Похожие презентации:
Методы междисциплинарного исторического исследования
1.
Тема . Методы междисциплинарногоисторического исследования
1. Методология междисциплинарного
исторического исследования.
2. Историографические направления «Новой
истории».
Литература:
Поршнева О.С. Междисциплинарные методы в
историко-антропологических исследованиях: Учеб.
пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005
2.
1. Методология междисциплинарного историческогоисследования
Характерная черта развития историографии в XX в. :
• 1) процесс ее глобализации, который проявлялся во все
большей взаимосвязи, взаимодействии,
взаимопроникновении национальных и региональных
научных школ, методологических течений;
• 2) разработка антропологически-ориентированной истории:
повышенный интерес к человеку в истории, мотивам его
поведения, действий, поступков, представлениям,
ментальным нормам и ценностям, повседневному бытию,
всем формам жизнедеятельности;
• 3) изучение всех сфер общественной жизни (экономическая,
социальная, политическая);
• 4) социальные структуры и процессы имеют культурноисторическую обусловленность (реализованное в трудах
представителей новой социальной истории на Западе и у
российских исследователей;
3.
• Термин «историческая антропология» - новоенаправление исследований - конгломерат не
имеющих четких границ, переплетающихся
между собой научных направлений:
1. история ментальностей (Франция),
2. «новая культурная история» (США), микроистория
(Италия),
3. История повседневности (Германия) и т.д.
Историческая антропология - направление
социальной (социокультурной) истории, для которой
характерно изучение и социальных структур, и их
восприятия современниками в их взаимодействии и
взаимовлиянии, а также использование в качестве
инструмента исследования «социального микроскопа»
4.
• Проблема методов исторического исследованиястановится особо актуальной в современной
историографической ситуации в силу ряда
обстоятельств:
• 1) расширение дисциплинарных границ
исторической науки, выходящей за пределы
традиционного исследовательского «поля»,
многообразие и сложность изучаемых ею историкокультурных процессов и явлений, социальной
реальности прошлого;
• 2) смешения граней между различными
дисциплинами и применяемыми ими методами;
5.
• 4) воздействия «лингвистического поворота» вразвитии гуманитарных наук, показавшего, что
исторические источники имеют знаковосимволическую природу, суть «зашифрованные
описания», которые невозможно «раскодировать»
без использования современных методов, прежде
всего семиотики и лингвистики;
• 5) сложности самого объекта историкоантропологического исследования наделенного
сознанием человека прошлого, «многослойности»
любого исторического явления, что требует синтеза
методологических подходов целого ряда
гуманитарных, социальных и естественных наук,
применения основанных на них
междисциплинарных методов;
6.
• 6) успехов смежных социальных и гуманитарныхдисциплин, достигнутых в XX начале XXI вв. в
изучении человеческих обществ и их культур,
которые не могут игнорироваться историками,
имеющими общий с представителями этих наук
объект познания
7.
• Методологической основоймеждисциплинарных исследований является:
• 1) наличие общего объекта гуманитарных и
социальных наук (при различии их предмета),
которым является человек как продукт культуры
во всех проявлениях его жизнедеятельности.
• 2) специфика предмета социальных и
гуманитарных дисциплин определяет и различия
в их методе - они по-разному трактуются
исследователями.
8.
Для проведения исследования с междисциплинарным подходом,нужно решить следующие вопросы:
1.Специалисты каких наук участвуют в разработке анализируемой
темы (историки, педагоги, психологи, физиологи, медики,
управленцы и пр.)
2.Соответствуют результаты , поставленным задачам. (полностью,
частично, не соответствуют).
3.Группы пользователей. Адрес результатов (обучающиеся,
педагоги, родители, специалисты других наук,)
4.Теоретические или практические результаты исследования.
(условия, правила, концепции, закономерности, теоретические
положения).
5. Общая оценка проблемы исследования (информационная,
концептуальная, методологическая, организационно-методическая,
квалиметрическая).
6. Методы исследования (теоретические, эмпирические).
7.Гипотеза исследования (один предмет или несколько предметов.)
8
9.
• «Новая историческая наука» и междисциплинарныеметоды:
• контент-анализа,
• конкретно-социологического анкетирования (метод
устной истории),
• моделирования, количественные (математические),
• историко-психологический, психоаналитический,
• бихевиористский,
• патографический,
• лингвистический,
• историко-этнографический,
• этнопсихологический,
• историко-демографический,
10.
• историко-биологический,• историософский,
• историко-экологический,
• экономический,
• социокультурный,
• культурологический,
• космологический (космического детерминизма
Л.Чижевского),
• религиозно-интуитивистский (метаисторический),
метод «вживания» («вчувствования в эпоху»),
• метод выявления «трансцедентального характера
предмета» и др.
11.
Новые субдисциплины12.
2. Историографические направления «Новойистории».
• 1) история повседневности (“Alltagsgeschichte”)
• Представители школы: (Х. Медик, А. Людтке и др.)
• Разработали ряд сюжетов в рамках данного направления, но
и его методологию, источниковедческие подходы .
• Основой становления ИП:
• 1) разочарование немецких граждан в надеждах на быстрые
и коренные изменения в экономике и социальной жизни;
• 2) скепсис относительно безграничных возможностей
индустриального общества.
13.
• История «История повседневности»:• 1) Категория «общий здравый смысл» - берет начало из
античности: Аристотель, Цицерон, Сенека и Гораций;
философия эпохи Возрождения (Эразм Ротердамский),
затем в философия Бэкона, Декарта и Гоббса.
• Все они формулировали принципы здравого смысла и
видели в нем основание всего философствования.
• 2) Интерес к исследованию повседневности особым
образом проявился в эпоху Просвещения, когда было
определено естественное состояние общества и человека.
В этот период осмысливается и структурируется
жизненное поле, в котором проявлял себя человек.
• У просветителей природная зависимость и связанность
человека с природой соотносилась с определенными
идеальными образцами человека и общества
• (идеал был исходным и для природности, и для
культурности).
14.
• 3) Зигмунд Фрейд изучаетприродное начало и природу
живого человеческого чувства в его
повседневном проявлении.
• Работа
• «Психопатология повседневной
жизни»
В ней он исследует психологию
обыденности и проявление в ней
бессознательного начала в
ошибках, оговорках, очитках
(случайностях), от которых человек
защищается «молитвой, любовью
или войной».
15.
• Эдмунд Густав Альбрехт Гу́ссерль• - родоначальник
феноменологического направления
философии
• - одним из первых обратил
внимание на значимость
культурологического осмысления
«сферы человеческой обыденности»,
которую он назвал «жизненным
миром».
16.
• Альфред Шюц - предложилотказаться от восприятия «мира,
в котором мы живем», как
изначально заданного и
сосредоточиться на процессе
складывания картины этого мира
у людей, исходя из их
стремлений, фантазий,
сомнений, реакций на частные
события, воспоминаний о
прошлом и представлений о
будущем
• Работа «Возвращайся домой»
• Посвящена описанию и анализу
взаимоотношения между
людьми, процесса возвращения
человека домой, в котором он
давно не был
17.
• Социолог Норберт Элиас(1897-1990) обратил внимание
на то, насколько изучение
общества оторвалось от
изучения индивида.
• Он призывал преодолеть это и
рассматривать общество и
отдельных людей
• Работа «Общество
индивидов»
• «как нераздельные аспекты
одного меняющегося набора
взаимосвязей».
18.
