ШЕСТАЯ ЛЕКЦИЯ
ТЕМА №6. ВОПРОС № 1
ТЕМА №6. ВОПРОС № 1
ТЕМА №6. ВОПРОС № 1
ТЕМА №6. ВОПРОС № 1
ТЕМА №6. ВОПРОС № 1
ТЕМА №6. ВОПРОС № 1
ТЕМА №6. ВОПРОС № 1
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
ТЕМА №6. ВОПРОС № 3
ТЕМА №6. ВОПРОС № 3
ТЕМА №6. ВОПРОС № 3
ТЕМА №6. ВОПРОС № 3
ТЕМА №6. ВОПРОС № 3
ТЕМА №6. ВОПРОС № 3
ТЕМА №6. ВОПРОС № 3
ТЕМА №6. ВОПРОС № 4
ТЕМА №6. ВОПРОС № 4
ТЕМА №6. ВОПРОС № 4
ТЕМА №6. ВОПРОС № 4
ТЕМА №6. ВОПРОС № 4
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
ТЕМА №6. ВОПРОС № 6
ТЕМА №6. ВОПРОС № 6
ТЕМА №6. ВОПРОС № 6
ТЕМА №6. ВОПРОС № 6
12.99M
Категория: ФилософияФилософия

Антропология и учение о сознании. Тема №6

1. ШЕСТАЯ ЛЕКЦИЯ

АНТРОПОЛОГИЯ И УЧЕНИЕ О СОЗНАНИИ
1. Проблема человека в философии. Природа и
сущность
человека.
Комплексный
характер
антропосоциогенеза.
2. Смысл жизни и смерти человека.
3. Формирование личности в ходе социализации.
Свобода и ответственность личности.
4. Генезис и сущность сознания. Проблема идеального.
5. Сознание и мозг. Проблема искусственного
интеллекта. Интернет как метафора глобального мозга.
6. Сущность, виды и концепции бессознательного.

2. ТЕМА №6. ВОПРОС № 1

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
МАКС ШЕЛЕР
(1874 — 1928)
Основатель философской антропологии Макс Шелер выделил
следующие подходы к пониманию человека:
1. Концепция человека религиозного. Подлинная история
человеческой души – это ее божественное происхождение,
грехопадение, искупление и будущее спасение.
2. Концепция человека разумного. Эту идею о человеке
выражали стоики, Платон, Аристотель, Кант, Гегель и пр.
3. Концепция человека трудящегося: мы живем не
присваивая, а производя. Ярким проявлением этой идеи
являются концепции позитивизма, прагматизма, марксизма.
4. Концепция человека деградирующего (блокировка
естественного отбора) (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Т. Лессинг, Ф.
Теннис, О. Шпенглер, Э. Гартман, частично А.Бергсон и
некоторые психоаналитики): все, что человек создает, он
создает только из-за своей биологической слабости и
бессилия, из-за фатальной невозможности развиваться
биологически.
5. Концепция человека свободного (свободного как от Бога,
так и от природы) - экзистенциализм.

3. ТЕМА №6. ВОПРОС № 1

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА – это то, что дано человеку от рождения и от чего невозможно
отказаться. Измерения природы человека:
1. БИОЛОГИЧЕСКОЕ: телесность человека.
2. Под ПСИХИЧЕСКИМ понимается внутренний душевно-духовный мир человека – его
сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер,
темперамент и т.д.
3. СОЦИАЛЬНОЕ: сформированность личности обществом.
4. КОСМИЧЕСКОЕ: зависимость состояния организма человека от природных процессов.
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЦЕЛОСТНОЕ ЕДИНСТВО
БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО
СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА – это выбор доминанты из двух возможностей (духовное животное).
Один выбор - «регрессивный», он предполагает возврат к животной жизни. Проявления
этого выбора: а) агрессивность как способ решения проблем; б) эгоизм; в)
конформизм.
Другой путь – «прогрессивный». Этот путь основан на формировании в себе высокой
культуры (светской или духовной).
СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ЕГО ПОСТОЯННОГО
СВОБОДНОГО ВЫБОРА ИЗ ДВУХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (биологической и
социальной), КОТОРЫЕ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ЕМУ ЕГО ПРИРОДОЙ

4. ТЕМА №6. ВОПРОС № 1

КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА
АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ (от греч.— anthropos
— человек, лат.— societas общество и греч.
genesis — происхождение) — процесс
перехода
от
биологической
формы
движения
материи
к
социальной,
являющийся
неразрывным
единством
превращения животного в человека и
объединения животных в человеческое
общество.
КОНЦЕПЦИИ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА
РЕЛИГИОЗНЫЕ ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАУЧНЫЕ

5. ТЕМА №6. ВОПРОС № 1

ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
К. Маркс и Ф. Энгельс
Зигмунд Фрейд
Движущей силой антропосоциогенеза было развитие
производственной
деятельности.
Возникнув,
производственная деятельность потребовала и сделала
неизбежным зарождение мышления, воли, языка и
социальных,
прежде
всего
производственных,
отношений, т. е. превращение животного в человека,
биологического объединения в человеческое общество.
По мнению З.Фрейда, человек обладает совестью, которой нет
в животном мире. Фрейд выводил феномен совести из
первородного греха, совершенного пралюдьми, — убийства
первобытного «отца» (тотема). В первобытной орде, как он
полагал, вся власть принадлежала отцу, который не допускал к
женщинам подраставших сыновей. Однажды изгнанные
сыновья объединились, убили и съели отца. Однако этот
поступок не прошел для них бесследно. Страшное
преступление пробудило раскаяние. Дети поклялись никогда
больше не совершать таких деяний. Так произошло, по Фрейду,
рождение человека из животного.

6. ТЕМА №6. ВОПРОС № 1

ЭРНСТ КАССИРЕР
(1874 – 1945)
1. Прачеловек утратил инстинктивную
программу жизни из-за, например,
сильной природной радиации или других
природных катаклизмов.
2. Чтобы выжить, он стал подражать
другим животным, т.е. жить по чужой для
своей биологии программе (т.е. жить не
по природе, а по своего рода культуре).
3. Подражание животным привело к
выводу о том, что человек и произошел от
них. Так появился тотемизм (например,
племя волка).
4. Благодаря отсутствию инстинктивной
программы, в том числе страхов, жизни
люди овладели огнем, что и вывело их из
животной жизни.

7.

1.
2.
3.
4.
5.
Борис Федорович
Поршнев
(1905 - 1972)
Предок человека питался трупами и останками животных, которые
(останки) оставались после поедания животных крупными хищниками.
Пралюди камнями разбивали кости, скребками выскребали из них
костный мозг или вытапливали его на огне.
После оледенения крупные хищники исчезли и доедать стало не за кем.
Тогда пралюди разделились на две группы: одна стала всеядной
(преимущественно растительноядной), а другая группа – каннибалами (у
них произошла генетическая мутация), которые стали охотиться на
всеядных сородичей (адельфофагия).
У растительноядных начал постепенно возникать страх перед своими
хищными сородичами и они начали уходить из старых мест обитания в
новые земли, чтобы избавиться от соседства с хищниками. Но те шли
следом, т. к. у них не было иного выхода: отсутствие когтей, клыков и
неумение быстро бегать делали охоту на других животных
неэффективной, а вернуться к растительной еде они не могли. Так
происходило расселение первобытного человека по планете.
6. Необходимость защиты от своих хищных соплеменников заставляла растительноядных приматов брать в
руки камень, палку, кость и т. д. Хищникам тоже пришлось брать в руки камень, палку и кость, чтобы их охота
на растительноядных сородичей продолжала оставаться успешной. Возникло соревнование между
растительноядной и хищной частью прачеловечества в обработке материала - начинался каменный век,
палеолит. С течением времени хищники перешли от прямой охоты на своих сородичей к их экономической
эксплуатации. Оказалось более выгодным захватить власть в племени растительноядных и заставить членов
этого племени охотиться на представителей иного племени: так возникали первые войны между племенами.
А затем развитие навыков обработки камня и дерева сделало эффективной охоту на четвероногих животных:
оленей, кабанов и т. д. В итоге получилось так, что хищники стали возглавлять племена первобытных людей.
Именно из них возникла позднее элита и власть в ранних государствах. А растительноядные составили
рядовую массу этих государств.

