11.92M
Категория: ИсторияИстория

Образ_Санкт_Петебурга_в_русской_литературе

1.

Образ Санкт- Петербурга в русской литературе.

2.

Изначально царь
назвал
Петропавловскую
крепость на
голландский манер:
Санкт-Питер-Бурх,
что в переводе на
русский язык
означает «город
святого Петра».

3.

Для ускорения
процесса
строительства Петр I
запретил каменное
строительство во всех
городах России, кроме
Петербурга.

4.

Вскоре после основания в
Петербурге появился
первый храм. Его назвали
Троицким в честь дня
Святой Троицы, когда был
заложен город.

5.

Невский
проспект

6.

Петропавловская
крепость

7.

Зимний
дворец

8.

Дворцовая
площадь

9.

Спас на
крови

10.

Образ Санкт-Петербурга в
произведении «Город пышный,
город бедный»
Александр Сергеевич Пушкин

11.

Александр Сергеевич Пушкин –
«Город пышный, город бедный…»
Город пышный, город бедный…
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит —
Все же мне вас жаль немножко.
Потому что здесь порой
Ходит маленькая ножка,
Вьется локон золотой.1828 г.

12.

Н.Гумилеву
Над желтизной правительственных зданий
Кружилась долго мутная метель,
И правовед опять садится в сани,
Широким жестом запахнув шинель.
Зимуют пароходы. На припеке
Зажглось каюты толстое стекло.
Чудовищна, как броненосец в доке, —
Россия отдыхает тяжело.
А над Невой — посольства полумира,
Адмиралтейство, солнце, тишина!
И государства жесткая порфира,
Как власяница грубая, бедна.
Тяжка обуза северного сноба —
Онегина старинная тоска;
На площади Сената — вал сугроба,
Дымок костра и холодок штыка...
Черпали воду ялики, и чайки
Морские посещали склад пеньки,
Где, продавая сбитень или сайки,
Лишь оперные бродят мужики.
Летит в туман моторов вереница;
Самолюбивый, скромный пешеход —
Чудак Евгений — бедности стыдится,

13.

Образ Петербурга в произведении
“Записки старого петербуржца” в
главе “Фонарики-сударики”.
Лев Васильевич Успенский

14.

Автобиографическая книга Льва
Успенского «Записки старого
петербуржца» была опубликована в
1970 году.

15.

Образ Санкт –
Петербурга в
произведении
«Над Невой»
Давид Самуилович Самойлов

16.

Давид Самойлов — Над Невой
Весь город в плавных разворотах,
И лишь подчёркивает даль
В проспектах, арках и воротах
Классическая вертикаль.
И все дворцы, ограды, зданья,
И эти львы, и этот конь
Видны, как бы для любованья
Поставленные на ладонь.
И плавно прилегают воды
К седым гранитам городским –
Большие замыслы природы
К великим замыслам людским.

17.

Образ Петербурга в произведении
«Петербургские строфы»
Осип Эмильевич Мандельштам

18.

Над желтизной правительственных зданий
Кружилась долго мутная метель,
И правовед опять садится в сани,
Широким жестом запахнув шинель.
Зимуют пароходы. На припеке
Зажглось каюты толстое стекло.
Чудовищна, как броненосец в доке, —
Россия отдыхает тяжело.
А над Невой — посольства полумира,
Адмиралтейство, солнце, тишина!
И государства жесткая порфира,
Как власяница грубая, бедна.
Тяжка обуза северного сноба —
Онегина старинная тоска;
На площади Сената — вал сугроба,
Дымок костра и холодок штыка...
Черпали воду ялики, и чайки
Морские посещали склад пеньки,
Где, продавая сбитень или сайки,
Лишь оперные бродят мужики.
Летит в туман моторов вереница;
Самолюбивый, скромный пешеход —
Чудак Евгений — бедности стыдится,
Бензин вдыхает и судьбу клянет!

19.

Образ Петербурга в произведении
«Стихи о Петербурге»
Анна Андреевна Ахматова

20.

Анна Андреевна Ахматова –
«Стихи о Петербурге»
Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпенье
Конь Великого Петра.
Ветер душный и суровый
С чёрных труб сметает гарь…
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.
Сердце бьётся ровно, мерно.
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.
Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной,
И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой.
Оттого, что стали рядом
Мы в блаженный миг чудес,
В миг, когда над Летним садом
Месяц розовый воскрес, —
Мне не надо ожиданий
У постылого окна
И томительных свиданий.
Вся любовь утолена.
Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, —
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.

21.

Анна Андреевна Ахматова –
«Как люблю, как любила глядеть я…»
Как люблю, как любила глядеть я
На закованные берега,
На балконы, куда столетья
Не ступала ничья нога.
И воистину ты — столица
Для безумных и светлых нас;
Но когда над Невою длится
Тот особенный, чистый час
И проносится ветер майский
Мимо всех надводных колонн,
Ты — как грешник, видящий райский
Перед смертью сладчайший сон…

22.

Анна Андреевна Ахматова – «Реквием» (1940)
«Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых
бездыханней,
Солнце ниже, и Нева туманней,
А надежда всё поёт вдали.
Приговор… И сразу слёзы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца
вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идёт… Шатается… Одна.
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный мой привет».

23.

Анна Андреевна Ахматова –
«Летний сад»
Я к розам хочу, в тот единственный
сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных
лип
Мне мачт корабельных мерещится
скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь
века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери
дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И все перламутром и яшмой
горит,
Но света источник таинственно
скрыт

24.

Анна Андреевна Ахматова –
«Петербург в 1913 году»
За заставой воет шарманка,
Водят мишку, пляшет цыганка
На заплеванной мостовой.
Паровозик идет до Скорбящей,
И гудочек его щемящий
Откликается над Невой.
В черном ветре злоба и воля.
Тут уже до Горячего Поля,
Вероятно, рукой подать.
Тут мой голос смолкает вещий,
Тут еще чудеса похлеще,
Но уйдем — мне некогда ждать.
English     Русский Правила