4.86M
Категория: ФилософияФилософия

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

1.

ФИЛОСОФИЯ
ДРЕВНЕГО МИРА

2.

ПЛАН
1. Своеобразие философской мысли на Древнем
Востоке.
2. Философская мысль Древней Греции.
а) натурфилософия досократиков
б) философия Софистов и Сократа
в) Философия классического периода
г) философия эпохи эллинизма

3.

Особенности философии Древнего
Востока
1. Специфика философствования на Древнем Востоке обусловливается
деспотической формой правления.
2. Становление философии происходит через рационализацию
религиозно-мифологического мировоззрения.
3. Философия никогда не порывает с религией. Крупные философские
системы одновременно являются и философскими.
4. Философы как правило предлагают не собственную мудрость, а
доносят до современников мудрость веков (традиции).
5. Преобладает морально-этическая проблематика.
6. Философы искали в мире не причинно-следственные связи, а
«вечный мировой порядок» Вселенной, который определяет путь и
судьбу человека.

4.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БРАХМАНИЗМА
• Брахман – мировое духовное начало, из которого
возникает все.
• Атман – индивидуальная душа человека.
• Сансара – круговорот смертей и рождений.
• Карма – закон воздаяния.
• Мокша – спасение души и ее освобождение от
сансары, соединение с брахманом.

5.

Четыре благородные истины
буддизма
1.
Истина о страдании. Жизнь есть страдание: рождение —страдание,
старость —страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание, разлука
с приятным — страдание, неполучение чего-либо желаемого — страдание.
2.
Истина о происхождении страдания. Будда усматривает корень
страдания в жажде жизни, в «жажде наслаждения, в жажде
существования, жажде гибели», приводящей ко все новым рождениям.
3.
Истина о возможности полного прекращения страданий. Раз страдание
имеет причину, то возможно прекращение страдания, возможно «полное
бесследное уничтожение этой жажды, отказ (от нее), отбрасывание,
освобождение, оставление (ее)».
4.
Истина о пути, ведущем к освобождению от страдания. Этот путь
восьмеричен и в итоге приводит к достижению состояния полной
невозмутимости и безразличия - нирваны.

6.

ДАОСИЗМ - основатель Лао-цзы (VI
в. до н.э.).
Главный источник – книга «Дао дэ
цзин» (книга о Дао и Дэ).
Дао – универсальный путь,
всеобщий закон, первоначало.
Мировой
порядок,
ход
истории незыблемы и не
зависят от воли человека –
главный
принцип
жизни
человека – покой и недеяние
- «у-вэй».

7.

• КОНФУЦИАНСТВО - основатель Конфуций (Кун
Фу-цзы) (551-479 гг. до н.э.). Главный источник «Лунь юй» (Беседы и поучения).
• Основная идея учения – как необходимо управлять
людьми и как вести себя в обществе;
• выступает за мягкое управление обществом;
• Человек – это прежде всего исполнитель
социальных
функций
исходя
из
жесткой
общественной иерархии: управляющим необходимо
эффективно управлять, управляемым хорошо
управляться;
• Сформулировал золотое правило морали: не делай
другим того, чего не желаешь себе;
• Вводит понятия «благородный муж» и «низкий
человек».

8.

Особенности философии Древней
Греции
1. Специфика философствования в Древней Греции
обусловливается
демократической
формой
правления,
особенностями западной культуры: принцип частной
собственности,
товарно-денежные
отношения.
Это
способствует развитию индивидуального начала.
2. Философия формируется как отрицание религиозномифологического мировоззрения, как стремление рационально
объяснить мир.
3. В первую очередь ставятся вопросы об устройстве и законах
всего космоса, а потом уже о человеке. Философы стремятся
проникнуть в сущность вещей.
Космоцентризм - система взглядов, согласно которой мир
воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный, а
все явления окружающего мира рассматриваются через призму
космоса.

9.

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ:
1. НАТУРФИЛОСОФИЯ ДОСОКРАТИКОВ (НАТУРФИЛОСОФИЯ –
ЭТО ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ). ПРИМЕРНО 600-450 ГГ. ДО Н.Э.
2. АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. V-1-АЯ ПОЛ. IV ВВ. ДО
Н.Э.
3. ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ. КОНЕЦ
V-IV В. ДО Н. Э.
4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА. КОНЕЦ IV В. ДО Н.Э. – IV
В.

10.

1. Милетская школа. Основная проблема – проблема поиска
первоначала всех вещей (того, из чего все произошло, и куда все
возвращается после гибели), первоэлемента, первовещества –
«архэ».
Фалес – вода
Анаксимандр - апейрон
Анаксимен – воздух
2. Гераклит Эфесский. Первооснова всего – огонь как вечное
динамическое начало.
Гераклит развивал диалектические взгляды. Он полагал, что в
мире нет ничего постоянного: «Все течет, все изменяется».
3. Элейская школа (Ксенофан, Зенон, Парменид).
Парменид – ввел в философию понятия «бытие» и «небытие».
Бытие, согласно Пармениду, – это то, что существует и может быть
выражено мыслью. Значит предмет и мысль о предмете одинаково
существуют. Отсюда следует, что небытия нет. Парменид был
метафизиком: он учил о неизменности бытия.

11.

4. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.
• Все существующее состоит из атомов и пустоты.
• Они бесконечно разнообразны по форме, размеру и весу.
• Душа человека тоже состоит их атомов, но только более
подвижных мелких и круглых.
• Атомам изначально присуще движение.
• Движение атомов осуществляется в соответствии с законом
всеобщей причинности.
• Причинность Демокрит отождествлял с необходимостью,
которая исключает случайность.

12.

В философии софистов и Сократа центром внимания стала не
природа, а человек и человеческое мышление и впервые был
поставлен вопрос об условиях получения достоверного знания.
• Софисты (Протагор, Горгий, Фрасимах) выступают как платные
учителя мудрости.
• Общезначимой истины не существует, все знания относительны,
также как и моральные нормы (релятивизм – принцип
относительности).
• Человек сам для себя является мерилом истинности и
справедливости (тезис Протагора: «человек есть мера всех
вещей, существующих, как они существуют, и не существующих,
как они не существуют»).
• Ценность знания не в его истинности, а в его полезности.
• В конце концов софисты превратились в изощренных игроков
словами, т. е. в настоящих софистов, владеющих мастерством
создания и использования софизмов (греч. Sophisma –
умышленно ложно построенное умозаключение, формально
кажущееся правильным).

13.

СОКРАТ (470-399 ГГ. ДО Н. Э.)
• Поставил в центр своей философии человека
(знаменитый «сократовский переворот»).
• Философ обратился прежде
человеческой нравственности.
всего
к
области
• Сократ выступил против учения софистов о том, что
всякое знание относительно.
• Сократ считал, что подлинное знание можно найти
через самопознание, поскольку общезначимое
знание находится в душе человека (познай самого
себя).
• Метод Сократа называется «майевтика» (от греч.
Majevtika – повивальное искусство), где собеседника
благодаря логическим приемам и наводящим
вопросам можно подвести к самостоятельному
нахождению истины.

14.

ПЛАТОН (427-347 ГГ. ДО Н. Э.)
• Произведения Платона:
диалоги
«Апология
Сократа»,
«Критон»,
«Протагор», «Федон»,
«Критий»,
«Тимей»,
«Законы»,
«Государство» и др.

15.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА
• Платон
является
создателем
системы
объективного
идеализма.
• По Платону космос един, он створен Демиургом (Творцом) и
одушевлен (космос живет и дышит).
• Мир, согласно Платону, состоит из 2-х частей: мира идей
(вечный, неизменный, устроен иерархично) и мира вещей
(несовершенный, конечный, сами вещи возникают как копии
идей). Идеи – это первообразы, образцы, причины и цели
вещей.

16.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА
• Гносеология Платона. До того, как вселиться в тело человека,
его душа находится в мире идей. Там она может видеть идеи
такими, какими они являются на самом деле. Вселяясь в тело
человека, душа забывает все свои знания об идеях. Но когда
человек сталкивается с копиями идей в земном мире, душа
начинает
вспоминать
непосредственно
в
то,
что
когда-то
наблюдала
мире
идей.
Т.
познание
е.
душа

это
припоминание.
• Душа трехчастна, она состоит из разумной, волевой и
чувственной частей. В зависимости от того, какая из частей
преобладает у человека, он относится к одному из 3-х сословий –
философы, воины, ремесленники и крестьяне.

17.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 ГГ. ДО Н. Э.)
• Произведения
Аристотеля:
«Метафизика»,
«Категории»,
«Никомахова
этика»,
«О душе» и др.

18.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ
Аристотель критикует Платона за отрыв общего от единичного.
Единичная (отдельная) вещь, по Аристотелю, возникает из соединения
материи и формы. Материя сама по себе есть лишь возможность вещи.
Чтобы стать действительностью,
материя
должна соединиться с
нематериальной, активной формой. Сам процесс становления вещи,
перехода от возможности к действительности есть осуществление или
энтелехия.
Чтобы знать, что такое вещь, нужно знать все 4 ее причины:
-
материальную (из чего, из какого материала),
-
формальную (определенная форма вещи),
-
движущую (действующую) (процесс вызван внешней механической
силой),
-
целевую
или
конечную
(для
чего,
придает
направленность
созидательному процессу).
Человека Аристотель называет существом общественным и считает
государство первичным по отношению к нему.

19.

ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА
Характерные черты эллинистической философии
1. Падает интерес к теоретическому мышлению.
2. Почти не выделяются новые идеи, переосмысливается
старое.
3. В философии преобладает этическая проблематика.
4. Мир полисной культуры разрушен, бывшие свободные
граждане превратились в подданных. Философия переходит к
частным проблемам: личное счастье, покой, судьба.

20.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
1. ЭПИКУРЕИЗМ - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его
последователей. Цель философии – это счастье человека, которое становится
возможно путем изучения природы. В основе этики Эпикура – принцип
удовольствия – гедонизм, под которым понимается отсутствие страданий и
боли.
2. СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий) –
филос.
направление,
подвергающее
сомнению
возможность
познания
реальности.
3. СТОИЦИЗМ – направление согласно которому в мире действует фатум
(закон судьбы), и человек должен сознательно, разумно познавать свое место в
мироустройстве, сохраняя мужество и с достоинством принимая все, что
ниспошлет ему судьба.
4. НЕОПЛАТОНИЗМ – философское направление, в основе которого лежит
идея творения высшим бытием низшего бытия путем эманации (влияния).

21.

СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила