Святые. Образы праотцов

1.

Святые
Работу выполнила студентка 5 курса Ванеева Александра

2.

В древнерусском искусстве очень широк круг образов,
представляющих святых.
Согласно христианскому вероучению, святые—люди высокой
праведности, прославившие себя служением Богу.
Этой праведностью они «стяжали благодать»: очистилось,
преобразилось в них затемненное грехом, но изначально созданное
по образу и подобию Божию человеческое естество, обрели они
жизнь вечную.
Считалось, что в святых уже воплотился замысел Иисуса Христа о
человеке: ради искупления человеческих грехов принес он себя в
жертву. Как толковали это богословы, «Бог стал человеком, чтобы
человек стал Богом»
Святой Ааро́н Первосвященник

3.

Считалось, что о таких людях, о святых, повествует уже Ветхий
Завет. Вслед за рассказом о сотворении мира и грехопадении Адама
и Евы в нем говорится о начавшемся восстановлении связи
человека и Бога, о людях, своей праведностью послуживших этому
восстановлению. Эти люди почитались в христианстве святыми.
Новый Завет, рассказавший о воплощении Бога ради людей, о
принесении им спасительного вероучения, говорит и о многих
людях, воистину приблизившихся к Богу.
По мере распространения христианства в мире множество людей
прославились своей праведностью, считались обретшими
благодать, были причислены к лику святых
Святыми почитались погибшие за веру мученики во время гонений
на христиан; иерархи церкви, утверждавшие ее вероучение;
монахи, отрекшиеся от мирских соблазнов ради служения Богу.
«Адам и Ева» Середина XVI в. Российская государственная
библиотека, Москва

4.

Образы праотцов
Праотцы, библейские патриархи — так называют описанных в
Ветхом Завете прародителей всего человечества и народа
израильского, от времени Адама до времени получения Моисеем
Закона от Бога.
Праотцы начали своей праведностью восстановление связи
человека и Бога, нарушенной грехопадением Адама и Евы. Они
стремились постигнуть Бога, и с одним из них, с Авраамом, Бог
заключил свой первый Завет с человеком.
Христианство чтит за это праотцов, чтит в них и предков Иисуса
Христа по плоти.
Кроме того, истолковывая Ветхий Завет как прообраз Завета
Нового, видит в самих постижениях Бога ветхозаветными
праотцами предчувствия, предсказания Спасителя. Поэтому
праотцов признавали святыми.
Изображали праотцов значительно реже, чем святых новозаветных,
чем тех, кто жил и действовал уже после прихода в мир Иисуса
Христа, тем не менее древнерусское искусство создало их
прекрасные, очень значительные образы.

5.

Образы пророков
Пророки — в прямом значении слова— те, кому дан дар прорицания,
озаренные Богом провозвестники будущего. Это святые, о которых
повествует Ветхий Завет.
О пророках в Библии повествуется там, где рассказана история
израильского народа после получения им от Бога скрижалей Завета, после
дарования ему Богом Закона, по которому следует жить. И пророки,
исполненные божественного вдохновения, обличают народ и правителей,
когда те отступают от Закона, пророчат судьбы отступников, пророчат и
грядущие судьбы мира и свершения Бога в нем.
Христианство чтило в пророках постижение ими единого Бога, каким он
раскрывался людям в Ветхом Завете, ту верность этому Богу, в которой
стяжали они благодать, обретали пророческий дар. И как весь Ветхий
Завет понимается христианством как приготовление к Новому Завету, так
прорицания пророков толкуются как предсказания о воплощении Бога, о
пришествии Мессии Иисуса Христа.
Пророки из всех лиц Ветхого Завета чаще всего изображались
древнерусским искусством. Сила личности, которую проявляли они,
отстаивая веру в истинного Бога, глубина их пророчеств, в которых видели
не только предсказания Иисуса Христа, но и Богородицы, привлекали
художников, вдохновляли их на создание ярких и очень разнообразных
образов.
«Илья Пророк» XIII в.
ГТГ. Москва

6.

Святой Николай Чудотворец
Святитель Николай Чудотворец – самый почитаемый святитель на Руси
со времен принятия христианства. Существует развитая иконография
этого святого. Появление новых образов связано с конкретными случаями
благодатной помощи Великого Чудотворца. Давайте попробуем лучше
понять, что хотели донести до нас древние иконописцы.
Основные иконографические образы Святителя Николая
Тип изображения «Поясной»
Мозаика из монастыря
Ставроникита. XIII в. Афон, Греция
Святой изображен по пояс, с благословляющей правой рукой и Евангелием,
открытым или закрытым, в левой руке. Святитель облачен в пурпурного
цвета фелонь и омофор — широкую длинную полосу материи с
изображением крестов — знак архиерейской власти. Омофор
символизирует уподобление епископа Христу в попечении о спасении
людей и особую полноту Божественной благодати и силы.
Левая рука святого, держащая Евангелие, покрыта омофором и ризой – в
знак почтения к Божественным Словам.
Слева и справа от Святителя часто изображаются фигуры Христа и
Богоматери.
Никола Липный. Иконописец
Алекса Петров.
Новгород., 1294 г.

7.

Тип изображения «Ростовой»
В русской иконописи получает распространение особое
изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, в
позе, напоминающей Оранту. В греческих памятниках при
ростовых изображениях епископов использовался другой тип, с
прижатыми к торсу руками. Облачение составляют: риза, поручи,
фелонь, под которой видна палица, и омофор.
Древние святители обычно изображались именно в фелони, а не в
саккосе, так как до XIV века правом ношения саккоса обладал
только Константинопольский патриарх. Изображение Святителя
Николая в полный рост с Евангелием получило название «Николы
Зарайского» по названию города, где находился образ.
Святитель Николай
«Зарайский». 15-16 в.
Каргополь
Другой тип ростового изображения Святителя Николая – «Никола
Можайский». Николай Чудотворец изображен с мечом в правой
руке и городом (крепостью) в левой руке. На этих иконах
Святитель почитается как защитник христианских городов. Назван
образ «Можайским» в честь чудесного прославления Святого в
городе Можайске.
Святитель Николай – «Никола
Можайский»

8.

