Похожие презентации:
Этика, как практическая философия, наука о морали и нравственности
1. Этика как «практическая философия», наука о морали и нравственности
Я.В. Немкова2. Проповедовать мораль легко, трудно обосновать мораль. Артур Шопенгауэр
3. Философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность называется этикой.
4. История понятий «этика», «мораль», «нравственность»
Этика – отдревнегреч. этос
(привычное место
совместного
проживания). Затем
стало обозначать
устойчивую природу
какого-либо явления,
обычай, нрав,
характер. Аристотель –
этика – совокупность
этических
добродетелей
Мораль – от лат.
мос (характер,
темперамент, мода,
обычай). Ввел понятие
Цицерон.
Нравственность
– от русского нрав (18
век).
5. Понятия «этика», «мораль», «нравственность»
Этика –философская
дисциплина,
изучающая мораль,
нравственность
Мораль –
нравственные нормы
поведения,
отношений с людьми
Нравственность
внутренние,
духовные качества,
которыми
руководствуется
человек
6. Понятие медицинская этика - означает разновидность профессиональной этики, которая в современном здравоохранении представлена
Понятие медицинская этика означает разновидностьпрофессиональной этики, которая в
современном здравоохранении
представлена врачебной этикой,
сестринской этикой,
фармацевтической этикой и т.д.
7. Этика как философская дисциплина «Этика» - наука, область знания, а «мораль» или «нравственность», изучаются этикой, это ее
Этика как философская дисциплина«Этика» - наука, область знания, а «мораль»
или «нравственность», изучаются этикой,
это ее предмет.
В современном понимании этика –
философская наука, изучающая мораль как
одну из важнейших сторон
жизнедеятельности человека, общества.
8. Исторически предмет этики существенно изменялся: - как школа воспитания человека, научения его добродетели - как призыв
человека к исполнениюбожественных заветов, обеспечивающих
бессмертие личности
- как учение о непререкаемом долге и способах
его реализации
- как наука о формировании "нового человека" –
бескорыстного строителя абсолютно
справедливого общественного порядка
9. В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику
–учение о том, как должен поступать
человек, какими принципами и
нормами обязан руководствоваться.
10. Структура этики: - этическая аксиология, изучающая проблемы добра и зла - деонтология, исследующая проблемы долга и должного -
деспрективная этика, изучающую мораль того илииного общества в социологическом и историческом
аспектах
- генеалогия морали
- историческая этика
- социология морали
- профессиональная этика
11. Этика, как наука, изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, и способствует выработке
таких моральных представлений,которые в максимальной степени отвечают
историческим потребностям, способствуя тем
самым совершенствованию общества и
человека. Этика как наука служит
социальному и экономическому прогрессу
общества, утверждению в нем принципов
гуманизма и справедливости.
12. Историческое развитие морали Возникновение категории «мораль» можно отнести к периоду античности. Демокрит выдвинул
натурфилософскую теориюморали – «Сущность морали – это природа»
Рациональная теория сущности морали была
выдвинута Гольбахом. По его мнению основами
морали являются:
1) сама природа человека;
2) потребности человека.
13. Историческое развитие морали Креационистские теории морали - представляют различного вида религиозные системы морали. Моральные
заповеди Бога совершенны и нетребуют обоснования. Соблюдение священных
заповедей приближает человека к достижению
нравственного идеала, способствует насыщению
его духовного мира.
14. Историческое развитие морали И. Кант не соглашается с определением морали и морального поведения Гольбаха. Кант утверждает, что
стремление к счастью не можетбыть индикатором моральности человека, так как
оно часто толкает его на безнравственные
поступки. Наоборот, только подавляя свои
желания, устанавливая господство над ними,
человек может стать моральным.
15. Историческое развитие морали И. Кант не соглашается с определением морали и морального поведения Гольбаха. Кант утверждает, что
стремление к счастью не можетбыть индикатором моральности человека, так как
оно часто толкает его на безнравственные
поступки. Наоборот, только подавляя свои
желания, устанавливая господство над ними,
человек может стать моральным.
16. Историческое развитие морали Представители эволюционной этики считали, что Смысл морали заключается в обеспечении биологически
целесообразнойдеятельности, а органический мир
включается в сферу нравственных
отношений
17. МОРАЛЬ: 1) господство разума над аффектами; 2) стремление к высшему благу; 3) добрая воля и бескорыстность мотивов;
МОРАЛЬ:1) господство разума над аффектами;
2) стремление к высшему благу;
3) добрая воля и бескорыстность мотивов;
4) способность к сотрудничеству и совместному
проживанию с другими людьми в обществе;
5) человечность в отношениях;
6) свобода воли (автономия);
7) взаимность отношений, выраженная в золотом
правиле нравственности.
