187.94K
Категория: ФилософияФилософия

философия нового времени

1.

Философия Нового времени
и эпохи Просвещения

2.

Философия Нового времени
1. Специфика философии Нового времени.
2. Рационализм и дуализм Декарта.
3. Эмпиризм Бэкона.
4. Проблемы государства и гносеология Т. Гоббса.
5. Сенсуализм Дж. Локка.
6. Философско – антропологические идеи Б. Паскаля.
7. Учение о монадах Лейбница.
8. Рационализм и монизм Спинозы.
9.Зарождение идеологии Просвещения.

3.

Понятийный словарь:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Рационализм
Эмпиризм
Аксиомы
Детерминизм
Деизм
Пантеизм

4.

Специфика философии
Нового времени (17-18 вв)
O Условно
началом Нового времени считается 1640 год –
Английская
буржуазная
революция
(эра
буржуазных
отношений, индустриальной цивилизации).
O Развивалась наука (первая и вторая научные революции).
O Переход от феодализма (Средневековья) к капитализму
вызвал
бурный
рост
производства,
развитие
науки,
ниспровержение духовной диктатуры религии.
O Падение авторитета церкви и рост авторитета науки.
O Светский характер (полная независимость от религиозного
вероучения).
O Деизм (религиозно-философское направление, признающее
существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее
большинство сверхъестественных и мистических явлений,
Божественное откровение и религиозный догматизм).

5.

Специфика философии
Нового времени (17-18 вв)
O Разрушение антропоцентризма (Вселенная – это не механизм вокруг
человека, и она не специально создана для человека).
O Идеи механики для построения картины мира + метафизические
методы.
O Интерес к проблеме познания (отделение науки от религии и
искусства).
O Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно
наука (=разум) способна обогатить человечество, избавить его от бед и
страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить
общественный прогресс (Ф.Бэкон).
O Полная секуляризация науки. Никакие авторитеты не признаются,
кроме авторитета самого разума (Т.Гоббс).
O Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно
тогда, когда будет сформулирован главный метод мышления, метод
«чистого разума», способного действовать во всех науках (Р.Декарт).

6.

Основные направления
OРационализм – (в пер. разум) –философское направление,
согласно которому основой бытия и познания является
разум (представитель: Рене Декарт, Бенедикт Спиноза,
Лейбниц). Дедукция – от общего к частному.
O Выделяют два основных направления в рационализме:
1. Онтологический (в основе бытия разумное начало, т.е.
бытие разумно).
2. Гносеологический (в основе познания лежит разум).

7.

Основные направления
OЭмпиризм
– философское направление, сторонники
которого полагают, что в основе познания лежит опыт.
O «Нет ничего в разуме того, чего не было бы в опыте»;
«Знание – сила» (основатель: Фрэнсис Бэкон).
OИндукция – от частного к общему.
OОбщее
между эмпиристами и рационалистами: ищут
истину через знания; определяют свойства научного знания
как адекватность отражения природы и мира и
законосообразность, т.е. наука должна быть объясняющей,
но вот что лежит в основе познания – чувства или разум –
это и есть вопрос борьбы эмпиристов и рационалистов.

8.

Рационализм и дуализм
Декарта:
Рене Декарт (1596-1650) – выдающийся философматематик, основоположник рационализма. Он обосновал
ведущую роль разума в познании. Стал автором теории
дуализма (пытался примирить материализм и идеализм).
«Мыслю, следовательно существую».
В основе бытия и познания лежит разум; в мире много
вещей, которые непонятны и в них можно усомниться, ни
одно суждение не может быть абсолютно истинным,
сомнение – свойство мысли. Следовательно, мышление –
есть работа разума.

9.

Рационализм и дуализм
Декарта:
Субстанция – основа бытия, это все, что существует
и не нуждается ни в чем, кроме себя.
Таким качеством обладает только Бог, который
создал другие субстанции и они не нуждаются ни в чем
кроме Бога. Субстанции независимы по отношению друг к
другу, но зависят от Бога.
Все субстанции:
1. материальные (вещи; обладающие протяжением, т.е.
длина, ширина, высота; делимы до бесконечности)
2. духовные (идеи; обладающие мышлением; неделимы).
Все свойства иные называются – модусами.