8. ТЕМА №6. ВОПРОС № 1

НАУЧНЫЙ ПОДХОД К АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗУ
катализаторы эволюции
геологические
(вулканы, разломы,
изменение магнитного поля)
АБИОТИЧЕСКИЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ
географические
БИОТИЧЕСКИЕ
прямохождение
развитие руки
(изменение очертаний
материков, оледенения)
развитие мозга
способствовали вытеснению биологического социальным

9. ТЕМА №6. ВОПРОС № 1

МЕЗОЛИТИЧЕСКАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ
(от мезо средний и греч. lithos — камень, средний каменный
век, переход от палеолита к неолиту (ок. 10-го — 5-е
тыс. до н. э.): ее сущность заключается в переходе от
биологических способов регуляции общественной
жизни к социальным:
во-первых,
абсолютный
запрет
на
кровосмесительство;
- во-вторых, абсолютный запрет на убийство
соплеменника (в дальнейшем - сородича, близкого);
- в-третьих, требование поддержания жизни
(прокормления) любого из соплеменников, независимо
от его физической приспособленности к жизни.
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
(от нео... и греч. lithos —
камень), новый каменный
век, период (ок. 8 — 3-го тыс.
до н. э.): переход от
присваивающего хозяйства
(собирательство, охота) к
производящему
(земледелие,
скотоводство).

10. ТЕМА №6. ВОПРОС № 2

СМЫСЛ ЖИЗНИ И СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА
В древнеиндийской философии смыслом жизни считается
освобождение души человека от власти колеса сансары постоянных перерождений и обретение нирваны –
посмертного состояния абсолютного покоя, невозмутимости.
В философии древнего Китая смысл жизни – стать мудрецом,
добиться единства индивидуальности с космосом. Характер
мудреца - это «внутренняя мудрость и внешняя
царственность». То есть с помощью внутренней мудрости он
достигает духовного совершенства, а с помощью внешней
царственности он действует в обществе.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЕСЛИ ДЛЯ ИНДИЙЦА СМЫСЛ ЖИЗНИ
ВИДИТСЯ ВНЕ ЕЕ, В ОБРЕТЕНИИ ПОТУСТОРОННЕГО
МИРА, ТО ДЛЯ ДРЕВНЕГО КИТАЙЦА СМЫСЛ ЖИЗНИ В
НЕЙ САМОЙ, В НАХОЖДЕНИИ ГАРМОНИИ ЧЕЛОВЕКА С
ПРИРОДОЙ И ОБЩЕСТВОМ

11. ТЕМА №6. ВОПРОС № 2

ЭВДЕМОНИЗМ
ГЕДОНИЗМ
УТИЛИТАРИЗМ
НАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
СЕМЬЯ
ЭГОИЗМ
АЛЬТРУИЗМ
РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ
ИММАНЕНТНЫЕ
(СМЫСЛ ЖИЗНИ В ЕЕ ПРЕДЕЛАХ)
КОНЦЕПЦИИ
СМЫСЛА ЖИЗНИ
ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЕ
(СМЫСЛ ЖИЗНИ ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ)
ЛОГОС
ЕДИНОЕ
БОГ

12. ТЕМА №6. ВОПРОС № 2

Смысл жизни человека диктуется
естественно-биологической природой
человека, навязывается обществом,
реализуется на личностном уровне
Как биологическое существо, человек
приходит в мир для того, чтобы
продолжить свой род
ДУЛУМАН Евгра́ф
Кале́ньевич
(1928-2013)
Доктор философских наук,
профессор, отлученный от церкви
бывший кандидат богословия.
Известен как активист
атеистического движения
Как существо социальное, человек
посвящает себя улучшению
жизнедеятельности общества
(например, благотворительность,
политическая, научная деятельность)
Как существо личностное, человек
осознает смысл своей жизни в раскрытии
своего потенциала, творческих
способностей, утверждении своих
идеалов

13.

«Правильным методом философии был
Людвиг Витгенштейн
(1889-1951)
бы следующий: не говорить ничего,
кроме того, что может быть сказано, –
следовательно, кроме предложений
естествознания, т. е. того, что не имеет
ничего общего с философией, и затем
всегда, когда кто-нибудь захочет
сказать
нечто
метафизическое,
показать ему, что он не дал никакого
значения некоторым знакам в своих
предложениях. Этот метод был бы
неудовлетворителен
для
нашего
собеседника - он не чувствовал бы, что
мы учим его философии, но все же это
был
бы
единственный
строго
правильный метод».

14. ТЕМА №6. ВОПРОС № 2

СМЫСЛ СМЕРТИ
ЭТАПЫ УМИРАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
1. Социальная смерть
2. Психическая смерть
3. Мозговая смерть
4. Физиологическая смерть
ЗНАЧЕНИЕ СМЕРТИ:
- экологическое
- гуманистическое
- аксиологическое

15. ТЕМА №6. ВОПРОС № 2

ФЕНОМЕНЫ СМЕРТИ
1. САМОУБИЙСТВО
ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ
(1858 - 1917)
ЭГОИСТИЧЕСКОЕ самоубийство —
намеренный разрыв человеком
своих социальных связей.
АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ
самоубийство — в его основе
гипертрофированное
чувство
солидарности.
АНОМИЧЕСКОЕ самоубийство —
связано с тем, что старые
социальные
нормы
уже
не
работают, а новые — ещё не
сформировались.
ФАТАЛИСТИЧЕСКОЕ
самоубийство

возникает
вследствие чрезмерного контроля
общества над индивидом.
АЛЬБЕР КАМЮ
(1913 - 1960)

16. ТЕМА №6. ВОПРОС № 2

ФЕНОМЕНЫ СМЕРТИ
2. ЭВТАНАЗИЯ
Деятельность врача, направленная на
ускорение смерти безнадежно больного и
испытывающего непереносимые мучения
пациента
ЭВТАНАЗИЯ
С ПОЗИЦИИ
ВРАЧА
С ПОЗИЦИИ
ПАЦИЕНТА
АКТИВНАЯ ПАССИВНАЯ
ДОБРОВОЛЬНАЯ
НЕДОБРОВОЛЬНАЯ
АРГУМЕНТЫ «ЗА»
АРГУМЕНТЫ
«ПРОТИВ»
Жизнь есть благо только
тогда, когда в целом
удовольствия превалируют
над страданиями,
положительные эмоции над отрицательными
Этическая санкция
эвтаназии увеличивает
опасность злоупотреблений
со стороны врачей и
родственников
Жизнь можно считать
благом до тех пор, пока она
имеет человеческую
форму, существует в поле
культуры, нравственных
отношений
Эвтаназия нарушает
принцип святости
человеческой жизни
Поддержание жизни на
стадии умирания,
осуществляемое с
помощью сложных
технологий, обходится
слишком дорого

17. ТЕМА №6. ВОПРОС № 2

ФЕНОМЕНЫ
СМЕРТИ
3. СМЕРТНАЯ
КАЗНЬ
АРГУМЕНТЫ «ЗА»
АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ»
Смертная казнь есть справедливое
возмездие и является
нравственным деянием, поскольку
применяется в качестве наказания
за убийство.
Смертная казнь оказывает
нравственно развращающее
воздействие на общество.
Смертная казнь оправдана, ибо
своим устрашающим
воздействием предотвращает
совершение таких же
преступлений другими.
Смертная казнь является
антиправовым актом.
Смертная казнь приносит благо
обществу тем, что освобождает его
от особо опасных преступников.
Смертная казнь нечестива и лжива
в том отношении, что она явно
нарушает пределы компетенции
человека.
Смертная казнь может быть
оправдана гуманными
соображениями по отношению к
самому преступнику, ибо
пожизненное, беспросветное,
невыносимо тяжелое заключение
в одиночной камере хуже, чем
мгновенная смерть.

18. ТЕМА №6. ВОПРОС № 2

БЕССМЕРТИЕ
НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ
ФЁДОРОВ
(1829 — 1903)
ВИДЫ БЕССМЕРТИЯ:
- телесно-духовное бессмертие в потустороннем мире
(воскресение в телесной оболочке);
- телесно-духовное бессмертие в этом мире (замена органов);
- бессмертие в виде компьютерной программы (аватар);
- реинкарнация или переселение душ (буддизм);
- бессмертие в потомках;
- материальное, физико-химическое бессмертие атомов;
- социокультурное бессмертие (в памяти человечества).

