8.10M

Жизнь и творчество французского художника Поля Гогена

1.

Презентация по теме: «Жизнь и творчество
французского художника Поля Гогена».
Подготовил:
студент группы 21И
2 курса магистратуры
Гуров М.В.

2.

Одним из самых ярких и загадочных художников второй
половины XIX века является мастер французской живописи,
один из символов постимпрессионизма Поль Гоген. Его яркие,
сочные полотна вряд ли кого оставят из зрителей и
исследователей равнодушным. Его биография, полная
приключений и ярких повворотов его судьбы, достойна
детального рассмотрения, которое последует далее.

3.

Ранние годы Гогена
Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Его отец, Кловис,
был журналистом, одержимым радикальными республиканскими
идеями. В 1849 году, после неудавшегося антимонархического
переворота, Кловис, не чувствуя себя в безопасности на родине,
решил покинуть Францию. Вместе с семьей он погрузился на судно,
идущее в Перу, где намеревался осесть в семье своей жены Алины
и открыть собственный журнал. Этим планам не суждено было
сбыться. По пути в Южную Америку Кловис умер от сердечного
приступа. Поль прожил в Перу до семи лет. Воспоминания об этих
годах всегда жили его душе и позже вдохновили на полные
опасностей скитания по свету.

4.

Беспокойная юность
В 1855 году Гогены вернулись во Францию и поселились в Орлеане. Вскоре
Полю надоела серая провинциальная жизнь. При первой же возможности
он нанялся на торговое судно и покинул родной дом. Это случилось в 1865
году. За несколько лет Гоген превратился в настоящего морского волка. Он
побывал в Рио-де-Жанейро, Панаме, Океании. Позже будущий художник
поступил на службу во французский военно-морской флот и продолжил
свои путешествия, бороздя просторы от Средиземного моря до Полярного
круга. В 1871 году Гоген оставил флот. К тому времени мать Поля уже
умерла, и его опекун, Гюстав Ароза, помог ему получить место в одной из
самых солидных биржевых фирм Парижа. Труды на новой ниве были вполне
успешны, поведение не вызывало никаких нареканий — казалось, что
дальнейшая жизнь предопределена на много лет вперед.

5.

Семейная жизнь
В 1873 году Гоген женился. Его избранницей оказалась датчанка
Мэтт-Софи Гад. В последующие десять лет положение Гогена в
обществе укреплялось. У него появился комфортабельный дом в
пригороде Парижа, любимая жена родила ему пятерых детей.
Деловая хватка биржевого брокера в то время была оценена по
достоинству. Гогена вскоре пригласили на довольно приличную,
а главное – высокооплачиваемую должность в банке. Благодаря
постоянному росту уровня доходов Поль Гоген обеспечивал не
только безбедное существование
большой семьи,
но и
собственное увлечение живописью. Тогда он позволял себе
предаваться любимому занятию лишь по выходным.

6.

Сам же писать картины Поль Гоген начал ещё в 1870-е годы. Его любовь к
творчеству поощрял его дядя, Гюстав Ароза, который собирал картины, и
через него же Гоген узнал некоторых членов кружка импрессионистов.
Первые произведения Гогена носят подчас подражательный характер (как
например «Сена возле Йенского моста, написанная в 1875 году).

7.

Гоген с энтузиазмом принял идеи своих
новых знакомых и принялся воплощать их на
своих полотнах. Этому способствовало и то,
что он взял несколько уроков у Камиля
Писсарро. Поначалу Гоген очень скромно
оценивал собственные возможности. Когда
одну из его картин отобрали для показа в
Салоне, он не сказал об этом даже жене. С
течением времени имя Гогена все чаще
звучало в артистических кругах, и художник
стал задумываться над тем, чтобы полностью
посвятить себя живописи. Биржевой кризис
1882 года, поставив под вопрос дальнейшее
финансовое процветание Гогена, послужил
неплохой мотивировкой окончательного
выбора, сделанного в пользу искусства.
Поль Гоген. Метте в вечернем платье. 1884
год.

8.

Семейный разлад
Финансовый кризис отразился и на живописи. Картины перестали
пользоваться спросом, и жизнь Гогена превратилась в борьбу за выживание.
Стремясь сократить расходы, Гоген в 1884 году вместе с семьей переехал в
Руан, а чуть позже — в Данию. Там художник торговал брезентовыми
изделиями, а его жена давала уроки французского языка. Бизнес Гогена не
задался, что (вкупе со всем остальным) привело к обострению его
отношений с Мэтт. В июне 1885 года брак распался. Гоген вернулся в Париж
со своим вторым сыном, Кловисом, а Мэтт с другими детьми осталась в
Дании. Гоген продолжал биться в тисках бедности и дошел до того, что
поступил кассиром на железнодорожную станцию. Но для его живописи
именно это время стало переломным. В тоске по оригинальному стилю
художник перешёл на позиции постимпрессионизма.

9.

Бретонский период
Начало перемен в творчестве Поля Гогена связано с Бретанью. Впервые
французский художник приехал сюда в 1886 году. С конца 1880-х Гоген
становится
одним
из
наиболее
значимых
представителей
постимпрессионизма. Мощный творческий темперамент, властный
характер, убеждённость в своей правоте, самобытный талант - всё это
выдвинуло Гогена в лидеры французского постимпрессионизма. Он с
группой последователей поселяется в деревне Понт-Авен (Бретань), где ещё
сохранились самобытные нравы, обычаи, верования, старинные костюмы;
его привлекает жизнь среди людей, не затронутых современной
цивилизацией. Мастера «Понт-Авенской школы» упрощают формы,
заполняют плоскость холста крупными цветовыми массами, очерчивая их
чётким контуром, как в перегородчатой эмали, отсюда название их метода:
клуазонизм (от франц. cloison - перегородка). Духовные поиски сближают
Гогена с символизмом.

