Похожие презентации:
Элемент народного костюма «Женский головной убор - Платок»
1.
Праздничный народный костюмЭлемент народного костюма
«Женский головной убор - Платок»
Учитель изобразительного искусства
МАОУ гимназии №69 им. С. Есенина
города Липецка
Морозова Галина Федоровна
2.
Цель урока: ознакомить детей с элементом женского народного костюма –платком; углубить представление детей о значении платка в ансамбле
русского костюма, о связи декора с поверхностью украшаемого предмета.
Задачи:
учиться составлять простейший орнамент при выполнении эскиза платка;
уточнить представления детей о геометрическом и растительном
орнаментах;
учиться наблюдать за особенностями орнаментов и их связью с
природой;
формировать умение самостоятельно выбирать приемы рисования для
творческой работы;
развивать эстетическое восприятие и радостные переживания от
произведений народных умельцев;
развивать у детей образную память эмоционально - эстетическую
отзывчивость.
3.
Ну что ж? Одной заботой боле Одной слезой река шумнейА ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
А. Блок
4.
Мы уже говорили орусском
народном
костюме.
Сегодня
мне
бы
хотелось поговорить
с Вами о женском,
нежном,
целомудренном
предмете
женского
гардероба – о платке.
Предлагаю
Вам
отправиться вместе
со мной в небольшое
путешествие
по
истории.
5.
Изначально, еще в языческие времена, женщиныпокрывали голову на Руси, чтобы сберечь себя от
холода, от сурового климата.
6.
После Крещения Руси, с приходом на нашу землюправославной веры, головные женские уборы считаются
неотъемлемой частью женского костюма.
Головной
убор
являлся
символом добропорядочности:
показаться
“простоволосой”
было верхом неприличия, а
чтобы опозорить женщину,
достаточно было сорвать с ее
головы убор. Это было самым
тяжелым
оскорблением.
Отсюда
и
произошло
выражение
‘опростоволоситься’, то есть
‘опозориться’.
7.
Предшественником платка на Руси считается белоельняное полотенце с вышивкой – убрус, которым
женщины издревле покрывали голову.
8.
В конце XIX века платки вкачестве головного убора
повсеместно
были
распространены в России. Их
носили девушки и молодые
женщины в разное время
года.
Платки
придавали
женскому костюму особую
красочность и своеобразие.
Сначала платки повязывали
поверх
головного
убора
(обычно кички), позже их
стали носить самостоятельно,
по-разному повязывая на
голове.
9.
Девушки завязывали платок под подбородком, а иногда концами назад (так носили платок и замужние женщины).Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в
Россию из Германии в ХVІІІ - XIX вв., а образ русской
женщины - "Алёнушки в платочке", завязанном таким
образом, - сформировался уже в XX веке.
10.
Платок в образе русской женщины был логическимзавершением костюма. Он был как бы окладом для ее лица,
женщина без платка,
все равно, что
"дом без кровли",
"церковь без купола".
Платок
придавал
женщине
особую
женственность,
нежность. Ни один
другой головной убор
не придавал столько
лиричности
облику
женщине,
сколько
платок.
11.
В старину на Русисамым
желанным
подарком
для
женщины
был
платок. Его дарили
хозяин дома, брат
или жених в знак
добрых
чувств,
любви,
внимания.
Нарядный
платок
сохраняет связь с
далеким прошлым.
Его носят и сегодня.
12.
Производство платковНа протяжении 19 в. все платки были безымянные. До нас
не дошли все имена фабричных мастеров, авторов чудесных
платков. Данила Родионов - первый мастер, чье имя
упомянуто, он был и резчиком и набивщиком.
Восточные шали в России появились раньше, чем во
Франции. В официальную моду они вошли в конце 18в. - в
1810 г., когда пришел стиль "ампир". В десятые годы 19 в.
появились
первые
русские
шали.
13.
Производство платковОни изготовлялись в основном на 3-х крепостных
фабриках.
1.Колокольцовские шали - на фабрике Дмитрия
Колокольцова, воронежского помещика.
2.В мастерской помещицы Meрлиной, которая начинала с
производство ковров в Воронежской губернии, затем
перешла на шали и перевезла мастерскую в Подрядниково
Рязанской губернии. "Шарфы и платки госпожи Мерлиной
высокой своею добротою заслужили первое место среди
продукции этого типа".
3.В мастерской воронежской помещицы Елисеевой.
14.
Производство платковВ середине 19 в. в России складывается особый центр
производства национальных платков - Павловский Посад.
15.
Производство платковВпервые
о
Павлово-Посадской
фабрике
по
изготовлению платков с авторским печатным рисунком
упоминалось в 1795 году.
16.
Производство платковУзорную ткань получают способом набойки при помощи
специальных печатных досок, которые переносят краску на
полотно. Формы для оттиска узора называют «манеры» или
«цветки». Число «манер» соответствует числу красок
данного узора. Для каждой краски делают печатную форму.
Сначала набивают на ткань контурную и более светлые
краски, а затем - более темные.
17.
Производство платковПлаток – квадратный. На его цветном поле изображают
гирлянды, букеты разнообразных цветов или совсем
неожиданные узоры, какими их выдумал художник.
18.
Производство платковКомпозиция
платка
чаще всего строится
по принципу акцентов
на углы:
по кайме и углам
симметрично
размещают
букеты
крупных цветов, а
середина
поля
заполняется
редко
разбросанными
мелкими цветочками.
19.
Композиция платкаОрнамент в центре.
Орнамент в центре и в углах.
Орнамент по кайме.
Орнамент в углах.
20.
ЗаданиеТеперь представим, что мы художники на ПавловоПосадской фабрике и нам необходимо помочь
мастерице завершить композицию платка.
21.
Задание22.
ЗаданиеУ каждого из вас не завершенная часть платка.
Заполните ее цветом.
23.
Задание24.
ЗаданиеСоединим все части в единую композицию.
25.
Список использованных источниковКартинки https://yandex.ru/images/search
Славянская культура – головные уборы славянок https://www.liveinternet.ru/users/3344739/post409161791
Русские головные уборы и правила их ношения http://xexe.club/195650-russkie-golovnye-ubory-i-pravila-ihnosheniya.html
Русский женский платок – история, традиции,
современность https://ulianasergeeva.livejournal.com/3868.html