Похожие презентации:
Сознание. Тема 5
1.
Тема 5.Сознание
1. Психофизическая проблема.
2. Структура сознания.
3. Сознание и бессознательное.
Чалмерс Д. Сознающий ум. В поисках фундаментальной
теории. – М., 2013.
Юлина Н.С. Головоломки процесса сознания: концепция Д.
Деннета. – М., 2004.
Метцингер Т. Туннель Эго. Наука о мозге и миф о своем Я.– М.,
2009.
2.
Сознание– высшая, свойственная только людям и
связанная с речью функция мозга,
заключающаяся в обобщенном, оценочном и
целенаправленном отражении и конструктивнотворческом преобразовании действительности
(А.Г. Спиркин).
– это свидетельствование внутренне
переживаемой психической жизни, которая
доступна в непосредственном опыте лишь
самому сознающему субъекту (Черепанов И.В.).
3.
1. Психофизическая проблема.Психофизическая проблема – вопрос о соотношении ментального
и физического (идеального и материального, духовного и
телесного, сознания и мозга):
• как соотносятся между собой ментальные процессы в сознании
и нейрофизиологические процессы в мозге, если первым
нельзя приписать физические свойства?
• каким образом явления ментального опыта могут управлять
физическими телами?
Два противоположных подхода к проблеме:
I. Редукционизм признает возможность сведения ментальных
процессов сознания к:
• физическим свойствам и процессам (физикалистский р-зм);
• функциональным отношениям в сложных физических системах
(функциональный р-зм);
• системным свойствам высокоразвитых материальных систем
(эмерджентистский р-зм).
4.
Возражения против редукционизма:• как объяснить необходимость сознательного опыта,
«прилагаемого» к материальным процессам
(«философский зомби»)?
• «провал в объяснении» - возможность одинаковости
физических фактов при различии фактов сознания;
• принцип каузальной замкнутости материального мира:
всякое физическое событие имеет только физическую
причину и только физическое следствие?
5.
II. Нередуктивные теории – сознание обладаетсамостоятельными феноменальными свойствами, не
сводимыми к физическим характеристикам:
• дуализм субстанций – дух и тело являются
самостоятельными, нередуцируемыми сущностями (Р.
Декарт, «привидение в машине»);
Как объяснить воздействие ментального на физическое?
• дуализм свойств – ментальные и физические процессы –
это два рода свойств материальной субстанции, которые
должны рассматриваться отдельно:
Д. Чалмерс: «Сознание — это такая черта мира, которая
выходит за пределы его физических черт».
6.
В.Г. Белинский: психический мир человека нельзя отделятьот его физической природы, как что-то особенное и
независимое от нее, но нужно отличать от нее – законы
ума должны наблюдаться в действиях ума.
С. Прист: «Мне представляется, что чье-либо собственное
существование является в совершенно определенном
смысле “чудом”. Оно не нарушает никаких законов природы,
но оно и не должно объясняться в их терминологии».
Какие свойства материи/материальные процессы
порождают нефизический, сознательный опыт?
- информационные, квантовые, эмерджентные свойства.
7.
2. Структура сознания.А.В. Иванов – элементы сознательного опыта:
I. Внешнепознавательная сфера – отражение в сознании
внешнего мира.
1. Телесно-перцептивный опыт – ощущения, восприятия и
представления, с помощью которых человек получает
первичную информацию о внешнем мире, о своем теле и
взаимодействии его с другими телами.
2. Логико-понятийные компоненты – это сфера общих
понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций
и логических доказательств. Главным регулятивным
принципом является истина – соответствие знания
действительности.
8.
II. Ценностно-эмоциональная сфера – обращенностьсознания на себя и сознания других людей.
3. Эмоциональная компонента сознания – сфера
личностных, субъективно-психологических переживаний,
включающая:
- инстинктивно-аффектные состояния (предчувствия,
смутные видения, галлюцинации и т.д.);
- эмоции (гнев, страх, восторг);
- чувства, отличающиеся большей отчетливостью и
осознанностью (наслаждение, отвращение, любовь,
ненависть и т.д.).
4. Ценностно-мотивационная компонента – высшие
мотивы и духовные ценности личности, а также способности
к их формированию и творческому пониманию в виде
фантазии, продуктивного воображения.
9.
Самосознание (рефлексия, апперцепция) – способность сознанияосознавать себя, осведомленность о ментальных процессах. Каждый
ментальный акт предполагает позицию от первого лица – Я.
А. Пятигорский, М. Мамардашвили: сознание – это текст, который
возникает в процессе чтения самого себя.
Формирование самосознания невозможно без социального интеллекта –
соотнесения себя с другими людьми, оценки себя с позиции другого, и
без практической деятельности по преобразованию внешнего мира.
Самопознание – это изучение личностью собственных психических и
физических особенностей, осмысление самого себя. Процесс
самопознания предполагает то, что:
- личность не прозрачна для самой себя, ей необходимо
предпринимать для этого познавательные усилия;
- личность развивается в процессе самопознания.
10.
3. Бессознательное в психикеБессознательное – совокупность психических процессов и
явлений, не входящих в сферу сознания, т.е. в отношении
которых отсутствует контроль сознания.
Бессознательное включает:
• поведенческие автоматизмы и автоматизмы восприятия,
осознание которых излишне в силу их отработанности.
• неосознаваемые мотивы, вытесненные воспоминания,
психологические комплексы.
11.
З. Фрейд: модель психики человека :1. Id/Оно – бессознательные влечения,
животные по происхождению, вытесненные
желания и воспоминания. Влечения
наследуются и выступают основными
стимулами человеческой деятельности:
• - Эрос – либидо, «влечение к жизни»,
• - Танатос – «влечение к смерти».
Руководящий принцип Id – удовольствие.
2. Ego/Я – сознание, руководствующееся
принципом реальности.
3. Superego/Сверх-Я – система культурных
норм, запретов, а также Я-идеал (совесть).
Сверх-Я имеет бессознательный характер – его
предписания не поддаются разумному
контролю и обоснованию.
12.
Таким образом, психика человека – это не отдельнаяцелостнаясубстанция, а совокупность отношений,
разворачивающихся между различными и
противоположными друг другу инстанциями желания и
запрета, сознательного и бессознательного,
индивидуального и общественного и т.д.
В. Пелевин: «нет никакой души, есть лишь акт прилипания
мухи к меду, и муха существует только как реакция на мед,
а мед – только как раздражение в мухе» (S.N.U.F.F.).