Похожие презентации:
Формационный и цивилизационный подход
1.
Формационный ицивилизационный подход
2. Формационный подход
• Основоположники — немецкие философыэкономисты К. Маркс и Ф. Энгельс.3. Формационный подход
Общественноэкономическая формация исторический тип общества,основывающийся на
определенном способе
производства.
Главную роль в
развитии общества
играют экономические
отношения, которые
определяют
господствующие
взгляды и идеи.
4. Формационный подход
• Развитие общества осуществляется врезультате закономерной смены
общественно-экономических формаций.
• О.-э. формация – ступень развития
общества, характеризующаяся
собственным уровнем развития экономики
(производительных сил и
производственных отношений).
5. Базис и надстройка
Любая формация имеет два уровня:• Базис – экономическая сфера жизни общества
(производительные силы и производственные отношения)
• Надстройка – социальная, политическая и духовная сферы жизни
общества (все отношения в обществе, помимо экономических)
• Базис (экономика) сильно влияет на надстройку (соц., дух., пол.
сферы) и ведет ее за собой
• Надстройка (соц., дух., пол. сферы) мало влияет на базис
(экономику).
• Надстройка почти целиком меняется лишь вслед за базисом.
6. Формационный подход
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВАМАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ
Производительные
силы:
Производственные
отношения :
Люди с их умениями и
навыками
Орудия труда
Предмет труда
Условия труда
Отношения, которые
возникают в процессе
производства по поводу
собственности на средства
производства и результат
труда
7. Выделяют пять общественно-экономических формаций:
Выделяют пять общественноэкономических формаций:• Каждая формация основывается на
собственном сочетании
производительных сил и
производственных отношений.
• Формации следуют друг за другом при
развитии любого общества.
8. Формационный подход
Общественно-экономическая формацияпервичная
вторичная
третичная
коммунизм
капитализм
феодализм
рабовладение
первобытность
9. Первобытно-общинная общественно-экономическая формация
• Господствующий класс (эксплуататоры): отсутствует, все равны• Подчиненный класс (эксплуатируемые): отсутствует, все равны
• Мотивация труда людей (почему работают): жизненная
необходимость
10. Рабовладельческая общественно-экономическая формация
• Господствующий класс (эксплуататоры): рабовладельцы• Подчиненный класс (эксплуатируемые): рабы
• Мотивация труда для подчиненного класса (почему работают):
внеэкономическое принуждение (насилие)
11. Феодальная общественно-экономическая формация
• Господствующий класс(эксплуататоры): феодалы
(аристократы – дворяне, бояре,
герцоги, бароны, князья и т.д.)
• Подчиненный класс
(эксплуатируемые):
крепостные крестьяне
• Мотивация труда для
подчиненного класса:
внеэкономическое
принуждение (насилие) и
экономическое принуждение
(труд ради заработка)
12. Капиталистическая общественно-экономическая формация
• Господствующий класс(эксплуататоры): буржуазия
(бизнесмены, промышленники,
предприниматели)
• Подчиненный класс
(эксплуатируемые):
пролетариат (рабочие)
• Мотивация труда для
подчиненного класса:
экономическое принуждение
(труд ради заработка)
13. Коммунистическая общественно-экономическая формация
• Господствующий класс (эксплуататоры): отсутствует, все равны• Подчиненный класс (эксплуатируемые): отсутствует, все равны
• Мотивация труда людей: труд является духовной и социальной
потребностями человека
14. Смена формаций
• Переход от формации к формации происходит врезультате социальной революции.
• Социальная революция происходит в результате
критического несоответствия между
производительными силами (уровнем их
технического и социального развития) и
производственными отношениями;
• Другими словами, она происходит, когда
производственные отношения сдерживают
развитие производительных сил.
15. Силы и отношения?
Производительные силы – все, что позволяетпроизводить и обменивать экономические блага:
• Люди - их знания, трудовые навыки,
производственный опыт;
• Средства производства - орудия,
производственная техника;
• Способ производства - технология
производства, особенности распределения
труда.
16. Силы и отношения?
Производственные отношения – экономическиеотношения людей, складывающиеся в процессе
производства и обмена.
• Особенности разделения труда – есть ли
специализация трудящихся, какая она?
• Формы собственности на средства
производства – кто, в каком виде и чем
владеет?
• Формы и способы распределения результатов
труда – кто, сколько и за что получит?
17. Преимущества формационного подхода
1. фиксирует то общее, что было висторическом развитии различных народов;
2. представляет историю человеческого
общества как единый процесс;
3. устанавливает определённые
закономерности исторического развития
общества;
4. предлагает определенную периодизацию
всемирной истории и истории отдельных
стран.
