724.50K
Категория: ЛитератураЛитература

Жертвы

1.

2.

Как же ведут себя представители
В драме А. Н.
молодого поколения, оказавшиеся в
Островского «Гроза»
сходных условиях?
действие
– Чтобы ответить на этот
разворачивается на
вопрос, мы должны будем
фоне напряженных
говорить об очень сложных
взаимоотношений
философских категориях. Сейчас
между
(и особенно сейчас!) мы часто
представителями
слышим: “свободная страна”,
старшего и младшего
“свобода слова”, “свобода печати”,
поколений.
“свобода мысли”… Человек
Тиранический гнет
постоянно, неосознанно
Кабанихи и Дикого на
стремится к свободе. Истоки
близких не ослабевает
этого стремления уходят в
при виде внешних
проявлений покорности. глубокую древность.

3.

Вспомните, в каком мифологическом сюжете наиболее ярко
выражена идея стремления человека к свободе?
(Миф о Дедале и Икаре: "Много лет Итак, еще много веков назад в
искусстве было запечатлено
жил Дедал у Миноса. Не хотел
отпустить его царь с Крита; только стремление человека к свободе.
А в устном народном творчестве
один хотел он пользоваться
появился мотив воли: Соловей
искусством великого художника.
мой смутный – да смутен, не
Словно пленника, держал Минос
Дедала на Крите. Дедал долго думал, весел,
Он головушку повесил, зерно не
как бежать ему, и, наконец, нашел
клюет... "Ой, клевал бы я зерен, да
способ освободиться от критской
волюшки нет, Пропел бы я песни,
неволи.
– Если не могу я, – воскликнул Дедал, ой – да голосу нет: Соловья-то
– спастись от власти Миноса ни сухим малого да хотят уловить, Ой, в
путем, ни морским, то ведь открыто золотую клетку хотят
же для бегства небо! Вот мой путь!" посадить... Ой, золотая клетка
(Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней все сушит меня... Ой, зеленая
ветка веселит меня!"
Греции)

4.

А в каких
А. С. Пушкин “Капитанская дочка”,
литературных
“Медный всадник”; лирика М. Ю.
произведениях
Лермонтова, произведения
представлены эти
Н.В.Гоголя и многие другие
мотивы?
произведения.
К осмыслению свободы и воли обращались многие писатели.
Неслучайно Н. А. Бердяев, известный философ XIX века, писал:
“В свободе скрыта тайна мира”. Попробуем и мы разобраться
в этой тайне, сопоставив понятия свобода и воля.
Читая пьесу, мы можем увидеть, что слово ВОЛЯ встречается в тексте
около 20 раз, являя собой различные образы и интерпретации.
Проанализировав оттенки значения этого понятия, можно заметить,
что воля является одним из главных мотивов пьесы и
варьируется в своем значении в зависимости от персонажа, в
речи которого возникает данное понятие.

5.

Так, для Кабановой ВОЛЯ является
Кабанов, напротив,
ничем другим, как возможностью
понимает под ним свободу
распоряжаться кем/чем-либо (в
действия, возможность
некоторых случаях быть
быть самостоятельным и
самостоятельным), что свидетельствует не подчиняться чей-либо
о ее неизменном стремлении брать все под ВОЛЕ.
свой контроль.
Катерина, стесненная в своих
Совершенно иначе мыслит Кулигин:
действиях и свободах, говорит
упомянув слово ВОЛЯ единожды в
о ВОЛЕ как о СВОБОДЕ или
тексте, он видит в нем сознательное
же как о способности
стремление к осуществлению чего-либо.
противостоять
чему/кому-л., в то время,
как Борис, видит в ней
способность осуществить
своей желание, или само
желание.

6.

Воля-неволя проявляется ,прежде всего, через противопоставление
ограниченного и неограниченного пространства . Пространство в драме
имеет два полярных начала : «здесь» и «там» . «Здесь»-все скудно и
ограничено рамками общественного сада. «Здесь»-неволя.
Неволя, по Далю,- непростор ,несвобода ,принуждение ,подвластность силе
,зависимость ,покорность чужой воле ,внешнее ограничение хотения ,желания
и самого действия .
А «там» за Волгой , - сельский вид ,поля, неограниченное пространство .
«Там»-воля. Воля - простор , неограничение в поступках .Власть и сила,
нравственная мочь , право, могущество .
В народной словесности ,в поэтической речи слова волюшка –полюшко
синонимичны (сравним у Лермонтова : И вот нашли большое поле ,есть
разгуляться где на воле ).
Песня, которую напевает Кулигин ,рисует русский равнинный пейзаж
,расстилающийся без конца и края : « Среди долины ровныя ,на гладкой
высоте …»
Общественный сад со скудной растительностью вызывает антитезные
ассоциации .

7.