19.

ВОПРОС № 3
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ХОДЕ
СОЦИАЛИЗАЦИИ. СВОБОДА И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
• ЧЕЛОВЕК – это родовое понятие для обозначения
биологического вида Homo sapiens.
• ИНДИВИД – это конкретный представитель вида.
• ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это специфические черты
индивида, которые позволяют отличать его от других
членов рода.
• ЛИЧНОСТЬ человек, усвоивший в процессе
социализации нормы и ценности общества
(культуру) и оказывающий на общество какое-либо
влияние.

20. ТЕМА №6. ВОПРОС № 3

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
1. БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.
2. ФИЗИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ (ПРИРОДА).
ЧАРЛЬЗ КУЛИ
(1864 –1929) 3.
КУЛЬТУРА.
Каждое общество дает практически всем своим членам некоторый
особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не
могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная
личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Американская
исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества
чертами, модальной (от взятого из статистики термина «мода», обозначающего величину,
которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной
личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий
некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Такие личностные образцы
усваиваются, как правило, с детства.
4. БЛИЖАЙШЕЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ.
Каждый
человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях
других людей, с которыми он вступает в контакт. Именно через отношения с другими, через их
оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый,
достойный или никчемный.
5. УНИКАЛЬНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ.

21. ТЕМА №6. ВОПРОС № 3

АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ — люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение
социальных ролей.
ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие
его.
АГЕНТЫ ПЕРВИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и
дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры
молодежных группировок.
Термин "первичная" относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или
ближайшее, окружение человека – первичные группы, неформальные организации.
АГЕНТЫ ВТОРИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ — представители администрации школы, университета,
предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий,
суда и т.д.
Термин "вторичная" описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное
влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а
их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.
ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Осуществляется в основном в первой
половине жизни
Осуществляется в основном во второй
половине жизни
Межличностные отношения
Социальные отношения
Агенты имеют множество функций
Агенты имеют одну-две функции
Агенты взаимозаменяемы
Агенты узко специализированы
Не получают вознаграждение
Работают за плату

22. ТЕМА №6. ВОПРОС № 3

ВИДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
1. НОРМАЛЬНАЯ ВОЗРАСТНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
2. ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ - отучение от прежних
ценностей, норм, ролей и правил
поведения. Бывает «мягкая» и «жесткая».
3.
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ - обучение новым
ценностям, нормам, ролям и правилам
поведения взамен старых.

23. ТЕМА №6. ВОПРОС № 3

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
СВОБОДА - ВОЗМОЖНОСТЬ ЛИЧНОСТИ МЫСЛИТЬ И ПОСТУПАТЬ В СООТВЕТСТВИИ
СО СВОИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ И ЖЕЛАНИЯМИ, А НЕ ВСЛЕДСТВИЕ ВНЕШНЕГО
ПРИНУЖДЕНИЯ.
А. ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
1. СОКРАТ И ПЛАТОН – свобода есть независимость от судьбы.
2. АРИСТОТЕЛЬ – свобода есть независимость от от политического
деспотизма.
3. ЭПИКУР – свобода есть независимость от бедствий человеческого
существования (желаний и страхов).
4. В СРЕДНИЕ ВЕКА свобода понималась как дар Божий и заключалась в
возможности выбора для каждого человека между добром и злом.
5. В эпоху РЕНЕССАНСА и последующий период под свободой понимали
беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности.
6. СПИНОЗА – свобода есть осознанная необходимость.
7. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ – свобода как естественное право всякого
человека.

24. ТЕМА №6. ВОПРОС № 3

8. КАНТ: свобода – это независимость воли от природного
закона; то, что вне каузального (причинного) механизма.
Свобода – качество воли самоопределяться посредством
только чистой формы закона, не спрашивая о его
содержании.
9. ГЕГЕЛЬ: свобода есть проявление абсолютного духа.
10. МАРКСИЗМ считает свободу фикцией: человек мыслит и
поступает в зависимости от побуждений и среды, причем
основную роль в его среде играют экономические
отношения и классовая борьба.
11. НИЦШЕ – свобода есть утверждение своей воли к власти.
12. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТЫ – свобода есть возможность
выбора своей сущности, человек «приговорен быть
свободным».
13. Н.А. БЕРДЯЕВ: свобода коренится в «ничто», которое
предшествует Богу и миру; зло есть «несотворенная
свобода»; свобода есть добытийная творческая энергия.

25. ТЕМА №6. ВОПРОС № 3

Б) СВОЙСТВА СВОБОДЫ
1. САМОДЕТЕРМИНИЗМ. Желания, воля, выбор порождены самим
человеком.
2. СООТВЕТСТВИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Проводится
разграничение на два вида «способностей», а именно, на те, что внутри
нас, как «умения» и на те, что вне нас, как «возможности». Поскольку
«свобода» означает «способность делать то, что вы хотите делать», то вы
можете обладать такой способностью только, если у вас есть
требуемые «возможности» и необходимые «умения». Причем эти
два аспекта должны присутствовать одновременно.
3. ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР СВОБОДЫ. «Декларации прав человека и
гражданина» (1789, Франция): свобода человека трактуется как
возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким
образом, осуществление естественных прав каждого человека
ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим
членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут
быть определены только законом».

26.

ТЕМА №6. ВОПРОС № 3

27. ТЕМА №6. ВОПРОС № 3

В) СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
СВОБОДА «ОТ» И СВОБОДА «ДЛЯ»
«СВОБОДА ОТ» (свобода как дозволенность) - возможность действовать без ограничений. В
частности, без ответственности. Подразумеваются внешние рамки и ограничения, стесняющие
жизнедеятельность человека, от которых он хотел бы избавиться. Зачастую люди хотят иметь
свободу и иметь же возможность не отвечать за свои поступки. Это есть свобода, подпитанная
безответственностью. Зовётся она уже произволом.
«СВОБОДА ДЛЯ» (свобода как обязанность) - это существенно другое определение свободы.
Оно апеллирует к сознательной социально-нравственной активности, направленной на
реализацию важных для общества целей и принципов, за осуществление которых личность
чувствует себя персонально ответственной и которые не разобщают, а соединяют ее с другими.
Г. Л. Тульчинский: «Границы свободы и ответственности совпадают, как две стороны
одного листа бумаги. Только там, где я свободен, где мною свободно приняты
решения, свободно совершены действия, я и отвечаю за них и их последствия. И
наоборот - я могу быть ответствен только за то, в чем проявилась моя свобода».
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Личность является ответственной абсолютно за все совершаемые ею поступки. Здесь
подразумевается то, что она выступает как свободный агент и источник своих
действий.
Личность должна осознавать последствия своих поступков и ответственность за них.
Личность должна возместить причиненный вред.
Личность должна осознавать свои возможности возмещения вреда. Нельзя,
например, восполнить утрату человека для его близких.

28.

ВОПРОС № 4. ГЕНЕЗИС И СУЩНОСТЬ
СОЗНАНИЯ. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО
А) ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ
I. ИДЕАЛИСТЫ:
- ОБЪЕКТИВНЫЕ (ПЛАТОН, ХРИСТИАНЕ): СОЗНАНИЕ ТОЖДЕСТВЕННО
ДУШЕ, А ЕЕ ВНОСИТ В ЧЕЛОВЕКА БОГ;
- СУБЪЕКТИВНЫЕ (КАНТ): СОЗНАНИЕ РОЖДАЕТСЯ ВМЕСТЕ С
ЧЕЛОВЕКОМ В ВИДЕ АПРИОРНЫХ ФОРМ.
II. МАТЕРИАЛИСТЫ:
- МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ (ГОЛЬБАХ): СОЗНАНИЕ ИЗНАЧАЛЬНО ПРИСУЩЕ
МАТЕРИИ (ГИЛОЗОИЗМ, ПАНПСИХИЗМ, ПАНТЕИЗМ);
- ВУЛЬГАРНЫЕ (БЮХНЕР, ФОГТ, МЕЛЕШОТТ, КАБАНИС): СОЗНАНИЕ
БИОЛОГИЧЕСКИ ПРОДУЦИРУЕТСЯ РАЗВИТЫМ, ЗДОРОВЫМ МОЗГОМ
(«Мозг выделяет мысли, как печень — желчь, а слюнная железа —
слюну» − Кабанис);
- ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ (МАРКСИСТЫ): СОЗНАНИЕ ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ
ЭВОЛЮЦИИ МАТЕРИИ (ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ).