10.

Рационализм и дуализм
Декарта:
Человек состоит из двух субстанций –
материальной
(телесно-протяженность)
и
духовной
(мыслящей). И человек единственное такое существо
(дуалистическое).
Считал бессмысленным вопрос о первопричине
мира: материя или дух. Материя и сознание соединяются
только в человеке, а он дуалистичен. Следовательно и мир
дуалистичен.
Познание мира только научным методом – дедукция.
Существует особый род знаний, которые не
нуждаются в доказательствах – аксиомы – врожденные
идеи, которые существуют в разуме Бога и человека.

11.

Эмпиризм Ф. Бэкона:
Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) – выдающийся английский
философ, основатель эмпиризма (выходец из бедной семьи, стал
вторым лицом в государстве и попавшийся на взятке, заключен
в Тауэр).
«Знание – сила». Наука не самоцель, а средство познания
действительности. Чем больше теоретического и практического
опыта накопило человечество, тем ближе оно к истинному
познанию.
Цель знания – помочь добиться человеку практических
результатов его деятельности.
Познание природы должно опираться на опыт, т.е. от
установленных фактов к обобщению (индукция).

12.

Эмпиризм Ф. Бэкона:
Выделил пути познавательной деятельности:
1. Путь паука (рационалисты): ткут паутину мыслей из своего
ума.
2. Путь муравья (эмпиристы) – видят проблему снаружи, на
основе опыта, но не изнутри; тащат все без разбора.
3. Путь пчелы – необходимо собрать информацию снаружи и
изнутри.

13.

Эмпиризм Ф. Бэкона:
Выделил 4 причины, которые препятствуют человеку получать
истинное знание:
1. Призрак рода (преломление через культуру; характерно для всех
людей; склонность к поспешному умозаключению).
2. Призрак пещеры (влияние личности на процесс познания,
предрассудки).
3. Призрак рынка или площади (из-за неправильного употребления
понятийного аппарата).
4. Призрак театра (влияние философии на процесс познания).
Он обозначил уровни знания:
1.разумное мышление (связано с философией и наукой)
2. религиозное знание (возникает в сфере геологии).
3. история и поэзия (память и воображение).
Отсюда был сделан вывод о «двух видах истин» — истины веры и истины
знания.

14.

Проблемы государства и
гносеология Т. Гоббса:
Томас Гоббс (1588-1679) – продолжатель и секретарь Бэкона,
считавший что задача науки состоит в увеличении власти человека над
природой и увеличении количества благ.
Цель философии – в достижении практических результатов
деятельности человека.
Важнейшая проблема – это взаимоотношение общества и
государства. Разработал концепцию «Левиафан» (чудовище; «война всех
против всех- было ранее нормой, но худой мир лучше доброй войны»).
Считал, что чувственное восприятие – основа познания, через
ощущения как сигналы органов чувств – «знаки», которые имеют
классификацию:
сигналы (звуки животных);
метки (знаки, придуманные человеком для общения);
естественные знаки (сигналы природы);
произвольные коммуникативные (язык);
знаки в роли «меток» (закодированный научный язык);
знаки знаков (общие понятия).

15.

Сенсуализм Дж. Локка:
Джон Локк (1632-1704) – развивал идеи Бэкона и Гоббса.
Сознание – это пустое помещение, которое наполняется
опытом, оно есть «чистая доска».
Личность - это непрерывность сознания.
В сознании может быть только то, что есть в ощущениях.
Опыт может быть внешним, полученным в результате
воздействия материальных тел на органы чувств, а также
внутренним, возникшим в ходе работы мысли человека.
Выделил три вида знаний:
• исходное (чувственное знание единичных вещей);
• демонстративное (через сравнение понятий);
• интуитивное (оценка разумом соответствия идей друг другу).

16.