«История неповседневного» (Норберт Элиас) :1. Праздники, точнее, праздничное и небудничное в
обыденной жизни – если оно, конечно, не разыгрывается
по одному и тому же, повторяющемуся сценарию – тогда
даже праздники (как что-то необычное, яркое,
неповторимое) «оповседневливаются», рутинизируются
2. Нечто чрезвычайное и значимо-событийное (но уже
переживание События в повседневности, последствия
того, что оно случилось, - относится к повседневному)
3. Разнообразные, в особенности - необычные формы
отдыха и праздности в противовес обыденной работе,
труду
4. Жизнь необычных людей, необычный образ жизни,
который никем не повторяется, могут быть описаны как
повседневье этих чудаков, но какие-либо обобщения
невозможны.
19.
В центре внимания истории повседневностикомплексное исследование повторяющегося
«нормального» и привычного, конструирующего стиль и
образ жизни у представителей разных социальных
слоев, включая эмоциональные реакции на жизненные
события и мотивы поведения
В русском языке синоним повседневности:
обыденность, ежедневность, будничность – все что
привычно «ничем не примечательно, имеет место изо
дня в день»
20.
• Т.О. повседневность включает:1. Событийную область публичной повседневной
жизни, прежде всего, мелкие частные события,
пути приспособления людей к событиям
внешнего мира
2. Обстоятельства частной, личной домашней
жизни, быт в самом широком смысле
3. Эмоциональную сторону событий и явлений,
переживание обыденных фактов и бытовых
обстоятельств отдельными людьми и группами
людей
21.
• Структура и содержание понятия «повседневность»Два подхода — объективный и субъективный.
• Первый подход — онтологический, т.е. телесноповеденческий, предметно-вещный, деятельностнособытийный, — связан с такими характеристиками
повседневности,
• как:
- безусловная необходимость для каждого человека
уделять внимание повседневным заботам; по сути их
безальтернативность для ума и души; неизбежность
совершения тех или иных поступков, действий, а значит
и мыслей;
- повторяемость, которая доходит до цикличности, а то
и до ритмичности времени и событийного наполнения
обыденного существования;
- замкнутость типичных пространств повседневности;
- консервативность обыденных начал жизни и форм
культуры; их устойчивость к сильным возмущающим
импульсам со стороны “верхних этажей” этих
последних;
22.
• усреднённость, принципиальная общедоступность,соразмерность “рядовому человеку” повседневных
задач, знаний и способов деятельности; (до
значительной степени) взаимозаменяемость их
субъектов;
- массовидность распространения обыденных
феноменов
- отнесённость к частной жизни, приватному; той
сфере времени и пространства, что свободны от
служебных, общественных и прочих внешних
обязанностей; нечто, противостоящее публичному,
официальному, (строже)
институционализированному.
• Все эти стороны и моменты поведения индивида
образуют тот или иной образ повседневной жизни,
стиль обыденного поведения или же просто быт
представителя той или иной социальной общности.
23.
• Второй подход - субъективный, психологическийрассматривает повседневное как нечто:
• - обязательное (в конечном счёте), неминуемое для
каждого из нас;
• - воспринимаемое по большей части как постоянное,
достаточно старое, даже вечное; а значит, нечто
привычное;
• - достижимое, само собой разумеющееся, вполне
предсказуемое;
• - сразу узнаваемое, в основном вполне понятное (на
уровне здравого смысла и личного опыта) и поэтому
совершаемое полу- или даже вовсе бессознательно;
• Средоточием указанных в рамках второго подхода сторон
повседневности выступает обыденное сознание.
24.
• Смысл:• история повседневности - как бы заново
оценивает значение повседневного личного
опыта индивида в формировании его
представлений и поведения по сравнению с
ролью политических и социальных структур.
• «действующее лицо» истории, человек
рассматривается как ее активный субъект
25.
• Проблемы изучения в анализе повседневности:• жизненные проблемы тех, кто в основном остались
безымянными в истории, так называемых «маленьких»,
«простых», «рядовых» людей
• изучает взаимосвязи между социальными структурами
и практикой субъекта
• дает возможность на основе реконструкции этих
взаимосвязей выявить «пути, следуя которым,
участники исторического процесса становились или
могли стать и объектами истории, и в то же время ее
субъектами».
26.
• Источник по истории повседневности:• - древние тексты;
• - церковные метрические записи;
• - документы лечебных учреждений;
• - брачные договора (контракты) и т.п;
• - предметы повседневного быта;
• - материалы устных опросы
• Все это расширяет предметное поле
исторических исследований
27.
Методы исследования:• - методы прикладной социологии;
• - методы исторической демографии;
• - исторической антропологии;
• - методы социальной психологии ;
• - методы культурологии;
• - приемы микроанализа;
• - количественные методы и т.д.
28.
• В России понятие«повседневность» в
исторических
исследованиях
употребляется с середины
1980-х годов.
• Ю.М.Лотман - выдающийся
российский историк и
культуролог - одним из
первых, кто убедил
российский научный мир в
необходимости введения
понятия «повседневность»
29.
• А.Я.Гуревич – является один из первыхисследователей- медиевистов
повседневности
Альманах «Одиссей» и ежегодник
«Казус» стали собраниями текстов о
необычном и нетипичном в жизни
людей в масштабе биографий
личностей, об уникальных историях
отдельных семей, жизни малоизвестных
стародавних поселений, о быте и труде
человека незнатного и незнаменитого.
• «История крестьянства в Европе»
• «Культура и общество средневековой
Европы глазами современников»
• «Средневековый мир: Культура
безмолвствующего большинства» и др.
30.
• В России История повседневности:• 1) в 2002 г. Был создан Научный Совет РАН
• «Человек в повседневности: прошлое и
настоящее»
• Разработана программа и основные направления
масштабных исследований различных сторон
человеческого бытия.
• Члены Совета: Ю.А. Поляков и В.Б. Жиромская
Проблема:
• комплексный подход к изучению повседневной
жизни человека
31.
• 4 направления:• 1) историко-демографическое - изучение
рождаемости, смертности, продолжительности
жизни, здоровья, заболеваемости, состояние
медицинского обслуживания;
• 2) исследует проблемы семьи, брака, семейных и
интимных отношений, взаимоотношений
поколений, а также воспитание детей в семье;
• 3) акцентируется на анализе жизненных условий,
т.е. проблем жилья, питания, одежды, транспорта,
коммуникаций, на состоянии сферы услуг и т.д.;
• 4) включает в себя проблемы досуга, отдыха,
занятия спортом, соблюдение праздничных обрядов.
32.
• Совет включает 4 секции:• - жилищные условия, медицина, питание,
одежда — рук-ль д.и.н., проф., В.Б.Жиромская;
• - образование, наука, искусство — рук-ль
д.и.н., проф. А.П.Богданов;
• - торговля, сервис, туризм, спорт — рук-ль
д.и.н., проф. А.А.Федулин;
• - семья, брак, гендерные проблемы — рук-ль
д.и.н., проф. О.М.Вербицкая.
33.
• Исследователиевропейской культуры
повседневности:
• Э.Гуссерль
• Ф. Бродель,
• Н. Элиас,
• Ф.Маркузе,
• З. Фрейд,
• А.Шюц,
• М.Хайдеггер и другие.
• Российские исследователи
культуры повседневности:
• Н.И.Костомаров,
• .Е.Забелин,
• С.В.Максимов,
• А.Н. Афанасьев,
• Н.Н. Козлова,
• Н.Смирнова,
• Ю.М.Лотман,
• С.Б.Адоньева,
• В.Д. Лелеко
34.
Литература:• Поляков Ю.А.Человек в повседневности (исторические аспекты) //
Отечественная история. 2000. № 3.
• Пушкарева Н.Л.Предмет и методы изучения «истории повседневности»
// Этнографическое обозрение. 2004. № 5.