29.

ТЕМА №6. ВОПРОС № 4
КУМУЛЯТИВНОЕ
ВНЕБИОЛОГИЧЕСКОЕ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ
ОТРАЖЕНИЕ
БИОЛОГИЧЕСКОЕ
ДОПСИХИЧЕСКОЕ
ПСИХИЧЕСКОЕ
РАЗДРАЖИМОСТЬ
ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ, РАСТЕНИЯ, ГУБКИ
СЕНСОРНОЕ
(безусловные рефлексы)
ЧЕРВИ, МОЛЛЮСКИ,
НАСЕКОМЫЕ
ПЕРЦЕПТИВНОЕ
АВСТРАЛОПЕРЦЕПЦИЯ
СОЗНАНИЕ
(условные рефлексы) (спорадическая трудовая
(изготовление
РЫБЫ, ПТИЦЫ,
деятельность с применением орудий
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ находимых орудий)
труда)

30. ТЕМА №6. ВОПРОС № 4

Б) СПЕЦИФИКА СОЗНАНИЯ (ЕГО ОТЛИЧИЯ ОТ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ)
- ОБЕСПЕЧИВАЕТ СПОСОБНОСТЬ К АБСТРАКТНОМУ МЫШЛЕНИЮ
(оперерированию понятиями, суждениями и умозаключениями);
- ОБЕСПЕЧИВАЕТ СОЗДАНИЕ ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ – ЯЗЫКА
(создается не только органами чувств, но и мозгом, который превращает
данные органов чувств в сигналы второго порядка, сигналы сигналов –
речь). Первая сигнальная: чувства
эмоции; вторая: мозг
речь.
- ОБЕСПЕЧИВАЕТ СПОСОБНОСТЬ К САМОСОЗНАНИЮ (самопознание,
самоидентификация, самоопределение, самооценка);
- ОБЕСПЕЧИВАЕТ ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ОТРАЖЕНИЯ;
- ОБЕСПЕЧИВАЕТ ДУХОВНЫЙ ХАРАКТЕР ОТРАЖЕНИЕ (духовность –
отражение по чужим законам).
СОЗНАНИЕ – ЭТО ВЫСШАЯ, СВОЙСТВЕННАЯ ТОЛЬКО ОБЩЕСТВЕННО
РАЗВИТОМУ ЧЕЛОВЕКУ И СВЯЗАННАЯ С РЕЧЬЮ ФУНКЦИЯ МОЗГА,
ЗАКЛЮЧАЮЩАЯСЯ В СПЕЦИФИЧЕСКИ ИДЕАЛЬНОМ (ОБОБЩЕННОМ,
ОЦЕНОЧНОМ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОМ) ОТРАЖЕНИИ И КОНСТРУКТИВНОТВОРЧЕСКОМ ПРЕОБРАЗОВАНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

31. ТЕМА №6. ВОПРОС № 4

СТРУКТУРА И ИСТОЧНИКИ СОЗНАНИЯ
СЕКТОР (I) является сферой телесно-перцептивных способностей
и получаемого на их основе знания. К этим способностям
относятся ощущения, восприятия и конкретные представления.
Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания
является
полезность
и
целесообразность
поведения
человеческого тела в мире окружающих его природных,
социальных и человеческих тел.
С СЕКТОРОМ (II) соотносятся логико-понятийные компоненты сознания. С помощью мышления
человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это
сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических
доказательств. Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина.
СЕКТОР III можно связать с эмоциональной компонентой сознания. Это сфера личностных,
субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и
событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. Сюда относятся: 1)
инстинктивно-аффектные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения,
галлюцинации, стрессы); 2) эмоции (гнев, страх, восторг и т д.); 3) чувства, отличающиеся большей
отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение,
отвращение, любовь, симпатия). Главным регулятором и целью "жизнедеятельности" этой сферы
сознания будет то, что Фрейд в свое время назвал "принципом удовольствия".
И наконец, СЕКТОР (IV) может быть соотнесен с ценностно-мотивационной (или ценностносмысловой) компонентой единого "поля" нашего сознания. Здесь укоренены высшие мотивы
деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому
пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и
регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость.

32. ТЕМА №6. ВОПРОС № 4

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО СОЗНАНИЯ
На
приведенной
схеме
узловые
точи
"вертикального"
восхождения
духовной
самости
представлены
следующим образом:
1. – этап прото-сознания, т. е.
бессознательного телесноаффективного существования
индивида;
2. – этап генезиса телесного
ИСТОЧНИКИ СОЗНАНИЯ
"я";
- ОБЪЕКТИВНОЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ (ВНЕШНИЙ МИР);
3. – этап формирования
- СУБЪЕКТИВНОЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ (МОЗГ);
сознательного "я";
- СУБЪЕКТИВНОЕ ИДЕАЛЬНОЕ (ДУХОВНЫЙ МИР
4. – этап возникновения
ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА);
- ОБЪЕКТИВНОЕ ИДЕАЛЬНОЕ (ДУХОВНЫЙ МИР
нравственного "я";
ОБЩЕСТВА);
5.

космическое
- КОСМИЧЕСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ.
сверхсознательное "я".

33. ТЕМА №6. ВОПРОС № 4

ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО
СОЗНАНИЕ ЕСТЬ ИДЕАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Демокрит полагал, что объект познается нами посредством
испускаемого им ЭЙДОСА (образа); витающие в воздухе атомарные
«копии» вещей попадают в субъекта через его органы чувств и
откладываются внутри человека в форме субъективных образов
объективного мира. Эйдос, по Демокриту, имеет три аспекта:
а) являясь частью вещи, эйдос служит ее материальной копией;
б) перенося информацию, эйдос выполняет роль транспортного
средства;
в) оказываясь внутри индивида, эйдос становится образом
сознания.
Платон понимал идеальное как:
А) Субстанцию (вечные идеи находятся в Гиперурании);
Б) Прообраз вещи (форма всякой вещи);
В) Идеал, к которому стремятся вещи.
Платон

34.

ТЕМА №6. ВОПРОС № 4
Идеальное конструктивно, оно стремится преодолеть
наличное бытие – оно есть не только идеал, но и
движущая сила к этому идеалу.
ГЕГЕЛЬ
Понимал идеальное как «материальное, пересаженное
в человеческую голову и преобразованное в ней».
СХЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ИДЕАЛЬНОГО:
М1
МАРКС
ОМ1
ОМ2
М2,
где М1 – объективно существующее материальное (например, дерево);
ОМ1 – образ М1 в сознании человека (образ дерева);
ОМ2 – преобразованный ОМ1 сознанием человека (человек
представляет, что он может сделать из дерева: стол, лыжи, телегу и т.д.);
М2 – «материальное второе», опредмеченное ОМ2 (например,
изготовленный человеком стол).
Можно сказать, что идеальное по Марксу – это предполагающий
материальное воплощение достигнутого результата мышления переход
от ОМ1 к ОМ2.

35. ТЕМА №6. ВОПРОС № 4

Идеальное, по Лосеву и Лифшицу, – это
объективное совершенство, природный идеалобразец, репрезентирующий человеку весь
класс объектов. Действуя только с совершенным
предметом, субъект как бы сразу отражает весь
стоящий за данным эталоном класс вещей.
Именно такие эталоны ищет человек, превращая
их в орудия труда, эстетические предметы.
Михаил
Александрович
Идеальное, согласно Ильенкову, − это схема или
Лифшиц
форма деятельности, которая снимает с
(1905-1983)
предмета информацию и транспортирует ее в
субъективный мир человека.
Дубровский:
идеальное
есть
субъективная реальность, субъективное
проявление
некоторых
мозговых
нейродинамических процессов.
Э́вальд
Васи́ льевич
Илье́нков
(1924 – 1979)
Давид Израилевич
Дубровский (1929)
В советской философии была предпринята
попытка восстановить трехаспектную
концепцию идеального Демокрита.