Сенсуализм Дж. Локка:
Цель
философии

помочь
человеку
добиться
деятельности, для этого нужно иметь опыт.
Идеал человека – добропорядочный джентльмен, который
повышает уровень образования и добивается хороших
результатов.
Счастье – это максимальное удовольствие и минимум
страданий, а любовь – это естественное состояние.
Идеал
государства

разделение
властей
на
законодательную,
исполнительную
и
федеративню
(внешнеполитическую).
Разрабатывал идеи демократической революции. Локк
считал правомерным и необходимым восстание народа против
тиранической власти, посягающей на естественные права и
свободу народа.

17.

Философско –антропологические
идеи Б. Паскаля:
Блез Паскаль (1623-1662) – выдающийся философ и
физик. Разочаровался в точных науках и обратился к
религии.
Человек- это мыслящий тростник, «ничтожнейшее
существо». Он хрупок, его существование очень короткое, и
конец неизвестен. Но именно осознание своей ничтожности
делают человека великим.
Человек – пылинка в космосе, он заброшен и одинок.
Для человека характерно тоска, тревога, беспокойство.

18.

Философско –антропологические
идеи Б. Паскаля:
Считался вундеркиндом. Воспитывался отцом (был судьей, но
в душе математиком), имел удивительные способности в
математике.
Декарт мечтал познакомиться с таким подростком.
Изобрел калькулятор – паскалина, чтобы облегчить отцу
подсчет налоговых сборов (он был королевским сборщиком
податей, т.е. налогов).
Автор теории вероятностей (по просьба азартного карточного
игрока – друга).
Изобрел
барометр.
Изучал
атмосферное
давление.
Предсказывал погоду. Доказал существование вакуума в любой
материи.
Вывел принцип сообщающихся сосудов.
После случайного спасения, обратился в монастырь и ударился в
религию.

19.

Рационализм и монизм
Спинозы:
Бенедикт (Баруха) Спиноза – нидерландский философ,
последователь Декарта.
Три вопроса в его философии: проблема субстанции, теория
познания и этика (вопрос о соотношении свободы и
необходимости).
В целом был согласен с теорией Декарта о субстанциях, но
видел противоречие: если субстанция самостоятельна, не зависит
ни от кого кроме себя самой, то почему она зависит от Бога?
Спиноза полагал, что нет различий между Богом и субстанцией,
сотворенной им. Существует одна субстанция и она в себе все
содержит – и Бог внутри ее.
Эта субстанция – Природа-Бог- существует самостоятельно,
имеет протяженность, мышление, несотворима и неуничтожима, а
все остальные вещи изменчивы – это ее проявление –
называются модусами, а их свойства – атрибутами.

20.

Рационализм и монизм
Спинозы:
Выделил три ступени познания:
1. «Познание в чистом виде» (из разума человека и не зависит от
внешних обстоятельств, высшая степень познания).
2. «Познание, полученное в результате деятельности разума»
(логика).
3. «Чувственное отражение окружающего мира» (такое знание
недостоверно, недоказуемо, не играет роли в получении истинного
знания).
Центральным вопросом была проблема детерминизма и
соотношение свободы и необходимости. Путь к свободе
заключается в нахождении условий, при которых внешняя
необходимость будет внутренней. Для этого нужно познать
Природу-Бога и освободиться от аффектов.
«Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».

21.

Учение о монадах
Лейбница:
Готфрид Лейбниц (1646-1716) – математик, юрист и философ.
Последний
представитель
философии
Нового
времени
и
предшественник немецкой классической философии. Представитель
рационализма.
Выдвинул учение о монадах (множественности субстанций):
весь мир состоит из субстанций, имеющих единую природу – монады (в
пер. единое).
Монада проста, неделима, не имеет протяжения.
Обладает 4 свойствами: стремление, влечение, восприятие,
представление. Монады замкнуты и не зависят друг от друга.
4 класса монад:
• «голые» (неорганическая природа);
• монады животных (обладают ощущениями);
• монады человека (обладают памятью),
• Бог (высшая монада).

22.

Философия эпохи Просвещения

23.

