Изменения в положении русской православной церкви
Ереси
Борьба против ереси- жидовствующие
Нестяжатели
Иосифляне
"Москва - третий Рим" -
Троице- Сергиев монастырь
Подводим итоги
316.50K
Категории: ИсторияИстория РелигияРелигия

Церковь и государство в 16 в. История России. 7 класс

1.

История России 7 класс

2. Изменения в положении русской православной церкви

Полная самостоятельность от греческой
церкви
1453 г.
Прочитайте документ на стр. 191
« Русский историк П. Н. Милюков об
избрании митрополита Ионы»

3. Ереси

Еще в XIV в. на Руси появляются еретические движения.
Ереси - это религиозные учения, противоречащие
ортодоксальным догматам церкви.
Так, возникшая в 70-х годах в Новгороде ересь стригольников
критиковала Библию и сочинения "отцов церкви", отвергала церковные
обряды, осуждала возвеличивание духовенства. Идеи стригольников
(происхождение этого названия неясно) содержали также
социальный протест: они выступали против закабаления
свободных людей. Несмотря на преследования, сторонники
стригольничества (низшее духовенство и ремесленники) встречались и
в середине XV в.
Новая ересь (вторая половина XV в.) получила название
ереси "жидовствующих", так как ее приверженцы обвинялись в
переходе в иудаизм. Видимо, действительно, эти еретики
использовали какие-то сочинения иудейских авторов, в целом
оставаясь в пределах христианского вероучения.
Еретики-священники отрицали церковную иерархию, не
принимали догмат о троичности божества, считали ненужными иконы и
обряды.

4. Борьба против ереси- жидовствующие

Борьба против ересижидовствующие
Против еретичества повела решительную борьбу церковь.
Высшие церковные иерархи: новгородский архиепископ
Геннадий и игумен крупнейшего монастыря Иосиф Волоцкий призывали применить силу против них.
В 1490 г. ересь была осуждена церковным собором в Москве.
Тем не менее она проникла даже в великокняжеский дворец, и
одно время еретикам покровительствовал Иван III. Но в 1502 г. он
окончательно порвал с ними. Тогда новый церковный собор в
1504 г. осудил еретиков на смерть.
Однако в последующее время под влиянием ереси
"жидовствующих" находились так называемые русские
вольнодумцы: Матвей Башкин и один из его соратников Феодосии
Косой.

5. Нестяжатели

Внутреннее церковное движение связано и с такими
направлениями, как «иосифлянство" и "нестяжательство". В
центре спора между ними стоял вопрос о церковных
богатствах.
Теория "нестяжательства" зародилась в конце XVв. среди монашества
заволжских монастырей. Их идеологом
стал Нил Сорский. Он настаивал на необходимости строгого
использования церковных правил и обрядов, в целях
нравственного самоусовершенствования проповедовал ведение
аскетического образа жизни и отказ от мирских
удовольствий.
В этой связи Нил пришел к выводу о вреде
монастырского крупного землевладения и считал возможной
его ликвидацию.
На церковном соборе 1503 г. нестяжатели выдвинули программу,
"чтобы у монастырей сел не было, а жили бы они по пустыням, а
кормились бы рукодельем.

6. Иосифляне

Другие же церковные деятели настаивали на
необходимости для церкви иметь большие
материальные средства, чтобы можно было успешно
выполнять функции проводника христианской веры.
Они также требовали невмешательства
светской власти в церковные дела, добиваясь
сильной, богатой и независимой церкви, занимающей
высокое положение в политической жизни
государства.
Во главе этого направления стоял настоятель
подмосковного Волоцкого монастыря Иосиф (отсюда
- «иосифляне").

7. "Москва - третий Рим" -

"Москва - третий Рим" Москва - третий Рим" - политическая
теория в XVI в. в России, обосновавшая
всемирно - историческое значение
столицы русского государства Москвы
как политического и церковного центра.
"
Теория
"Москва - третий Рим"
утверждала, что исторической
преемницей Римской и Византийской
империй, павших, создателя этой
теории, из-за отклонения от "истинной
веры", является Московская Русь "третий Рим".
Теория
"Москва - третий Рим" была
сформулирована в начале XVI в. в
посланиях псковского монаха Филофея к
московскому великому князю Василию
III Ивановичу.

8. Троице- Сергиев монастырь

В стенах этого монастыря была разработана теория «Москва- Третий Рим»

9. Подводим итоги

Русская Православная церковь,
избавившись от византийской зависимости,
значительно повысила свой авторитет как
духовного центра русского государства.
Однако она постепенно начинает попадать
в зависимость от великокняжеской власти.
English     Русский Правила