Похожие презентации:
Введение в востоковедение. Ислам
1.
ИСЛАМ:ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Корнеева Татьяна Георгиевна
к.филос.н., старший научный сотрудник Института философии РАН
2.
План занятия■ Периодизация арабо-мусульманской культуры
■ Ислам
■ Подходы к изучению арабо-мусульманской культуры
3.
ИСЛАМ ИАРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ
КУЛЬТУРА
4.
Исламмонотеистическая
пророческая,
богооткровенная
мировая
• представлении о единственном
и едином Боге (’аллāх)
• Мухаммад
—
пророк
(набийй)
и
посланник
(расӯл) Бога.
• Ислам обращен ко всем
людям,
независимо
от
цвета
кожи,
имущественного положения
и
каких-либо
иных
различий.
• Принцип тавх̣ӣд (букв.
«утверждение единственности»)
• Ислам — одна из трех
монотеистических
авраамических религий,
признает свое родство с
иудаизмом и христианством.
• Бог открыл Мухаммаду
основоположения ислама, а
через него — и всему
человечеству.
• История знает три мировые
религии:
буддизм,
христианство и ислам
5.
Арабо-мусульманская культура• комплекс духовных и
материальных
достижений народов
исламского мира,
включающий науки,
искусства, ремесла,
материальные артефакты
и т. п.
• способ организации
духовно-материального
производства,
включающий
представления о
социальном и
политическом устройстве,
человеке и его месте в
мире, систему ценностей и
другие факторы,
определяющие поведение
носителя культуры
• способ осмысления
мира, находящий свое
выражение в картине
мира и определенной
эпистеме.
6.
Периодизация арабо-мусульманскойкультуры
1. доисламский, который для арабов был периодом джахилийи (полтора-два века до
возникновения ислама),
2. классический (VII–XIII вв.), который часто называют также исламским;
3. период застоя (XIV–XIX вв.), или период «закрытия дверей иджтихада»,
традиционалистский этап;
4. современный (после 2-й пол. XIX в.), который был открыт движениями
«реформаторства» (ис̣лāх̣) и «возрождения» (нахд̣а).
7.
ПРОРОК МУХАММАДИ ОТКРОВЕНИЕ
8.
610 г.первое божественное
откровение через
архангела Джибрила
1. Читай [откровение] во имя Господа
твоего, который сотворил [все создания],
2. сотворил человека из сгустка [крови].
3. Возвещай, ведь твой Господь - самый
великодушный,
4. который научил [человека письму]
посредством калама,
5. научил человека тому, чего он [ранее]
не ведал.
9.
Кааба во времена язычества10.
Мечеть пророкав Медине
11.
Праведные халифы1. ’Абӯ Бакр (годы правления 632–634),
2. ‘Умар ибн ал-Хат̣т̣āб (634–644),
3. ‘Ус̱мāн ибн ‘Аффāн (644–656),
4. ‘Алӣ ибн ’Абӣ Т̣āлиб (656–661).
12.
657 г.Битва при Сиффине
Али б. Аби Талиб
четвертый праведный халиф, двоюродный брат и зять
пророка Мухаммада
Муавийя ибн Аби Суфьян
родственник убитого третьего праведного халифа
Усмана и наместник в Сирии
Амр ибн ал-Ас сподвижник пророка Мухаммада
и полководец в армии Муавии
13.
Эпоха династийного правленияОмейядский халифат
(661–750)
Аббасидский халифат
(750–1258)
14.
Периодколониальной и
полуколониальной
зависимости
XIX–XX вв.
15.
КОРАН И СУННА16.
Коран• Коран состоит из 114 глав, или сур, а
каждая сура – из стихов, или аятов
(араб. ’āйа «знамение»).
• ’Абӯ Бакр ас̣-С̣иддӣк̣, первый халиф,
поручил составить единый свод
Корана.
• ‘Ус̱мāн ибн ‘Аффāн, третий халиф,
поручил Зайду ибн С̱āбиту
кодифицировать текст Корана. Был
составлен Османов кодекс.
• О фактической унификации текста
Корана можно говорить только с IX в.
17.
Сунна (араб. «закон», «образец»)Рассказал нам Абдаллах: рассказал мне отец: рассказал нам Атаб: я
слышал от Усамы бин Зайда: рассказал мне Саид бин Аби Хинд со слов
Абу Мурры, клиента Акилы, из того, что Акила узнал от Абу Мусы,
ИСНАД (араб. «опирание»)
который слышал, как Посланник Божий, да ниспошлет ему Бог
благословение и мир, сказал:
Люби бедных; всегда взирай на тех, которые стоят ниже тебя, и не
взирай на тех, которые стоят выше тебя; не проси никогда ничего ни у
кого; храни верность родственникам, хотя бы они и причиняли тебе
горе; говори всегда правду, как бы она ни была горька, не позволяй
совращать себя оскорблениями с пути Божьего.
МАТН (араб. «тело»)
18.
Русские переводы КоранаКоран 2:12 К.
сура
аят
Переводчик:
К. ‒ Крачковский
О. ‒ Османов
С. ‒ Саблуков
19.
ШАРИАТ И ФИКХ20.
Узаконил Он для вас в религии то, что заповедал Ною, чтодали Мы тебе в откровении, что заповедали Мы Аврааму, и
Моисею, и Иисусу: «Держитесь веры правой и не
разделяйтесь в ней»
Коран 42:13
Ни один поступок человека не остается без нормативной регламентации его
шариатом, который претендует на регулирование всех без исключения сторон жизни
мусульманина
21.
