он это делает.
8.
«ПРО ФЕДОТА-СТРЕЛЬЦА, УДАЛОГОМОЛОДЦА». ЛЕОНИД ФИЛАТОВ
• Основная мысль сказки «Федот Стрелец». Главная мысль сказки в том,
что за своё счастье нужно бороться и быть верным своему выбору.
Основная идея сказки в том, что зависть до добра не доводит. Чему учит
сказка. Учит нас не завидовать чужому счастью, а самому строить
собственное. Учит нас быть добрыми, умелыми и ловкими, помогать
другим и выручать близких в беде.
9.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАДСТИХОТВОРЕНИЕМ
10.
СТИХОТВОРЕНИЕ. ВИДЫ РИФМ• Стихотворение - это небольшое лирическое или
лирико-эпическое произведение, имеющее особую
ритмико-звуковую и строфическую структуру.
• Виды рифм:
• Отличительные признаки: рифма (созвучие конца
строк); ритм; стихотворный размер.
Смежная рифма.
• Стихотворение — ритмически организованная речь.
Сижу за решеткой в темнице сырой.
• Содержание
стихотворениялирическое
высказывание, субъективное переживание, мысли и
чувства поэта, его отношение к объекту
изображения.
Вскормленный в неволе орел молодой,
• Сюжет лирического стихотворения – динамика
эмоций, чувств.
А. Пушкин
• Основной метрической (размерной) единицей
выступает
стихотворная
строка
—
стих,
объединенная ритмом.
• Из нескольких строк складывается строфа.
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном...
11.
ВИДЫ РИФМ• Хорей - двухсложный размер с ударением на первом
слоге
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
А.С. Пушкин.
• Ямб – двухсложный размер с ударным вторым слогом
• Чередующаяся рифма (перекрестная)
Первый утренний, серебряный мороз!
Тишина и звонкий холод на заре.
Свежим глянцем зеленеет след колес
На серебряном просторе, на дворе.
И. Бунин
• Опоясывающая рифма (кольцевая)
Уж тает снег, бегут ручьи,
О, жизнь без завтрашнего дня!
В окно повеяло весною…
Ловлю измену в каждом слове,
Засвищут скоро соловьи,
И убывающей любови
И лес оденется листвою!
Звезда восходит для меня.
А.Н. Плещеев.
А. Ахматова
12.
• Дактиль — трехсложный размер , в котором ударение падает на первый из трех слоговЛасточка носится с криком.
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.
Н.М. Рубцов.
• Амфибрахий — трехсложный размер с ударением на втором слоге
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Н.А. Некрасов
• Анапест - трехсложный размер с ударением на третьем слоге
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди…
Н.А. Некрасов
13.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Стихи лирико-эпические и лирические.
• лирическое произведение не требует специальных приемов исследования восприятия;
• стихотворение характеризуется повышенной эмоциональностью;
• предметом изображения в лирике является внутренний мир человека, его переживания, размышления. Образ-переживание представляет
собой единство индивидуального и типичного;
• слово в стихотворении “нагружено” больше, чем в прозе, а значение его всегда шире непосредственно прямого смысла;
• лирика активизирует эмоционально-нравственные возможности учеников, способствует развитию у учащихся способности к
сопереживанию;
• акцентирует личностные мотивы при чтении стихов, непосредственные читательские впечатления;
• пейзажная лирика воспринимается как фотография действительности.
Лирическое стихотворение - образ, в основе которого лежат зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые (частные) образы:
Две капли стукнули в стекло...
И с лип душистым медом тянет...
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит...
А Фет
14.
РАБОТА НАД ЛИРИЧЕСКИМСТИХОТВОРЕНИЕМ
1. Подготовка к восприятию.
3. Повторное чтение произведение и его анализ.
Основная задача: создать эмоциональны настрой, актуализировать
представления детей о предмете мысли автора, обогатить словарь
детей.
