Похожие презентации:
Христианская церковь в раннее Средневековье
1.
Христианская церковьв раннее
Средневековье
УЧИТЕЛЬ: С.А.ПОПОВ.
2.
План занятия1. Хлодвиг и христианская церковь.
2. Духовенство и миряне.
3. Монастыри.
4. Искусство рукописной книги.
5. «Семь свободных искусств».
3.
Хлодвиг и христианская церковьХристианская церковь быстро
обогащалась. Вера в единого
Бога сплачивала людей.
Церковь укрепляла авторитет
правителей. Хлодвиг и дружина
приняли христианство, а за ними
и все остальные франки.
Крещение Хлодвига (около 498 г.)
4.
Хлодвиг и христианская церковьКороли охраняли богатства и
привилегии церкви, щедро дарили
ей земли и ценные вещи. А церковь,
в свою очередь, укрепляла их
власть, утверждая, что их победы и
деяния угодны Богу.
Епископы были ближайшими
советниками Меровингов; как
грамотные люди, они помогали
королям составлять указы и
послания.
Византийский император Анастасий прислал Хлодвигу
пурпурную мантию и диадему – знаки императорской
власти
5.
Хлодвиг и христианская церковьС принятием христианства в Западной Европе распространилась
латинская письменность, на латинском языке велось богослужение. К
концу раннего Средневековья христианская церковь стала
могущественной организацией.
Организация христианской церкви
6.
Духовенство и мирянеПапа римский был главой
всей церкви, считался
преемником апостола Петра,
которому, по преданию, были
вручены ключи от рая.
Церковными делами в
областях управляли епископы
и архиепископы (главные
епископы).
Священники в храмах вели
богослужение и произносили
проповеди: опираясь на
Библию, они наставляли
верующих, как жить по
Божьим законам.
Прихожане местных
небольших церквей
составляли церковные
приходы.
7.
Духовенство и мирянеСлужители церкви - духовенство руководило духовной жизнью
людей. Остальные люди назывались мирянами: они жили в миру, то
есть не порывали с житейскими делами.
Люди делились на:
Духовенство
Миряне
Все
церковнослужители
Люди
«живущие в миру»
8.
МонастыриНекоторые христиане желали посвятить жизнь только служению
Богу. Они уединялись в пустынных местах. Таких людей называют
монахами. Вскоре монахи по всей Европе стали создавать религиозные
общины - монастыри. В отличие от белого духовенства монахи
назывались чёрным духовенством (по тёмному цвету их одеяний).
Монах в переводе с греческого – одинокий.
9.
МонастыриМонах давал обет (обещание) отказаться от личного имущества и
семьи, жить в трудах, бедности и молитвах, беспрекословно
подчиняться руководителю монастыря аббату (в переводе с
арамейского - отец). Они вместе молились, а в остальное время им
полагалось трудиться.
10.
МонастыриМонастырь обычно был отделён от внешнего мира стеной. В центре
была церковь, трапезная (столовая) и кельи (отдельные жилые
комнаты монахов). В хозяйственном дворе были мастерские, амбары,
конюшни, птичник; сад, огороды, грядки с лекарственными травами.
11.
МонастыриПомещения для приёма даров, для раздачи милостыни и приют для
странников. Появлялись больницы, которыми ведали монахи-лекари, а
также школы, библиотеки. Кладбища обычно размещались возле
церквей или даже в их оградах.
12.
МонастыриВо Франкском государстве было основано около 250 монастырей мужские и женские. Христиане надеялись, что её служители своими
молитвами избавят их от болезней, войн, неурожаев и других бедствий,
которые Бог посылает за грехи людей. Нередко верующие завещали
церкви или монастырю своё имущество, а там читали молитвы за
упокой души завещавшего. Грех - нарушение заповедей Божьих.
Нераскаянный грех обрекает, по мнению христиан, душу умершего на
вечные адские муки.
13.
МонастыриУ епископов и монастырей появилось много земель. Постепенно в
зависимость от церкви попадали целые деревни, население которых
содержало монастырь и его обитателей. В монастыре были и слуги. Всё
высшее духовенство состояло главным образом из представителей
знатных семей.