18. Ограничения формационного подхода
• Абсолютизация экономическогофактора в жизни общества
• Однолинейное понимание
исторического процесса
• Претензия на абсолютную
правильность и универсальность
цивилизационный подход
19. Понятие «цивилизация»
Ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством(Л. Морган, Ф. Энгельс)
Стадия упадка и деградации, когда на смену органическо-жизненному
приходит технико-механическое господство (О. Шпенглер)
Синоним культуры (А. Тойнби)
Целостность материальной и духовной жизни
людей в определенных
пространственно-временных границах
20. Цивилизационный подход
Локальныецивилизации
О.Шпенглер
А.Тойнби
Н.Данилевский
Линейные
цивилизации
У.Ростоу
О.Тоффлер
Д. Белл
21. Локальная цивилизация
большая социокультурная общность,которая существует длительное время,
имеет относительно устойчивые
пространственные границы,
вырабатывает специфические формы
экономической, социальнополитической и духовной жизни и
осуществляет свой, индивидуальный
путь исторического развития.
22. Локальная цивилизация (О.Шпенглер)
• История - ряд независимых друг от друга культур,проживающих, подобно живым организмам, периоды
зарождения, становления и умирания.
• Уникальность каждой культуры обеспечивается
своеобразием её «души»: в основе античной культуры
лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая»,
западной — «фаустовская» и т. д.
• Умирание всякой культуры характеризуется переходом
от культуры к цивилизации. Отсюда ключевое в его
концепции противопоставление на «становящееся»
(культура) и «ставшее» (цивилизация)
23. Локальная цивилизация (О.Шпенглер)
• 8 культур: египетская, вавилонская, индийская, китайская,греко-римская (аполлоновская), арабская (магическая),
западноевропейская (фаустовская) и мексиканская
• единство их судьбы: каждая культура проходит одну и ту же
последовательность фаз развития, основные черты каждой
фазы тождественны во всех культурах;
• каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие
возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации
(«цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход,
завершение любой культуры), для которой свойственны
атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне,
радикальный революционизм, сциентизм и техницизм, а
также урбанизация ("Закат Европы").
24. Локальная цивилизация (А.Тойнби)
• Цивилизации разделяются на три поколения. Первоепоколение - примитивные, маленькие, бесписьменные
культуры. Их много, и возраст их невелик. Они отличаются
односторонней специализацией, приспособлены к жизни в
конкретной географической среде; надстроечные элементы
- государственность, образование, церковь, наука и
искусство – отсутствуют. Эти культуры размножаются,
подобно кроликам, и гибнут стихийно, если не вливаются
благодаря творческому акту в более мощную цивилизацию
второго поколения.
• При резком изменении условий жизни – «вызов» -.
некоторые общества, однако, выделяют из своей среды
«творческое меньшинство», которое осознает его и
способно дать на него удовлетворительный ответ.
25. Локальная цивилизация (А.Тойнби)
• В цивилизациях второго поколения социальная связьнаправлена на творческие личности, которые ведут за
собой пионеров нового социального порядка. Они
динамичны, создают большие города, вроде Рима и
Вавилона, в них развивается разделение труда, товарный
обмен, рынок. Возникают слои ремесленников, ученых,
торговцев, людей умственного труда. Утверждается
сложная система рангов и статусов. Здесь могут развиться
атрибуты демократии: выборные органы, правовая
система, самоуправление, разделение властей.
26. Локальная цивилизация (А.Тойнби)
• Цивилизации третьего поколения формируются на основецерквей: из первичной минойской рождается вторичная
эллинская, а из нее — на основе возникшего в ее недрах
христианства — формируется третичная,
западноевропейская. Всего, согласно Тойнби, к середине
XX в. из трех десятков существовавших цивилизаций
сохранилось семь или восемь: христианская, исламская,
индуистская и др.
27. Локальная цивилизация (А.Тойнби)
1. Цивилизации, достигшие расцвета:• первичные (автохтонные): мезоамериканская, андская,
индская, шумеро-аккадская, египетская, эгейская
(минойская), индская, китайская; преемственные
("сыновнеродственные"): сирийская, эллинская, индийская,
православная христианская, западная, исламская
Четырнадцать цивилизаций-спутников:
• японская, корейская и вьетнамская (от китайской);
эламская, хеттская, урартская (от шумеро-аккадской и
сирийской); юго-восточно-азиатская (от индийской и
исламской) и т.д.
28. Локальная цивилизация (А.Тойнби)
2. Неразвившиеся цивилизации:несторианская и монофизитская (обе поглощены
исламской), дальнезападная христианская и
средневековые города-государства (поглощены
западной цивилизацией).
3. Застывшие цивилизации:
• эскимосская, кочевая, оттоманская, спартанская.
29. Стадиальная цивилизация
• Стадиальный подход рассматриваетцивилизацию как единый процесс,
проходящий определенные стадии.
• Цивилизация «вырастает» из
первобытности, но принципиально
отличается от нее.
• Признаки цивилизации: сложная
социальная структура государственность,
города, письменность и ремесло
30. Стадиально-цивилизационный подход
• Цивилизация (вданном подходе) –
это стадия в
процессе развития
общества.
• Основоположники
– Элвин Тоффлер и
Уолт Ростоу
31. Выделяют три основные цивилизации-стадии:
• Доиндустриальная (традиционная, аграрная)цивилизация;
• Индустриальная (западная, промышленная)
цивилизация;
• Постиндустриальная (информационная)
цивилизация.
Конечный этап развития человечества – единая
мировая цивилизация.