10.

Видение после проповеди. 1888 год

11.

Свинопас. Бретань. 1888 г.

12.

Гоген видит задачу художника в том, чтобы
проникнуть в тайную суть, сокровенный смысл
явления и раскрыть его миру, как это показано на
его картине «Жёлтый Христос» в 1889 году. Для
Гогена в эти годы характерна непрестанная жажда
перемены мест: в 1887 году он внезапно уезжает
на Мартинику, а в 1888 году возвращается в ПортАвен.

13.

Таитянский период творчества Поля Гогена
В 1889 году Поль Гоген посетил Всемирную выставку в Париже, которая
напомнила художнику о далеких странах. Его охватила страсть к перемене
мест. Выбор пал на Таити, где Гоген намеревался «погрузиться в чистоту
природы и не видеть никого, кроме туземцев». Чтобы оплатить
путешествие, он устроил распродажу своих картин. Предприятие оказалось
выгодным и принесло более 10 000 франков. В июне 1891 он прибыл на
Таити и сразу же испытал страшное разочарование. Столица острова,
Папеэте, была цивилизована и утратила свою первобытность. Занесенные
европейцами болезни буквально выкосили местное население, сократив
его за сто лет в десять раз: с 70 до 7 тысяч. Остров вымирал, и вместе с ним
умирали местные ремесла, искусство, обряды.

14.

Поль Гоген. Таитянские горы. 1891 год.

15.

Любовь к Теха’аману
Г
оген купил соломенную хижину в глухой деревушке и
принялся за работу. Палитра художника расцвела яркими
красками, повторяющими краски тропической зелени, моря,
солнца, песка. На многих лучших работах Гогена, написанных в
этот период, изображена 13-летняя Техура или Теха’аману,
которую ее родители охотно отдали в жены Гогену. Но
несмотря на идиллическое настроение полотен, жизнь попрежнему не слишком улыбалась художнику. Деньги быстро
кончались, и в целях экономии приходилось разводить краски
пастой из корней хлебного дерева. К тому же резко
пошатнулось здоровье художника: его чрезмерное увлечение
беспорядочными половыми связями привело к тому, что он
заболел сифилисом.

16.

Н
а Таити талант Гогена обретает удивительную мощь, здесь были
созданы самые прославленные его полотна, изображающие свободных
прекрасных людей, живущих в единстве с щедрой благожелательной
природой. Он пишет таитянок то на фоне раскалённого песка, розоватые
тона которого оттеняют янтарно-смуглые тела женщин, то среди
тропической зелени. Таитянские полотна Гогена праздничны по цвету,
уподобляясь
ярким
декоративным
панно,
подобно
«Таитянским
пасторалям», написанным в 1892 году. В 1893 году Гоген возвращается во
Францию, где с успехом продаёт свои картины и получает небольшое
наследство. Через два года Гоген возвращается на Таити, к своей Техуре,
но она отказалась принимать Гогена и отвергла все его дары. Впрочем,
страдал художник совсем недолго и вскоре утешился в объятиях своих
новых экзотических жён.

17.

Последние годы
жизни и творчества
Гогена
На фоне обострившейся болезни Гоген задумал покончить
жизнь самоубийством после завершения картины «Откуда
мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» в 1898 году, что он
пытался сделать и ранее. Он указал, что картину нужно
читать справа налево — три основные группы фигур
иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Три
женщины с ребёнком представляют начало жизни; средняя
группа символизирует ежедневное существование зрелости;
в заключительной группе, по замыслу художника, «старая
женщина,
приближающаяся
к
смерти,
кажется
примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у её
ног «странная белая птица… представляет бесполезность
слов». Голубой идол на заднем плане по-видимому
представляет то, что Гоген описал как «потусторонний мир».

18.

В
1901 году Гоген, будучи совершенно один,
перебрался на остров Хива-Оа (Маркизские острова)
и работал в полную силу: писал пейзажи, рассказы,
работал журналистом. Несмотря на болезни (в том
числе сифилис), бедность, депрессию, лучшие свои
работы Гоген написал именно там. Наблюдение за
реальной жизнью и бытом народов Океании
сплетаются в них с местными мифами.
В последнее время художник тяжело страдал от
болезни сердца, экземы и последствий отравления
мышьяком. Сильные боли приходилось заглушать
морфием. Положение усугублялось постоянными
конфликтами с администрацией из-за попыток
Гогена отстаивать права туземцев. Его поддержка их
протестных выступлений даже привели к судебному
процессу и приговору к штрафу и трём месяцам
тюрьмы, но заключение не было осуществлено.
Умер Гоген 8 мая 1903 года внезапно от сердечного
приступа, вызванного, вероятно, очередной дозой
морфия — у кровати лежала пустая ампула.

19.

Признание
Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году
в Париже было выставлено 227 его работ.
Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма
«Луна и грош». В нём описывается простой английский
брокер Чарльз Стрикленд, бросивший семью, работу и дом
для того чтобы заниматься живописью. В романе жизнь
Стрикленда обрывается вследствие болезни проказой.
О последних годах жизни Гогена был снят биографический
фильм с Дональдом Сазерлендом в главной роли «Волк на
пороге» (1986). В 2003 году был снят фильм с Кифером
Сазерлендом в главной роли — «Найденный рай» (2003), в
котором центральное место занимают непростые отношения
художника с женой и его жизнь на Таити. В 2017 году вышел
в прокат французский фильм «Дикарь» с Венсаном Касселем
(на фото справа) в главной роли о периоде жизни
художника на Таити и его любви к 13-летней девушке Техуре.

20.

Спасибо за внимание!!!
Merci de votre attention!!!
English     Русский Правила