Похожие презентации:
Немецкая классическая философия XIX века
1. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
(XIX в.)2.
• Немецкая классическая философия получилаособое распространение в конце XVIII – первой
половине XIX вв. Ее основу составило творчество
пяти наиболее выдающихся немецких философов
того времени:
• Иммануила Канта (1724 – 1804);
• Иоганна Фихте (1762 – 1814);
• Фридриха Шеллинга (1775 – 1854);
• Георга Гегеля (1770 - 1831);
• Людвига Фейербаха (1804 - 1872).
В немецкой классической философии были
представлены три ведущих философских
направления:
• объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
• субъективный идеализм (Фихте);
• материализм (Фейербах).
3. Иммануил Кант (1724-1804)
• Немецкий (прусский)философ,
основоположник
немецкой классической
философии, профессор
Кёнигсбергского
университета.
• Дуалист;
• Совершил
«революцию» в
философии.
4.
• Кант выдвинул теорию о наличии границпознавательных способностей человека и
невозможности познать внутреннюю
сущность вещей и явлений окружающего
(«вещей в себе»);
• Сформулировал моральный закон
(«категорический императив»);
• Выдвинул идею о «вечном мире» в
будущем, основанном на экономической
неэффективности войны и ее правовом
запрете.
5. Периоды творчества Канта:
1. Докритический: (до нач. 70-х г. 18 в.): Кантзанимается проблемами бытия, природы,
естествознания. Дал объяснение
возникновению Солнечной системы из
вращающейся туманности разряженных в
пространстве частиц материи
(космогоническая теория Канта-Лапласа);
2. «Критический» (1770-1804 гг.), основной
(философский период): Кант разрабатывает
проблемы деятельности разума, познания и
его границ, логики, этики, социальной
философии. Пишет свои главные
произведения.
6. Главные вопросы философии по Канту:
1) Что я могу знать? (метафизика, илионтология);
2) Что я должен делать? (мораль);
3) На что я смею надеяться? (религия);
4) Что такое человек? (антропология).
7. Главные произведения Канта:
1) «Критика чистого разума» (1781 г.) – внём Кант исследует возможности и
границы человеческого познания.
2) «Критика практического разума»
(проблемы этики, морали и
нравственности).
3) «Критика способности суждения»
(идея всеобщей целесообразности – всё
в природе и в человеке устроено
целесообразно, имеет свой смысл и
предназначение).
8. «Критика чистого разума»:
• Большинство философов до Канта виделив качестве главной причины трудностей
познания ОБЪЕКТ познавательной
деятельности – бытие, окружающий мир,
содержащий множество неразгаданных
тайн;
• Кант выдвинул гипотезу, согласно которой
причиной трудностей при познании
является не окружающая действительность
– объект, а СУБЪЕКТ познавательной
деятельности – человек, его разум.
9.
• Кант: Познавательные способностичеловеческого разума ограничены.
• Как только разум человека пытается
выйти за собственные рамки
(возможности), он наталкивается на
неразрешимые противоречия –
антиномии (противоположные
высказывания, каждое из которых
одинаково хорошо доказуемо с
помощью разума):
10. Примеры антиномий:
• Мир имеет начало во времени и ограниченв пространстве / Мир не имеет начала во
времени и безграничен;
• Существуют только простые элементы и
то, что состоит их простых / В мире нет
ничего простого;
• Существует не только причинность по
законам природы, но и свобода / Свободы
не существует. Всё в мире совершается по
законам природы (т.е. причинно
обусловлено).
11.
• Существование антиномий, по Канту– доказательство наличия границ
познавательных способностей
человеческого разума.
• Однако, разум наталкивается не
только на внутренние границы –
антиномии (неразрешимые
противоречия), но и на внешние –
сущность вещей принципиально
непознаваема:
12.
• Мы познаем не непосредственно внешниймир, а наши собственные ощущения.
Представления, возникающие в разуме на
основе ощущений есть лишь образы
(«вещи – для - нас»), которые имеют мало
общего с реальным миром.
• Реальный мир, его объекты являются
«вещью в себе». «Вещь–в-себе» внутренняя сущность, причина, закон
существования каждой конкретной вещи.
Она непознаваема для человеческого
разума и науки.
13. Классификация знания по Канту:
• Апостериорное знание – знание,получаемое человеком в результате
опыта. Является не полностью
достоверным, а вероятностным, может
давать «осечки».
