Похожие презентации:
Презентация 2
1.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯНОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ФГБОУ ВО НГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ)
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
Лекция 7.
Тема: Философия Средних веков.
Доцент, канд. филос. наук,
доцент кафедры философии
Софиенко М.Б.
Новосибирск.
2.
ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИРАССМОТРЕТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ЗАРОЖДЕНИЕ, ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ, ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ
ФИЛОСОФИИ В ТОМ ЧИСЛЕ В КОНТЕКСТЕ ЕЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ С
ФИЛОСОФИЕЙ АНТИЧНОСТИ.
3.
ПЛАН ЛЕКЦИИ.ВВЕДЕНИЕ. СПЕЦИФИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.
I. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.
II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.
III. ФИЛОСОФИЯ АПОЛОГЕТОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ.
IV. ПАТРИСТИКА: ФИЛОСОФИЯ ОТЦОВ ЦЕРКВИ. ПОНЯТИЕ ДОГМАТА.
V. СХОЛАСТИКА: РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ.
VI. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА.
VII. ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ: РЕАЛИЗМ И НОМИНАЛИЗМ.
VIII. ТЕОРИЯ ДВУХ ИСТИН: ТЕОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.
4.
ВВЕДЕНИЕ. СПЕЦИФИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ВОЗНИКЛА
РАНЬШЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
СРЕДНИЕ ВЕКА: V - XIV ВВ.
476 Г. – ПАДЕНИЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ:
РОМУЛ АВГУСТ ОТРЕКСЯ ОТ ПРЕСТОЛА
ФИЛОСОФИЯ ОТЦОВ – АПОЛОГЕТОВ.
(ИУСТИН – ФИЛОСОФ – 165 Г. Н.Э.)
АПОЛОГЕТИКА (СОЧИНЕНИЯ РАННИХ
ОТЦОВ ЦЕРКВИ В ЗАЩИТУ
ХРИСТИАНСТВА):
ПРИОРИТЕТ ХРИСТИАНСТВА
ХРИСТИАНСТВО ОПРЕДЕЛИЛО
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЭПОХИ, ИДЕИ И
ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ФИЛОСОФИИ
5.
ВВЕДЕНИЕ. СПЕЦИФИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП
СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
ТЕОЦЕНТРИЗМ
ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ПОНИМАНИИ
БОГА КАК АБСОЛЮТНОГО, СОВЕРШЕННОГО, НАИВЫСШЕГО
БЫТИЯ, ЕДИНСТВЕННОГО ИСТОЧНИКА ЖИЗНИ И ЛЮБОГО
БЛАГА.
ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП АНТИЧНОЙ
ФИЛОСОФИИ
ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП
СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
КОСМОЦЕНТРИЗМ – ВОСПРИЯТИЕ
МИРА КАК ЕДИНОГО ЦЕЛОГО,
КОТОРОЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В
МНОГООБРАЗИИ.
КОСМОС И МИР ТОЖДЕСТВЕННЫ.
ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ МИРА
НАХОДИТСЯ В НЕМ САМОМ.
ТЕОЦЕНТРИЗМ – БОГ И МИР
НЕ ТОЖДЕСТВЕННЫ.
МИР СУЩЕСТВУЕТ
БЛАГОДАРЯ БОГУ И ПО ЕГО
ВОЛЕ.
ПРИЧИНОЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
МИРА ЯВЛЯЕТСЯ БОГ.
6.
I. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.В 313 ГОДУ ИМПЕРАТОР КОНСТАНТИН ИЗДАЛ МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ,
ПРИРАВНЯВШИЙ ХРИСТИАНСТВО КО ВСЕМ РЕЛИГИЯМ РИМСКОЙ
ИМПЕРИИ.
СХОЛАСТИКА (ОТ ГРЕЧ. ΣΧΟΛΑΣΤΙΚΊΑΣ –
ШКОЛЬНЫЙ, УЧЕНЫЙ) – ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ
РАССУЖДЕНИЯ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ
ПО ЗАКОНАМ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ.
ЦЕЛЬ: ПОИСК РАЦИОНАЛЬНЫХ ОТВЕТОВ
НА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ,
ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ
ХРИСТИАНСТВА.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ:
АЛКУИН, АБЕЛЯР, СИГЕРБРАБАНТСКИЙ,
АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ,
ФОМА АКВИНСКИЙ…
7.
II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.1.
2.
3.
КРЕАЦИОНИЗМ
ПРИРОДА
ЧЕЛОВЕКА
ТЕОДИЦИЯ
СОТВОРЕНИЕ МИРА БОГОМ. БОГ ПО СВОЕЙ БЛАГОЙ ВОЛЕ
СОТВОРИЛ «ИЗ НИЧЕГО» («EX NIHILO») ВЕСЬ МИР, ПРИРОДУ,
ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА.