36. ТЕМА №6. ВОПРОС № 5

СОЗНАНИЕ И МОЗГ. ПРОБЛЕМА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА. ИНТЕРНЕТ
КАК МЕТАФОРА ГЛОБАЛЬНОГО МОЗГА
Сознание есть функция развитого общественно трудящимся человеком мозга; мозг –
центральный орган психики, обеспечивающий: 1) гомеостаз (поддержание
необходимого состояния организма); 2) интеллект; 3) эмоции и чувства; 4) интуицию и
пр.

37.

ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
СТРУКТУРА МОЗГА ПО А.Р. ЛУРИЯ
(АКТИВАЦИЯ-ОБРАЗ-ДЕЙСТВИЕ)
Выдающийся отечественный нейропсихолог А.Р. Лурия
выделил три наиболее крупных отдела мозга, которые он назвал
блоками, существенно отличающимися друг от друга по своим
основным функциям в организации целостного поведения.
Первый блок, включающий в себя те участки, которые
наиболее тесно и морфологически, и функционально связаны с
древними отделами, управляющими состоянием внутренней
Александр Романович среды организма, обеспечивает ТОНУС всех вышележащих
отделов мозга, т.е. его активацию. Упрощая, можно сказать,
Лурия (1920-1975)
что этот отдел является основным источником, в котором
побудительные силы животных и человека черпают энергию
для действий. При его повреждениях у человека не возникает
нарушений ни зрительного, ни слухового восприятия, он попрежнему владеет всеми полученными ранее знаниями, его
движения и речь остаются сохранными. Содержанием основных
нарушений при этом являются именно нарушения психического
тонуса: человек проявляет повышенную психическую
истощаемость, быстро впадает в сон, внимание колеблется,
нарушается организованный ход мыслей, изменяется его
эмоциональная жизнь — он становится либо чрезмерно
встревоженным, либо крайне безразличным.

38.

ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
Второй блок включает в себя кору больших полушарий, располагающуюся кзади от
центральной извилины, т.е. теменные, височные и затылочные отделы. Повреждение
этих отделов при сохранном тонусе, внимании и сознании проявляется в
РАЗНООБРАЗНЫХ НАРУШЕНИЯХ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ,
модальность которых зависит от конкретных зон поражения, обладающих высокой
специфичностью: в теменных отделах — кожная и кинестетическая чувствительность
(больной не может узнать на ощупь предмет, он не чувствует взаимного
расположения частей тела, т.е. нарушается схема тела, поэтому теряется четкость
движений); в затылочных отделах — нарушается зрение при сохранении осязания и
слуха; в височных долях — страдает слух при сохранном зрении и осязании. Таким
образом, при поражении этого блока нарушается способность строить полноценный
чувственный образ окружающей среды и своего собственного тела.
Третья обширная зона коры занимает у человека треть от общей поверхности
коры и располагается кпереди от центральной извилины. При ее поражении
наступают специфические нарушения: при сохранении всех форм чувствительности,
сохранности психического тонуса НАРУШАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ К ОРГАНИЗАЦИИ
ДВИЖЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЗАРАНЕЕ ПРОГРАММЕ. При обширных повреждениях
нарушается речь и понятийное мышление, играющие важнейшую роль в
формировании этих программ, поведение теряет характер произвольности.
Таким образом, выявленные специфические функции названных отделов мозга
соответствуют трем основным компонентам психики, составляющим целостную
психическую деятельность при выполнении отдельного приспособительного акта —
активация (побуждение, которое переживается в форме мотива), образ и
действие.

39.

ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
•Головной мозг состоит из большого числа нейронов (в среднем человеческом мозге
содержится около 86 миллиардов нейронов), связанных между собой синаптическими
связями. Взаимодействуя посредством этих связей, нейроны формируют сложные
электрические импульсы, которые контролируют деятельность всего организма.
•Вес головного мозга взрослого человека в среднем равен одной пятидесятой части от
общего веса тела. При этом мозг человека потребляет одну пятую циркулирующей крови
(т.е. одну пятую кислорода), одну пятую часть поступающей в организм глюкозы.
• Нервные клетки восстанавливаются.
• Мы используем свой мозг на 100%. По современным данным, каждая часть мозга имеет
определенную функцию, и человек использует все части мозга одновременно. В процессе
исследований ещё не была найдена область мозга, которая бы ничего не делала. МРТ и
позитронно-эмиссионные исследования выявили, что даже во время сна все части мозга
показывают определенный уровень активности. Только в случае серьёзных повреждений в
мозге есть неактивные участки.
•Размер мозга не влияет на интеллектуальные способности человека. Тем не менее, по
мнению исследователей, ум зависит от синапсов — контактов между нейронами.
Количество синапсов растет в детский и юношеский период жизни человека и влияет на
интеллект.
•Постоянные занятия спортом увеличивают количество капилляров в мозгу, что
позволяет доставлять больше кислорода и глюкозы. Бывшие спортсмены с возрастом
теряют ментальное здоровье гораздо реже остальных. Для эффективности занятия
спортом должны продолжаться не менее 30 минут несколько раз в неделю.
• РАННЕЕ, А ТАКЖЕ РЕГУЛЯРНОЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ НЕГАТИВНО
СКАЗЫВАЕТСЯ НА РАБОТЕ МОЗГА, ПРИВОДИТ К ЕГО ДЕГРАДАЦИИ.

40. ТЕМА №6. ВОПРОС № 5

Искусственный интеллект (ИИ) определяется как
научно-техническая дисциплина, решающая две
задачи — моделирование процессов познания и
мышления и создание технических устройств, в
которых
реализуются
результаты
такого
моделирования.
ВАРИАНТЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИИ
1.
Механико-дивергентный
вариант
предполагает, что исследователь формирует на
искусственном
носителе
некий
аналог
человеческого интеллекта или какие-то его
отдельные стороны.
Человек — существо социальное, коллективное, т. е. наличие другого человека есть условие
жизни человека как социального существа. Но то же самое можно сказать и о человечестве в
целом. Человечеству также нужно «зеркало», и пока такого «зеркала» нет, человечество как
целое не может «состояться», так как ему не с кем вести диалог. Таким образом, человек не
одинок, но человечество пока одиноко. Для решения данной проблемы человечество
использует два пути: поиск внеземного разума и создание ИИ. ИИ должен, с одной стороны,
иметь нечто схожее с видом Ноmо sapiens, но с другой стороны, быть иным, не похожим на
человека, т. е. существовать на ином субстрате, а значит, иметь и иные особенности.

41. ТЕМА №6. ВОПРОС № 5

На пути создания искусственного интеллекта по рассматриваемому
варианту встретились следующие трудности.
1. Нам до сих пор в полной мере не известна структура мозга и все
функциональное назначение его частей. Как можно моделировать
непознанное?
2. Необходимо сообщить будущему интеллекту все знания (в том числе
и неформализируемые), имеющиеся у человека и человечества.
3. Выявлена огромная роль в работе мышления человека эмоций
(психологи уже сегодня насчитывают 200 их видов). Именно эмоции
контролируют мысль, они направляют работу мозга в определенную
сторону, позволяют выделить зону необходимых решений сразу же
отбросив огромный массив ненужной информации неперспективной
зоны поиска. Однако механизм «работы» эмоций не изучен,
следовательно, он не может быть формализован и «передан» машине.
4. Не изучен механизм взаимосвязи левого и правого полушария.
5. Настоящий искусственный интеллект должен существовать не в виде
программы, то есть не в чисто информационном состоянии, а каким - то
образом иметь возможность воздействовать на окружающую среду и
испытывать на себе её поощрения и наказания. Именно так обстоит
дело со всяким естественным интеллектом, ибо мышление невозможно
без тела.

42. ТЕМА №6. ВОПРОС № 5

2. СИНЕРГЕТИЧЕСКО-КОНВЕРГЕНТНЫЙ —
возможность слияния, объединения человека и
машины.
А) КИБОРГ: на основе нанотехнологий в человека
вживляются чипы различной мощности, в результате
чего человек расширяет свои возможности и
превращается в киборга.
Б) АВАТАР: человек проецирует модель самого себя в
электронно-виртуальную реальность и ставит этой
модели две задачи. Первая задача: развиваться по
определенной программе. Вторая задача: данная
модель, находящаяся в ЭВР, должна вступать в диалог с
исследователем, корректируя тем самым его
деятельность. Специфика этого ИИ будет заключаться в
том, что, с одной стороны, он есть порождение
человека, так сказать «интеллектуальная плоть от
интеллектуальной плоти человека», а с другой стороны,
и это главное, он будет существовать не на
биологическом субстрате человеческого мозга, а на
электромагнитном субстрате.

