Похожие презентации:
Введение в биоэтика. Этика как наука о морали (лекция 1)
1. Волгоградский государственный медицинский университет Кафедра философии, биоэтики и права
Лекции по биоэтике для обучающихсяспециалитета 30.05.01 Медицинская
биохимия
Лекция 1
Введение в биоэтика. Этика как наука о
морали.
2. План
1. Что такое биоэтика?2. Сущность и специфика морали.
3. Структура морали.
3. Биоэтический императив Ф.Яра
«Био-этика: размышления об этических отношенияхчеловека к животным и растениям» (1927)
«Уважай каждое живое существо не как средство, а
как самоцель, и, по возможности, относись к нему
как таковому!»
4. Биоэтика – наука выживания В.Р.Поттера
«Биоэтика: мост в будущее» (1971)«Человечеству
срочно
требуется
новая
мудрость, которая бы являлась "знанием о том,
как использовать знание" для выживания
человека и улучшения его жизни. Концепция
мудрости как руководство к действию и знание,
необходимое для достижения социального
блага и улучшения качества жизни, называется
Наукой выживания… Наука выживания должна
быть не просто наукой, а новой мудростью,
которая объединила бы два наиболее важных и
крайне необходимых элемента - биологическое
знание и общечеловеческие ценности»
5.
СогласноВ.Р.Поттеру,
научнотехнический прогресс создает угрозы
для существования человека.
Биоэтика
в этом контексте называется
наукой выживания.
Биоэтика
носит глобальный характер распространяется на биосферу как
целое, то есть на любое научноетехническое вмешательство в жизнь.
6. Биоэтика как новая форма медицинской этики
Нарубеже 60-70 гг. ХХ в. в США
возникают исследовательские центры,
посвященные
изучению
этических
аспектов
новых
биомедицинских
технологий и клинической практики.
Появляется
термин «биомедицинская
этика» - сфера междисциплинарных
исследований,
касающаяся
нравственного аспекта деятельности
человека в медицине и биологии.
7. Что такое этика?
В строгом значении, этика – этодисциплина,
изучающая
явления
нравственности.
философская
морали
и
В обыденной речи термин «этика» часто выступает как
синоним термина «мораль».
Слово «этика» происходит от греческого ēthos – нрав,
обычай.
Слово «мораль» латинского происхождения (moralitas) ,
введено Цицероном.
8. Мораль как предмет этики
Мораль - принятые в обществе представления о хорошеми плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а
также совокупность норм поведения, вытекающих из
этих представлений.
Мораль – система ценностей, принципов, норм и
идеалов, регулирующих и регламентирующих отношения
и поведение людей в обществе.
Мораль
–
способ
социальной
регуляции,
обеспечивающий согласованность действий индивидов и
оптимальное сочетание индивидуальных интересов с
интересами социального целого.
9. Учение о должном и учение о правильном.
Любое теоретизирование о морали включает в себядва компонента:
учение о нормах поведения (деонтология);
учение о моральных ценностях и оценках
(аксиология).
Традиционно в медицинской этике большее внимание
уделяли соблюдению исторически сложившихся
норм, что нашло отражение в устоявшемся термине
«Медицинская деонтология». В биоэтике несравненно
большую роль играет аксиологическая проблематика
(ценность жизни).
10. Императивность морали
Моральтребует
от
человека
определенного
поведения по отношению к другим людям.
Эти
требования
носят,
антиэгоистический характер.
как
правило,
11. Особенности морали
Предписания неофициальны (незакреплены
законодательно,
существуют
в
общественном
сознании, передаются из поколения в поколение);
Санкции неформальны (выражаются в негативной
оценке поведения со стороны окружающих).
12. Моральный выбор
В сфере морали человек свободен, то есть он всегда обладаетвозможностью
выбора.
Выбор
предполагает
наличие
альтернатив, каждая из которых имеет собственный
моральный смысл.
Выбор будет реальным, если каждая из альтернатив находится
в пределах возможностей человека.
Выбор будет свободным тогда, когда нет внешнего
воздействия, заставляющего человека принять одну из
альтернатив.
Выбор не будет действительно свободным, если человек не
располагает достаточной информацией по поводу имеющихся
альтернатив.
Каждый выбор может определяться двояко - рациональными
соображениями или эмоциями. Когда в выборе главенствует
рациональное начало, он будет в полной мере свободным и
ответственным.
13. Универсализм и релятивизм в этике
Моральныйуниверсализм
(объективизм)
предполагает, что возможна
этическая система,
применимая для любого человеческого сообщества,
независимо от национальности, культуры, религии
или
иных
отличительных
черт.
Отражением
морального универсализма является
понятие
общечеловеческих ценностей.
Моральный релятивизм означает, что не существует
абсолютных нравственных норм и объективного
критерия нравственности.
14. Структура морали
Моральные действия;Моральные отношения;
Моральное сознание.
Не существует собственно моральных действий
или отношений. Данным термином обозначается
нравственная сторона любых действий и
отношений.
15. Моральное сознание
Основа морального сознания –представление одобре, зле и долге.
Представления о добре и зле:
носят всеобщий характер;
историчны;
субъективны.
Добро и зло – единство противоположностей.
16. Элементы морального сознания
Нравственные (моральные) принципы – это наиболееобщие установки, которыми человек руководствуется
в течение своей жизни.
Моральный (нравственный) идеал –мыслимый как
наилучший, но реально недостижимый вариант
поведения (моральный максимум).
Моральные нормы – границы, за которые нельзя
выйти (моральный минимум): запреты, требования,
рекомендации.
17. Моральные действия
Любое действие имеет мотив, цель, а для еедостижения используются определенные средства.
Классический вопрос этики: оправдывает ли цель
средства?
Моральная максима: действие только тогда является
благом, когда и мотив, и цель, и средства являются
благородными.
18. Моральные отношения
Отношения между двумя личностями («Я»-«Ты») воспринимать другого как цель, а не как средство;Отношения «личность - группа» и «личность общество» («Я»-«Мы»), вопрос о соотношении
индивидуализма и коллективизма;
В биоэтике добавляются отношения «человек - живая
природа».
19. Почему следует принимать те или иные моральные нормы и принципы?
Для ответа на этот вопрос, то есть для обоснования, дляоправдания самих принципов, необходимо обращение к
этической теории.
Не существует единой этической теории. Наиболее
разработанными
и
востребованными
являются
утилитаризм и деонтологическая этика.