• Сенявский А.С.Повседневность как методологическая проблема микрои макроисторических исследований // История в XXI веке: историкоантропологический подход в преподавании и изучении истории
человечества (Материалы международной Интернет-конференции,
проходившей 20.03–14.05.2001 г. на информационно-образовательном
портале www.auditorium.ru) / Под общ. ред. В.В.Керова. М.: Моск.
обществ. науч. фонд, 2001.
• Курьянович А.В.История повседневности: особенности подхода, цели и
методы // История в XXI веке: историко-антропологический подход в
преподавании и изучении истории человечества (Материалы
международной Интернет-конференции, проходившей 20.03–14.05.2001
г. на информационно-образовательном портале www.auditorium.ru) /
Под общ. ред. В.В.Керова. М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2001.
35.
2) микроистория• термин «микроистория» впервые появился в 1950-60-е
гг. и употреблялся еще Ф. Броделем.
• В конце 1970-х гг. группа итальянских историков:
• К. Гинзбург, Дж. Леви и др. сделала этот термин
знаменем нового научного направления.
• Микроистории характерны:
применение крупномасштабных исследований,
позволяющих изучить существенные особенности
явления, «ускользающие» при макроанализе;
внимание к стратегиям, выбору и интерпретациям
«маленьких людей», благодаря которым
функционируют общественные институты, происходят
исторические изменения или поддерживается традиция;
36.
анализ социального взаимодействия людей в
контексте сети социальных отношений, в рамках
которых они осуществляют свои «стратегии»;
привлечение всех без исключения доступных
источников, относящихся к объекту
исследования; особое внимание к номинативным
(именным) источникам;
экспериментирование с методами
исследования и формой изложения материала
при приоритетном использовании
микроаналитических процедур
37.
Сущность микроисторического подхода к истории• 1) изучается частное, которое нередко является
индивидуальным и специфическим;
• 2) микроисторию характеризует уменьшение
масштаба исследования;
• 3) заглавная роль частного (но не в оппозиции с
общественным), внимание к нарративу;
• 4) основан на микроскопическом анализе и
интенсивном изучении документального
материала
38.
• 5) выбор индивидуального примера для болееглубокого исследования может быть обусловлен
тем, что представляет ситуацию в миниатюре, и
историки имеют все основания считать, что
данный пример отражает всю ситуацию
• 6) микроскопический подход часто
сопровождается применением количественных
методов, при помощи которого исследователь
отбирает наиболее типичные примеры в
некоторой совокупности;
• 7) выбор случая может быть определен тем, что
он является исключением из правила и
показывает недостатки социального механизма;
39.
• 8) микроистория позволяет рассматриватьчастный эпизод или небольшое сообщество
людей в таком ключе, чтоды заметить
алогичность большой социаокультурной
системы, сквозь которую просматривается
индивидуальное.
• ТО:
• - микроисторический анализ предполагает
изучение частных явлений, происходивших в
жизни отдельных людей прошлого, с целью
выявления господствующих представлений и
тенденций в обществе в целом.
40.
• - сосредоточило внимание на поведенческих типах,посредством которых конституируются и меняют форму
идентичности коллективов (например, конкуренции или
солидарности)
• - было пересмотрено понятие социальной стратегии и
иной способ подхода к социальному через
взаимоотношения индивидов.
• Социальное не в качестве объекта, обладающего некими
свойствами, а как комплекс подвижных взаимосвязей
между конфигурациями, находящимися в постоянной
адаптации. Понятия «неуверенность» и «ограниченная
рациональность».
• - изменилось понятие контекста (цель - обратить
внимание на многообразие опыта и социальных
представлений, с помощью которых люди конструируют
мир) - отказ от глобального контекста в пользу
реконструкции множества контекстов.
• «конструировался» контекст, в котором внешне
аномальное или невнятное действие могло быть
осмыслено только тогда, когда выявлены несоответствия
социальной системы, казавшейся унитарной.
41.
• Создатели микроисторического подхода:• Эмманюэль Леруа Лядюри;
• Карло Гинзбург;
• Джованни Леви
42.
Эмманюэль Леруа ЛядюриИстория климата с 1000 г. М., 1971;
Монтайю, окситанская деревня
(1294-1324). М., 2001
Королевская Франция (1460-1610):
от Людовика XI до Генриха IV. М.,
2004;
История регионов Франции:
периферийные регионы Франции от
истоков до наших дней. М., 2005.
43.
• Карло Гинзбург• Образ шабаша ведьм и его
истоки // Одиссей. Человек
в истории. М., 1990. С.132146.
• Сыр и черви. Картина мира
одного мельника, жившего
в XVI в. М., 2000;
• Мифы – эмблемы –
предметы. Мифология и
история. М., 2004;
• Широты, рабы и Библия :
опыт микроистории //
«НЛО». 2004. №65.
44.
Джовани Леви - создательметодологии персональной
биографии
45.
Типология исторических биографий ДжованниЛеви
• Первый тип - «модальная биография»:
• на основании многочисленных биографических
исследований типичных представителей
различных социальных групп выявляются
наиболее распространенные формы поведения,
оценки событий.
• Второй тип - «контекстуальная биография»:
• в нем основное значение имеют атмосфера и
исторические события конкретной общественной
эпохи, в которой реализует себя личность. Жизнь
человека является своеобразной иллюстрацией
культурно-исторического контекста.
46.
• Третий тип - характеризует жизнь личности награни нормы и даже нарушения
распространенных форм поведения.
Биографический метод выявляет скрытые
причины девиантного поведения, выявляет
судьбы людей преступивших закон или
расположенных к правонарушениям.
• Описание истории жизни позволяет найти
исходную точку, «момент судьбы», который
изменил обычное течение жизни.
• «Пограничные ситуации» в биографиях дают
материал для понимания скрытых причин
отклоняющегося от нормы поведения.
47.
• Четвертый тип - «герменевтический»,ориентирует исследователя на понимание жизни
личности, особенностей черт характера, мотивов
поведения, намерений и замыслов, степени их
реализации.
• На первый план выдвигается духовный мир
личности, отношение к другим людям,
подчеркивается роль диалога, коммуникаций
между людьми и культурами.
• Особое внимание уделяется свободе выбора,
самостоятельности принятия решений,
выявлению индивидуальных стратегий и
практик, которые являются внутренней
причиной, происходящих в обществе перемен.
48.
Эдоардо Гренди.Проблема репрезентативности объекта микроистории.
• Микроэлемент повседневности прошлого –
«исключительное нормальное» («исключительная
норма»),
• Два значения:
• – свидетельства, которые лишь кажутся
исключительными (то, что кажется очевидным
нарушением социальных норм в наше время, не
обязательно воспринималось таковым в прошлом).
• – особая роль в историческом исследовании источников,
чье содержание нехарактерно для рассматриваемого
периода:
• «когда источники систематически замалчивают и / или
искажают социальную реальность жизни низших классов,
необычный (т. е. редкий статистический) документ может
быть гораздо выразительнее, чем тысяча стереотипных
источников».
49.
• Эдоардо Гренди.• – ценность «исключительно нормальных» в том,
что, «историк всегда работает не с
непосредственными свидетельствами. При таком
положении вещей может получиться так, что
экстраординарный документ (или необычный
источник) приведет к экстраординарному
,,нормальному явлению”, которое именно потому
столь выразительно».
• – запечатленный в «исключительно нормальном»
момент столкновения массовых стереотипных
представлений с индивидуальной волей и
желанием, а также самого исторического
индивидуума, идущего на подобное
столкновение, поступающего нестандартно,
происходит слом и смена общественных норм, и
то, что еще недавно было «исключительным»,
постепенно становится для общества
«нормальным».
50.
3. новая социальная история• Главная тема «новой социальной истории»:
• социальная мобильность,
• Используемый источник – протоколы, адресные книги и
т. п., анализируемые с помощью квантитативных
методов.