18. МОРАЛЬ: «Мораль – это одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения
людей вовсех без исключения областях
общественной жизни».
19. Основные черты морали: 1) императивность 2) универсальность морального требования 3) незаинтересованность морального мотива
Основные черты морали:1) императивность
2) универсальность морального
требования
3) незаинтересованность морального
мотива
4) свободная причинность
20. Императивность – свойство морали требовать определенного поведения. Это указание на то, каким оно должно быть. Требования
моралипринимают форму безличного
долженствования, равно обращенного
ко всем, но ни от кого не исходящего
повеления
21. Универсальность морального требования. Мораль не дает человеку конкретных рекомендаций, как ему поступать в каждом конкретном
случае, а формулирует своитребования универсально (делай добро, возлюби
ближнего своего так, как самого себя). Сохраняя
свою форму, моральные требования проявляются
всякий раз по-разному, т. е. содержание меняется
в зависимости от обстоятельств
22. Незаинтересованность морального мотива: моральным можно считать только такой поступок, который совершается бескорыстно, не
требуя никакого материальноговознаграждения. Это свойство морали
создает человеку перспективу
духовного развития, поднимая его в
своих собственных глазах
23. Свободная причинность: выступая причиной человеческих поступков и ограничивая этим его свободу, мораль требует от человека
свободногоповедения (если поступок совершен не
свободно, его нельзя признать
моральным). Таким образом, мораль
мыслится лишь при допущении
возможности существования
свободной воли.
24. Структура морали
Моральнаядеятельность – это
поступки с точки
зрения их
содержания и
мотивации (то, как
принято поступать в
том или ином
обществе, нравы
людей).
Моральные
отношения – это
различные
долженствования и
требования,
регулирующие
моральную
деятельность (норма
морали, долг,
ответственность,
совесть).
Моральное
сознание – это
отражение
моральных
отношений в виде
соответствующих
представлений
(нормы, принципы,
моральный идеал,
понятия добра и
зла).
25.
Нормы морали-
здравомыслие или рассудительность
аскетизм или воздержание
справедливость или беспристрастность
упрямство или непоколебимость
трудолюбие или усидчивость
смирение или покорность
вежливость или деликатность
26.
Функции морали-
Регулятивная
Оценочная
Воспитательная
Контролирующая
Интегрирующая
27. Профессиональная этика - совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных
Профессиональная этика совокупность норм и правил,регулирующих поведение
специалиста на основе
общечеловеческих моральных
ценностей, с учетом особенностей
его профессиональной
деятельности и конкретной
ситуации
28. Предмет профессиональной этики - «конкретные ситуации конкретной профессии» (А.А. Гусейнов) - совокупность определенных
моральных качеств, свойств личностии норм поведения, которыми должен
обладать профессионал
29. Необходимость в профессиональных этиках возникает там и тогда, где и когда складываются неравновесные, асимметричные отношения
междупредставителями данной профессии и
другими людьми. Точнее, когда возникает
зависимость людей, их жизни, свободы,
судеб от действий и морального облика
профессионала (врача, педагога, юриста,
журналиста и др.).
30. Виды профессиональной этики: - педагогическая - медицинская - юридическая - инженерная этика - этика ученого - журналистская
этика- этика делового общения
31. История возникновения профессиональной этики Вопросы профессионального разделения труда рассматривались такими мыслителями
древнего общества,как Платон, Аристотель и др. Именно в этот период
возникают нравственные установления жрецов,
исполнявших судебные функции, «Клятва Гиппократа» в
медицинской практике и другие профессиональноэтические кодексы, регулирующие отношения
работников к своим профессиональным обязанностям.
Однако первые профессионально-моральные кодексы
возникли намного позже, в XI - XII вв., в условиях
становления средневековой цеховой организации труда.
32. Развитие профессиональной этики в XX веке Профессиональная этика особенно бурно развивалась в XX в. Это выразилось в создании
многочисленных кодексовпрофессиональной морали, в
переориентации общественного внимания
от вопросов разработки фундаментального
этического знания к вопросам прикладной
этики.