• Априорное знание – доопытное,
врожденное, которое существует в
разуме изначально и не требует
доказательств (Пр.: «Все тела имеют
массу», «Жизнь протекает во времени»).
Оно абсолютно достоверно и надежно.
14. Структура мира по Канту (3 уровня):
1. Трансцендентный мир – Мир души, Бога,Свободы, мир без условностей. Наука и
философия неправомочны говорить о нем, т.к.
он запределен, непознаваем для человеческого
разума. Он создает условия для всего что есть в
нашем мире.
2. Трансцендентальный мир – Мир Чистого
Разума, или мир философских категорий,
являющихся руководящими моментами
процесса познания. Это априорные (доопытные)
формы, своеобразные инструменты, благодаря
которым человек познает окружающий мир и
знает о нравственном законе.
3. Материальный мир (мир явлений).
15.
Категории (априорные понятия) чистогоразума делятся на 3 группы:
1) Категории чувственного познания;
2) Категории рассудочного
(логического) познания;
3) Категории Разума.
16.
1) Категории чувственного познания(пространство и время). С их помощью
сознание упорядочивает ощущения,
размещая их в пространстве и времени.
2) Категории рассудочного (логического)
познания. С их помощью рассудок
«располагает по полочкам» все
ощущения и обретает способность к
упорядоченному мышлению. (Всего их, по
Канту, 12 –
4 класса по 3 в каждом):
17. (4 класса категорий рассудочного или логического познания):
1. Категории количества (пр.: единство имножество);
2. Категории качества
3. Категории отношения (пр.: причина и
следствие);
4. Категории модальности (пр.:
необходимость и случайность)
18.
3) Категории разума – предельные,высшие идеи (идея Бога, идея души,
идея сущности мира и т.д.).
Философия – наука об этих высших
идеях.
19.
Обращаясь к изначальным понятиям(категориям) трансцендентального
мира, человек может выйти из круга
антиномий (без этого запутается!).
«Трансцендентальная апперцепция» внутреннее ощущение, интуитивное
проникновение сознания в
трансцендентальный мир.
20. Выводы, следующие из теории познания Канта:
1. Вещи сами по себе непознаваемы, также как и весь окружающий мир
(агностицизм!).
2. Кант совершил «коперниканский
переворот» в философии: указал на то,
что мы постигаем мир не таким, каков он
есть, а таким, каким он является нам
сквозь призму познавательных
способностей нашего разума (которые
ограничены).
21.
3. Т.о. наше знание о мире являетсяне пассивным отображением
реальности, а результатом активной
творческой деятельности сознания.
22.
4. Философия в той форме, в какой онасуществовала до Канта, невозможна:
она претендует на раскрытие сущности
бытия («вещей-в-себе»), а она-то как
раз и непознаваема! Задача
философии – заниматься критическим
анализом способностей разума и
самого процесса познания.
23. «Критика практического разума»
(под «практическим разумом» Кант понимаетнравственность).
• Во всем человечестве, у всех народов
можно обнаружить представления о
нравственности, которые имеют очень
много общего.
• Следовательно, существует единый для
всего человечества моральный закон,
который имеет высший и безусловный
характер. Его наличие можно объяснить
только если признать существование Бога.
24.
Кант назвал этот моральный закон
Категорическим императивом
Он имеет две формулировки:
1) «Поступай так, чтобы максима
твоего поступка могла быть
принципом всеобщего
законодательства»
(чтобы твои поступки могли быть
образцом для всех);
25.
2) «Поступай так, чтобы ты всегдаотносился к человеку и в своём
лице, и в лице всякого другого
также как к цели и никогда – как к
средству».
26.
• Между чистой нравственностью иреальной жизнью (побуждениями,
материальными интересами людей)
существует сильное противоречие.
• Мнимая мораль основывается на
принципах полезности, приятности,
инстинктах, внешнем авторитете. Она
эгоистична по своей природе.
• Поведение человека должно
подчиняться только моральному закону
(требованиям совести), который
побуждает нас действовать вопреки
эгоизму;
27.
• По тому, как человек жертвуетсвоими частными интересами и
жизненным благополучием ради
следования моральному закону,
можно судить о наличии у него
истинной нравственности и
достоинств.