Тип изображения «Оплечный»
Оплечные изображения св. Николая известны в русской иконописи с конца XV в., а в Византии значительно раньше. Они
возникли как сокращенный вариант поясных изводов, и наибольшее распространение получили в 16 веке. Подобные иконы
часто писали по царским заказам. Их количество не многочисленно, потому, что они фиксировали только лик крупным планом
и фрагменты фелони и омофора на плечах, а было необходимо показывать и благословляющую десницу святителя Николая,
«Архиерея Божьего». Позднее, в 19 веке, популярность таких образов снова возросла, особенно в старообрядческой среде.
Св. Николай изображен оплечно, так, что виден только белый омофор с темными крестами и
небольшой треугольный фрагмент ворота, украшенный драгоценными камнями. Лик крупный с
высоким и широким лбом, крупными глазами, тонким длинным носом и небольшим ртом.
Привлекательной чертой оплечных образов небольшого размера является близость изображения к
молящемуся: лик и плечи святого занимают почти всю поверхность доски, голова с нимбом касается
верхнего поля, как бы выступая навстречу смотрящему на икону.
Оплечные изображения св. Николая могут входить в изводы с избранными
святыми на полях, которые устанавливались в храмах, и в пятничных
моленных иконах, писавшихся по частным заказам родовитых семей.
В народной культуре также возникают специфические названия образов
Святителя Николая.«Никола Зимний», «Никола Летний», «Никола Мокрый».
Выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году.
Необычное название «Никола Мокрый» образ Святителя получил благодаря чуду, произошедшему в
Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был
найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона
почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь
мокрый, как будто только что был вынут из воды.

9.

Огромную группу всего иконописного наследия России составляют житийные иконы св. Николая
Чудотворца, известные с ХIII–ХIV вв. Они основаны на большом количестве списков жития святого,
акафисте, текстах служб, «Русском поучении XI века», «Сказании о перенесении образа Николы
Чудотворца из Корсуня в Рязань» (1225 г.) и т. д. Житийные иконы имеют самую совершенную и
разработанную иконографию, как в целом, так средника и клейм в отдельности. Могли быть различные
перестановки в составе житийного повествования – это откладывало отпечаток на характер
иконографии св. Николы.
Основные сюжеты клейм: рождение, обучение грамоте, поставление во
священники, помощь в бедах. Излюбленными среди круга житийных сцен
стали чудеса Святителя Николая: «Спасение корабля во время бури»,
«Чудо о трех корабельщиках» «Возвращение Агрикова сына Василия из
сарацинского плена», «Спасение трех мужей от казни».
Никола Великорецкий, 16 век.
Кирилло-Белозерский историкоархитектурный и художественный
музей-заповедник
Среди житийных икон Святителя Николая выделяют тип «Никола Великорецкий». В среднике
представлено поясное изображение святого Николая в святительском облачении. Средник
окружают восемь житийных клейм. Композиционной особенностью житийных икон Николы
Великорецкого является крупный размер клейм, равных по величине среднику. Выбор сюжетов
объясняется не последовательностью житийной хронологии, а их значением — они объединены
темой пастырского служения: 1. Приведение во учение. 2. Явление святителя Николая царю
Константину во сне. 3. Спасение Димитрия от потопления. 4. Служба святителя Николая. 5. Чудо о
корабельниках. 6. Избавление трех воевод от казни. 7. Спасение Василия, Агрикова сына. 8.
Погребение святителя Николая. Икона «Никола Великорецкий», по преданию, была чудесно
обретена на берегу реки Велико. около Хлынова (Вятки) в начале XVI века.

10.

Святой Николай, 16 век. Центральный
музей древнерусской культуры и
искусства имени Андрея Рублева, Москва
В каждом регионе были свои «любимые» сюжеты, которым
уделялось особое внимание. Так, сюжет «Чудо о трех
корабельщиках» был чрезвычайно популярен в Новгороде, Пскове. В
среднерусских иконах этот сюжет не встречается: видимо, он был
особенно близок именно новгородским торговым людям. Клейма
содержат рассказ о том, как купцы были ограблены и выброшены в
море корабельщиками. Затем, благодаря помощи св. Николая,
проглочены рыбой, «исплюнуты» ею на поднявшийся из морских
пучин камень и на этом камне, как на корабле, доставлены к городу,
правитель которого наказал корабельщиков и вернул купцам их
товары. Новгородские иконописцы не ограничиваются одним
изображением, а дают подробный рассказ в нескольких клеймах
(новгородская икона 1551—1552 г. из ЦМиАР). Завершается
житийный цикл «Перенесением мощей святителя Николая из Мир в
Бари» – одним из центральных праздников Русской Православной
Церкви.
Помимо рассмотренных иконографий образ святителя Николая входит в композиции «Беседной
иконы Божией Матери», «Вселенских соборов», «Избранные святые» и др
Как бы ни был изображен Святитель Николай, его узнаешь сразу — по доброму, понимающему
взгляду, круглой седой бородке, такой «русской», по благодатной силе, исходящей от иконы. В этом
и есть чудо иконописи – через символы и особые художественные приемы открыть мир вечности и
святости.
Икона, написанная на основе
прижизненного портрета
святого Николая Чудотворца.
Базилика св. Николая в г. Бари,
Италия.
English     Русский Правила