502.12K
Категория: ФилософияФилософия

Философская антропология. Специфика человеческого бытия

1.

Тема 4.
Философская антропология
ФА – философское учение о природе и сущности человека;
– философская школа, стремившаяся к созданию
целостного учения о человеке, основана М. Шелером
(первая половина ХХ века).
1. Теории происхождения человека.
2. Специфика человеческого бытия.
3. Индивид, индивидуальность, личность.

2.

1. Теории происхождения человека.
Человек произошел от приматов –
неопроверженный тезис современной науки
(эмбриологические, палеонтологические,
молекулярно-генетические и т.д. доказательства).
• Почему определенные приматы превратились в
человека?
• Какие факторы этому способствовали?
• Что было началом человеческой культуры?

3.

1. Орудийно-трудовая теория – Ф. Энгельс «Роль труда в
процессе превращения обезьяны в человека».
Труд – целенаправленная деятельность, предполагающая
изготовление и использование искусственных орудий.
Прямохождение – необходимое условие освоения трудовой
деятельности («двигательная фантазия»).
Труд предполагает:
- восприятие вещи как материала;
- знание о цели, проект;
- коллективный характер деятельности;
- обучение.

4.

2. Символическая теория (Э. Кассирер, Л. Уайт):
ключевой фактор – возникновение знаковосимволических систем коммуникации (языка,
ритуалов, символов).
Язык – вторичная сигнальная система,
представляющая явления и предметы через
условные, коллективно признанные формы
Галька из Макапансгата
обозначения.
Язык и другие знаковые системы составляют
«символическую вселенную», в которой живет
человек и за пределы которой не может
вырваться.

5.

3. Теория социального интеллекта, возникающего в
условиях сложных общественных отношений.
Р. Данбар: рост членов коллективов ископаемых гоминид до
150 особей (ок. 1,5 млн. лет назад).
Увеличение числа соплеменников, с которыми необходимо
вести совместную деятельность, делает бесполезным
«грумминг» и приводит к необходимости учета возможного
поведения другого – к появлению «теории ума».
«Теория ума» – умение строить мысленные модели
личностей соплеменников, чтобы предсказывать их
поведение.
Т.У. предполагает создание мысленной модели себя –
субъективного мира самосознания.

6.

2. Специфика человеческого бытия
• М. Шелер – дуализм тела и духа. Телесная жизнь
человека, включающая его чувственные порывы,
инстинкты, ассоциативную память, практический
интеллект, ничем не отличается от животного. В этом
плане человек был и остается всегда частью природы.
Но плюс к этому человек наделен духовным бытием,
принципиальное свойство которого:
• Открытость миру - животные ограничены средой
обитания, дух человека преодолевает ограничения
среды и выходит в мир, осознавая его именно как мир.
• А. Гелен – онтологическая свобода. Как животное
человек является «биологически недостаточным
существом», «неготовым», «полуфабрикатом». Его
свойства в большой степени формируются в обществе в
процессе самостоятельной творческой деятельности –
«вторая природа».

7.

• Г. Плеснер – экс-центрическая позиция: способность
отделять свое Я от своего тела, а следовательно,
осознавать свою личность, переживаемую
непосредственно в отличие от других Я.
• Бытие «в утопическом месте» (Забота) - человек не
способен укорениться в бытии, довольствоваться тем
местом, которое он занимает.
В.С. Соловьев: человек – «отрицательная
безусловность», он не может быть удовлетворен
никаким условным, ограниченным содержанием, он
хочет безусловной полноты бытия.
Л.М. Баткин: «Человек никогда не равен ни самому себе,
ни египетской статуе своей сущности».
Э. Мунье: «личность не есть бытие, она есть движение
бытия к бытию и обретает устойчивость и
определенность благодаря бытию, к которому она
устремляется».

8.

3. Индивид, личность, индивидуальность.
• Индивид – конкретный человек как
представитель вида, носитель общевидовых
качеств.
• Индивидуальность – неповторимость,
уникальность человека, отличие его от других.
• Личность – конкретное воплощение
человеческих качеств и их социальная оценка.

9.

2 подхода к пониманию личности:
1. Психологический подход понимает личность
как антропологическую постоянную,
включающая основные психологические
компоненты: память, мышление, воля,
темперамент и т.д.
Согласно такому взгляду любой человек любой
эпохи и культуры является личностью.
2. Культурно-исторический подход
рассматривает личность как специфическую
антропологическую модель, оформившуюся
окончательно в культуре Нового времени.

10.

Атрибуты личности как антропологической модели:
• автономия – способность быть причиной
собственных поступков (самополагание),
• ролевая дистанция – отличение себя от
исполняемых социальных ролей,
• жизненная позиция – ценностно-мотивационная
система,
• ответственность (вменяемость),
• идентичность (самость).
English     Русский Правила