348.78K

Презентация русскому языку на тему _Текст как речевое произведение_

1.

Текст как речевое
произведение.

2.

Вспомним основные понятия:
• несколько предложений или абзацев, связанных в целое
темой и основной мыслью. ТЕКСТ
• круг жизненных явлений, отобранный и освещенный
автором в художественном произведений с определенных
идейно-политических позиций (это то, что автор
изображает). ТЕМА
• Проблема, поставленная автором в тексте и освещенная им
на определенном жизненном материале. (Как он оценивает
изображаемое? Что хочет сказать автор нарисованными им
ИДЕЯ
картинами жизни в произведении?)
• Построение произведения (текста), расположение его
составных частей, порядок изложения событий...
КОМПОЗИЦИЯ
2

3.

Ключевые понятия
• Текст
• Смысловая и композиционная
цельность
• Связность текста
06.10.2024
3

4.

06.10.2024
4

5.

Основные признаки текста
Смысловая цельность текста.
• текст - это высказывание на определенную
тему (она часто бывает названа в заголовке);
• сообщая что-либо о предмете речи, автор
реализует свой замысел, передающий его
отношение к тому, о чем он сообщает, его
оценку изображаемого (основная мысль
текста).
• Помимо этого, текст имеет относительную
законченность (автономность), в нем есть
начало и конец.

6.

Композиция текста
• Введение в текст погружает нас в тему.
Введение должно вызывать интерес,
желание прочитать текст дальше. Именно
во введении задаётся общий тон текста,
обозначается не только тема, но и его
проблема.
06.10.2024
6

7.

• Основная часть на то и основная, поскольку
составляет главный массив текста. Здесь
автор излагает материал, свою точку
зрения, выражает оценку
рассказываемому, выдвигает тезисы и
доказывает их, в общем, реализует в
полной мере то, зачем он написал этот
текст.
06.10.2024
7

8.

• В заключении обычно подводится итог, со
всей определенностью формулируются
выводы, суммируется сказанное,
намечаются новые задачи и проблемы,
требующие разрешения, содержатся
призывы к аудитории и т.п.
06.10.2024
8

9.

Связность текста.
• Она проявляется в том, что каждое
последующее предложение строится на
базе предыдущего, вбирая в себя ту или
иную его часть.
• То, что повторяется в последующем
предложении из предыдущего, получило
название «данное», а то, что сообщается
дополнительно, — «новое».
06.10.2024
9

10.

СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
ЦЕПНАЯ
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ
Смешанный тип связи

11.

Цепная (последовательная) связь
• Кто благоразумен, / тот воздержан. Кто
воздержан, / тот стоек. Кто стоек, /
тот невозмутим. Кто невозмутим, /
тот беспечален. Кто беспечален, / тот
счастлив. Следовательно, кто
благоразумен, тот счастлив.
(Сенека).
06.10.2024
11

12.

Параллельная связь
06.10.2024
Берегите друг друга,
Добротой согревайте,
Берегите друг друга,
Обижать не давайте,
Берегите друг друга.
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом с другом побудьте,
Берегите друг друга
Без притворства и лести,
Берегите друг друга:
Ненадолго мы вместе!
(О. Высоцкая)
12

13.

Смешанный тип связи
• Пришедшая ночь была светла и спокойна. Реку
заволокло белое молоко тумана, а поле и
деревни виднелись далеко-далеко. Дергач
замолк, опять стало совсем тихо. Иногда в
каком-нибудь хлеву звучал колокол жующей
жвачку коровы да чей-нибудь сонный петухнедотёпа трепыхал крыльями и гоготал
спросонья, не зная о том, время или не время
петь (В. Белов).
06.10.2024
13

14.

Средства связи предложений в тексте
• Предложения в тексте могут
соединяться лексически, морфологически,
синтаксически.
• Лексические средства: синонимы,
антонимы, слова одной тематической
группы, лексический повтор.
• Например: На киностудии снимали новый
фильм. В фильме должна была быть такая
сцена.
06.10.2024
14

15.

• Морфологические средства связи:
местоимения, частицы, союзы, союзные
слова, видовременные формы глагола,
степени сравнения прилагательных и
наречий.
• Например: В приоткрытую дверь избы
дрессировщик впустил медведя. И тут
произошло неожиданное.
06.10.2024
15

16.

Синтаксические средства связи: синтаксический
параллелизм (если два и более предложения имеют
одинаковый порядок членов предложения), парцелляция
(когда одно предложение разбивается завершающими
предложение знаками препинания).
Например:
Синтаксический параллелизм: Надо быть
современным. Надо быть безжалостным к прошлому.
Парцелляция: До седых волос певец добивался такой
песни, которая бы полюбилась всем. И старым и
малым. Жизнерадостным и печальным. Задумчивым и
бездумным. (Е. Пермяк)
06.10.2024
16

17.

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕКСТА
1. В качестве начального выбрать такое предложение, которое, во-первых, логически
содержало бы первую посылку, из которой вытекали бы следующие высказывания.
Во - вторых, в этом предложении не должно содержаться местоимений,
местоименных наречий, которые указывали бы на предметы и признаки, названные в
других предложениях, а также сочинительных союзов, свидетельствующих о
присоединении данного предложения к «левому контексту». С точки зрения
содержания и структуры первое предложение текста должно быть максимально
независимым.
2. Следующие предложения должны присоединяться к первому с учетом логики
развития мысли и тех средств связи, которые в них присутствуют, прежде всего логических средств.
3. Последнее предложение текста должно логически завершать фрагмент и не
оставлять ощущения недосказанности (данные правила должны быть учтены и при
создании собственного текста).
06.10.2024
17

18.

ТИПЫ ТЕКСТА (РЕЧИ)
ОПИСАНИЕ
• 1)вопрос какой предмет?
• перечисление постоянных и однородных
• признаков;
2)композиция:
• -общее впечатление от предмета;
• -признаки предмета;
• -оценка предмета;
• 3)связь предложений:
параллельная

19.


ПОВЕСТВОВАНИЕ
1)вопрос что произошло? что делает предмет?
описание действий,происходящих последовательно;
2)композиция:
-начало действия;
-развитие действия;
-кульминация;
-развязка действия;
3)связь предложений:
цепная

20.


РАССУЖДЕНИЕ
1)вопрос почему? зачем?
объяснение фактов,событий с указанием
причинно-следственных связей;
2)композиция:
-тезис;
-доказательства;
-вывод;
3)связь предложений:
цепная

21.

Тексты на ЕГЭ и ОГЭ
Публицистический
стиль
Социальнонравственные
проблемы
Художественный стиль
Внутренний мир человека
Авторское понимание действительности
выражается скрыто (имплицитно), всей
совокупностью текстовых, композиционных
и языковых средств
English     Русский Правила