33. Прикладная этика - более широкая область этического знания, чем профессиональная мораль (нормативная этика, имеющая дело с
практикой развитиянравственных отношений, с влиянием
теории на процесс уточнения содержания
действующих норм и создания новых
нормативов).
34. К прикладной этике относятся: - кодексы, вырабатываемые политическими партиями - кодексы чести, предлагаемые жителям
определенных городов, регионов.Они не являются профессиональными, хотя,
несомненно, относятся к области прикладной
этики.
35. Функции профессиональной этики: Оценочная Регулятивная Организационная Управляющая Мотивационная Координирующая
Функции профессиональной этики:Оценочная
Регулятивная
Организационная
Управляющая
Мотивационная
Координирующая
Регламентирующая
Воспроизводственная
Воспитательная
Коммуникативная
Оптимизирующая
Стабилизирующая
Рационализирующая
Превентивная
Прогностическая
Разрешения противоречий
Информационная
Социальная
Социализирующая
36. Медицинская этика - разновидность профессиональной этики, которая в современном здравоохранении представлена "врачебной
Медицинская этика разновидность профессиональнойэтики, которая в современном
здравоохранении представлена
"врачебной этикой",
"сестринской этикой",
"фармацевтической этикой" и т.д.
37. Медицинская этика как форма профессиональной этики
Профессиональная этика – это система нравственныхнорм и моральных принципов, свойственная определенному
профессиональному сообществу, выполняющая функции регуляции
взаимодействия специалистов в профессиональной среде,
определения отношения личности к профессиональной
деятельности, своим обязанностям, долгу перед обществом, а также
адаптации в конкретных профессиональных ситуациях.
Медицинская этика – вид профессиональной этики.
• Система норм поведения медиков и принципов регулирования
медицинской деятельности
• Требования к морально-нравственным качествам и установкам
медика
38. Медицинская этика как форма профессиональной этики
Основной предмет медицинскойэтики – проблемы регуляции
взаимоотношений медицинского
работника и больного, лечения
болезней и спасения жизней.
39. Основные принципы медицинской этики
Гуманность
Автономия
Недопустимость злоупотреблений
Конфиденциальность
40. Исторические модели медицинской этики
• Модель Гиппократа (V-I в.в. до н.э.)• Модель Парацельса (I-XVIII в.в. н.э.)
• Корпоративно-сословная этика Т.
Персиваля (XIX в. н.э.)
• Деонтологическая модель (XIX-XX в.в.
н.э.)
• Биоэтика (2-я пол. XX-по н.в.)
41. Исторически врачебная этика восходит к этике Гиппократа - своду этических заповедей со времен древнегреческой античности.
Исторически врачебная этикавосходит к этике Гиппократа своду этических заповедей со
времен древнегреческой
античности.
42. Модель Гиппократа («не навреди») «Отец медицины» в своей общеизвестной «Клятве» сформулировал обязанности врача перед
пациентом. Главным положением ееявляется принцип «не навреди».
Клятва российского врача, которая
утверждена на 4–й Конференции Ассоциации
врачей России в Москве в ноябре 1994 г.,
содержит близкие по духу и даже по
формулировке позиции.
43.
Модель ГиппократаМодель Гиппократа – часть
медицинской этики, которая
рассматривает взаимоотношения
врача и пациента под углом
зрения социальных гарантий и
профессиональных обязательств
медицинского сообщества
44.
Модель ГиппократаОб обязательствах перед учителями, коллегами
и учениками,
о гарантиях непричинения вреда («Я направлю
режим больных к их выгоде сообразно с моими
силами и моим разумением, воздерживаясь от
всякого вреда и несправедливости»), оказания
помощи, проявления уважения,
об отрицательном отношении к убийству и
эвтаназии («Я не дам никакому просимого у меня
смертельного средства и не покажу пути для
подобного замысла»), абортам («Я не вручу
никакой женщине абортивного пессария»),
45.
Модель Гиппократаоб отказе от интимных связей с пациентами («В какой
бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного,
будучи далек от всего намеренного, неправедного и
пагубного,»,
У врача с больными немало отношений: ведь они
отдают себя в распоряжение врачам, и врачи во всякое
время имеют дело с женщинами, с девицами и с
имуществом весьма большой цены, следовательно, в
отношении всего этого врач должен быть
воздержанным»), о врачебной тайне («Что бы при
лечении — а также и без лечения я ни услышал
касательно жизни людской из того, что не следует
когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая
подобные вещи тайной»).
46.