43. ТЕМА №6. ВОПРОС № 5

Теоретически возможен и третий путь возникновения ИИ, наименее исследованный
на настоящий момент, — ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИИ КАК АЛЬТЕРНАТИВЫ ВИДУ HOMO
SAPIENS В УСЛОВИЯХ ЗЕМНОЙ БИОСФЕРЫ. В настоящий момент наиболее
организованным элементом биосферы является человек. Но человек создает ИИ,
который пока существует в виде отдельных, не связанных между собой устройств.
«Защищаясь» от человечества, биосфера через свои химический и биологический
уровни может способствовать ПОЯВЛЕНИЮ РАЗУМА НА НОВОЙ ОСНОВЕ,
ИМЕЮЩЕЙ ИНОЙ, ЧЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, СУБСТРАТ, Т. Е. НА ОСНОВЕ ИИ.
Именно таким путем может начаться конкуренция и борьба за существование между
ЕИ И ИИ.

44. ТЕМА №6. ВОПРОС № 5

ИНТЕРНЕТ КАК МЕТАФОРА
ГЛОБАЛЬНОГО МОЗГА
ИНТЕРНЕТ

это
современная
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ
-организовано
массовое
производство
персональных
компьютеров;
- созданы и проложены линии
электросвязи высокой пропускной
способности;
- внедрены унифицированные с
компьютерами цифровые методы
передачи информации по системам
телекоммуникаций;
- обеспечена
широкая
телефонизация
и
созданы
спутниковые линии связи.
социотехническая система, основу которой
составляют локальные сети, объединяющие
компьютеры
и
другие
разнообразные
технические устройства, различные базы
данных, пользователей, подключающихся к
этой распределенной сети и интерактивно
взаимодействующих.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
- потребность
в
обеспечении
национальной безопасности;
- интенсификация
информационного
обмена;
- выравнивание
условий
доступа
к
информации;
- свобода творчества;
- появление кибер-субкультуры.

45. ТЕМА №6. ВОПРОС № 5

ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ В ИНТЕРНЕТЕ
- ДАННЫЕ (документы, статьи, фотографии) – аналог нейронов;
- БАЗЫ ДАННЫХ (массивы иерархически упорядоченных
информационных
ресурсов) – аналог аксонов;
- БАЗЫ ЗНАНИЙ (организованные знания об областях мира – семантические сетевые
структуры) на основе гипертекста – аналог нервной системы.
World Wide Web – распределенная гипертекстовая информационная система,
которая предоставляет доступ к большинству информационных архивов Интернет.
Особенностью системы является механизм гипертекстовых ссылок, благодаря
которому пользователь может просматривать материал в порядке выбора этих ссылок,
путем нажатия кнопки мыши на нужном слове или поле графической картинки.
Вводной частью гипертекстовой базы, расположенной на сервере является
адресуемая страница, имеющая собственный адрес. Вслед за адресуемой страницей
дается группа других взаимосвязанных страниц WWW, содержащих дополнительную
информацию. В текстах всех страниц даются гипертекстовые ссылки на любые другие
документы, содержащиеся как в том же, так и в других серверах WWW.
Во всемирной сети WWW используется гипертекстовый протокол передачи HTTP,
который описывает в гипертексте процедуры обмена блоками гипертекста. Протокол
работает на прикладном уровне и предназначен для передачи сообщений,
являющихся этими блоками. Его использование дает возможность:
·
описывать структуру документов и их составляющих;
·
указывать ассоциативные связи между документами;
·
просматривать документы и находить в них необходимые сведения;
·
вести обработку документов в режиме диалога.

46. ТЕМА №6. ВОПРОС № 5

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИНТЕРНЕТА
- с одной стороны, Интернет способствует выравниванию информационного
пространства (глобализация), с другой - способствует углублению различий в темпах
технико-экономического развития разных стран;
- создание возможности самоорганизации социальных групп;
- демократизм: сетевое устройство Интернета обеспечивает представление в нем не
только массовой, но и маргинальной и элитарной культуры;
- наличие альтернативных источников информации, ее доступность для больших масс
людей;
- происходит заметная унификация массового сознания;
-расширяются
возможности
манипулирования
общественным
сознанием,
распространения дезинформации;
- повышается уязвимость и зависимость от бесперебойного функционирования сети,
особенно при массовом заражении различного рода компьютерными вирусами,
червями;
- возможность скрытого получения информации о человеке через социальные сети;
- цифровые отпечатки пальцев, способные привести к существенному ограничению
личной свободы;
-цифровые подделки;
- компьютерные преступления, наносящие моральный и имущественный ущерб
гражданам и организациям (клевета, воровство и повреждение информации и пр.);
- большая политика, которую могут проводить владельцы информации («Викиликс»);
- специфический характер общения (бестелесность, жаргон).

47. ТЕМА №6. ВОПРОС № 6

СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И КОНЦЕПЦИИ
БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – ЭТО СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ,
КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ
ЧЕЛОВЕКА, НО НЕ КОНТРОЛИРУЮТСЯ ИМ
ТИПЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
3. ВЫТЕСНЕННОЕ – это
желания,
мысли,
намерения, потребности,
устраненные из сферы
сознательного
под
воздействием усвоенных
норм
морали
(так
называемой цензуры).
1. ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ –
деятельность мозга,
процессы и результаты которой не выводятся в
сознание; оно возникают в ходе переноса информации
от органов чувств или из памяти к коре головного мозга
(к сознанию).
2. ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ - представляет такие явления,
которые раньше осознавались человеком, а затем
были вытеснены в сферу бессознательного. Это,
например, двигательные умения и навыки – ходьба,
речь устная и письменная, умение пользоваться тем
или иным инструментом и т.п. Все такого рода явления
отличаются тем, что здесь перенос информации идет
обратным путем: от сознания к бессознательному, к
памяти.

48.

ТЕМА №6. ВОПРОС № 6
Зигмунд Фрейд
(1856 - 1939)
Бессознательное – совокупность психических
процессов, операций и состояний, не
представленных в сознании субъекта
Формы
проявления
и
методы
исследования
бессознательного:
1) анализ невротических симптомов (печаль, расстройства
сна, снижение аппетита, подавленность, усталость,
раздражительность);
2) толкование сновидений;
3) анализ ошибочных действий (оговорок, описок, очиток,
забывания имен и намерений, потери предметов и т.п.).

49.

ТЕМА №6. ВОПРОС №6
МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ СНЯТИЯ КОНФЛИКТА
СОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ВЫТЕСНЕНИЕ
Исключение из сознания информации, порождающей страх,
тревогу. Человек "забывает" об опасности (в боевых условиях,
например), об обязанностях, о бесчестном поступке.
ИНВЕРСИЯ
Перемена импульса на противоположный, когда любовь,
например, переходит в ненависть и наоборот, а смех - в слезы.
ПРОЕКЦИЯ
Перенос своих чувств, эмоций, переживаний на другое лицо.
ВЫМЕЩЕНИЕ
Переориентация импульса или чувства на более доступный
объект.
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
Стремление "онаучить", обосновать логическими средствами
свои недостатки, дурные поступки и тем самым оправдать себя
перед собой.

50.

ФРЕЙД ВЫДЕЛИЛ 5 СТАДИЙ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ:
1.Оральная (0 – 18 мес.)
2.Анальная (18 мес. – 3 года)
3.Фаллическая (3 года – 6 лет)
4.Латентная (6 – 12 лет)
5.Генитальная (период полового созревания и до 22лет)
ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ: первая фаза – орально-зависимая
В этот период (с рождения до полутора лет) выживание младенца всецело зависит от
того, кто о нем заботится, а область рта наиболее тесно связана с удовлетворением
биологических потребностей и приятными ощущениями. Главная задача, стоящая перед
младенцем в течение орально-зависимого периода, состоит в закладке основных
установок: зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей.
Изначально ребенок не в состоянии отличить собственное тело от материнской груди и
это дает ему возможность чувствовать нежность и любовь по отношению к самому себе.
Но со временем грудь будет замещена частью собственного тела: ребенок будет сосать
свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком
материнской заботы. Поэтому так важно не прерывать кормление грудью, если мама в
состоянии кормить его сама.
Впоследствии, в зрелые годы, фиксация на этой стадии может выразиться в виде
«остаточного» поведения. Взрослый человек в ситуации сильного стресса может
регрессировать и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием
выпить. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью и это
лишает ребенка соответствующего удовольствия.

