1.26M
Категория: МузыкаМузыка

Хоровые премудрости

1.

ХОРОВЫЕ ПРЕМУДРОСТИ

2.

Ансамбль (ensemble) — французское слово сразу, вместе, слитно и, что главное, уравновешенно.
Главное: можно петь всем сразу, вместе и даже
слитно, но если не будет уравновешенности в силе,
то не получится и того, что следует называть частным
ансамблем.
(«Частным» мы называем этот ансамбль потому, что он
принадлежит отдельной хоровой партии — части хора)

3.

Второй элемент — строй — и был источником той
гармоничности и красоты, которую мы наблюдали,
когда слушали общую хоровую звучность.
Только тот аккорд отлично звучит, который уравновешен
и выстроен, и чем уравновешеннее и стройнее аккорд,
тем больше в нем легкости и звучности.
Чем большей мощности и легкости надо достигнуть
в звучности, тем строже надо уравновесить и точнее
выстроить аккорд.

4.

Строй и ансамбль могут быть жизненны и живы только тогда, когда есть
нюансы (франц. nuance – оттенок).
Степени силы звука и нюансы:
тишайшая - рр
тихая – р
средняя – mf
сильная - f
сильнейшая -ff
Эту группу нюансов мы называем нюансами неподвижными, ибо в их применении
нет двух моментов, разных по силе звука.
Нюансы же, в которых сила звука постепенно развивается или угасает и, таким
образом, не наблюдается двух равносильных моментов, должны быть названы
подвижными: это — crescendo и diminuendo.
Наиболее употребительны нюансы: р, mf и f.

5.

Подвижные нюансы сложнее неподвижных. В неподвижных один элемент —
динамический (силовой). В подвижных — два: динамический и агогический (элемент
движения).
Отсюда, cresc., особенно длительное, требует соответствующего ускорения
(accelerando); иначе в нем, помимо первого из двух элементов, наращивания звука, не
будет второго — устремления, в чем собственно и кроется жизненность и смысл
crescendo.
Точно так же dim., в особенности длительное, требует соответственного замедления
(ritardando); иначе в нем, помимо первого из двух элементов — сокращения звука,
не будет второго — хода к покою, в чем собственно и кроется смысл и впечатление
diminuendo.

6.

7.

Основные элементы хоровой звучности
Элементы
Свойства элементов
Результаты
Ансамбль
Уравновешенность, слитность
каждой партии и всех партий
Цельность
Строй
Стройность, выверенность, точность
аккорда
Красота
Нюансы
Восприятие и исполнение
указаний дирижера
Выразительность

8.

ЦЕПНОЕ ДЫХАНИЕ
Вид хорового дыхания, при котором певцы сменяют дыхание
не одновременно, а «по цепочке», поддерживая
непрерывность звучания.
Сущность цепного дыхания заключается в том, что в процессе
пения певец берет дыхание не одновременно с
исполнителями, стоящими от него справа и слева.
English     Русский Правила