Похожие презентации:
Баян - от истоков до современности
1.
Подготовила: Толочная Н.В.пдо ДШИ № 10
г.о.Самара, 2014г.
2.
3.
Бая́н—
русский
язычковый
клавишнопневматический музыкальный инструмент с
полным хроматическим звукорядом на правой
клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или
готово-выборным аккомпанементом на левой.
Современная разновидность ручной гармоники.
В западной традиции баян с левой аккордовой
клавиатурой рассматривается как
разновидность кнопочного аккордеона.
4.
Баян - один из наиболее совершенных из существующихв настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые
название "баян" встречается в афишах и рекламах
начиная с 1891 года. До этого времени подобный
инструмент назывался гармоника.
Гармоника произошла от азиатского инструмента,
который назывался Шен.
Шен в России был известен очень давно в X-XIII веках в период
татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи
утверждают, что Шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу,
где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно
популярным во всей Европе музыкальным инструментом гармоникой.
5.
В1780 г. петербургский мастер Киршник высказал идею о создании
музыкального инструмента с язычками и указал на способ извлечения звука.
В 1821 г. берлинский мастер Ф. Бушман сконструировал губную гармонику.
Такая гармоника представляла собой продолговатую коробку, разделенную на
ячейки (камеры), в каждой из которых помещался металлический язычок,
настроенный на определенный тон.
В 1822 г. Ф. Бушман добавил к губной гармонике резервуар-мех, сходный по
форме с кузнечными мехами. Обе крышки гармоники были соединены вдоль
одной из сторон и могли раскрываться и закрываться подобно вееру или
крышкам переплета книг.
В 1829 г. русский мастер Демианов, проживавший в Вене, усовершенствовал
этот тип гармоники, придав меховой камере современную форму. Он создал
основные элементы конструкции, сохранившиеся в основном до настоящего
времени: корпус, состоящий из правой и левой крышек с клавиатурами, и
меховую камеру.
С этого времени стали изготовлять две основные
разновидности инструмента: немецкие и венские гармони
6.
В России определённым толчком в распространении инструмента явилосьприобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной
гармоники, после чего он решил открыть гармонную мастерскую.
К сороковым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея
Воронцова, которая выпускала 10 000 гармоник в год. Это способствовало
самому широкому распространению инструмента, и к середине XIX в.
гармоника становится символом нового народного музыкального
инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и
гуляний.
Баян своим появлением обязан талантливому русскому мастеру конструктору Петру Стерлигову. Хроматические гармоники (впоследствии
баяны) Стерлигова, начиная с 1905 по 1915 г. столь быстро
совершенствовались, что и сегодня по их последним образцам делаются
фабричные инструменты.
7.
Сделал популярным этотинструмент выдающийся
музыкант – гармонист Яков
Федорович ОрланскийТитаренко. Мастер и виртуоз
назвали инструмент в честь
легендарного русского
музыканта, сказителя и певца
Бояна — «баяном». Было это
в 1907 году. С той поры и
существует на Руси баян —
инструмент ныне настолько
популярный, что нет нужды
говорить о том, как он
выглядит.
8.
К середине XIX в. кустарное производство гармоник получило широкоераспространение в Тульской, Новгородской, Вологодской и Вятской
губерниях, а уже в 80-х годах данный промысел развился в Петербурге,
Тверской, Волынской, Московской, Сибирской, Ярославской,
Нижегородской, Костромской, Орловской губерниях.
Череповецкая, Елецкая и Тульская гармоники
9.
Первые гармоники,изготовляемые в
России местными
кустарями, были
однорядные
10.
Саратовская гармоника построю и количеству звуков
(8-10 клавиш) была близка
тульской. Для левой руки
была добавлена третья
клавиша (подголосок).
Некоторые саратовские
гармоники имели в басовой
партии четыре клавиши и
два колокольчика.
Четвертая клавиша
располагалась на задней
стенке басовой ручки, а
колокольчики - спереди
ручки: один на верхнем и
другой на нижнем концах.
11.
Череповецкие гармоники(черепашки) отличались от
тульских крайне малыми
размерами и тем, что
кнопки басовой клавиатуры
размещались
непосредственно на стенке
корпуса. Эти гармоники
(рис. 3) получили широкое
распространение в конце
XIX. начале XX в.
Активным пропагандистом
черепашек был известный
русский гармонист П.
Невский.
12.