Во втором действие драмы
Действие третье разворачивается на
происходит еще большее
улице .Тут же поставлен «предел»
«сужение» пространства –
дозволенного – ворота дома Кабановых
комната в доме Кабановых .
.Перед воротами скамейка: «смотри в
Ощущение тесного замкнутого людях меня ,да на улице ,до семьи моей
пространства не устраивает
тебе дела нет».
даже невежественную
Слово ворота этимологически
служанку в доме Кабановых – связано со словом ворот –
Глашу .
воротник . А когда ворот
Она по-своему «стремится» на
расстегнут ,то в народе говорят :
волю, пытается расширить
«среду своего обитания»: «а мы «душа нараспашку».Следовательно ,
тут сидим ,ничего не знаем». «открыл ворота- распахнул душу».
В городе Калинове «у всех давно ворота заперты … и не от воров они
запираются ,а чтоб люди не видали ,как они своих домашних едят поедом
,да семью тиранят . И что слез льется за этими запорами ; невидимых и
неслышимых». Никому неведома душа калиновцев – «Семья дело тайное.»

8.

Если же мы обратимся к этимологическом у словарю, то
прочитаем, что слово "свобода" произошло от слова "свой", а
слово "воля" от слова "велеть".
Соответственно, воля - это способность, а свобода - это
состояние, в котором вы можете этой способностью
распоряжаться. Собственно, это видно на тех примерах, где эти два
слова не могут друг друга заменить - например, "воля к победе" (вы
хотите, желаете победы) или "свобода выбора" (вы имеете возможность
проявить свою волю и сделать выбор).
Свобода воли раскрывает внутреннее содержание сущности,
благодаря этому человек самореализуется. Становится
личностью. Но как отличить это от произвола?
Произвол носит случайный характер, он не раскрывает никакого
внутреннего содержания человека, и в этом смысле – бессодержателен.
Произвол означает зависимость от случая, которая ничем не лучше
зависимости от необходимости.

9.

Случается так, что борьба за
Духовная свобода
право жить в согласии со своими
личности - это право
каждого человека жить в идеалами продолжается до тех
пор, пока порабощенный не
согласии со своим
гибнет.
мировоззрением,
эстетическими идеалами Проблема нравственного закона
и жизненным опытом. и нравственной свободы является
одной из ведущих в русской и
Только при наличии
мировой литературе. Иными
этой свободы человек
словами ее можно сформулировать,
становится
на мой взгляд, как проблему
неповторимым, ни от
чувства и долга.
кого не зависящим и
может полностью Эта же проблема становится одной
из основных в реалистической
раскрыть свои
возможности.
драме А. Н. Островского «Гроза».

10.

Все основные персонажи этого произведения стоят перед
труднейшим выбором – закон или свобода?
Стоит перед таким выбором и Варвара Кабанова. Ее давно не
устраивают те правила, по которым приходится жить в доме
матери. Однако Варвара давно сделал свой выбор – в пользу
свободы чувства, вернее, своего желания. Поэтому она
совершает то, что хочет – гуляет с Кудряшом, не ночует
дома. Но, и это очень важно, дочь Кабанихи искусно скрывает
свои действия.
Она прекрасно понимает, что в лицемерном калиновском
обществе главное не то, что есть на самом деле, а та
видимость, которая создается. И Варвара, с «доброй руки»
своей матери, которая проповедует ту же философию,
научилась врать и лицемерить, делая то, что ей хочется.

11.

Варвара похожа на Кудряша:
такая же бойкая, смелая,
веселая. Душа у нее крайне
простая. Она заступается за
Катерину и всячески
выгораживает из беды.
Она понимает бессмысленность
протеста, для нее
ложь - защита от законов
«темного царства». Она
убежала из дома, но не
покорилась. Поговорим о ней
чуть подробней позже.

12.

Кудряш – отчаянный, хвастливый,
ловкий, хитрый, но способен и на
искренние чувства, он не боится своего
хозяина и всеми путями борется за
свое счастье.
Он сдержан, и с некоторой
пренебрежительной удалью
относится к нежным проявлениям
чувства. Выгода важнее.
Как и Варвара , Кудряш прекрасно знает, как надо жить в
мире Кабаних и Диких. Именно Кудряш предупреждает Бориса
о неписаном законе купеческого мира: свободе поведения для
незамужних девушек и строгом повиновении воле мужа,
верности для жён.

13.

А.Н.Островский, как мы
помним, использует в
пьесе такой
художественный приём,
как говорящая фамилия,
передавая, таким образом,
основные черты
персонажей. Исходя из
этого, об Иване можно
сказать, что его фамилия
связана с кудрявыми
волосами – чертой
русского народа,
характеризует парня как
сильного, доброго, удалого.
Иван Кудряш имеет активную
жизненную позицию, умеет
постоять за себя и ответить
купцу, не боясь его, может даже
проучить: «Это он вам страшенто, а я с ним разговаривать
умею...».
Перечислите его
качества, подтверждая
цитатами. Простоватый.
Грубый
Свободолюбивый
Бойкий
Талантливый.
Ветреный.
Целеустремленный

14.