28. Георг Гегель (1770-1831)
• ПрофессорГейдельбергского и
Берлинского
университетов, один
из самых
авторитетных
философов своего
времени;
• Идеалист;
• Оказал огромное
влияние на
последующее
развитие философии.
29. Вклад Гегеля в философию:
• Выдвинул собственную концепциюобъективного идеализма
(основным понятием которой
является Абсолютная идея или
Мировой Дух);
• Исключительная заслуга Гегеля
перед философией – разработка
диалектики – учения о всеобщем
развитии, его основных законах и
принципах.
30. Важнейшие философские труды:
• «Наука логики»• «Философия природы»
• «Феноменология духа»
31. Учение Гегеля о бытии (учение об Абсолютной идее):
• Существует единое духовное начало Мировой Дух или Абсолютная идея.Это единственная подлинно
существующая реальность,
первопричина всего. Она обладает
самосознанием и способностью
творить (Абсолютная идея –
философский вариант идеи Бога).
32.
• Абсолютная идея потенциальносодержит в себе всё и состоит из
противоположных составляющих (бытие
и ничто, единство и множество и т.п.).
• В определенный момент Абсолютная
идея начинает развиваться через
диалектическое взаимодействие этих
противоположностей, что ведет к
количественным и качественным
изменениям в ней.
33.
• Абсолютная идея проходитопределенные ступени развития.
• Природа, человек, человеческое
познание и общество проходят
развитие по тем же ступеням, что и
Абсолютная идея (это своеобразная
матрица развития).
34. Ступени развития Абсолютной идеи:
1. Ступень логики (этап развитияАбс.идеи «в себе самой», процесс
развертывания системы философских
категорий = плана будущего развития
мира).
2. Ступень появления природы. Когда
Абс. идея достигает развития во всей
полноте категорий, она «отчуждает от
себя» окружающий мир, природу и
человека. Т.к. Абсолютная идея это дух,
а природа материальна, то это - ступень
«инобытия» Абсолютной идеи.
35.
3. Ступень духа – ступень развитиясобственно человеческой духовной
жизни:
1) Субъективный дух – сознание
человека;
2) Объективный дух – право, мораль,
нравственность, т.е. общественная
жизнь (семья, государство);
3) Абсолютный дух – искусство,
религия, философия.
36.
• Философия, по Гегелю – высшаяступень развития Абсолютной идеи.
Это «мир, схваченный мыслью»,
соединение начала абсолютной идеи
с её концом (человеческим сознанием,
или субъективным духом).
• Целью развития природы, человека,
общества является познание
Абсолютной идеей самой себя. Через
процесс самопознания Абсолютная
идея осуществляет, реализовывает
себя.
37.
• Человек, по Гегелю, являетсяносителем Абсолютной идеи, его
сознание – частица Мирового Духа. Это
«конечный дух» Мирового Духа. Через
человека осуществляется круговорот
Мирового Духа к самому себе (в зеркале
человеческого сознания Абсолютная
идея видит и познает себя).
38.
• Познание человека также развиваетсяпо ступеням развития Абсолютной идеи
и способно достигать апогея (пика и
конечной цели развития).
39.
• Т.к. целью развития Абсолютной идеиявляется самопознание, Гегель полагал,
что высшей наукой является его, Гегеля,
философия (т.к. именно она говорит об
Абсолютной идее и её развитии).
• Человеческое общество, по Гегелю, также
должно достигнуть максимума своего
развития (остановиться в развитии), этой
вершиной он считал современную ему
прусскую монархию, т.к. она появилась
одновременно с его философской
системой.
40.
• Целью познания является достижениетакого уровня знания, когда сознание
обнаруживает, что материальный мир
(объект познания) на самом деле не
является чем-то независимым от сознания,
был в нем самом (был им). Тогда исчезает
различие между субъектом и объектом
познания и разум становится «знающим
себя», неограниченным ничем внешним и
поэтому абсолютно свободным.
41.
• Т.о., один из важнейших выводовГегеля – в том, что противоречия
между бытием (материей) и идеей
(сознанием, мышлением) не
существует. Разум (сознание, идея)
обладают бытием, а бытие обладает
сознанием. С этим связано
знаменитое высказывание Гегеля:
«Всё разумное действительно, а всё
действительное разумно».
