Похожие презентации:
Духовная_культура_Московского_государства
1.
2.
ВведениеРазвитие русской культуры в этот период
происходило под воздействием
множества факторов. Это и развитие
прежних традиций, особенно связанных с
христианскими ценностями и церковными
интересами. Появляются и новые
факторы, влияющие на культуру:
собирание русских земель вокруг
Московского княжества и создание
единого централизованного государства,
утверждение национального
самосознания в борьбе против
золотоордынского ига. От века к веку все
заметнее становится роль Москвы,
московских великих князей. Московская
Русь превратилась в центр не только
объединительных процессов, но и
развития культуры.
3.
ЦерквиПримечательной чертой церковной жизни
14–15 вв. стало стремительное увеличение
числа общежительных монастырей.
•Собор Преображения Господня, что на Бору.
Построен к 1330 году.
•Собор Благовещения Пресвятой Богородицы
в Кремле. Вероятно, первая деревянная церковь
построена в конце XIII — начале XIV века.
Каменный храм второй половины XIV века
заменён более обширным в 1416 году.
•Собор Спаса Нерукотворного Образа в СпасоАндрониковом монастыре. В соборе
сохранились фрагменты росписи, выполненной
Андреем Рублёвым.
•Церковь Владимира равноапостольного, что
в Старых Садех. Построена в 1514–1516 годах
зодчим Алевизом Новым на месте одноимённого
старого храма.
•Церковь Космы и Дамиана Римских, что в
Старых Панех. Храм выстроен на месте
сгоревшей в 1564 году одноимённой деревянной
церкви.
Именно в этот период сформировался митрополичий двор,
аналогичный по структуре княжескому двору, а церковь
превратилась в крупного земельного собственника и ее
владения были оформлены юридически. православная
церковь поддержала объединение земель вокруг Москвы,
укрепление великокняжеской власти и создание
централизованного государства.
4.
ЛитератураВ русской литературе большое место занимала тема борьбы с ордынским игом. Особенно выделяются
произведения Куликовского цикла (“Задонщина”, “Сказание о Мамаевом побоище”). Они проникнуты
чувством патриотизма и восхищения подвигами русских воинов.
Во второй половине XV в. новое рождение переживает старый жанр хождений (описаний путешествий).
Особенно популярным было чтение о приключениях тверского купца Афанасия Никитина, дошедшего до
Индии. “Хождение за три моря” - описание восьмилетнего драматического странствия, которое завершается
возвращением в родные края.
Сохранялись и умножались летописные традиции. В XIV в. в Москве создается общерусский летописный
свод, а составленный в 1442 г. “Хронограф” включает описание всемирной истории.
5.
КнигопечатаниеВ XIV веке на Русь стали ввозить
бумагу. Этот материал был более
дешёвым, чем пергамент, и более
удобным, поэтому на Руси стало
появляться больше книг.
Начало книгопечатания в России
относится к середине XVI века. 1
марта 1564 года из московской
типографии вышел «Апостол» —
первая русская датированная
печатная книга. Во главе
государственной типографии,
созданной по инициативе Ивана IV
и митрополита Макария, стали
дьякон кремлёвской церкви Иван
Фёдоров и Пётр Мстиславец.
6.
1) Сначала типографские работы проводились вКремле, затем был создан Московский печатный
двор (первая крупная типография) на Никольской
улице. Первые книги, созданные в типографии,
были религиозной тематики: «Евангелие»,
«Часослов» содержали молитвословы и
песнопения для службы в церкви. Позднее был
выпущен первый печатный букварь.
2) Появление азбуки и начало печатания книг
на учебную тематику связно с деятельностью
Василия Бурцева в 1630-1640-ые. Датой
первого издания азбуки стал 1634 год.
Перепечатка грамматики Мелентия
Смотрицкого относится к 1648 году.
7.
Еретические движения на РусиПоявление еретических движений относятся к
первым векам существования христианства.
Еретики не пытались изменить текст Священного
писания, но трактовали его иначе, чем это было
приянто церковью.
Ересь Стригольников
Распространились в Новгороде в конце XIV века.
Отрицали церковную иерархию, выступали против
практики продажи церковных должностей. В начале
XV века, после заключения в тюрьму лидеров
движения, секта перестала существовать.
Ересь жидовствующих.
Появилась в конце XV века в Новгороде. Отрицала
монашество и поклонение иконам. Сторонниками
жидовствующих были представители новгородской
и московской знати. Для осуждения еретиков было
собрано несколько церковных соборов. В 1504 году
лидеры движения были сожжены на костре, а
остальные сосланы в монастырь.
8.
Ересь Матвея Башкина и Феодосия КосогоЧерез 50 лет после Собора против
жидовствующих,
появилась
новая
ересь,
возникшая одновременно в двух местах: в 1554 г.
в Москве ее распространял Матфей Башкин, а на
Белоозере Федор Косой. Они отрицали учение о
Святой Троице, учение о Божественности Христа,
не признавали церковной иерархии, отрицали
почитание икон, выступали против Предания и
монашества.
Они говорили, что все люди перед Богом равны и
отношения между ними должны основываться на
принципах христианской любви, поэтому для христиан
неприемлемо рабство, закабаление одних другими. Ересь
возникла
под
влиянием
реформаторских
идей,
распространявшихся в соседних Польше, Литве, Белоруссии
и Украине. Однако в России еретики не смогли найти
широкой поддержки и фактически остались одни. В 1554 г.
был созван Собор, на котором еретики были осуждены, но
Ф. Косому удалось бежать в Белоруссию. Вторично он был
осужден в 1583 г. и заточен в Волоколамский монастырь.