50.01M
Категория: ИсторияИстория

Презентация

1.

Русская культура начала ХХ века.
Серебряный век
«Сознание того, что чудесное
было рядом с нами,
приходит слишком поздно».
А. А. Блок

2.

Истоки
Термин «Серебряный век» ввёл философ
Николай Александрович Бердяев (1874–1948).
Он обозначает период развития русской
культуры с 1890 по 1917 г.
Термин подчёркивает преемственность
традиций золотого века русской культуры,
который пришёлся на первую половину XIX в.,
но в то же время указывает на существенные
отличия этого периода от предыдущего. Они
обусловлены особенностями исторической
эпохи, в которой развивались культура и
искусство: политический кризис, нарастание
социальных противоречий, революция 1905–
1907 гг., тревожное ожидание крушения
старого мира.
Н.А. Бердяев

3.

Наука и просвещение
На рубеже веков расходы на
образование в Российской империи
выросли в пять раз. Открывались
коммерческие училища, новые
технические вузы появились в Саратове,
Томске, Новочеркасске, Петербурге. В
1908 г. по инициативе предпринимателя
А. Л. Шанявского открылся первый
народный университет, где могли
обучаться все желающие, вне
зависимости от сословия и
вероисповедания.
В начале XX в. в России работали свыше
30 высших женских курсов (вузов для
женщин). Более 60% студентов вузов не
принадлежали к дворянскому
сословию.

4.

Наука и просвещение
К. Э. Циолковский
Н.Е.Жуковский
В.И. Вернадский
В начале XX в. русские учёные
произвели настоящую революцию
в сфере естествознания. Учитель из
Калуги обосновал возможность
космических полётов в 1903 г.,
разработал проект жидкостного
ракетного двигателя и конструкцию
ракеты. Сейчас имя К. Э.
Циолковского, отца научной
космонавтики, знает весь мир.
В это же время работал отец
русской авиации — Николай
Егорович Жуковский (1847–1921).
Он основоположник современной
аэро- и гидродинамики.
Основы биохимии в начале XX в.
заложил Владимир Иванович
Вернадский (1863–1945). Он
разработал учение о биосфере —
области распространения жизни на
планете Земля

5.

Наука и просвещение
В.С. Соловьёв
С.Н. Булгакова
П.А. Флоренский
Небывалый подъём в это время
переживает гуманитарная наука.
В философии зарождается новое
идейное течение — идеализм. Его
основоположником в России
стал Владимир Сергеевич
Соловьёв (1853–1900). Он считал,
что в осуществлении победы
культуры над природой лежит
путь к бессмертию. В 1909 г.
вышел сборник статей русских
философов под названием
«Вехи». В нём были
опубликованы статьи Сергея
Николаевича Булгакова (1871–
1944), Николая Александровича
Бердяева, Петра Бернгардовича
Струве (1870–1944), С. Л. Франка и
других.

6.

Литература.
У многих понятие «Серебряный
век» ассоциируется в первую
очередь с литературой. На рубеже
веков в литературе появилось
особенно много ярких имён и
новых направлений, которые
составили альтернативу реализму.
Творческой интеллигенции в этот
период свойственен пессимизм,
отказ от стремления быть «поэтом и
гражданином», сосредоточение на
личных переживаниях,
предчувствие близкой катастрофы.

7.

Литература. Символизм
Д. Мережковский
З. Гиппиус
Ф. Сологуб
А. Блок
А. Белый
К. Бальмонт
Символисты воспринимали язык
как тайнопись, их произведения
полны иносказаний. Различают
два поколения символистов:
старшее и младшее.
Представителями старшего
были Дмитрий Мережковский,
Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб,
Константин Бальмонт и другие. Их
творчество было проникнуто
религиозными мотивами. Авторы
считали, что человечество спасёт
вера в Бога. В число младших
символистов вошли Александр
Александрович Блок (1880–
1921), Андрей Белый (1880–1934).

8.

Литература. Акмеизм
А. Ахматова
Н. Гумилев
О. Мандельштам
Акмеизм —
направление,
приверженцы
которого отстаивали
ценность реальной
жизни,
материального
мира.
Анна Ахматова, её
супруг Николай
Гумилёв (1886–
1921), Осип
Мандельштам (1891
–1934) были
основоположниками
акмеизма.

9.

Литература. Авангард
Авангард объединил в себе новые жанры в
разных видах искусства. Их создатели
искали альтернативные формы творчества,
иные смыслы. Авангард ярко проявился в
живописи, музыке, опере, балете.
Представители авангарда в русской
литературе называли себя футуристами. К
их числу принадлежали Владимир
Владимирович Маяковский (1893–1930),
Д. Д. Бурлюк, В. Хлебников, И. Северянин.
В. Маяковский

10.

Литература
С. Есенин
М. Цветаева
• В начале XX в. популярностью
пользовалась крестьянская
поэзия. Её самый яркий
представитель — Сергей
Александрович Есенин (1895–
1925), но были и другие
выдающиеся поэты: Н. А.
Клюев, С. М. Городецкий.
• Наконец, в этот период
появились такие писатели и
поэты, творчество которых
нельзя отнести к какому-то
конкретному направлению —
как, например, стихи Марины
Ивановны Цветаевой (1892–
1941).