• НСИ сложилась под влиянием общей тенденции
антропологизации научного знания и интеллектуальных
течений постмодернизма в последние десятилетия XX
в. на основе трансформации традиционной социальной
истории.
• В центре внимания оказались не социальные структуры
и процессы, а человек «как элементарная клеточка
живого и развивающегося общественного организма»
51.
• Особенности:• 1) свойственно безразличие к теории.
• 2) уязвимость к критике видят в том, что
используемый категориальный аппарат
несовершенен:
• трудно быть уверенным в адекватности
интерпретации исторических понятий,
использованных в источниках.
• В Англии НСИ:
• Э. Томпсон («Становление английского рабочего
класса» 1968),
• Дж. Рюде («Толпа в истории»),
52.
• Э. Хобсбаум, Р. Хилтон, К. Хилл. Историки–марксисты - изучение обыденного сознания.
• Попытки дать целостную картину социальной
истории:
• Э. Хобсбаум «От социальной истории к истории
общества» (1971)
• 1) выделил группы исследований:
• истории классов, социальных слоев, городских
обществ, социального протеста, коллективного
сознания, социальных движений.
• 2) поставил вопрос о необходимости создания
целостной картины истории общества.
53.
• Например: Исследование к жизни «верховобщества» в период промышленного переворота
• Д. Ливен «История аристократии в Европе.
1815-1914» (рус. изд. 2000)
• Автор анализирует разные стороны жизни,
умонастроения, самоидентификацию и
изменение общественного статуса аристократии
в Англии, Германии и России.
54.
• Этапы формирования НСИ:• - дискуссии середины XX в. (конец 50-х – начало
70-х гг.) –
• - дискуссии о предмете, статусе и методах
социальной истории в конце 70-х – начале 80-х
гг.
• - дискуссии 80-х гг.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
• Проблематика новой социальной истории:1. взаимоотношения людей и власти в
повседневной жизни, отношения между
людьми; проблемы семьи, брака, рождения и
воспитания детей;
2. взаимоотношения полов, образования,
материального благополучия, отдыха и т.д.;
общественные учреждения, призванные
поддерживать каждодневные основы
существования, материальное благополучие,
моральное и психическое здоровье общества;
проблемы пьянства, преступности, наркомании;
символы веры, мифы общественного сознания,
ритуалы, разговорная практика, фольклор и т.д.)
61.
• Источники НСИ: письма, обращения, заявления,жалобы, личные и персональные дела, судебноследственные материалы и прочие документы
подобного типа, служащие источниками для
построения коллективных биографий
(просопографии).
• Источники для советского периода:
• сводки и донесения о настроениях в обществе,
систематически составлявшиеся различными
политическими органами,
• материалы проверок, чисток, контрольных комиссий
и т.д., которые давали представление о
действительном, а не мнимом состоянии общества
62.
4. Гендерная история• ГИ - научная дисциплина, центральным
предметом изучения которой является история
взаимодействия мужского и женского опыта как
одного из наиболее важных аспектов социальной
организации, его влияния на формирование
социальной действительности и её изменений в
пространстве и времени.
• ГИ – интенсивное развитие феминистических
• исследований в 1970-е годы.
63.
Гендерная история• Гендер – «пол-род», который в отличие от «полсекс» отвергает биологический детерминизм и
• акцентирует социокультурный характер
представлений о «мужском» и «женском»
• ГИ является проявлением междисциплинарности в
исторических исследованиях и направлена на
восстановление целостности новой социальной
истории.
• Методы:
• собственно исторические методы;
• методы и подходы гендерной лингвистики,
социологии, психологии
64.
• Предмет гендерной истории• - один из важнейших аспектов социальной
организации – отношения между мужчиной и
женщиной в макроисторическом контексте.
• Гендерная история исходит из представлений о
социокультурных различиях и иерархии полов,
• анализирует их функции в исторической
ретроспективе.
65.
гендерная история исходит из представлений осоциокультурных различиях и иерархии полов,
анализирует их функции в исторической
ретроспективе.
Динамика гендерных отношений включается в общую
концепцию социально-исторического развития.
66.
• Гендерная история как история женщин –возникла как предмет исторической науки в
связи с развитием феминизма в конце 60- гг. XX
в.
• В качестве предмета исследований - социальные
роли женщин в обществе:
• в семье, браке, праве, политике, религии,
образование, культуре, хозяйстве, рынке.
67.
• Первоначально исследования носилиагрессивный характер.
• К 80-м гг. XX в. стало формироваться мнение о
том, что не только женщины, но и мужчины
исторически меняли стереотипы поведения, и
женская история постепенно
• трансформировалась в гендерную историю,
исследующую социальные роли мужчин и
женщин, являющиеся продуктом культурноисторического развития общества.
68.
• Франсуаза Тебо (1998):• «пол воспринимается как нечто
неизменное, тогда как гендер
меняется во времени и в
пространстве;
• Мужественность и женственность
приобретают разные значения в
разные эпохи и в разных культурах»
• Работа:
• « Когда наши бабушки дали
жизнь» (1986)
• Ее источники:
• Переписи населения,
демографическая и экономическая
статистика, медицинские тезисы,
руководства по акушерству и уходу за
детьми, чтобы воссоздать опыт
материнства.
69.
• Натали Земон Дэвис• Дамы на обочине. Три
женских портрета XVII века.
М.: Новое литературное
обозрение, 1999.
70.
• Идеи Джоан Скотт:• 4 базовые подсистемы, в рамках которых может
исследоваться гендер:
• 1. культурные символы, характеризующие
мужчину и женщину;
• 2. нормативные утверждения, закрепленные в
религиозных, педагогических, научных, правовых и
политических доктринах
• 3. социальные институты и организации, которые
структурируются гендером (система родства,
семья, брак, система образования, рынок рабочей
силы, государственные институты и др.)
• 4. субъективная гендерная идентичность
71.
Современная проблематика гендерныхисследований
• - изучение стереотипных представлений о
маскулинном и феминном
• - анализ гендерных идеологий
• - на микроуровне изучается формирование
гендерной идентичности индивида, его осознание
себя мужчиной или женщиной с соответствующими
поведенческими моделями и практиками
• - на макроуровне изучается процесс
программирования гендерной идентичности
индивида обществом через социальные
институты
72.
• Наталья ЛьвовнаПушкарева
• Женщины Древней
Руси. 1989
• Русская женщина: история
и современность , 2002
• Частная жизнь женщины в
Древней Руси и Московии,
2012
73.
• Репина Лорина Петровна• Женщины и мужчины в
истории: новая картина
европейского прошлого.
Очерки. Хрестоматия. М.,
2002.
74.
История сексуальности. Проблематика исследований• В поисках сексуальности. Вып. 1-5. СПб.
• Жеребкина И. Лиля Брик: женская сексуальность в
эпоху сталинского террора // Гендерные исследования.
1998. №1.
• Жеребкина И. Женское тело и женская сексуальность
в России. СПБ., 2001.
• Жеребкина И. Между желанием и наслаждением:
женская сексуальность в русской культуре на рубеже
XIX- XX вв.
• Здравомыслова Е. Лицемерная сексуальность
позднесоветского периода. СПб, 2001.
• Кон И.С. Мужские исследования : меняющиеся
мужчины в меняющемся мире. СПб., 2001.
75.
5. новая интеллектуальная история• Сначала предмет исследования - изучение
истории идей крупных мыслителей.
• В настоящее время исследует интеллектуальную
деятельность человека, продукты человеческого
интеллекта, историческое развитие
интеллектуальной сферы
• (включая ее художественные, социальногуманитарные, естественнонаучные,
философские компоненты).
76.
77.
78.