42. Взгляды Гегеля на историю:
• История – процесссамореализации Абсолютного духа
(идеи). Т.к. Абсолютному духу
присущи такие качества, как
разумность и свобода, вся история
есть процесс обретения
человечеством всё большей и
большей разумности и свободы.
43. Этапы истории по Гегелю:
1. Восточная эра (Др.Египет, Др. Китай ит.п.) – период истории, когда в обществе
осознает себя и в полной мере свободен
только один человек – фараон, император,
а остальные – его рабы или слуги.
2. Антично-средневековая эра – стала
осознавать и чувствовать себя свободной
небольшая группа людей (аристократия,
феодалы);
3. Германская эра – современная Гегелю
эпоха, когда осознают себя и свободны
все.
44. Диалектика Гегеля
• Гегель по праву считается основоположникомсовременной диалектики.
• Диалектика – (по Гегелю) – основополагающий
закон развития и существования Мирового Духа
и сотворенного им окружающего мира.
• Смысл диалектики: все в мире содержит в себе
противоположные начала (+ и -, день и ночь и
т.д.), которые противоречат друг другу, но
одновременно едины по своей сути.
Взаимодействие этих начал – основа развития и
функционирования всего в мире.
45. Людвиг Фейербах (1804-1872)
• Немецкий ф-ф, атеист.Автор концепции
антропологического
материализма.
• Философия Фейербаха
считается
завершающим этапом
немецкой классической
философии и началом
материалистической
эпохи в немецкой и
мировой философии.
46. Основные работы:
• «Мысли о смерти и бессмертии» (1830)• «Сущность христианства» (1841)
47. Людвиг Фейербах:
• Поначалу был последователемГегеля, потом стал её критиком (видел
в его философии много недостатков отрицал тождество бытия и
мышления, Абсолютную идею и
диалектику);
• Одна из главных тем творчества –
критика религии и обоснование
принципиально новой,
антропологической философии.
48. Антропологический материализм Фейербаха:
• Идея существует не сама по себе, этопродукт сознания человека;
• Природа (материя) вечна и бесконечна,
никем не сотворена; все, что нас окружает
- различные проявления материи.
49.
• Человек должен стать главным интересомфилософии (т.е. философия, по
Фейербаху, по сути должна стать
антропологией):
«Новая философия превращает человека…в
единственный универсальный и высший
предмет философии, превращая…
антропологию, в т.ч. и физиологию, в
универсальную науку».
50.
• Основной фактор развития человека иобщества - любовь. Это изначальная
человеческая потребность.
• История человечества связана с большим
или меньшим преобладанием любви.
Чтобы изменить общество, необходимо
осознать роль любви, что она – основа
человеческого существования.
51. Взгляды Фейербаха на религию:
• Атеизм Фейербаха существенно отличалсяот атеизма французских материалистов 18
в., рассматривавших религию только как
плод невежества и обмана.
• Разгадку существования религиозной веры,
по Фейербаху, следует искать в глубинах
человеческой психики. Он видит в религии
выражение реальных человеческих
потребностей, страдания, надежды,
стремления к счастью.
52.
• «Человек верит в Бога… потому, чтоу него есть стремление быть
счастливым, он верит в совершенное
существо потому, что он сам хочет
быть совершенным, он верит в
бессмертное существо потому, что
он сам не желает умирать».
53.
• Т.о. Бог – проекция идеальногообраза человека, того, каким хотел
бы видеть себя человек. В
действительности же Он – творение
человека, его разума.
• Любовь к Богу – та же любовь
человека к человеку, перенесенная
на небеса.
54.
• Т.о., (с т. зр. Фейербаха),подлинный объект религиозного
поклонения находится внутри
человека. Это его, человека,
сущность. Бог – совершенный
человек! Познание Бога – процесс
самопознания человека.
55.
• Религия - основа связей между людьми вобществе. Но она должна быть основана не
на вере в выдуманное сверхъестественное
существо (Бога), а на других принципах:
• Необходимо вернуть человеку его
отчуждённую сущность: заменить
традиционную религию религией любви
людей к друг другу (перенести отношение к
Богу обратно на отношения между
людьми);
• Любовь к ближнему, добро, справедливость
(превращённые религией в средство
достижения загробного блаженства),
должны стать целью сами по себе.
56. Значение философии Фейербаха:
• Философия Фейербаха оказалазначительное влияние на формирование
философии марксизма;
• Её также считают предшественницей
современной философской
антропологии.