Модель ГиппократаБольшое внимание Гиппократ
уделял облику врача, не только
моральной, но и внешней (одежда,
опрятность) респектабельности, что
было связано с необходимостью
формирования доверия
обращающихся к врачебной касте в
период перехода от жреческой
медицины к светской.
47.
Модель ГиппократаГиппократом были определены общие правила
взаимодействия врача с пациентом, при этом
акцент ставился на поведении врача у постели
больного.
При контакте с больным предлагалась такая
форма общения, которая способствовала бы
ориентации пациента на выздоровление:
«Очевидным и великим доказательством
существования искусства будет, если кто,
устанавливая правильное лечение, не
перестанет ободрять больных, чтобы они не
слишком волновались духом, стараясь
приблизить к себе время выздоровления».
48. Авторству Гиппократа приписывают следующие максимы: - «Где есть любовь к людям, там будет и любовь к врачебному искусству» -
«Медицина поистине самое благородноеиз всех искусств»
- «Врач философ подобен Богу»
- Жизнь коротка, путь искусства долог,
удобный случай скоропреходящ, опыт
обманчив, суждение трудно»
49.
Модель ПарацельсаМодель Парацельса – форма
врачебной этики, в рамках
которой нравственное
отношение с пациентом
рассматривается как
составляющая
терапевтической стратегии
поведения врача
50.
Модель ПарацельсаМодель Парацельса» — это учет
индивидуальных особенностей личности,
признание глубины ее душевных
контактов с врачом и включенности этих
контактов в лечебный процесс. «В
Парацельсе мы видим родоначальника
не только в области создания
химических лекарств, но также и в
области эмпирического психического
лечения» (Юнг).
51.
Модель Парацельсаобразцом» связей между врачом и
пациентом являются не только
кровнородственные отношения, для
которых характерны положительные
психоэмоциональные привязанности и
социально-моральная ответственность,
но и «целебность», «божественность»
самого контакта врача и больного.
52.
Модель Парацельсаосновным моральным
принципом, формирующимся
в границах данной модели,
является принцип «делай
добро», благо, или «твори
любовь», благодеяние,
милосердие.
53.
Модель ПарацельсаПарацельс писал: «Сила
врача — в его сердце,
работа его должна
руководствоваться Богом и
освещаться естественным
светом и опытностью;
важнейшая основа
лекарства — любовь».
54.
Корпоративно-сословная этикаТ. Персиваля
В 1803 г. Персиваль опубликовал трактат «Медицинская этика».
Персиваль уделял особое внимание требованиям этикета во
взаимоотношениях между врачами: «Медики любого
благотворительного учреждения являются в какой-то степени...
хранителями чести друг друга. Поэтому ни один врач или хирург
не должен открыто говорить о происшествиях в больнице, что
может нанести вред репутации кого-нибудь из его коллег;
...Следует избегать непрошенного вмешательства в лечение
больного, находящегося на попечении другого врача. Не следует
задавать никаких назойливых вопросов относительно пациента..,
нельзя вести себя эгоистично, стараясь прямо или косвенно
уронить доверие пациента к другому врачу или хирургу».
55.
Корпоративно-сословная этикаТ. Персиваля
Врач у Персиваля выступает как филантроп,
несущий пациентам благо и получающий от
них соответствующую признательность. Врач
должен вести себя с пациентами «деликатно,
уравновешенно, снисходительно и
авторитетно». Персиваль был первым, кто
начал признавать обязательства врача по
отношению не только к пациентам, но и к
обществу.
56.
Корпоративно-сословная этикаТ. Персиваля
В 1847 году на общенациональном съезде врачей США была
создана Американская медицинская ассоциация (АМА). Среди
провозглашенных Ассоциацией целей были не только
«достижение прогресса медицинской науки, повышение уровня
медицинского образования», но и «защита чести и интересов
медицинских кругов, просвещение и информирование
общественного мнения об обязанностях, возможностях и
требованиях врачей, содействие совместным действиям медиков
и установление дружественных отношений между ними».
Принятый АМА профессиональный «Этический кодекс врача»
основывался именно на работах Персиваля.
57.
Развитие медицинской этики в РоссииМедицинская этика в России развивалась, как и вся
отечественная медицина, в неразрывной взаимосвязи
с историей русской культуры, медицинской наукой и
практикой западноевропейских стран. В связи с
длительным периодом существования только
народной, а затем монастырской медицины
профессиональная этика отечественных врачей имеет
в своей основе ведущие моральные ценности
христианства – милосердие, сострадание,
благотворительность, самопожертвование.