Работая надусовершенствованием
гармоник, мастера
Орловской губернии
сконструировали
гармонику, значительно
отличавшуюся от прежних.
Такая гармоника по месту
изготовления (г. Ливны)
была названа ливенкой
Характерная особенность
этой гармоники
заключалась в том, что при
разжиме и сжиме меха
каждая клавиша давала
один и тот же звук.
13.
В 70-80-е годы XIX в.гармонный промысел
Вятской губернии в связи
с улучшением качества
голосовых планок и
хорошей выработкой всех
деревянных частей, а
также высоким качеством
отделки стал
конкурировать с
гармонным промыслом
Тульской и других
губерний.
14.
В 1870 г. новый инструментбыл создан.
В гармонике Белобородова
(рис. 6) правая клавиатура
состояла из двух рядов.
Двенадцать клавиш первого
ряда, расположенных ближе к
сетке, были похожи на черные
клавиши фортепиано.
Таким образом, можно
утверждать, что первая
хроматическая гармоника
была создана русским
музыкантом Н. И.
Белобородовым в Туле на 20
лет раньше, чем в Западной
Европе.
15.
Примерно в эти жегоды в городе Ельце
Орловской губернии
появились гармоники,
клавиатура которых
располагалась по
принципу фортепьяно
16.
Примерно в 1892 г. такая гармоника уже была известна в России.Совершенствование этого инструмента в России привело к созданию трех
основных разновидностей баянов:
с готовым аккомпанементом (фиксированными аккордами - мажорными
и минорными трезвучиями и септаккордами)
с выборным аккомпанементом (исполнитель сам набирает нужные
аккорды)
с готово-выборным аккомпанементом (сочетающим фиксированные и
выборные аккорды).
Последний вид баяна наиболее удобен, хотя на нем более сложно играть, чем
на баяне с готовым аккомпанементом.
В 50-60-е года 20 века появляется новое поколение
баянистов, чье творчество поднимает искусство
игры на баяне на новую художественную высоту. Это
Ю. Казаков, А. Беляев, В. Бесфамильнов, В. Галкин,
Э. Митченко, А. Полетаев.
17.
Анатолий Полетаев принадлежал к тем лидерам,которые создавали современный музыкальный
инструмент и соответствующий репертуар.
Лучшие баяны того времени, такие как "Россия" и
"Юпитер", изготовлялись в Москве на
государственной фабрике при творческом участии
Полетаева.
Эти инструменты индивидуальной сборки
отличались высоким качеством звучания,
некоторыми особенностями сборки, например,
вместо трех рядов они имели четыре или пять рядов
кнопок, два ремня вместо одного. На одном таком
баяне для удобства игры регистры, которых было до
семи штук, переключались не пальцами, а
подбородком.
Все эти технические новшества и изобретения
стоили весьма дорого, и музыканты шутили, что "для
приобретения этого народного инструмента надо
собирать деньги со всего народа". Его стоимость
соответствовала цене одной или даже двух легковых
автомашин!
18.
Владимир Бесфамильнов – удивительноеявление в украинской музыкальной культуре.
Легендарный баянист-виртуоз, который по
многим показателям достоин занесения в книгу
рекордов Гиннеса. Его общий трудовой стаж,
подтверждённый документально, – 73 года
(начал работать в семилетнем возрасте), из них
почти 60 – активной концертной деятельности.
Выступления на республиканском (Киев, 1956
г.), всесоюзном (Москва, 1957 г.) и
международных конкурсах в Москве (1957 г.), в
Брюсселе (1958 г.) и Вене (1959 г.) принесли
музыканту заслуженные победы и звание
лауреата.
Владимиру Бесфамильнову первым среди
солистов-баянистов присвоены почётные
звания Заслуженный артист Украины (1969 г.) и
Народный артист Украины (1988).
19.
Советский и российский баянист-виртуоз, композитор, дирижёр,
народный артист РСФСР (1987).
Внёс большой вклад в развитие
баянного исполнительства в
России, художественный
руководитель Государственного
ансамбля «Россия».
20.
советский российский баянист,педагог. Народный артист СССР
(1985).
Общественная деятельность:
Член правления Всесоюзного
музыкального общества,
председатель комиссии по
народным инструментам ВМО,
член художественного совета
Министерства культуры СССР,
художественного совета
Центрального радио и
телевидения, художественных
советов творческой мастерской
инструменталистовисполнителей и Москонцерта,
правления музыкальных деятелей
ССОДа, председатель правления
Совета ветеранов войны и труда
Москонцерта.