Крестьяне платят церкви
церковную десятину.
Средневековая миниатюра.
14.
Искусство рукописной книгиДолгое время письмом владели только служители церкви, и то не
все: они должны были читать религиозные книги, знать молитвы,
выступать с проповедями. В монастырях создавались скриптории мастерские по переписке рукописей, религиозных книг, рукописей
римских поэтов и философов, если эти книги не противоречили
христианскому вероучению. Но неугодные произведения уничтожались:
старый текст смывали или соскребали и писали христианские тексты.
Монах пишет
хронику
событий.
15.
Искусство рукописной книгиСредневековая книга отличалась от античной. В древности был
папирусный свиток. В Средние века она приобрела современный вид
сложенных и переплетённых листов пергамена. Он был прочнее, его
можно было сгибать и писать на нём с обеих сторон. Но пергамен был
очень дорог: на изготовление Библии большого формата требовались
шкуры с 300 телят. Пергамен - специально обработанная кожа молодых
телят или ягнят.
16.
Искусство рукописной книгиНад книгой трудилось
много людей:
- одни писали текст
каллиграфическим
(красивым) почерком;
- другие украшали заглавные
буквы в начале красной
строки - инициалы, вписывая
в них целые живописные
сцены - миниатюры;
- третьи делали заставки и
орнамент.
К тому времени был
выработан единообразный
чёткий шрифт. Возродилось
умение рисовать
человеческие фигуры. На
пергамене писали птичьими
перьями.
Инициал с автопортретом монаха
17.
Искусство рукописной книгиКниг было мало, и стоили они очень дорого. Их прикрепляли цепями
- чтобы не украли. Короли и знатные феодалы дарили друг другу книги
в самых торжественных случаях: при заключении договоров, рождении
ребёнка, на свадьбу. На Библии приносили клятвы, присягали на
верность королю или сеньору.
18.
Образование в эпоху раннего СредневековьяВ Средневековье очень важными были понятия «образец», которому
следовало подражать, и «авторитет», который нельзя было оспорить.
Авторитеты - мудрецы, в чьих книгах содержится истина. Самым
главным «учебником», который следовало знать наизусть и уметь
толковать, была Библия: Ветхий и Новый Завет. Образование
заключалось в заучивании цитат из авторитетов.
19.
Образование в эпоху раннего СредневековьяНауки квадривиума были слабо
развиты. Счёт долго вёлся римскими
цифрами и был труден, обычно
усваивали лишь сложение и
вычитание.
Из геометрии решали простейшие
практические задачи, прежде всего
необходимые для строительства.
Астрономию использовали, чтобы
высчитывать даты церковных
праздников и сроки полевых работ.
В монастырской школе.
Миниатюра XIV в.
20.
«Семь свободных искусств»При монастырях, храмах и соборах в городах стали открываться
соборные школы. В них деления на классы по возрасту не было.
Обучение шло на латинском языке. Это был международный язык
образованных людей Западной Европы: на нём читали молитвы,
писали книги, записывали законы, составляли важные послания.
21.
«Семь свободных искусств»В полное школьное образование входило изучение «семи
свободных искусств»: наук тривиума и квадривиума.
1-я ступень – ТРИВИУМ:
Грамматика (умение читать и писать
на латыни);
Риторика (красноречие);
Диалектика (искусство рассуждать).
2-я ступень – КВАДРИВИУМ:
Арифметика;
Геометрия;
Астрономия;
Музыка.
В монастырской школе
22.
Закрепление изученного:1. Докажите, что союз короля и христианской церкви был взаимно
выгоден.
2. Различия служителей церкви, относившихся к чёрному и белому
духовенству?
3. Почему религия, церковь в раннее Средневековье обладала
огромной властью над умами людей?
4. Чем отличается средневековая школа от той, в которой вы учитесь?
23.
Рефлексия:Оценить эмоциональное состояние на уроке, уровень усвоения
нового материала
1) На уроке мне было интересно узнать о ...
2) Мне было трудно понять ...
3) Я хотел бы больше узнать о ...
4) Я хотел бы подготовить доклад о ...
5) На уроке я работал на ... %.
6) Мне понравился урок на ... %.