58.
Развитие медицинской этики в РоссииМонастырская медицина включала в себя не только
оказание лечебной помощи нуждающимся, но и другие
формы оказания помощи – предоставление жилья,
пищи, духовной помощи. Она была не только одной из
основных форм оказания медицинской помощи
широким массам народа, но и утверждала идеалы
христианской морали применительно к медицинской
деятельности.
59.
Развитие медицинской этики в РоссииПервые сведения о мед. этике в «Киево-Печерском патерике»
содержатся первые сведения о врачебной этике на Руси XI-XII
веков. В нем говорилось о том, какими качествами личности
должен обладать лечец, как вести себя в отношениях с
больными, как относиться к своей работе. «Лечец должен был
быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования;
ради больного выполнять самые черные работы, быть терпимым
и сердечным по отношению к нему; делать все, что в его силах
для излечения больного и не заботиться о личном обогащении и
профессиональном тщеславии»
60.
Развитие медицинской этики в РоссииМонастырская медицина как система помощи
людям была ориентирована на всестороннее,
целостное оздоровление человека – и его
тела, и его души. В связи с нашествием
монголо-татар на Руси развитие медицины и
медицинской этики на несколько столетий
затормозилось на уровне народного
врачевания и монастырской медицины.
61.
Развитие медицинской этики в РоссииМед. этика XVI веке - в первой половине XVI в.
в Московском государстве появляются
иноземные врачи, аптекари, хирурги, имевшие
не только знания в определенной области
медицины, но и обладавшие этическими
представлениями, соответствующими
сложившимся в европейской медицине
традициями.
62.
Развитие медицинской этики в РоссииДо конца XVIII в. отечественная медицина развивалась под
влиянием западноевройпейской. Иностранные врачи и
фармацевты были преподавателями в российских учебных
заведениях, оказывали медицинскую помощь. Выдающиеся
отечественные врачи большое внимание уделяли этическим
проблемам медицинской деятельности. Они рассматривали
проблемы профессионального долга медицинских работников,
«врачебной тайны», этических норм и принципов
взаимоотношений с больными, проблему аборта, проблему
профессиональных ошибок, социальной ответственности (врача),
этические проблемы медицинской науки и образования и другие.
63.
Развитие медицинской этики в РоссииДеятели в области мед. этики:
1.
2.
3.
4.
5.
Матвей Яковлевич Мудров
Григорий Антонович Захарьин
Николай Иванович Пирогов
Викентий Викентьевич Вересаев
Вячеслав Авксентьевич Манассеин
64.
Развитие медицинской этики вСоветское время
Медицинская этика в Советское время В советский период развития
российской медицины отношение к медицинской этике было очень
неоднозначным. Оно колебалось от полного отрицания ее
необходимости в связи с представлением о том, что все советские врачи
(за редким исключением) являются носителями коммунистической
морали, нацеленной только на благо человека, до признания ее
необходимости и существования в настоящее время уже в форме
современной биоэтики. В этот период профессиональная медицинская
этика фактически отождествлялась с марксистской этикой, в
соответствии с которой каждый советский человек (включая, разумеется,
и медработников) нацелен на служение другим, исполнение своего долга
перед народом, обществом, государством. Пациент рассматривался как
представитель народа, которому служат медицинские работники,
беззаветно отдавая все свои знания и силы.
65.
Концепция медицинской деонтологии втрудах Н.Н. Петрова
Рубежным событием в истории отечественной
медицинской этики стала публикация книги «Вопросы
хирургической деонтологии» (1944) известного
отечественного онколога академика АМН Николая
Николаевича Петрова (1876 – 1964). В своей книге он
показал реально существующие этические проблемы
медицины и обосновал право медицинской
деонтологии на существование как самостоятельной
науки и учебной дисциплины при подготовке
медицинских кадров.
66.
Концепция медицинской деонтологии втрудах Н.Н. Петрова
Петров писал о том, что информация больного о его
болезни должна быть приспособлена к его пониманию,
ее можно и нужно изложить в доступной и понятной
форме как для высокообразованного больного, как
для больного, не знающего медицины, так и для
больного-врача.
67. Термин «деонтология» введен английским философом-утилитаристом J. Bentham (1834) Он считал основным положение деонтологии
стремление к достижению«наибольшего блага для наибольшего
числа людей» при выполнении
профессиональных обязанностей.
