Похожие презентации:
родина
1.
Национальныйхарактер в прозе
И.А. Бунина
Выполнила ученица 11 класса
Родина Мария
2.
Талант Ивана Алексеевича Бунина, огромный, бесспорный, былоценен современниками по достоинству не сразу, но с годами все
более упрочивался, утверждался в сознании читающей публики. Его
уподобляли “матовому серебру”, язык именовали “парчовым”, а
беспощадный психологический анализ — “ледяной бритвой”. Л.
Толстой сказал о его изобразительном мастерстве: “Так написано, что
и Тургенев не написал бы, а уж обо мне и говорить нечего”.
Он родился в помещичьей семье, в глубинной России, рос в
плодородном орловском и елецком подстепье. Гордость за свою
родословную, дворянский быт и культуру, специфический уклад
целого социального пласта, безвозвратно смытого временем,— все
это повлияло на “жизненный состав” Бунина.
Бедность, стучавшаяся в родительскую усадьбу, заставила будущего
писателя, автора “Деревни”, близко познакомиться с радостями и
печалями простого народа. Девятнадцати лет он покинул родовое
гнездо, по словам матери, “с одним крестом на груди”, переменил
множество профессий — корректора, библиотекаря, статистика,
владельца книжной лавки...
3.
Темы “философии истории” и “души русских людей вообще” являютсялейтмотивом его “программной” повести “Деревня”. В одном из внутренних
диалогов этого произведения Бунин так говорит о русском человеке: “Не
хвалитесь... что вы — русские! Дикий мы народ!.. Историю почитаешь —
волосы дыбом станут: брат на брата, сват на свата, сын на отца, вероломство
да убийство, убийство да вероломство...” Жалея народ вообще, Бунин
приходит к неутешительному итогу — в своих бедах виноват сам народ.
Незамысловатую жизнь крестьян Бунин изображает как бытийно
значимую, таящую загадки национальной истории. В русском крестьянине и
русском человеке вообще Бунина восхищали богатство натуры, талант,
своеобразный артистизм, наивность, непосредственность и вместе с тем
настораживали невежество сознания и стихийность чувств. Писатель с
горечью отмечал смешение разнородных начал в народной жизни:
недовольство обыденным и смирение с нечеловеческим существованием;
мечтательность, желание подвига, высокий порыв и быстрая утомляемость,
переменчивость настроения; доброта, долготерпение одних и безмерное
своеволие, прихоть, беспощадный деспотизм других. А в результате —
непрактичность, бесхозяйственность, крайний максимализм, неумение
выбрать дело по силам, отсутствие прочных культурных традиций в быту,
семье, хозяйстве.
4.
Проблема интерпретации черт русскогонационального характера является одной из
ключевых в творчестве И.А. Бунина. В результате
ее осмысления сформировалась авторская
концепция, своего рода идеальный образ русского
человека. Бунинские герои, транслирующие этот
образ, всегда связаны с древним прошлым, со
сказочной традицией. Также они, как правило,
являются странниками и сказителями, что является
развитием тенденций восприятия национального
характера, заложенных в литературе XIX века.
Деструктивное же начало в русском национальном
характере связывает И.А. Бунин, вслед за М.
Горьким, с инонациональными чертами.
5.
В качестве особого этапа творческой судьбы Бунина выделяетсятворчество 1910-х гг., вобравшее в себя трагедийное
мирочувствие предреволюционного десятилетия – в масштабе,
как России, так и современной цивилизации в целом. В 1910-е
гг. заметно снижается активность Бунина в сфере лирики, а на
первый план выступают масштабные эпические полотна. Вопервых, это рассказы и повести о России и русском
крестьянстве, наполненные как отголосками событий 1905 г.,
так и грозными предвестиями недалекого будущего. Этот ряд
раздумий о "светлых и темных, но почти всегда трагических
основах" русской души открывается повестью "Деревня" (1910),
принесшей автору всероссийскую известность и вызвавшей
бурную полемику в критике. Это рассказ об искажениях в
психологии народа, об убожестве крестьянской
действительности, неукорененности русского человека в быту.
6.