Задача: уточнить восприятие поэтического образа, привлечь
внимание к
средствам выразительности,
совершенствовать
навыки чтения.
Приемы работы.
Приемы: целостное прочтение текста учащимися «жужжащим
чтение», шепотом или про себя.
• Беседа:
- на основе личного опыта,
- по картине,
Содержание анализа определяется особенностью поэтического
образа.
- по музыкальному произведению,
Анализ строится на основе эмоционально-тематической беседы:
- на основе экскурсии.
общие вопросы;
• Рассказ об авторе и его творчестве.
выделение деталей (выборочное чтение);
работа над изобразительно-выразительными средствами;
целостная оценка поэтических образов;
обобщающая оценочная беседа.
2. Первичное восприятие лирического стихотворения и проверка
впечатлений.
Задача чтения: создать первое представление
эмоциональный отклик.
Основной прием: выразительное чтение учителем.
и вызвать
4. Творческие работы по прочитанному .
Задача: углубить
прочитанного.
эмоциональную
и
эстетическую
оценку
Основные приемы: словесное рисование; выразительное чтение.
15.
РАБОТА НАД ЧТЕНИЕМ СТИХОВВажно определить и построить художественную схему. Она включает в себя: Логическое ударение. Пауза.
Интонация.
Логическое ударение могут быть представлены целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и
силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить основную мысль,
«корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Так, например, ударные строки в
стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Также силой голоса можно передать ваше
эмоциональное состояние, ваше отношение к тексту который вы читаете. Если речь идет о сильных эмоциях, типа
испуга или напротив, торжества — то ваша речь становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции
принято более тихим голосом. Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом
при чтении.
Темп голоса (иным словам, ваша скорость рассказа стихотворения). Медленный темп повествует о торжественности
момента. А вот к быстрому темпу прибегать следует, когда хочешь передать сильные эмоции, волнующие тебя.
Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью
паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для
понимания. В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание,
раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания
слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.
16.
Важно, выбрать нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы при чтении. Как правило, темп чтения зависит:• от содержания (о чём текст, настроения. Грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем радостные).
• от типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или рассуждение).
Нужно тренироваться читать одно и то же предложение в трёх разных темпах (быстром, среднем, медленном).
Важно научится расставлять короткие и длинные паузы. Пауза – это остановка во время чтения. Паузы бывают
короткие (молчим 1 секунду). Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова. Паузы бывают
длинные (молчим 3 секунды). Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки.
Для того, чтобы тебе выразительно рассказывать стихотворение, важно уметь улавливать и передавать мысль
через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон
культуры речи. Выделяют следующие виды интонации:
• Выразительная
• Повествовательная
• Восклицательная
• Интонация перечисления
Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным
произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения
сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим
понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается
интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса
повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.
17.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАДБАСНЕЙ
18.
Особенности работы с жанром басниБасня — это небольшой повествовательный рассказ
. в стихах или в прозе с
нравоучительного характера
прямо сформулированным моральным выводом.
Цель басни: осмеяние человеческих пороков,
недостатков общественной жизни
Часто героями
являются
животные
Часто вводится
диалог, придающий
оттенок
комедийности
Язык басни
преимущественно
разговорный
19.
БАСНЯ КАК ОСОБЫЙ ВИД ЛИТЕРАТУРНОГОПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЯВИЛАСЬ ОЧЕНЬ ДАВНО.
Возникли в Древней Греции. Их сочинял
талантливый и мудрый баснописец Эзоп.
20.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫВ БАСНЕ:
• Мораль – начальные или заключительные
строки басни с нравоучительным выводом;
• Аллегория – изображение предмета, за
которым скрывается другое понятие или
другой предмет;
• Олицетворение – животные говорят,
думают, чувствуют;
21.
Алгоритм чтения басни:Сделайте разметку текста,
Определите задачу
используя
чтения.