11.

Живопись. Реализм
И. Репин,
Торжественное заседание Государственного совета
М. Нестеров,
Видение отроку Варфоломею
Реализм не утратил свои позиции в живописи с наступлением нового столетия. Многие
художники, пользующиеся общероссийским признанием, предпочитали работать именно в
этом направлении.
Многие художники обращались к историческим и религиозным сюжетам.

12.

Живопись. Модерн
А. Бенуа, Прогулка короля
Новые направления в живописи
оказались объединены под
общим названием модерн.
Его представители выступали
против традиционных методов и
академичности, предлагали
новые формы отображения
действительности. Они считали,
что на искусство не должны
влиять политика и социальные
факторы. Приверженцы модерна
в живописи в России основали
творческое общество «Мир
искусства» (1898–1925).

13.

Живопись. Импрессионизм. Символизм
И. Левитан, Март
М. Врубель,
Царевна Лебедь
Одним из ведущих
направлений в искусстве
этого периода стал
импрессионизм. Он
проявлялся в музыке,
балете, но ярче всего — в
живописи. Импрессионисты
стремились зафиксировать
мимолётные впечатления,
настроения — «остановить
мгновенье».
Испытали на себе русские
живописцы и влияние
символизма, хоть и нельзя
сказать, что кто-то посвятил
всё своё творчество этому
направлению.

14.

Живопись. Авангард. Абстракционизм
М. Шагал, Над городом
К. Малевич, Чёрный квадрат
Авангардные тенденции с национальными мотивами сочетал витебский художник Марк
Захарович Шагал (1887–1985).
Практически одновременно появилась абстрактная живопись, представители которой
отказывались от изображения форм и предметов. Самыми яркими представителями
абстракционизма в России были Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) и Казимир
Северинович Малевич (1879–1935).

15.

Архитектура и скульптура
П. Трубецкой,
Александр III
Ф. Шехтель,
особняк Рябушинского,
интерьер
Ведущим направлением в
архитектуре на рубеже веков
становится модерн, причём не
только в России, но и во всей
Европе. Его отличает
использование растительных
мотивов в отделке, например
вьющихся стеблей и ветвей, а также
готические мотивы: высокие окна,
арочные дверные пролёты, башни.
Новые стилистические
направления оказали влияние и на
скульптуру. Наиболее
показательный пример этих
изменений — памятник
Александру III, созданный
архитектором П. П. Трубецким в
1909 г.

16.

Музыка и балет
С.В. Рахманинов
А.Н. Скрябин
В русской композиторской
школе начала XX в. появляется
много ярких талантливых
имён. В первую очередь
это Сергей Васильевич
Рахманинов (1873–1943).
В творчестве Александра
Николаевича Скрябина (1871–
1915) ярко проявился
символизм: три симфонии
(1900, 1902 и 1904 гг.), «Поэма
экстаза» (1907), «Прометей»
(1910).

17.

Музыка и балет
А. Павлова
Ф. Шаляпин
Настоящей сенсацией начала XX в. стали
балеты И. Ф. Стравинского, созданные им
для балетной труппы Дягилева: «Жарптица» (1910), «Петрушка» (1911) и
«Весна Священная» (1913). Хореографом
в последней постановке выступил
талантливый танцовщик Вацлав Фомич
Нижинский (1889–1950).В этих балетах
блистали многие звёзды: Анна Павловна
Павлова (1881–1931), Т. П. Карсавина, М.
М. Фокин, В. П. Фокина.
Театральная антреприза «Русские
сезоны» С. П. Дягилева открыла Европе
русское искусство начала XX в. Всё
началось в 1908 г. во Франции: в
Парижской опере прошёл «Борис
Годунов» с Фёдором Ивановичем
Шаляпиным (1873–1938), исполнившим
главную партию.

18.

Театр и кино
К концу XIX в. русский театр погряз в рутине
и формализме, заметно устарел. В 1897 г.
актёр-любитель Константин Сергеевич
Станиславский (1863–1938) и драматург В. И.
Немирович-Данченко встретились, чтобы
обсудить, как можно исправить ситуацию.
Через год открылся Московский
художественный театр (МХТ). Станиславский
стал основателем актёрской
психологической школы.
К.С. Станиславский

19.

Театр и кино
Первый кинофильм в России
был показан в Петербурге в
1896 г. Всего за десять лет
кинотеатры открылись во всех
крупных городах. Кино было
немым: демонстрация видео
сопровождалась игрой на
фортепиано. Фильмы были
короткие — всего по
несколько минут. Первым
отечественным игровым
фильмом был «Стенька Разин
и княжна» 1908 г., режиссёр В.
Ф. Ромашков. Первым
полнометражным стал фильм
«Оборона Севастополя» 1911
г., режиссёр Александр
Алексеевич Ханжонков (1877–
1945).
English     Русский Правила