По мнению И.А. Бунина, именно мечта о жизни,в которой все дается без труда, легко, чудесно,
словно бы само собой составляет неотъемлемую
часть национального представления об идеальной
форме существования, сформировавшегося в
условиях пережитых русским народом лишений:
«Какая это старая русская болезнь, <…> – вечная
надежда, что придет какая-то лягушка с
волшебным кольцом и все за тебя сделает: стоит
только выйти на крылечко и перекинуть с руки
на руку колечко», – пишет он в «Великом
дурмане» (1919) И.А. Бунин акцентирует
внимание на такой черте национального
характера, как противоречивая
противоположность черт героя – деятельное
ожидание чуда и лень, пассивность.
7.
“Деревня” ознаменовала начало новогоплодотворного этапа в творчестве Бунина. В 1910-е
годы из-под его пера выходят: повесть “Суходол”,
рассказы “Веселый двор”. “Хорошая жизнь”, “Захар
Воробьев”, “Худая трава”, “Господин из СанФранциско” и “Сны Чанга”. “В эти годы,— вспоминал
писатель,— я чувствовал, как с каждым днем все
более крепнет моя рука, как горячо и уверенно
требуют исхода накопившиеся во мне силы”.
Деревенская тема продолжает занимать центральное
место в творчестве Бунина и в этот период. Он словно
чувствует, что в повести “Деревня” сказал еще далеко
не все — внутренний мир крестьянина остался за
пределами повести.
8.
Бунин с большим сочувствием относился к русскому народу, глубоко верил в егодушевное здоровье и могучие нравственные силы, лишь скованные в нем до поры
уродливыми формами современной общественной жизни. Не сомневаясь в грядущем
возрождении, писатель, однако, придавал несравненно большее значение способности
народа переносить жизненные невзгоды, нежели его стремлению активно противостоять
им. Таким выступает народ в рассказах “Веселый двор”, “Захар Воробьев”, “Худая трава”,
“Сверчок”. Герои этих произведений: кроткая, всепрощающая Анисья, простодушный и
добрый богатырь Захар Воробьев, Егор Минаев. Сверчок — являются для Бунина
представителями истинной России. Он противопоставляет их миру кулаков и лавочников.
На этих людей писатель возлагает надежды на грядущее национальное возрождение. “В
отношении людей мужицкого мира в дореволюционных деревенских вещах Бунина все
симпатии и неподдельное сочувствие художника на стороне бедных, изнуренных
безнадежной нуждой, голодом... унижениями от власть и капитал имущих. В них его
особо трогают покорность судьбе, терпение и стоицизм во всех испытаниях голода и
холода, нравственная чистота, вера в Бога, простодушные сожаления о прошлом. К
людям, так или иначе порывающим с этим исконным крестьянским миром... Бунин
беспощаден”,— писал А. Т. Твардовский.
9.
Эта непоколебимая позиция Бунина с ещебольшей силой сказалась в эпоху великих
революционных потрясений, когда народ с
оружием в руках поднялся на борьбу. В
восставших писатель увидел ту слепую,
разрушительную силу, которой сам всегда
страшился и которую ненавидел. Он отказался
признать народ в этих людях и навсегда порвал с
этим народом... Бунин провел в эмиграции
тридцать три года, где не переставал заниматься
литературной деятельностью, в отличие от
многих других эмигрировавших русских
писателей. Пережив короткий период творческой
растерянности, он нашел в себе силы включиться
в работу.
10.
Трагическое сознание того, что он навсегда потерял Россию, не покидалоБунина до последних дней его жизни. Жизнь вне России поневоле
поставила перед ним задачу, к выполнению которой он и без того был
подготовлен всем своим предшествующим опытом. Оторванность от
родины, обладание исключительно старым историческим материалом и
старыми о нем представлениями стали причиной того, что произведения
этого периода — “Жизнь Арсеньева”, цикл “Темные аллеи” и некоторые
другие — тяготеют к “прошлому, отжившему” и его вечным проблемам.
Именно в разлуке с родиной, вдали от нее, у Бунина нашлись самые
нежные, самые ласковые слова о ней, которые он раньше, живя в России,
стеснялся произнести вслух. Вера в Россию (“Разве можем мы забыть
родину? — повторял он.— Она — в душе”), очевидно, и предопределила
исключительность судьбы Бунина даже среди богатой талантами русской
литературы. Он не только был, но и остается одним из крупнейших русских
писателей.