• В исследовательское поле интеллектуальнойистории
• 1) анализ разнообразного мыслительного
инструментария,
• 2) конкретные способы осмысления
окружающей природы и социума,
• 3) изучение всех форм, средств, институтов
интеллектуального общения
• (как формальных, так и неформальных).
• 4) изучает религиозные, научные взгляды,
представления о болезнях, музыку и т.п.
• Она по – прежнему изучает и идеи крупных
мыслителей
79.
Т.О.НИИ – история людей, которые создавали, обсуждали и
пропагандировали различные идеи.
• НИИ - изучает идеи через культуру, биографию и
социокультурное окружение их носителей
• Сложилась в историографии 1970-80-х гг.
• Направление исследований:
• 1) привлечение всего комплекса идей, проявляющихся в
разные периоды и в разных человеческих общностях;
• 2) изучение состояния индивидуального и
коллективного сознания;
• 3) исследование всей интеллектуальной сферы –
«изучение прошлых мыслей» (К. Скиннер);
• 4) превращение в междисциплинарную науку
80.
• Основатель «новой интеллектуальной истории»Хейден Уайт.
• Его взгляды в отношении предмета и метода
интеллектуальной истории в работе «Метаистория»
• Историю роднят с литературой следующие
особенности:
• преимущество нарративного способа изложения
материала перед аргументационным и относительно
свободное конструирование фактов на основе
авторского воображения.
• При этом Уайт считает, что воображение
представляет собой узловой компонент
исторического познания, позволяющий установить
корреляцию субъекта и объекта исследования
81.
• Интеллектуальная история в XXI в.• Главная проблема - проблема исторической
памяти - соотношение индивидуального и
коллективного исторического сознания и их роль
в формировании персональной и групповой
идентичности объединение специалистов, чьи
профессиональные интересы связаны с
исследованием разнообразных видов творческой
деятельности человека тенденция
сосредоточения внимания не на готовом знании,
а на изучении проблем, которые стояли перед
учеными учет сетевого фактора, снижение
интереса от «личных» биографий роль идейных
заимствований и идейного экспорта
82.
• Цель НИИ - изучение человеческогоинтеллекта и интеллектуальной деятельности,
особое внимание к выдающимся умам
прошлого и текстам «высокой культуры».
Предмет - не только история достижений
человеческого интеллекта (результаты
интеллектуальной, творческой деятельности),
но и история самой этой деятельности в
процессе ее формирования, и культурную среду,
задающую ей свои условия и предпосылки, и
биографии самих творцов, и их межличностные
связи, и историю распространения и восприятия
новых идей и знаний.
83.
• 1994 г. - Международное обществоинтеллектуальной истории (ISIH),
• издаются журналы:
• «Modern Intellectual History» (с 2004 года)
• «Intellectual History Review» (с 2007 г.).
• Российское общество интеллектуальной истории
(РОИИ) - 2001 г.
• Журналы РОИИ:
• «Вестник РОИИ»
• «Диалог со временем: Альманах интеллектуальной
истории» (издается с 1999 г.).
• Общество осуществляет научную деятельность в
тесном сотрудничестве с Институтом всеобщей
истории РАН
• (Центр интеллектуальной истории, рук. - чл.-корр.
РАН Л. П. Репина).
84.
6. история ментальностейнаправление исторического знания, обращенное к
внутреннему миру, душевным переживаниям
человека как одному из источников познания
прошлого.
История состояний ума - направление
исторических исследований, тесно связанное с
историей идей.
85.
• Понятие «ментальности» (mentalités), введенное внаучный оборот представителями первого
поколения школы «Анналов», до сих пор не имеет
общепризнанного определения, что накладывает
отпечаток и на определение предмета и задач
истории ментальностей.
• Определение понятия «ментальность»:
• 1. Совокупность символов, необходимо
формирующихся в рамках каждой данной
культурно-исторической эпохи и закрепляющихся в
сознании людей в процессе общения себе
подобными;
• 2. Структура, определяющая строй мыслей, чувств и
поведения и формирующая систему ценностей и
норм индивида или социальной группы
86.
• 3. Устойчивый склад ума, оказывающийнепосредственное влияние на экономические,
социальные и политические отношения
• 4. Мировидение как совокупность образов и
представлений
• 5. Мировосприятие и самосознаие человека
• Методологические трудности применения
понятия «менталитет»
• Менталитет используется для обозначения
самых разнородных исторических явлений
87.
• Три подхода к определению содержания понятия«менталитет» в отечественной истории :
• 1. Менталитет как совокупность повседневных
осознанных представлений, символических
образов и ценностей
• 2. Акцент делается, наоборот, на коллективнобессознательных его компонентах
• 3. Менталитет как область сознательного, так и
бессознательного
88.
История ментальностейЧасто под предметом истории ментальностей
понимают социально-психологические установки,
автоматизмы и привычки сознания, способы
видения мира, представления людей,
принадлежащих к той или иной социальнокультурной общности.
При этом объектами изучения могут выступать как
обыденное сознание людей, так и культурные
артефакты
Менталитет – устойчивый склад ума, имеющий
системный характер, который коренится в
материальной жизни и широко распространен в
значительной части населения и который оказывает
непосредственное влияние на экономические,
социальные и политические отношения.
89.
Современная отечественная историография видит своюзадачу в том, чтобы выявить роль и место менталитета,
механизмы его воздействия на поведение отдельных
личностей и социальных групп в процессе развития
хронологических и локальных цивилизаций.
• История ментальностей предполагает реконструкцию
характерной для данной человеческой общности картины
мира или совокупности образов, представлений,
ценностей, которыми руководствовались в своем
поведении члены той или иной социальной группы.
• История коллективных ментальностей интересуется
эмоциональными, инстинктивными областями мысли,
которые не находят прямого выражения.
• Это новое предметное поле истории осваивается
социальными историками ( а не историками идей), так как
им важно понять поведение людей в других культурах.
• Историк имеет дело по преимуществу с косвенными
свидетельствами того, что происходило в умах людей,
особенно значимы в этом отношении материалы
судебного делопроизводства.
90.
• Отличительные черты истории коллективныхментальностей:
• акцент на коллективных ценностях в противовес
индивидуальным, и на мыслях простых людей в
противовес мыслям представителей образованных
элит,
• акцент на невысказанных или несформулировнных
понятиях или представлениях,
• на работе ежедневной мысли,
• наравне с их содержанием, внимание к структуре
взглядов к тому,
• как люди думают наравне с тем, что они думают.
91.
Темы исследований в области историиментальностей
• Представления и образы
• Мифы и ценности
см.:http://arzamas.academy/courses/14 русский
эпос
• Восприятие географической среды, природы
• Восприятие пространства и времени
• Система верований, отношения мира земного и
небесного Восприятие и переживание смерти:
92.
Литература о ментальности• Гуревич А.Я. Индивид и социум на
средневековом Западе. М,, 2005.
• История ментальностей и историческая
антропология: зарубежные исследования в
обзорах и рефератах. М, 1996.
• Марков Б.В. Разум и сердце: история и теория
менталитета. СПБ., 1993.
• Одиссей: Человек в истории. М, 1989-2013.
93.
• Жак Ле Гофф (1924-2014).• “Ментальность любого
исторического индивида, сколь
бы значимым он ни был,
представляет собой то общее, что
этот индивид разделяет с
другими людьми своего
времени”.
• “История ментальностей
существует на уровне
повседневного автоматизма
поведения. Ее объектом является
то, что ускользает
от исторических индивидов,
поскольку открывает безличное
содержание их мышления”.
94.
• Ментальность есть связующее звено междуразвитием материальной цивилизации и
социальной жизни, с одной стороны, и
поведением индивидов – с другой.