21.
Российский баянист немецкогопроисхождения. Народный артист
Российской Федерации (1994)
Липс — автор двух книг: «Искусство игры
на баяне» и «Об искусстве баянной
транскрипции», а также многочисленных
статей по проблемам баянного искусства.
Книги и статьи изданы в России и за
рубежом в переводе на немецкий и
английский языки.
Ф. Липс выступал в крупнейших
концертных залах мира (БЗК — Москва,
Сантори-холл — Токио, Линкольн-центр —
Нью-Йорк, Джон Кеннеди-центр —
Вашингтон, Концертгебау — Амстердам)
со многими выдающимися музыкантами: Г.
Рождественским, В. Спиваковым, Г.
Кремером, Ю. Башметом, В. Гергиевым, Р.
Кофманом, Йо-Йо Ма и др.
22.
Выдающийся советский, украинскийбаянист, музыкант-виртуоз, педагог,
композитор, профессор (1973 г.)
кафедры народных инструментов
Национальной музыкальной академии
Украины, народный артист УССР (1982
г.).
Ризоль — преподаватель Киевской
консерватории (с 1973 г. профессор). За
много десятилетий педагогической
деятельности в Киевской
консерватории им. П. И. Чайковского,
профессор Николай Иванович Ризоль
воспитал более 100 музыкантовбаянистов, и они с честью держат
марку его исполнительской школы по
всему миру
23.
Лауреат Международных конкурсов,заслуженный артист РФ, профессор
Харьковской и Шанхайской
консерватории, организатор
многочисленных концертов и фестивалей.
Лауреат международных конкурсов в
Германии (Клингенталь, 1988), Америке
(Канзас-Сити, 1990), Италии
(Кастельфидардо, 1991). Всего за период с 17
до 28 лет он принял участие в 10 конкурсах
различного уровня, на 7 из которых
одержал победу.
Юрий Шишкин является на сегодняшний
день одним из самых востребованных
музыкантов. Впечатляет не только
география его гастролей, куда входят
страны и континенты, но и уровень его
программ.
24.
Бесфамильнов, Владимир Владимирович (род. 1931)Вострелов, Юрий Алексеевич (род. 1947)
Гридин, Виктор Фёдорович (1943—1997)
Завадский, Игорь Борисович (род. 1966)
Золотарёв, Владислав Андреевич (1942—1975)
Казаков, Юрий Иванович (род. 1924)
Липс, Фридрих Робертович (род. 1948)
Орланский-Титаренко, Яков Фёдорович (1877—1941)
Ризоль, Николай Иванович (1919—2007)
Романько, Виктор Алексеевич (род. 1953)
Семёнов, Вячеслав Анатольевич (род. 1946)
Темнов, Виктор Иванович (род. 1934)
Шаров, Олег Михайлович (род. 1946)
Шалаев, Анатолий Андреевич (1925—1997)
Шишкин, Юрий Васильевич (род. 1963)
Яшкевич, Иван Адамович (1923—2000)
25.
26.
Родилась в Западной Украине2 года училась в музыкальной школе
Армавира
В Краснодаре училась в музыкальном
училище
C 1966г. работает в Самаре
возглавляет кафедру музыкальных
инструментов Поволжской
государственной социальногуманитарной академии, профессор,
заслуженный работник культуры РФ.
«Первая запись в моей трудовой книжке датирована 1 сентября 1958
года – принята преподавателем по классу фортепиано и баяна.
Работали с 8 утра и до 10 вечера – желающих учиться музыке было
очень много!»
27.
Достижения«Мне радостно, что все мои ребята заняты своим делом!»
В копилке Аллы Михайловны свыше
90 лауреатских дипломов, которые
завоевали её ученики на
международных конкурсах и
фестивалях.
Имена многих из них уже стали для
Самары легендами :
Сергей Войтенко и Дмитрий Храмков
Михаил Русаков
Александр Туболец
Кирилл Мальков
Сергей Адайкин
Николай Сафин
28.
Ежегодный фестиваль самодеятельного народного творчества"Расцвела под окошком белоснежная вишня»
Международный фестиваль баянной музыки "Виват, баян",
охватывающего города Франции и десять городов Самарской
области
Ансамбль "Гармоника" (рук. - А. М. Кац)