следующие условные
Выберите тон чтения: обозначения:
/ - пауза в конце стихотворной
- речи героев
строки;
// - пауза после точки;
- морали
→ - выделение слова голосом
- пояснений автора. (логическое ударение);
Подчеркните
⇉ - сильное выделение слова
интонацией ироничное голосом (сильное логическое
ударение);
отношение к героям
↑ - повышение голоса;
басни.
↓ - понижение голоса.
22.
- Исполнение басни предполагается естественный, близкий кразговорной речи, тон.
- Чтец непосредственно обращается к слушателям и сообщает о
событиях, которые как будто бы действительно имело место.
- Если басня имеет стихотворную форму, то ее чтение предполагает
обязательное соблюдение ритмических пауз.
- Речь героев читается с учетом особенностей их характеров,
поступков, внешнего облика. Однако следует осторожно подходить к их
изображению. Нужно лишь пересказать, процитировать речь басенного
персонажа, но не стремиться «сыграть» его роль, перевоплотившись в
образ (кроме чтения по ролям)
- Мораль занимает особое место в рассказе исполнителя. Ее звучание
особенное. После морали или перед нею обязательно выдерживается
психологическая пауза, которая готовит слушателя к восприятию
важной мысли или заставляет задуматься над сказанным. Чтец обращает
внимание слушателей на мораль.
23.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАДРАССКАЗОМ
24.
ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА РАССКАЗ• Рассказ – это одна из малых литературных
форм. Он представляет собой небольшое по
объему повествовательное произведение с
небольшим количеством героев. При этом
изображаются кратковременные события.
25.
«ТРИ КИТА» НАПИСАНИЯ РАССКАЗА:узнать
сказать
быть
услышанным
26.
ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ХОРОШЕГОРАССКАЗА
• 1. Увлекательная завязка. Она укладывается в рассказе в
один–два абзаца. И главная ее цель: удержать читателя,
направить его дальше, значит, важно продумать завязку
для внимания читателя.
• 2. Четкая сюжетная линия. Прежде чем приступить к
написанию рассказа определите его главную цель.
Продумайте сюжет, проработайте его в своем сознании. С
самого начала необходимо очень ясно представлять, зачем
вы пишете рассказ. Иначе он просто не будет иметь
никакого действия на читателя.
27.
ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ХОРОШЕГОРАССКАЗА
• 3. Неожиданная интересная
концовка. Читателя надо чемуто научить, он должен для себя
взять какой-то урок. После
прочтения рассказа у
читателей некоторое время
сохраняется впечатление.
Надо, чтобы оно его не
разочаровало.
28.
СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ29.
• Небольшой объём• Ограниченное число действующих лиц
• Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.
• В рассказе повествуется о нескольких , но чаще одном, важном
эпизоде из жизни человека.
• Второстепенные и эпизодические герои так или иначе
раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим
главным героем.
• По количеству страниц рассказ может быть и объёмным , но
главное то, что всё действие подчинено одной проблеме,
связано с одним героем, одной сюжетной линией.
• Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно
одной детали, чтобы понять характер героя.
30.
• В рассказе повествование ведётся от одного лица. Этоможет быть рассказчик, герой или сам автор.
• Рассказы имеют меткое , запоминающееся название, в
котором уже содержится часть ответа на поднятый
вопрос. .
• Рассказы написаны авторами в определённую эпоху,
поэтому, конечно, они отражают особенности
литературы той или иной поры. Известно, что до 19
века рассказы были близки к новеллам, в 19 веке
появился в рассказах подтекст, чего не могло быть в
более раннюю эпоху.
31.
КРАТКИЙ СЮЖЕТ• Экспозиция: главные лица, место действия, время, погода, и т.д.
• Завязка: что послужило началом.
• Развитие сюжета: события, ведущие к кульминации или поворотному моменту.
• Кульминация: наиболее интенсивный, поворотный момент истории.
• Развязка: окончание истории с решением центрального конфликта или нет.