• «Новая историческая наука исходит из
существования двух реальностей: реальности
«как таковой» и представлений, которые
создала эта реальность о себе у людей
прошлого»
• Символика начиналась на уровне слов.
Назвать вещь – уже значило ее объяснить.
• «Средневековья трудно разграничить
абстрактное и конкретное», и «наслоение
конкретного на абстрактное составляло
основу ментальностей и чувствований
средневековых людей»
• Вся духовная жизнь людей Средневековья
концентрировалось вокруг противостояния
добра и зла, добродетелей и пороков, души и
тела.
• Особое значение придается тогда изучению
инерционных сил истории, традиций,
привычек сознания.
• В сознании средневекового человека
одновременно могут сосуществовать две
разные ментальности. Одна, разрушаясь
изнутри, уступает место другой.
95.
• Жорж Дюби (1919-1996)• Ментальность – совокупность
полубессознательных проявлений система образов и представлений,
различная у разных социальных групп и
страт, которой они руководствуются в
своем поведении и в которой выражено их
представление о мире в целом и об их
собственном месте в этом мире.
• «Задача истории ментальностей – выявить
вербальные констелляции, отражающие
главные сочленения коллективного
сознания»
• Четвертый ритм времени, наиболее
глубоко залегающий ментальный слой,
связанный с биологическими свойствами
человека. Он почти неподвижен, и
изменяется лишь с эволюцией самих
биологических свойств.
96.
• «В истории ментальностей мы виделинеобходимое дополнение к изучению
социальной истории через ее
материальную подоснову».
• История ментальностей уже не может
удовлетвориться упрощенным
понятиям «коллективного сознания»,
она может быть и социальной, и
биографичной. При этом она будет
выявлять не только мысли, чувства и
реакции простого человека, но и
изучать среду. Именно среда является
излюбленным доменом историка
ментальностей.
• Изучение интеллектуальных
механизмов, чувства, модели
поведения, будет совершать переходы
от индивида к социуму и обратно.
97.
• Роже Шартье (1945 г.р.)• Во-первых, перестать противопоставлять
объективность общественных структур
субъективным представлениям.
Представление – это образ, а признание
образа равносильно признанию
обозначаемого. Представления не имеют
жесткой социальной обусловленности.
• Во-вторых, для освобождения культуры от
социума необходимо культурные различия
рассматривать непосредственно в процессе
их воспроизводства: в конкретных формах
текстов и культурных практиках.
• В-третьих, попытаться понять, как
изменения в формах осуществления власти
влияли на строй личности и сказывались на
правилах, управляющих производством
художественной продукции и
организующих культурные практики.
98.
Школа АнналовEcole des Annales («Новая историческая наука»,
La Nouvelle Histoire) — историческое
направление во Франции, сформировавшееся
вокруг журнала «Анналы» в 30-е годы XX в.
99.
Школа Анналов: представителиЭрнест Лабрус (1895-1988)
Филипп Арьес (1914-1984)
Пьер Губер (1915-2012)
Жорж Дюби (1919-1996)
Фернан Бродель (1920-1985)
Робер Мандру (1921-1984)
Пьер Шоню (1923-2009)
Марк Ферро (1924)
Жак Ле Гофф (1924-2014)
Эммануэль Ле Руа Ладюри (1929)
Пьер Нора (1931)
Андре Бюргьер (1938)
Жак Ревель (1942)
Роже Шартье (1945)
Бернар Лепти (1948-1996)
100.
Школа Анналов: История как Историяповседневности
• В основе работы М. Блока, Л. Февра, Ф. Броделя.
• История тех, без кого не могло бы быть истории, но
кто оставался в истории долгое время «безымянным» и
«молчаливым».
• Исследования условий жизни, труда и отдыха,
факторов, влияющих на формирование сознания и
норм поведения, социально-политические
предпочтения т.д. подавляющего большинства
населения («обычных людей») той или иной страны в
тот или иной исторический период.
• База источников: все виды текстов, предметы
повседневного быта, материалы устных опросов и т.п.
101.
• Максимальное «приближение» к индивидуумуили группе.
• Используются методы прикладной социологии,
демографии, антропологии, психологии,
культурологии, микроанализа.
• В исторических исследований надо
фокусироваться не на войнах, великих людях и
политике, а на социальных группах прошлого – их
мышлении и культуре.
• Изучать историю надо посредством
реконструкции идей, эмоций и способов
мышления, свойственных как великим, так и
заурядным личностям изучаемой эпохи.
• Менталитет.
102.
Менталитет по школе анналовОт латинского mens, mentis – душа, дух, ум) –
совокупность умственных эмоциональных, культурных
особенностей, ценностных ориентаций и установок,
присущих социальной или этнической (национальной)
группе
Понятие менталитета объемное и включает в себя:
• взгляды,
• оценки,
• ценности,
• нормы поведения и морали,
• умонастроения,
• религиозную принадлежность и многие
другие нюансы, характеризующие ту или иную
группу людей.
103.
Школа «Анналов».• Цели:
• 1) заново открыть ускользающую от априорного
определения оригинальность каждой системы
мышления во всей ее сложности и противоречивости,
избавив историю от ярлыков, которые, претендуя на
выявление прежних способов мышления, фактически
их скрывали.
• 2) попытка исследовать отношения между идеями (или
идеологиями) и социальной реальностью, используя
иные категории, нежели “влияние” или “детерминизм”.
104.
• Идеи «Школы анналов»:• 1) категории мышления не являются
универсальными и поэтому не могут быть
сведены к категориям, используемым ХХ
столетием;
• 2) формы мышления зависят прежде всего от
материальных инструментов (техники) или
концептуальных средств (науки), которые и
делают эти формы возможными.
• 3) не существует непрерывного и обязательного
прогресса (определяемого как переход от
простого к более сложному) в цепи различных
видов ментального инструментария.
105.
• Идеи «Школы анналов»:• 1. История — наука о людях во времени,
об изменении человеческого, фиксируемом
с помощью любых доступных нам данных,
а не только письменных источников; необходимы
новые методы исследования и повторный анализ
уже известных источников;
• 2. Цель исторической науки — понимание
происходящих с человеком во времени
процессов, умение взглянуть на прошлое глазами
самого прошлого, понять не только
поверхностные политические факты, но всё
многообразие реалий минувшего;
106.
• 3. История должна захватывать и вовлекать в своёобъяснение все новые сферы реальности,
сотрудничать со всеми другими науками
и способами объяснения; необходимо составить
подробную, но при этом максимально полную,
тотальную картину прошлого, невозможно
расчленять прошлое по секторам;
• 4. Историк должен подойти к прошлому как
к проблеме — с удивлением — находить всё новые
и новые вопросы к прошлому, и не останавливаться
на устоявшихся версиях, которые могут оказаться
ошибочны или неполны.
107.
7. Устная историявид исторического источника, метод
исторического исследования, историческая
субдисциплина.
Основой исторических знаний в этой области
являются свидетельства, полученные историком
от живого человека, а не из письменных
источников.
Методология устной истории связана, но
существенно отличается от методологии
социологии, фольклористики, литературы.
108.
Возникновение устной истории тесно связано сразвитием междисциплинарного подхода в
современной науке и тесно связано с опытом
социологических исследований (интервью,
опросов).
Методология устной истории требует глубокого
знания изучаемого явления,
обладания чертами характера,
предполагающими способность к одинаково
спокойным беседам с разными типами
респондентов,
опытом успешного налаживания отношений с
группами людей иного происхождения.
109.
• Исследования в области новой истории:• биографических исследований,
• изучении институтов, отдельных социальных,
этнических, гендерных групп.
• Направление в историографии, основанное на
идее интервьюирования свидетелей и
непосредственных участников прошлого с целью
исторических реконструкций
110.