ПОСКОЛЬКУ БОГ СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА ПО СВОЕМУ ОБРАЗУ И
ПОДОБИЮ, ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛА
БОЖЕСТВЕННОЙ. И В СООТВЕТСТВИИ СО СВОЕЙ ПРИРОДОЙ,
ЧЕЛОВЕК ПОЛУЧИЛ ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ РЯДОМ С БОГОМ(В
ЭДЕМЕ). НО ГРЕХОПАДЕНИЕ ИСКАЗИЛО ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА –
ОН БЫЛ ИЗГНАН ИЗ ЭДЕМА, ПРИОБРЕЛ ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО И
СТАЛ СМЕРТНЫМ.
ОПРАВДАНИЕ БОГА: ЕСЛИ БОГ ВСЕБЛАГОЙ, ВСЕВЕДУЩИЙ И
ВСЕМОГУЩИЙ, ОТКУДА В МИРЕ ЗЛО. ПРИЧИНОЙ ЗЛА –
СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕКОМ ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ.
ЗЛО ВОЗНИКЛО ПО ВИНЕ ЧЕЛОВЕКА,
ЖЕЛАЮЩЕГО МАКСИМАЛЬНО ПРОДЛИТЬ
СОБСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ ВЗАМЕН УТРАЧЕННОГО
БЕССМЕРТИЯ .
8.
II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.4.
ПРОБЛЕМА
СВОБОДЫ
ВОЛИ
5.
СОТЕРИОЛОГИЯ
6.
СВОБОДА И
БЛАГОДАТЬ
СВОБОДА ВОЛИ (В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ) –
ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА МЕЖДУ ГРЕХОМ И ПРАВЕДНОСТЬЮ.
ЧЕЛОВЕК ПОЛУЧИЛ ЕЕ ОТ БОГА. НО ПОТОМ ОСЛУШАЛСЯ БОГА
И ИСКАЗИЛ СВОЮ ПРИРОДУ – СТАЛ СМЕРТНЫМ.
НЕ ПОДЧИНИВШИСЬ БОГУ, ПОПАЛ ПОД ВЛАСТЬ СМЕРТИ И
ГРЕХА. ПРОБЛЕМА СОСТОИТ В ТОМ, СОХРАНИЛ ЛИ ЧЕЛОВЕК
СВОБОДУ ВОЛИ ПОСЛЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ.
ПРОБЛЕМА СПАСЕНИЯ. ВОЗМОЖНО ЛИ ВЕРНУТЬСЯ К БОГУ,
ВНОВЬ ОБРЕСТИ ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ И ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО.
ПОСКОЛЬКУ ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ СТАЛ ЧАСТЬЮ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ, ИСКАЗИЛ ЕЕ,
ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ САМ ВОЗДЕРЖАТЬСЯ ОТ
ГРЕХА. ПОЭТОМУ ОН ДОЛЖЕН ПРОСИТЬ ПОМОЩИ У
БОГА (БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ).
САМОСТОЯТЕЛЬНО, БЕЗ ПОМОЩИ БОГА ЧЕЛОВЕК
СПАСТИСЬ НЕ В СОСТОЯНИИ.
9.
II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.ЧЕМ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК В ЖИЗНИ – ВЕРОЙ
В БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ ИЛИ СОБСТВЕННЫМ РАЗУМОМ.
ОБЩЕЕ МНЕНИЕ: ВЕРОЙ. ПРИОРИТЕТ РАЗУМА НАД ВЕРОЙ
ПРИВЕЛ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ К ГРЕХОПАДЕНИЮ
7.
ВЕРА И
РАЗУМ
8.
ПРОБЛЕМА
ДВУХ ИСТИН
9.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
БЫТИЯ БОГА
ПОПЫТКА ЛОГИЧЕСКИ ДОКАЗАТЬ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА
10.
ПРОБЛЕМА
УНИВЕРСАЛИЙ
ОТНОШЕНИЕ СУЩНОСТИ ВЕЩИ И
САМОЙ ВЕЩИ
КАК СЛЕДУТЕ РАССМАТРИВАТЬ ТЕОЛОГИЮ И ФИЛОСОФИЮ: КАК
ДВА АСПЕКТА ЕДИНОЙ ИСТИНЫ ИЛИ КАК ДВЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИСТИНЫ.
10.
II. ФИЛОСОФИЯ АПОЛОГЕТОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ.АПОЛОГЕТЫ
ЗАЩИТНИКИ
II – III вв. н.э.