51.

Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который
получил чрезмерную или недостаточную стимуляцию во младенчестве,
скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип
личности. Основными его чертами является:
•ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к
себе,
•постоянно требует одобрения,
•чрезмерно зависим и доверчив,
•испытывает потребность в поддержке и принятии,
•жизненная пассивность.
ОРАЛЬНО-АГРЕССИВНАЯ ФАЗА
Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание
становятся важными средствами выражения фрустрации, вызванной
отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на
орально-агрессивной стадии выражается у взрослых в таких чертах, как
любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему
окружающему. Людям с этим типом характера свойственно
эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью
удовлетворения собственных нужд.

52.

АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ
Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до трех
лет. В течение этого периода ребенок учится самостоятельно ходить в туалет. Он
получает большое удовлетворение от этого контроля, т.к. это одна из первых функций,
которая требует от него осознанности своих действий.
Фрейд был убежден, что способ, каким родители приучают ребенка к туалету,
оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Все будущие формы
самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.
Некоторые родители ведут себя не гибко и требовательно, настаивая, чтобы
ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться
выполнять приказания родителей и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция
«удерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие виды
поведения, то у ребенка может сформироваться анально-удерживающий тип
личности. Такие взрослые необычайно упрямы, скупы, методичны и пунктуальны. Им
очень сложно переносить беспорядок, неразбериху, неопределенность.
Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленный родительской
строгостью в отношении туалета – это анально-выталкивающий тип личности. Черты
данного типа включают в себя склонность к разрушению, беспокойство,
импульсивность. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие люди чаще всего
воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания.
Другая категория родителей, наоборот, поощряет своих детей к регулярному
использованию туалета и хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход,
поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную
самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

53.

ФАЛЛИЧЕСКАЯ СТАДИЯ. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС. КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРЫ
Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую зону,
область гениталий. На протяжении фаллической стадии дети могут
рассматривать
и
исследовать
свои
половые
органы,
проявлять
заинтересованность в вопросах, связанных с половыми отношениями. Хотя их
представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны, и весьма неточно
сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных
отношений более ясно, чем предполагают родители. Основываясь на увиденном по
телевизору, на каких – то фразах родителей или на объяснениях других детей, они
рисуют «первичную» сцену.
Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал
Эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса
Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь
Эдип», в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в
кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он
совершил, он ослепил себя. Фрейд рассматривал трагедию как символическое
описание величайшего из человеческих конфликтов. С его точки зрения, этот миф
символизирует
неосознанное
желание
ребенка
обладать
родителем
противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Более
того, Фрейд находил подтверждение комплекса в родственных связях и клановых
взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных обществах.
В норме эдипов комплекс развивается несколько по-разному у мальчиков и
девочек.

54.

МАЛЬЧИКИ
Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура.
С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет
выражать свои чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его
наблюдениям, люди более старшего возраста. Это говорит о том, что мальчик стремится
играть роль своего отца и в то же время он воспринимает отца как конкурента. Но мальчик
догадывается о своем более низком положении, он понимает, что отец не намерен терпеть
его романтические чувства к матери.
В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс развивается:
мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои желания в отношении матери и начинает
идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Этот процесс выполняет несколько
функций: во-первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм,
установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит –
быть мужчиной. Во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как
объект любви путем замещения, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые
мать видит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то,
что ребенок перенимает родительские запреты и основные моральные нормы. Это
подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. Т.е. суперэго является
следствием разрешения эдипова комплекса.
Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы
и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них
символизирует победу над представителем противоположного пола) и постоянно пытаются
доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они
«настоящие мужчины». Это так же может быть поведение по типу Дон Жуана.

55.

ДЕВОЧКИ
Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии
Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее
любовника и таким образом отомстить за смерь отца. Как и у мальчиков,
первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка
вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, что
может символизировать недостаток силы. Она обвиняет мать в том, что она
родилась «дефектной». В то же время девочка стремится обладать своим
отцом, завидуя, что он имеет власть и любовь матери.
Со временем девочка избавляется от комплекса Электры путем
подавления тяги к отцу и идентификации с матерью. Другими словами,
девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ
к отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за
мужчину, похожего на отца.
У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к
склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым
связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в
сексуальном отношении.
Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом
как основной источник последующих невротических моделей поведения,
особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.

56.

ЛАТЕНТНАЯ СТАДИЯ
В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового периода либидо
ребенка посредством сублимации (переориентации на социальную
активность) направляется во вне. В этот период ребенка интересуют
различные интеллектуальные занятия, спорт, общение со сверстниками.
Латентный период можно рассматривать как время подготовки к
взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.
В личности ребенка появляются такие структуры, как эго и суперэго.
• Суперэго – это система норм, ценностей, иначе говоря – совесть
человека. Оно формируется при взаимодействии ребенка со значимыми
фигурами, в первую очередь, с родителями.
• Эго – отвечает за непосредственный контакт с внешним миром. Это
восприятие, мышление, научение.
• Ид – это наши влечения, инстинктивные, врожденные, не осознаваемые
стремления.
Таким образом, к возрасту 6-7 лет у ребенка уже сформированы все те
качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет
пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного
периода происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений,
мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно
дремлет.

57.

ГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ
После завершения латентной стадии, которая продолжается до наступления
половой зрелости, начинают восстанавливаться сексуальные и агрессивные
побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возрастающее
осознание этого интереса. Начальная фаза генитальной стадии (периода,
продолжающегося от зрелости до смерти), характеризуется биохимическими и
физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является
характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной
активности.
Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом
возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии
подростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя,
одноклассника, соседа). Это явление может носить и не ярко выраженный характер,
чаще ограничивается тем, что подростки предпочитают общаться со сверстниками
одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер
противоположного пола, и начинается ухаживание.
Генитальный характер – это идеальный тип личности в психоаналитической теории.
Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях. Фрейд был
убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек
должен брать на себя активную роль в решении жизненных проблем, отказаться от
пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический
комфорт - в сущности, все формы удовлетворения, легко давались, и ничего не
требовалось взамен.

58.

ТЕМА №6. ВОПРОС № 6
КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ
(1875–1961)

59.

АРХЕТИ́П (от Αρχέτυπο — первообраз) — универсальные врождённые психические структуры, составляющие
содержание коллективного бессознательного и являемые в образах и мотивах сновидений, мифов, сказок и
т.п.
БАЗОВЫЕ СВОЙСТВА АРХЕТИПОВ
•Архетип, являясь структурой коллективного бессознательного, должен проявляться у всех народов и во все эпохи.
• Архетип должен восприниматься доосознанно (а не вследствие научения).
• Архетип должен иметь черты, связывающие его с жизнью как процессом либо элементами таковой; не бывает
«оторванных от жизни» архетипов.
•Архетип должен иметь объединяющую силу для некоторого количества индивидов. ТЕМА №6. ВОПРОС № 6
• Архетип обладает сильным влиянием на эмоции человека.
ПРИМЕРЫ АРХЕТИПОВ
ПЕРСОНА - это та маска, которую каждый из нас надевает, общаясь с другими людьми. Она представляет нас такими,
какими мы хотим, чтобы нас воспринимало общество.
АНИМА И АНИМУС отражают предположение Юнга, что каждый человек несет в себе определенные
психологические характеристики противоположного пола. Анима отражает женские (феминные) черты в мужском
характере, а анимус - мужские (маскулинные) характеристики в женском.
ТЕНЬ - это некая обратная, темная сторона Я. Она наиболее глубоко укоренена в животном прошлом человека. Юнг
считал ее своеобразным наследием низших форм жизни. Тень представляет собой совокупность всех наших
аморальных, неистовых, страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков и в этом качестве играет
большую роль в формировании депрессии и неврозов. Юнг, как психотерапевт, писал, что тень подталкивает нас
совершить нечто такое, чего мы в нормальном состоянии никогда себе не позволим. Когда с нами случается нечто
подобное, мы склонны объяснять происшедшее тем, что на нас нечто нашло. Это «нечто» и есть тень, наиболее
примитивная часть нашей природы.
Но наиболее важным архетипом Юнг считал САМОСТЬ. Сочетая и гармонизируя все аспекты бессознательного,
самость создает единство и стабильность личности. Таким образом, задача самости (и психотерапии) - интеграция
различных подсистем личности. Юнг сравнивал самость с порывом или стремлением к самоактуализации, что
определяет гармоничность и целостность, наиболее полное раскрытие возможностей личности.
Также к архетипам относятся: ПОХИЩЕНИЕ ОГНЯ. ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ХАОС. АКТ
ТВОРЕНИЯ. ГРЕХОПАДЕНИЕ, ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ. СОЮЗ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО НАЧАЛ. СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ.
УБИЙСТВО ВОЖДЯ (ЦЕЗАРЯ, ЦАРЯ), ОТЦЕУБИЙСТВО, БРАТОУБИЙСТВО. ВОЗМЕЗДИЕ. БОГИНЯ-ДЕВА, БОГИНЯ
ПРАРОДИТЕЛЬНИЦА. БОГ. БОРЬБА БОГОВ МЕЖДУ СОБОЙ. ОЧИЩЕНИЕ, КРОВЬ, МЕСТЬ ЗА ОТЦОВ. ВОЗРОЖДЕНИЕ,
ИЛИ ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ. ВОСКРЕШЕНИЕ ИЗ МЕРТВЫХ. ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП. БОЖЕСТВЕННЫЙ СУД.