8. Локальная история• направление в исторической науке,
• всестороннее нацеленное на изучение той или
иной локальной общности как развивающегося
социального организма, создание ее
полноценной коллективной биографии.
• Она ориентирована на комбинирование
демографического и локального анализа с
включением социокультурного аспекта.
111.
• Локальная история отталкивается от раскрытиявнутренней организации и функционирования
социальной среды, включая исторический ландшафт,
отражающий физическую реальность локального
мира,
• социальную экологию человека,
• микрокосм общины,
• многообразие человеческих общностей,
неформальных и формальных групп, различных
ассоциаций и корпораций,
выявляет отношение между собой,
а также с социальными стратами, сословными
группами, классами.
См. например :
Историко-культурные ландшафты Камско-Вятского
региона. Ижевск, 2008.
112.
• «Старая локальная история» – поставляланеобходимый иллюстративный материал для
подтверждения отдельных положений национальной
или региональной истории
Новая локальная история:
-исследование локальной общности как некоего
микрокосма
-как развивающегося социального организма
-история местного исторического ландшафта
(физическая реальность локального мира)
-многообразие неформальных и формальных групп,
различных ассоциаций и корпораций
-их соотношение между собой, с социальными
стратами, сословными группами, классами.
113.
Другая модель:изучение локальной общности со стороны
индивидов, составляющих ту или иную общность
Описание жизненного пути человека от рождения
до смерти через смену социальных ролей и
стереотипов поведения
Цель:
выяснить соотношение между организацией жизни
в локальной общине, которая функционирует как
форма личной естественной связи людей
114.
• Способ повседневного существования людейустанавливает их отношения к друг к другу, а
она, в свою очередь, входит в различные
подсистемы социального управления и играет
важную роль в детерминации поведения
образующих ее индивидов.
• Границы разномасштабных общностей
накладываются друг на друга, пересекаясь в
локальном микрокосме и даже водном и том же
индивиде, формируя сети социального
взаимодействия и создавая основу для
перекрывающих друг друга социальных
идентичностей.
115.
• Объекты идентичности:• -регионы
• -земли
• -провинции – главный определяющий момент
для исследования состоит в том, что именно к
этим территориям люди чувствовали свою
принадлежность и эмоциональную
привязанность
116.
Источники:Все, что фиксирует различные аспекты
деятельности индивидов:
налоговые описи,
приходские регистры,
завещания,
судебные протоколы и т.п.
Локально-исторические исследования
расширили применение комплексного подхода в
историческом исследовании
117.
Локальная история: суть анализа1. Основные характеристики экономической
ситуации в целом
2. Основные характеристики демографической
ситуации в целом
3. Структуры семьи и домохозяйства
4. Порядок и правила наследования собственности
5. Система родственных и соседских связей
118.
Локальная история: суть анализа6. Индивидуальная и групповая географическая и
социальная мобильность
7. Социальные функции полов
8. Локальные политические структуры и культурные
представления
9. Формальные и неформальные средства
социального контроля и распределения власти и
влияния внутри общины
10. Сравнительный сетевой анализ индивидуальных
и коллективных социальных контактов
119.
Локальная история: суть анализа• 11. Концепция «локальной социальной
системы»:
• 12. Учет стратегии выбора брачных партнеров в
ближайшей округе
• 13. Частота обращений за материальной и
социальной помощью в пределах домососедства
• 15. Выявление социального престижа в
пределах локальной социальной общности
120.
Методика сетевого анализа:-зависит от источников
-учет плотности и интенсивности
индивидуальных контактов
-содержание межличностных коммуникаций
(см. Джудит Беннет «Женщина средневековой
английской деревни»)
(автор проследила изменение социального
статуса женщин на разных стадиях жизненного
цикла ( в девичестве, в браке и после смерти
мужа))
121.
Локальная история: суть анализа• Методы взаимосвязи микроанализа с
макроисторией:
• Учет социально-пространственных структур
разного уровня и интеграции:
• -ядро общины
• -община как целое (сельская или городская)
• -группа соседских общин
• -широкая область с общей социокультурной
характеристикой
122.
Локальная история: суть анализа• Различные локальные общества предстают как
объединенные национальной идеологией,
• формальными атрибутами,
• аппаратом централизованного государства,
• совокупностью разделяемых социальных нор и
ценностей
123.
Локальная история: суть анализа• Интеграция национальной и локальной
истории предполагает изучение сферы
осуществления властных функций на всех
уровнях общества:
• - властная структура выполняет роль
арматуры, скрепляющей общественный
организм
• -она охватывает сложную иерархию
местных сообществ
124.
Локальная история: суть анализа• До сих пор совершенно недостаточно изучена
роль так называемых территориальных
общностей второго порядка в формировании
политической культуры в ее региональных
вариантах
• А также активное воздействие
общегосударственных структур на ситуацию в
локальных сообществах
125.
Региональная история как ЛИ: новаяпроблема
• В одних версиях смыкается с локальной
историей
• В других – дистанцируется от нее.
• Границы локальной и региональной истории
размыты, неясны.
• Региональная история – субдисциплина, еще не
достигшая своего совершеннолетия с
неопределёнными концептуальными
горизонтами.
126.
Тенденция зарубежной историографии –перевести обсуждение проблем региональной
истории в контекст историко-географических
исследований или географической истории,
изучающей пространственную сторону
исторического процесса
Тенденция в России:
политологическая версия региональной истории
( см. Бусыгина И.М. Политическая
регионалистика. М, 2006;
Фадеева Л.А. Сквозь призму политической
культуры:нация, класс, регион. Пермь, 2006.
127.
Региональная история: новая проблематика• Ландшафт как продукт властных отношений в
пространственных конфигурациях разного
масштаба: от локального до геополитического
• Исследования региональной идентичности и
региональной культуры как как постоянно
изменяющейся культуры, с глубокими корнями в
прошлом и связями с природным окружением, но
поддающаяся обновлению и и изобретению
традиций в настоящем
128.
Региональная история: новая проблематика• Проблема дефиниций:
• Регион как дифференциация исследуемых регионов на
внутригосударственные и надгосударственные
• ( т.е. на основе геополитического или
административного деления)
• Изучается как способ мобилизации исторической
памяти
• Как эффективный инструмент исторического познания
• Концепции «ментального пространства»
• ( см. Сень Д. Воображаемая география в дискурсе
империй: из истории русификации Причерноморья в
конце 18 века. Киев, 2007.)
129.
Региональная история: новая проблематика• Регион как воображаемое сообщество
• Как «история родного края»
• Как «история пограничных областей(см. Мегилл
А. Границы и национальное государство // Диалог
со временем. 2010. Вып.30)
• (история пограничных регионов и история так
называемых контактных зон , где переплетаются
исторические судьбы взаимодействующих
народов, искусственно разделяемых границами)
130.
Региональная история: новая проблематика• История годов ( см. Павлова Л.И. Город: модели
и реальность. М., 1994.):
• город как единство хозяйственных,
организационных, административнополитических, военно-стратегических функций
• Связь города и сельской округи.
131.
9. военно-историческая антропология• ВИА – отечественное направление со специализацией в
исследовании войн, интеграции знания о них,
получаемого различными гуманитарными и
общественными науками»
• Исследовательская задачи:
• - изучение того общего и особенного в войнах, что
влияет на психологию социума в целом (а не только
армии),
• - анализ ценностей, представлений, верований,
традиций и обычаев всех социальных категорий в
контексте назревания войны, ее хода, завершения и
последствий на основе междисциплинарной кооперации
истории и военной науки, психологии, социологии
• (Е.С. Сенявская)
132.
• Объект ВИА - человек и общество вэкстремальных условиях вооруженных
конфликтов.