АПОЛОГИЯ – ЗАЩИТА
ЗАЩИТА ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ
НА РЕЛИГИОЗНОМ
УРОВНЕ
НА ГОСУДАРСТВЕННОМ
УРОВНЕ
НА ФИЛОСОФСКОМ УРОВНЕ
– НА УРОВНЕ ИДЕЙ
ЗАЩИТА ОТ НАПАДОК
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГИХ
РЕЛИГИЙ
ЗАЩИТА ХРИСТИАНСТВА И
ХРИСТИАН ОТ ОБВИНЕНИЙ
В ПРЕСТУПЛЕНИЯХ,ЯКОБЫ
ИМЕЮЩИХ ОСНОВАНИЕМ
ИХ РЕЛИГИОЗНУЮ
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ.
ЗАЩИТА ОТ НАПАДОК
АНТИЧНЫХ ФИЛОСОФОВ
(ПРЕИМУЩЕСТВЕННО
РИМСКИХ) (ВЕРА И РАЗУМ)
11.
II. ФИЛОСОФИЯ АПОЛОГЕТОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ.ВО ВРЕМЕНА АПОЛОГЕТОВ НЕ БЫЛО ЧЕТКО
СФОРМУЛИРОВАННОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ДОКТРИНЫ.
ЭТО ПРОИЗОЙДЕТ ТОЛЬКО НА НИКЕЙСКОМ СОБОРЕ
В 325г., ГДЕ БУДЕТ ПРИНЯТ СИМВОЛ ВЕРЫ.
ПОЭТОМУ ТРУДЫ НЕКОТОРЫХ АПОЛОГЕТОВ
ВПОСЛЕДСТВИИ БУДУТ СЧИТАТЬСЯ
ЕРЕТИЧЕСКИМИ.
12.
II. ФИЛОСОФИЯ АПОЛОГЕТОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ.ТЕРТУЛЛИАН: CREDO QUIA ABSURDUM (ВЕРУЮ, ИБО АБСУРДНО)
ОБВИНИЛ РАЗУМ В ГРЕХОПАДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
ПРОБЛЕМА: СОБЫТИЯ БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ,
НЕОБХОДИМО
ПРОТИВОРЕЧАТ НАШИМ ПРЕДСТАВЛЕНЯМ О ВОЗМОЖНОМ.
НЕ ПРОСТО ВЕРИТЬ
В СУЩЕСТВОВАНИЕ
ОТВЕТ: РАЗУМ СПОСОБЕН ПОЗНАТЬ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, НО
БОГА: БОГУ
БОЖЕСТВЕННЫЕ ИСТИНЫ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ЗАКОНАМ
НЕОБХОДИМО
ПРИРОДЫ И ПОТОМУ КАЖУТСЯ НЕЛЕПЫМИ.
ДОВЕРЯТЬ.
И ПРИРОДА, И ЧЕЛОВЕК – ТВОРЕНИЯ БОГА.
РАЗУМ ЧЕЛОВЕКА НЕ В СОСТОЯНИИ ПОЗНАТЬ ИСТИНЫ ТВОРЦА.
В ОТКРОВЕНИИ БОГ САМ ОТКРЫВАЕТ СЕБЯ ЧЕЛОВЕКУ. ЧЕЛОВЕК
ДОЛЖЕН ПРОСТО ВЕРИТЬ ЕМУ, НЕ СОМНЕВАЯСЬ.
УВЕРЕННОСТЬ В СОБСТВЕННОМ РАЗУМЕ ПРИВЕЛА К
ТОМУ, ЧТО ПЕРВЫЕ ЛЮДИ УСОМНИЛИСЬ В СЛОВАХ БОГА
В ЭДЕМЕ. ТАК БЫЛ СОВЕРШЕН ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ.
13.
II. ФИЛОСОФИЯ АПОЛОГЕТОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ.ПРОБЛЕМА БОГА
И ТРОИЦЫ.
ЕДИНОРОДНЫЙ
СЫН БОГА
СВЯТОЙ ДУХ
БОГ
БЕСТЕЛЕСЕН
БОГ ЕСТЬ РЕАЛЬНОСТЬ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ.
БОГ
НЕПОЗНАВАЕМ
БОГ ЕСТЬ РЕАЛЬНОСТЬ
НЕПОСТИЖИМАЯ И НЕИСПОВЕДИМАЯ.
БОГ ЕСТЬ БЫТИЕ, ДАЮЩЕЕ БЫТИЕ
ВСЕМУ ОСТАЛЬНОМУ, КАК БЛАГО ЕСТЬ
ИСТОЧНИК ВСЯКОГО БЛАГА.