Три категории людейправоверные
покровительствуемые
многобожники
Мусульмане
Покровительствуемые –
Подлежат обращению
ахл ал-зимма
люди Писания –
ахл ал-китаб
22.
фикх(араб. фик̣х «понимание») — деятельность исламских правоведов, направленная на
понимание (отсюда название этой дисциплины) Корана и сунны как источников норм
права, а также на выведение или установление новых норм, не содержавшихся к
этих текстуальных источниках.
Представителями фикха являются факихи.
23.
Термин х̣ак̣к̣ в фикхе■ право-обязанность: обе стороны здесь важны и не могут быть отброшены,
поскольку выражают связанность двух сторон некоего отношения.
■ Х̣ак̣к̣ выступает как «право» для одной стороны и как «обязанность» для другой,
выражая их непременную согласованность.
СУБЪЕКТ ПРАВА В ФИКХЕ
• связанность двух сторон некоего взаимодействия в точке х̣ак̣к̣ , в точке право-обязанности.
• связка двух контрагентов:
либо человек-и-Бог (если речь идет о ‘ибāдāт «вопросах поклонения»),
либо человек-и-человек (если имеются в виду му‘āмалāт «вопросы взаимодействия»
людей между собой).
24.
«пять категорий» фикха1. обязательное (вāджиб, фард̣),
2. рекомендуемое (мандӯб, сунна),
3. безразличное (мубāх̣),
4. нерекомендуемое (макрӯх̣)
5. непозволительное (х̣арāм, мах̣з̣ӯр)
25.
Основы фикха (’ус̣ӯл ал-фик̣х)универсально-признаваемые источники определения правовых норм,
т. е. подведение рассматриваемой ситуации под одну из «пяти категорий».
1. Коран;
2. сунна;
3. к̣ийāс — букв. «соизмерение»;
4. иджмā‘ — «консенсус».
26.
к̣ийāс (букв. «соизмерение»)1. Для исходного случая, норма которого известна, необходимо выяснить, на каком
основании (‘илла) Законодатель ввел данную норму.
2. В рассматриваемом случае необходимо установить, сохраняется ли основание
введения нормы или нет.
3. Если основание сохраняется, норма переносится на новый случай; если основание не
сохраняется, норма не переносится.
27.
Суннитские мазхабы:• ханафитский (’Абӯ Х̣анӣфа, ум. 767),
• шафиитский (аш-Шāфи‘и, ум. 820),
• ханбалитский (Ибн Х̣анбал, ум. 855),
• маликитский (Мāлик, ум. 796).
Шиитский мазхаб:
• джафаритский (Джафар ас-Садик, ум. 765),
28.
МУСУЛЬМАНСКАЯЭТИКА
29.
СПАЯННОСТЬVS
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
РЕШЕНИЕ
30.
Концепт срединности (васат)Античная
этика
Исламская
этика
Достоинство/
недостаток
Доброделание
(ихсан)
31.
Поступок(‘амал)
Намерение
(ниййа)
Действие
(фи‘л)
32.
ЦенностьВысшая ступень в иерархии ценностей – жизнь.
Смысл исламского Закона заключается именно в
этом: создать наиболее благоприятные условия для
жизни как на земле, так и после смерти.
Страдание
Суннизм: страдание оценивается сугубо отрицательно,
мусульманин не должен страдать, любое страдание
вызвано грехами, они не могут быть неоправданны.
Шиизм: страдание, и прежде всего страдание за
общее дело шиитов, оценивается скорее положительно.
33.
ПЯТЬ СТОЛПОВИСЛАМА
34.
1. Свидетельство2. Молитва
3. Пост
4. Паломничество
5. Милостыня
35.
1. Свидетельство | шахадаИстинно, Я Бог; кроме Меня, нет никакого бога.
Потому поклоняйся Мне, совершай молитву во
имя Мое.
Коран 20:14 С.
Свидетельствую, что нет божества, кроме Бога,
и Мухаммад ‒ посланник Бога.
36.
2. Молитва | салат / намаз• Кибла – направление в сторону Мекки
• Состояние ритуальной чистоты
О вы, которые уверовали! Когда встаете на молитву, то
мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и
ноги до щиколоток
Коран 5:6 К.
37.
2.1. Мечеть |масджидМасджид – место, где совершают земные поклоны.
Минарет – башня, с которой муэдзин призывает на молитву.
Михраб – ниша в стене, ориентированная на Мекку.
Минбар – кафедра, с которой читают проповедь.
Максура – огороженное место для высокопоставленных лиц.
38.
39.
40.
3. Милостыня | закат■ Закат – обязательная милостыня в пользу определенных
групп неимущих людей
■ Садака – добровольное пожертвование, рекомендуемое
действие
41.
4. Пост | саумЕшьте и пейте, пока не станет различаться пред вами белая
нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи.
Коран 2:187 К.
Обязательный пост – месяц рамадан, праздник Ид ал-Фитр (Ураза-байрам)
42.
Ашура43.
Ашура44.
Ашура45.
5. Паломничество | хадж■ Хаджи – мусульманин, совершивший хадж.
■ Умра – «малое паломничество»
■ Каʻба – главная святыня ислама.
46.
47.
ВЕХИ В ИЗУЧЕНИИАРАБОМУСУЛЬМАНСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
48.
Европа:ориентализм
49.
Эдвард Вади Саид.Ориентализм (1978)
50.
СПАСИБО ЗАВНИМАНИЕ