«Я грубиян считаюсь, за что ж он меня
держит? Стало быть, я ему нужен. Ну,
значит, я его и не боюсь, а пущай же он
меня боится».
«Он — слово, я – десять; плюнет, да и
пойдет. Нет, уж я перед ним
раболепствовать не стану».«Я за
свою…да я и не знаю, что сделаю! Горло
«…Берет несколько аккордов на перерву!».
«Больно лих я на девок-то…».
гитаре».
Кудряш отличается простотой, что думает, то и говорит.
Выражает чувства откровенно, без фальши и притворства.
Самое страшное для Ивана потерять свободу, которую парень
очень ценит. Все его нутро протестует против рабства и
слепого подчинения. Доводит начатое до конца. Не пасует
перед обстоятельствами. Идет вперед навстречу мечте
любыми способами.

15.

Тихон - незлой, но слабый человек,
он мечется между страхом перед
матерью и состраданием к жене.
Его единственная отдушина –
это поездки по делам.
Он по-своему любит Катерину.
Измученный укорами и
приказаниями матери, думает о
том, как бы поскорее
вырваться из дома. Он
безвольный, покорный человек.

16.

Выбор «долг или чувство» Герой сам чувствует неправильность
своего поведения, «неправильность»
стал трагическим для
Тихона Кабанова. В силу всего уклада жизни в их семье и в городе,
но не может осмелиться даже
своей слабой натуры,
подумать об этом. И лишь потеряв
страха перед матерью,
жену,
ослепленный
горем,
Тихон
инертности этот герой
выбирает «сыновний долг», бросает обвинения в лицо матери
как
главной
представительнице
несмотря на то, что его
патриархального купеческого
сердце говорит совсем о
общества, его лицемерных устоев.
другом. Именно потому,
Однако мы видим, что и этот герой
что Тихон боится свою
дает волю своему «чувству» - когда
мать, он позволяет ей
освобождается из «ежовых рукавиц»
обижать Катерину,
Кабанихи. В деловых поездках он
наговаривать на нее,
начинает пить и кутить, чтобы как-то
унижать.
усмирить свою тоску.

17.

Борис – племянник Дикого. Он один из
самых слабохарактерных героев пьесы.
Борис - мягкий, слабовольный, жалеет
Катерину, но помочь ей не в силах. Он не
способен бороться за свое счастье,
выбирает путь смирения.
Герой казывается в неволе по воле (игра
слов) – завещанию бабушки . Он получит
часть наследства ,если будет
почтителен к дяде – Дикому :
- Это значит … что вам наследства
вашего не видать никогда .
Тогда зачем терпеть унижения ,
оскорбления , почему не уехать ?

18.

Оказывается ,что удерживается его в
Жизнь Бориса- постоянное
«неволе» жалость к сестре «Я бросил все ,да и исполнение чужой воли
уехал» то есть освободился , оказался на воле (требования ,окрика ,
Катерина говорит Борису «ты вольный
приказа) .
Казак» , но это лишь слова , никакой он не Влечение Катерины к нему ,
вольный да и не казак вовсе ,он живет у дяди не отличающемуся ни
, исполняет его волю : «делай ,что
мужественностью , ни силой
прикажут» .
натуры ,началось , видимо , с
Но ее избранник только жалуется «уж ведь жалости , сочувствия
совсем убитый хожу, загнан ,забит» . Даже человеку , находящемуся в
в любви Борис жалок , безволен . С одной
еще более подневольном
стороны он утверждает : « Я люблю вас
положении , чем она .
больше всего на свете ,больше самого себя !» Выбор в пользу долга делает
. Когда же обстоятельства требуют
и Борис Григорьевич,
действия , то есть реализация мотива
предавший любовь к
«слово – дело» ,он может только
Катерине из-за наследства,
промямлить :
которое он должен получить
- Нельзя мне … Не по своей воле еду.
от Дикого.

19.

Мы видим, что
И практически все они, совершая
практически все герои этот выбор, лицемерят: для
драмы Островского
людей они выбирают «закон» (то
есть живут по традиционным
«Гроза» стоят перед
выбором : нравственный законам патриархального
закон или нравственная общества), для себя же – «свободу»
(истинные желания, которые
свобода, долг или
искусно скрывают).
чувство.
Исключением в пьесе становятся лишь два героя.
Во-первых, это Дикой, который никого и ничего не боится,
потому что имеет неограниченную власть.
И Катерина Кабанова, которая, единственная из всех, серьезно
подошла к своему выбору, сознательно сделала его и приняла
всю полноту ответственности за принятое решение.

20.

ДЗ: Подгтовить всё
о Катерине,
закладки, текст!
English     Русский Правила