60. ТЕМА №6. ВОПРОС № 6

В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль
бессознательного и сексуальности как детерминант
человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение
СОЦИАЛЬНЫЙ
АЛЬФРЕД АДЛЕР
(7.2.1870 — 28.5.1937)
ФАКТОР:
характер
человека
складывается под воздействием его «жизненного стиля», то
есть сложившейся в детстве системы целенаправленных
стремлений, в которой реализуется потребность в
достижении
превосходства,
самоутверждении
как
компенсации «КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ»
(Адлер
первым
вводит
этот
термин).
Например,
прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства
страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы —
люди невысокого роста (Наполеон, А.В. Суворов). Адлер
считал, что изначально большинству детей присуще
ощущение собственной неполноценности по сравнению со
«всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у
ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности,
согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом
этот комплекс будет компенсироваться: «слабые невротики»
утверждаются за счет насилия над слабыми; «сильные
невротики» стараются победить сильных («компенсаторная
теория власти»).

61. ТЕМА №6. ВОПРОС № 6

ЭРИХ ФРОММ (1900-1980)
Фромм стремился
перенести акцент с
биологических мотивов
человеческого поведения в
психоанализе на
социальные факторы,
показать что «человеческая
натура - страсти человека и
тревоги его — продукт
культуры».
1. Продуктивный способ обретения человеком единства с миром – любовь и труд (биофилия).
2. Непродуктивность - это неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы,
место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности, она
выражается в четырех формах «бегства от свободы»:
- садизм – эксплуататорский характер;
- мазохизм – рецептивный характер;
- деструктивизм – стяжатели;
НЕКРОФИЛИЯ
- «автоматизирующий конформизм» (реализуется в форме отказа от
собственного «Я», обезличивания, подчинения массовым стандартам) –
рыночный характер.
… дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти и стремление к подчинению, отчужденность, тенденция к
самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними — все эти и многие другие стремления и
страхи, которые можно обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определенные условия жизни. <…> Ни одна из таких
склонностей не является изначально присущей человеку. <…> Образ жизни, обусловленный особенностям экономической
системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность
самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить.

62.

Э. ФРОММ ОПРЕДЕЛИЛ ПЯТЬ ТИПОВ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ
* РЕЦЕПТИВНАЯ, получающая (мазохисты). Такой тип личности считает, что "источник всех благ" находится во
внешнем мире. Такой человек оптимистичен и дружелюбен, но всегда ищет "доброго волшебника". Цель - "быть
любимым". Они любят говорить "Да" всем и каждому. Социализация - мазохистский тип. Девизы: "Я ищу совет и
"источник поддержки". "Я есть то, чем я обладаю".
* ЭКСПЛУАТАТОРСКАЯ, берущая, авторитарная (садисты). Единственный способ обрести желаемое - это получить его
из внешнего источника, а не добиваться собственными силами. При этом они не ожидают помощи от других как дара, а
отбирают силой или обманом. В области любви люди также склонны присваивать и красть.Любой человек
рассматривается с точки зрения его полезности. Плагиат, подозрительность, цинизм и источение зависти и ревности.
Враждебность и манипулирование. Социализация - садистический тип. Девиз: "Краденное всегда слаще".
* СТЯЖАТЕЛЬСКАЯ, или накопительная (деструктивисты). Безопасность основывается на накоплении и сохранении
уже накопленного, траты воспринимаются как угроза. Скупость распространяется и на деньги, и на чувства, и на мысли.
Любовь это владение и обладание. Главное преданность и привязанность к воспоминаниям. Фанатичная
чистоплотность, навязчивая пунктуальность. Постоянное "нет" - это почти автоматическая защитная реакция. Активность
и трата сил приводит к полной стагнации и парализации. Социализация - деструктивный тип. Девизы: "Моё - это моё, а
ваше - это ваше". "Нет ничего нового под луной".
* РЫНОЧНАЯ, обменивающая, нахрапистая (конформисты). Личности с рыночным характером ...не имеют даже своего
собственного Я на которое они могли бы опереться, ибо их Я постоянно меняется в соответствии с принципом - "Я такой.
какой я вам нужен". Безопасность основывается на стяжательстве и экономии. Человек воспринимает самого себя и как
продавца, и как товар для продажи на рынке. Преобладает рассудочное, манипулятивное мышление, эмоциональная
жизнь атрофируется. Любовь "по расчету". Социализация - равнодушный тип. Девиз: "Я таков, каким вы хотите меня
видеть".
* ПРОДУКТИВНАЯ, плодотворная или производящая (биофилы). Независимый индивид с позитивной свободой.
Наличие человеческой способности использовать свои силы и реализовать заложенные возможности. Основные
характеристики личности: деятельная - любящая - разумная. Человек воспринимает самого себя и как ответственный за
свой рост и развитие. Он заботливый и ответственный за порядок и закон с развитым чувством любви. Он деятель,
осуществляющий свои возможности с целенаправленным направлением к благому и разумному смыслу жизни. Он
способен ритмически менять деятельность и отдых, непринужденно радоваться и отдыхать.Человек сам - источник своих
сил. Продуктивная любовь - это забота, ответственность, уважение, знание и понимание другого и стремление дать
возможность другому человеку расти и развиваться. Девизы: "Я свободен в осуществлении рационального!" "У меня есть
добрая воля", "Я есть то, что я делаю, чувствую, люблю".

63. ТЕМА №6. ВОПРОС № 6

ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
УЗНАДЗЕ
(1886 -1950)
грузинский психолог и
философ,
разработавший
общепсихологическую
теорию установки
В отечественной науке благодаря Дмитрию
Николаевичу Узнадзе в качестве альтернативной
модели фрейдовского "бессознательного" была
создана "ТЕОРИЯ НЕОСОЗНАВАЕМОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ
УСТАНОВКИ", согласно которой действия, реакции,
поступки и мысли человека всегда зависят от особого
психического состояния – готовности к данному
процессу. Кардинальной формой бессознательного
оказывается установка, связанная с направленностью
личности на активность в каком-либо виде
деятельности, общей предрасположенностью к
деятельности. Установка возникает при встрече двух
факторов: потребности и ситуации удовлетворения
потребности.
Она
определяет
направление
проявлений психики и характер поведения субъекта.
Установка обладает сложной структурой, содержит
эмоциональные, смысловые и поведенческие аспекты
предрасположенности к восприятию или действию в
отношении социальных объектов и ситуаций. Д.
Узнадзе экспериментально и теоретически доказал,
что установка как неосознаваемая психическая
деятельность является составным элементом любого
акта человеческого поведения. Особенно велика ее
роль в творческих процессах и в области
межличностного общения.
English     Русский Правила