Зарождение идеологии
Просвещения:
Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории
европейской культуры, связанная с развитием научной,
философской и общественной мысли.
В основе этого интеллектуального движения лежали
рационализм и свободомыслие.
Принципы Просвещения были положены в основу
американской Декларации независимости и французской
Декларации прав человека и гражданина.
В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного
миропонимания и обращение к разуму как к единственному
критерию познания человека и общества.

24.

Зарождение идеологии
Просвещения:
1. Родиной стала Англия 17 в.
2. Ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге.
3. Открытая пропаганда идей буржуазии и, как следствие, Великая
французская революция.
4. В центре внимания – социальная проблематика (свобода человека,
капитализм).
5. Человек не является злым по природе. Таким его делает общество:
несовершенство
общественных
отношений
и
неправильное
воспитание. Вывод один: надо изменить общество и систему
воспитания.
6. Правильно воспитанный, т.е. просвещенный, человек займет
позицию разумного эгоизма, принцип которого - «живи сам и дай жить
другим». Соответствующий этому принципу строй должен обеспечить
юридическое равенство всех граждан вне зависимости от сословных,
национальных, конфессиональных различий между ними.

25.

Зарождение идеологии
Просвещения:
Основные направления:
1. Деизм - критиковали пантеизм (отождествление Бога и природы),
отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и
дела людей - Бог только творит мир и больше в его жизни не участвует.
• Франсуа Вольтер – выступал против религии, ничто не может доказать
существование Бога и он нужен для того, что держать общество в
страхе наказания. Гуманное отношение к простому народу. Идеал
государства – монархия.
• Шарь Луи Монтескье – Бог - средство поддержания порядка, отвергал
идею бессмертия души, критиковал христианство за введение людей в
заблуждение. Люди делают историю. Влияние климата на характер
общества. Ранее было «естественное состояние» – потом появилось
государство, разделение властей.
• Жан Жак Руссо – позиция революционной демократии. В человеке
смертное тело и бессмертная душа. Мир познать невозможно. Особая
система воспитания детей.

26.

Зарождение идеологии
Просвещения:
Основные направления:
2. Атеистическо-материалистическое - отвергали сами идею
существования бога в любых формах, объясняли происхождение мира
и человека с материалистических позиций, в вопросах познания
отдавали предпочтение эмпиризму.
• Жан Мелье – был священником, но пришел к полному атеизму.
Раскритиковал Библию. Творец всего – природа. Мир состоит из
материи, вещи состоят из частиц материи, познание через чувства.
• Клод Гельвеций – изучал умственные способности человека.
• Дени Дидро – создатель «Энциклопедии». Критика христианства,
связь его с язычеством.
• Поль Гольбах – самый прямолинейный. Доказывал преимущество и
правдоподобие земного происхождения религии.

27.

Зарождение идеологии
Просвещения:
Основные направления:
3. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) - занимались
проблемой разработки и построения идеального общества,
основанного на равенстве и социальной справедливости.
• Габриэль Мабли – главное значение философии в распространении
морали. Первобытный Коммунизм – золотой век человечества.
• Франсуа Бабеф – первый коммунист – теоретик. Частная
собственность – главное социальное зло, тк она разделила
общество на бедных и богатых. Нужна насильственная революция
для уравнивания. Подготовил восстание, но его рассекретили и
казнили
• Клод Сен-Симон – теория социальной физиологии, где общество –
это целостный организм. В основе экономика (пошел дальше К.
Маркса). Предложил общественную религию: «человек человеку брат».

28.

Домашнее задание эссе
Темы для для ЭССЕ:
1. «Мыслю, следовательно существую» – Рене Декарт.
2. «Сознание – это пустое помещение, которое наполняется
опытом» - Джон Локк.
3. «Если люди долго спорят, то это доказывает, что то, о чем они
спорят, неясно для них самих» - Франсуа Вольтер.
4. «Наша любовь к самим себе помогает любви к другим» –
Франсуа Вольтер.
5. «Выше всех ценятся те благородные поступки, которые
остаются неявными» - Блез Паскаль.
6. «Почему люди следуют за большинством? Потому ли, что оно
право? Нет, потому что сильно» - Блез Паскаль.
English     Русский Правила