68.
Деонтологическая модельЭто совокупность «должных»
правил, соответствующих той или
иной конкретной области
медицинской практики (терапии,
хирургии, педиатрии и т.д.)
69.
ДеонтологияКлючевым понятием
медицинской (врачебной)
деонтологии является
профессиональный долг врача
перед обществом и пациентами.
70. Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее
благоприятной обстановки длявыздоровления больного.
Термин медицинской деонтологии ввел выдающийся
хирург Н.Н. Петров, распространив ее принципы на
деятельность медицинских сестер.
71. Теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала,
представляетсобой практическое применение медикоэтических принципов.
72. Медицинская деонтология – это учение о профессиональных, моральных и юридических обязанностях и правилах поведения медицинских
работников поотношению к больному.
Медицинская деонтология включает в
себя также и профессиональную
ответственность медработника перед
обществом.
73.
Основная функция деонтологииОсновной функцией медицинской
деонтологии является оптимизация
оздоровительного процесса, что достигается
не только совершенствованием средств и
методов лечебной практики, но и
безусловным выполнением медиками своего
долга на основе высокого профессионализма
74.
Основные сферы регуляцииобщей и специальных деонтологий:
• взаимоотношения с пациентом, в том числе в присутствии других больных и в
присутствии коллег – отношения «по вертикали»;
• взаимоотношения с пациентами-детьми;
• взаимоотношения с близкими пациента, в том числе в присутствии последнего и
в присутствии посторонних;
• взаимоотношения с его коллегами, в том числе в присутствии пациента, его
близких и посторонних – отношения «по горизонтали»;
• взаимоотношения между врачами и средним (младшим) медперсоналом, в том
числе в присутствии больных;
• отношение к врачебной тайне и право на распространение информации;
• право на эксперимент и этические проблемы медицинских исследований;
• проблема юридической ответственности;
• проблема материального и морального вознаграждения.
75. Биоэтика – это исследовательское направление междисциплинарного характера, которое сформировалось примерно в конце 1960–х –
начале1970–х гг.
Термин «биоэтика» был введен В. Р.
Поттером в 1969 г. Сегодня его
трактовка очень разнородна.
76.
БиоэтикаЭто совокупность принципов,
предупреждающих негативные
последствия биомедицинских
технологий не только для человека,
но и для общества в целом.
77. Биоэтику пытаются приравнивать к биомедицинской этике, ограничив ее содержание этическими проблемами в отношениях «врач –
пациент». В болеешироком понимании биоэтика включает в
себя ряд социальных проблем и проблем,
которые связаны с системой здравоохранения,
отношением человека к животным и
растениям.
78.
Основные проблемы биоэтики1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Взаимоотношения врача и пациента. Права
пациента.
Эксперименты на человеке
Эвтаназия (активная и пассивная)
Аборт
Новые репродуктивные технологии
Генетика, Генные технологии, клонирование
Трансплантация систем и органов
Психиатрия, права душевнобольных
Анализ концепции социальной справедливости и
определение политики в области здравоохранения
79.
Принципы биомедицинской этикиПринцип справедливости
Принцип автономии личности
Принцип «не навреди»
Принцип «сотвори благо»
80.
ЗАКЛЮЧЕНИЕЭтической основой
профессиональной деятельности
медицинской сестры являются
гуманность и милосердие.
81.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВажнейшими задачами профессиональной
деятельности медицинской сестры являются:
комплексный всесторонний уход за
пациентами и облегчение их страданий;
восстановление здоровья и реабилитация;
содействие укреплению здоровья и
предупреждение заболеваний.
82.
Никакоемедикаментозное лечение
не принесет желаемого
эффекта, если не будет
ухода,
общения и
сострадания…
83.
«Я верю… что настанет день, когда больнойнеизвестно чем человек отдастся в руки физиков.
Не спрашивая его ни о чем, эти физики возьмут у
него кровь, выведут какие-то постоянные…и
вылечат его одной единственной пилюлей. И все
же… если я заболею, то обращусь к какому-нибудь
старому доктору. Он взглянет на меня уголком
глаза, пощупает мне живот, приложит к лопаткам
носовой платок и выслушает меня. Он кашлянет,
…потрет подбородок – и улыбнется мне, чтобы
лучше утолить мою боль… Разумеется, я
восхищаюсь Наукой. Но я восхищаюсь и
Мудростью…Единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения».
Антуан де Сент-Экзюпери