• Междисциплинарное поле МИА
• - интеграция как части предметной области
традиционной исторической науки, так и ряд
предметных аспектов других научных
дисциплин, занимающихся изучением общества
и человека «под военным углом зрения»,
• - ассимиляция и адаптация их для решения
собственных задач.
• Сенявская Е.С. Военно-историческая
антропология, как новая отрасль исторической
науки
133.
134.
• Предметные рамки ВИА:• - определение того общего во всех войнах, что влияет
на психологию социума в целом и армии в частности, и
особенно, в зависимости от специфики конкретной
войны с присущими ей параметрами (масштабы войны,
ее оборонительный или наступательный характер,
значение для государства, идеологическое обоснование
целей, социально-политический контекст, включая
общественное мнение и отношение к данному
конфликту внутри страны, и т.д.);
• - анализ ценностей, представлений, верований,
традиций и обычаев всех социальных категорий в
контексте назревания войны, ее хода, завершения и
последствий;
135.
• - изучение взаимовлияния идеологии и психологиивооруженных конфликтов, в том числе
идеологического оформления войны, механизмов
формирования героических символов, их роли и
места в мифологизации массового сознания;
• - изучение диалектики соотношения образа войны в
массовом общественном сознании и сознание ее
непосредственных участников;
• - изучение эволюции понятий «свой - чужой» и
формирования образа врага в различных
вооруженных конфликтах, в том числе в
сравнительно-историческом анализе мировых и
локальных войн;
• - анализ проявлений религиозности и атеизма в
боевой обстановке, включая солдатские суеверия
как одну из форм бытовой религиозности;
136.
• - реконструкция совокупности факторов, влияющихна формирование и эволюция психологии комбатов,
на их поведение в экстремальных ситуациях;
• - изучение психологических явлений и феноменов
на войне: психология боя и солдатского фатализма;
особенностей самоощущения человека в боевой
обстановке; героического прорыва и паники;
психологии фронтового быта;
• - выявление особенностей психологии рядового и
командного состава армии, а также
военнослужащих отдельных родов войск и военных
профессий в зависимости от форм их участия в
боевых действиях;
• - изучение влияния вневойсковых социальных и
социально-демографических феноменов мировых и
локальных войн, в том числе массового участия
женщин в войнах ХХ столетия;
137.
• - определение того, как условия конкретной войнывлияют на дальнейшее существование комбатов,
включая проявление посттравматического синдрома,
проблемы выхода из войны, механизмы и способы
адаптации к послевоенной мирной жизни.
• - изучение войн и вооруженных конфликтов всех
периодов и стран;
• - изучение опыта участия России (СССР) в мировых
и локальных войнах в историко-антропологическом
аспекте;
• - сравнительно-исторический анализ российских
войн как социально, социо- и этнокультурного,
социально-психологического явлений;
• - сравнительное изучение психологии разных
категорий военнослужащих русской и советской
армий на разных этапах российской истории.
138.
Задачи ВИА:• 1) определить предметно-тематические рамки
военно-антропологических исследований в
истории;
• 2) сконцентрировать внимание ученых на этой
области военной истории, которая либо
игнорировалась, либо была на периферии
исследований;
• 3) интегрировать подходы и методы разных
смежных дисциплин для разработки проблематики
«человеческого измерения» в истории войн;
• 4) освоить широкий пласт зарубежных
исследований по проблематике, целенаправленно
осваивать достижения мировой историографии в
этой области;
139.
• 5) опираясь на достижения как собственно историческойнауки, как и других дисциплин, более успешно
разрабатывать специфический понятийно-категориальный
аппарат и инструментарий исследования данной
проблематики; определять и выявлять адекватную
исследовательским задачам источниковую базу и методы
работы с нею;
• 6) апробировать и отработать комплекс современных
междисциплинарных и собственно исторических
подходов и методов с последующим системным
конкретно-историческим исследованием войн и
вооруженных конфликтов в антропологическом
измерении;
• 7) наладить эффективную научную коммуникацию в
исследовательской среде, целенаправленно объединяя и
координируя усилия специалистов на наиболее
перспективных направлениях, что будет полезно как в
целом для исторической науки, так и для конкретных
ученых.
140.
10. историко-антропологический подход• Предполагает
изучение отдельных аспектов поведенческих
особенностей человека в определенной
исторический период или в срезе пласта
эволюции человека в контексте
микроисторического подхода к истории
141.
• Историческая антропологияПроецирование задач культурной антропологии
на социальную историю
История и антропология делят между собой один
предмет - социальную жизнь
Имеют одну цель – лучше понять человека - и
фактически один метод (К. Леви-Стросс)
142.
Предмет исторической антропологии:Поведение,
обычаи,
ценности,
представления,
верования всех социальных групп и классов,
независимо от их положения в общественной
иерархии
История снизу превратилась в историю изнутри
Синтез исторической реальности в фокусе
человеческого сознания
143.
Историко-антропологический подходРеализуется через отражение в текстах, иллюстрациях
учебников присутствия человека:
1. выдающихся личностей
2. «рядовых» участников событий
3. простых «обывателей»
144.
• Достижения исторической антропологиивключение в исследовательскую программу
истории задачи реконструкции глубинной
программы всех видов человеческой
деятельности, заложенной в культурной
традиции их социума
это особенно важно для историка:
общество, которое оно изучает, удалено от него
не только во времени, но и культурно
145.
• ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИСТОРИИ• ЛИЧНОСТНОЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОКРАШЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ПРОШЛОГО
ПРИМЕРЫ ТРУДОВЫХ И ВОИНСКИХ ПОДВИГОВ
ИСТОРИЯ РОДА И СЕМЬИ
ПРИСУТСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА В КОНКРЕТНЫХ СОБЫТИЯХ
• ИНТЕРЕСЫ, УСТРЕМЛЕНИЯ, ЦЕННОСТНЫЕ МОТИВЫ
• ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ
РЕЧЬ ИДЁТ НЕ ТОЛЬКО О ВЫДАЮЩИХСЯ ИСТОРИЧЕСКИХ
ЛИЧНОСТЯХ
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ В РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕИЕ ЭПОХИ
ИСТОРИЯ – УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О ЛЮДЯХ И ИХ ХАРАКТЕРАХ,
О ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
146.
11.Историческая герменевтика• Цель герменевтики - понять текст и его автора лучше,
чем сам автор понимал себя и свое собственное
творение
• Принцип ИГ был интерпретирован В. Дильтеем, Г.-Г.
Гадамером и другими авторами.
• Ф. Шлейермахер впервые ввел новую интерпретацию
принципа герменевтического круга: в соответствии с
ней текст-памятник рассматривается как часть, а
культура, в которой он функционирует, как целое.
147.
Интуивистическая стртегия в XIX в. МетодологияДильтея (1833-1911)
Основная проблема:
противоречие между субъективностью интуиции и
желаемой общезначимостью ее результатов.
Выделение двух фаз исследования:
Первая - угадывание смысла творчества и
поведения исследуемого лица - при посредстве
вчувствования (эмпатии, сопереживания).
Вторая - контроль и сообщение коллегам своей
интуиции. Способность к коммуникации и
накоплению общезначимого знания.
148.
• “Техника личной гениальности”.• Упражнения в ней возможны, поскольку и
исследователь и предмет существуют в единой
среде Жизни, исторического опыта,
пространства языка, в котором и возникают
усваиваемые исследователем в личном опыте
значения.
• Функционирование механизма
герменевтической переинтерпретации:
сиюминутные интересы оставляют полученное
знание ограниченным, но позволяют лучше
понять горизонты, с которых производилось
познание, и приступить к новому циклу с более
разработанных позиций.