3.36M
Категория: ЛитератураЛитература

Русская детская литература XX в

1.

РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
XX В.

2.

РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА 1918-1920 ГГ.
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (1921 -1929)
ГОД «ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА» (1929)
ВРЕМЯ «БОЛЬШОГО ТЕРРОРА» (1934-1941)

3.

ЗАДАЧА ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«В ярких образных формах <...› показывать
социалистическую переделку людей и воспитывать
детей в духе пролетарского интернационализма»
«за морем, за сушею - коммунистов слушают» (В.
Маяковский)
(Журналы: «Северное сияние», «Пионер», «Красные
зори», «Новый Робинзон», «Чиж», «Еж» и др.)
+ новая целевая аудитория

4.

ВЕДУЩИЕ ТЕМЫ 20-ЫХ-30-ЫХ ГГ.
• Тема революции
• Красной Армии
• Героической борьбы с врагами советской власти
• Интернационального единства
• Коллективного труда
• Тяжелых испытаний, выпавших на долю детей
• Становления характера ребенка под влиянием революции
Главный герой – ребенок взрослеющий, закаляющийся в вихре
революционных и послереволюционных событий.
А. Неверов «Ташкент – город хлебный» (1923), А.П. Гайдар «Школа» (1930 г.), Л.
Пантелеев, Г.Г. Белых «Республика Шкид», М. Горький «Детство»

5.

ЛЕВ АБРАМОВИЧ КАССИЛЬ
(1905-1970)
Научно-популярные очерки: «Поднят потолок мира» о полете советского стратостата, «Искусство
удивляться» - об успехах советской авиации и др.
Автобиографические повести «Кондуит» (1930) и
«Швамбрания» (1933)
1) Социальная несправедливость
2) Классовое неравенство
Швамбрия – решение?

6.

ДИСКУССИЯ О ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКЕ
Е. Шварц: «Вся детская литература была взята под
подозрение ‹...› В области теории они были достаточно
страшны, но на практике были еще реши-тельнее.
Например: они отменили табуретки в детских садах, ибо
они приучают ребенка к индивидуализму, и заменили их
скамеечками. Теоретики не сомневались, что скамеечки
разовьют в детском саду социальные навыки, создадут
дружный коллектив».
НО
А.В. Луначарский, М. Горький, С.Я. Маршак, К. Чуковский.
Н.К. Крупская

7.

1920-1920 ГГ.
САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ ЖАНР
сказочный роман («Три Толстяка» Ю. Олеши),
повесть-сказка («Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого,
«Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Старик Хоттабыч» Л. Лагина и
др.),
пьеса-сказка («Крас-ная Шапочка», «Снежная Королева» Е. Шварца, «Город
мастеров, или Сказка о двух горбунах» Т. Габбе, «Кошкин дом», «Петрушка» С.
Маршака и др.),
стихотворная сказка («Мойдодыр», «Барма-лей», «Федорино горе», «Краденое
солнце» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака, «Сказка о
пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве» С. Есенина и др.)

8.

Прославление, героизация
Романтизация революции
Сатира (+ «Мойдодыр» К.
Чуковского

9.

А.К. ТОЛСТОЙ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

10.

ДЕТСКАЯ ПОЭЗИЯ ГРУППЫ ОБЭРИУ
(1928-1931)
Два направления того времени: 1) назидательнодидактическое; 2) развлекательно-игровое
Объединение реального искусства
Участники: Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай
Заболоцкий, Константин Вагинов, Игорь Бахтерев, Юрий
Владимиров, Яков Друскин и др.

11.

ДЕКЛАРАЦИЯ ОБЭРИУ (1928 Г.)
«Мы - поэты нового мироощущения. Мы - творцы не только
нового поэтического языка, но и созидатели нового ощущения
жизни и ее предметов».
«Посмотрите на предмет голыми глазами, и вы увидите его
впервые очищенным от ветхой литературной позолоты».
«Ребенок мудр, потому что он не знает условных, привнесенных
в жизнь порядков, он первый сказал, что король гол, и тем
самым открыл всем глаза»
У искусства своя логика, и она не разрушает предмет, но
помогает его познать

12.

13.

Д. ХАРМС
«ЧЕЛОВЕК-ТЕАТР»
А вы знаете, что У?
А вы знаете, что ДО?
А вы знаете, что НО?
А вы знаете, что СА?
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не достать.
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не доехать,
Не допрыгать,
Что до носа
Не достать!

14.

«МИЛЛИОН» Д. ХАРМСА
НЕСЕРЬЕЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ К «СЕРЬЕЗНЫМ»
ВЕЩАМ
Репрессии и запрет

15.

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК (1887 1964)
Мир детства - это не безмятежная счастливая пора в жизни человека,
это самый трудный, ответственный этап, когда формируется его
духовное «я».
«Воспитание словом» (1961).
Фольклор, русская классика и мировая детская литература,
современная литература, научная и техническая.
Возглавлял детский отдел Госиздата, редактировал детский журнал
«Новые Робинзоны»
Задача литературы: воспитание мировоззрения творца, созидателя,
высокую культуру.

16.

ТЕМАТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Тема труда, детстве, дружбы народов, антивоенная тематика и сатирические
стихотворения
(циклы «Хороший день», «Дети нашего двора», «Друзья-то-варищи») – о детстве.
О подвигах пожарника Кузьмы – «Пожар».
О кругосветных путешествия писем – «Почта».
«Детки в клетке» - книга-игра со звуковым многообразием, неожиданностью сравнений.
Особенности структуры – четкая композиция и действенный сюжет (стремительность
развития событий) --> насыщенные энергией глаголы (тянут, поскакал, пролетел,
толкают, выезжают, мчатся и др.).
Каждая часть – законченное целое НО и часть всего произведения ЗАЧЕМ?

17.

«РАДУГА»
Солнце вешнее с дождем
Вот из радужных ворот
Строят радугу вдвоем...
К нам выходит хоровод,
Радужная арка
Выбегает из-под арки,
Засверкала ярко,
Всей земле несет подарки.
Разукрасила траву.
Расцветила синеву.
быстрая смену
зрительных кадров

18.

ПЬЕСЫ-СКАЗКИ
«Кошкин дом», «Умные вещи», «Горя бояться - счастья не
видать», «Двенадцать месяцев»
В основе – западнославянская легенда о братьях-месяцах.
Два конфликта – социальный (королева/падчерица;
мачеха/падчерица), конфликт между человеком и природой.
Усложнение фабулы.
Соединение сказочного, волшебного и реального

19.

С Е Р Г Е Й ВЛ А Д И М И Р О В И Ч М И Х А Л КО В ( 1 9 1 3 - 2 0 0 9 )
• Прославление подвигов, Родины.
• Герои стихотворений: челюскинцы, папанинцы,
пограничники.
• Взрослые темы простым, доступным для детей
языком.

20.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
Обыкновенный ребенок (непоседлив, и вертляв, и нетерпелив, и ленив, и
упрям, и обидчив).
Простые детские проблемы – «Бедный Костя»
Любовь к персонажам со всеми их недостатками: «Про мимозу», «Фома».
Использование игры слов:
Я чихаю, я охрип.
Что такое?
Это грипп!
Не румяный гриб
В лесу,
А поганый грипп
В носу!
(«Грипп»)

21.

ЗА ВНЕШНЕЙ ПРОСТОТОЙ – СЕРЬЕЗНАЯ
МЫСЛЬ
— А у нас в квартире газ!
А у вас?
— А у нас водопровод!
Вот!
— А из нашего окна
Площадь Красная видна!
А из вашего окошка
Только улица немножко.
— Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый красный шар!
— А у нас огонь погас —
Это раз!
Грузовик привез дрова —
Это два!
А в-четвертых — наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется — пилот!

22.

ТЕТРАЛОГИЯ «ДЯДЯ СТЕПА» (1935 -1981)
«Дядя Степа» - 1935 год, «Дядя Степа - милиционер» - 1954.
«Дядя Степа и Егор» - 1968 год, «Дядя Степа - ветеран» - 1981 год.
Автобиографическая основа.
Оптимизм главного героя
Героические поступки НО дело ли в росте?

23.

БАСНИ
«Слон-живописец», «Дальновидная Сорока», «Две подруги», «Лиса и
Бобер»
Небольшие рассказы, бытовые зарисовки, жанровые сценки.
Язык – ориентация на устную речь с широким использованием экспрессивно-эмоциональной и разговорной лексики.
Часто основа басни – диалог («Тщеславие», «Чудак»).
Мораль басни – содержание всего произведения.
Особенность – двусмысленность и использование многозначных слов
(петушиться – о человеке и о настоящем петухе)

24.

МИХАЛКОВ-ДРАМАТУРГ
«Задача настоящего театрального действия
– заставить человека увидеть себя со
стороны, лучше себя узнать и понять».
«Том Кенти», «Смех и слезы», «Праздник
непослушания» Пьесы-сказки для самых
маленьких – «Зайка-зазнайка»,
«Трусохвостик», «Как Медведь трубку
курил».

25.

АГНИЯ ЛЬВОВНА БАРТО (1906 -1981)
Влияние русской классической литературы и новых
поэтических форм молодой литературы (В.В. Маяковский)
Тема детской игры и игрушки (цикл «Игрушки»).
Форма миниатюры, микропоэмы. Игрушка – лирический
герой со своей судьбой.
Игра – процесс осознанного взаимодействия ребенка с
окружающим миром.
«Игра», «Игра в крокет», «Бычок», Игра в слова», «Мячик»,
«Погремушка» и др.

26.

ЛИТЕРАТУРА 40-ЫХ-50-ЫХ ГГ.
Ведущая тема – тема защиты Отечества, подвига советского народа.
Официальная литература – безоговорочная победа СССР. Но так ли
это?
Ушли на фронт С. Михалков, Л. Кассиль, В. Катаев, «взрослые поэты»
К. Симонов, А. Сурков, А. Твардовский.
Жанровый состав: публицистика, очерки, короткие рассказы, поэзия.
Тема подвига определила и литературу послевоенного времени.
English     Русский Правила