СУБСТАНЦИАЛЬНО СУЩАЯ МУРОСТЬ БОГА. ПОРОЖДЕН
ПОСРЕДСТВОМ ЭМАНАЦИИ, ДУХОВНОЙ АКТИВНОСТИ,
КАК РАЗУМ ПОРОЖДАЕТ ВОЛЮ.
БОГ ЕСТЬ
БЛАГО, БЫТИЕ
НИЖНЯЯ СТУПЕНЬ ИЕРАРХИИ.
БОГ РАСПРОСТРАНЯЕТ СВОЕ ДЕЙСТВИЕ НА ВСЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ,
СЫН – ТОЛЬКО НА РАЗУМНОЕ (ЧЕЛОВЕКА),
ДУХ – ТОЛЬКО НА СВЯТЫХ.
14.
II. ФИЛОСОФИЯ АПОЛОГЕТОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ.ПРОБЛЕМА
СОТВОРЕНИЯ МИРА.
ПРОБЛЕМА
СОТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПРОБЛЕМА ТЕОДИЦЕИ
ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ
ВОЛИ
ПРОБЛЕМА
АПОКАТАСТИСИСА
СОТВОРЕНИЕ МИРА ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ РАЗЪЕДИНЕНИЯ
БОЖЕСТВЕННОГО ЕДИНСТВА, ОТКЛОНЕНИЕ ОТ
СОВЕРШЕНСТВА, ДОПУЩЕННОГО ВЫСШИМИ ДУХАМИ.
ЛЮДИ – ЭТО БЫВШИЕ АНГЕЛЫ, ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ
БОГА И ЛЮЦИФЕРА ОЖИДАЛИ ПОБЕДИТЕЛЯ, ТАК КАК
НЕ ЛЮБИЛИ НИ ТОГО, НИ ДРУГОГО.
ЛЮДИ – ЭТО БЫВШИЕ АНГЕЛЫ, ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ
БОГА И ЛЮЦИФЕРА ОЖИДАЛИ ПОБЕДИТЕЛЯ, ТАК КАК
НЕ ЛЮБИЛИ НИ ТОГО, НИ ДРУГОГО.
ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ СВОБОДУ ВОЛИ И СПОСОБЕН ВЫБИРАТЬ
– ГРЕШИТЬ ЕМУ ИЛИ НЕТ. ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ВСЕ ЖЕ
СОВЕРШАЕТ ГРЕХ, ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО У НЕТ СВОБОДЫ
ВОЛИ. ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ВОЛЯ У НЕГО СЛАБАЯ.
15.
III. ПАТРИСТИКА: ФИЛОСОФИЯ ОТЦОВ ЦЕРКВИ.ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОГМАТОВ.
В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
УЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКИХ
ШКОЛ
О
ТРОИЦЕ.
О
БОГОСЫНОВСТВЕ
ХРИСТА.
В ХРИСТИАНСТВЕ:
ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫЕ
ИСТИНЫ, ОБСУЖДАЕМЫЕ
И ПРИНЯТЫЕ НА
ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ.
О ДВУХ СУЩНОСТЯХ
ХРИСТА
ПРИНЯТЫ НА НИКЕЙСКОМ СОБОРЕ (325 Г., ГОРОД НИКЕЯ).
СОЗВАННОМ КОНСТАНТИНОМ I.
О НЕПОРОЧНОМ
ЗАЧАТИИ.
16.
III. ПАТРИСТИКА: ФИЛОСОФИЯ ОТЦОВ ЦЕРКВИ.НАПИСАЛ
ПРОБЛЕМЫ:
БОЛЕЕ
100 КНИГ
ИСПОВЕДЬ
В ГРАДЕ
БОЖИЕМ
АВГУСТИН
ПОНИМАЛ СВОБОДУ
КАК СВОБОДУ ОТ
ГРЕХА
ПРИЗНАЛ
ВЕРУЙ, ЧТОБЫ ПОЗНАВАТЬ,
НЕОБХОДИМОСТЬ
ПОЗНАВАЙ, ЧТОБЫ ВЕРИТЬ.
ВЕРА И РАЗУМ.
РАЗУМА ПРИ
(CREDEUT INTELLIGAS
ПРИОРИТЕТЕ ВЕРЫ
INTELLIGEUT CREDAS)
СЧИТАЛ СВОБОДУ ВОЛИ
ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ САМ
СВОБОДА ВОЛИ.
УТРАЧЕННОЙ ПЕРВЫМИ
ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ГРЕХА.
ЛЮДЬМИ В ЭДЕМЕ.
ПОСМЕРТНАЯ УЧАСТЬ
ЧЕЛОВЕК ПО ПРИРОДЕ
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ.
ЧЕЛОВЕКА
ГРЕШЕН И ЗОЛ.
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНА.
ДЛЯ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ
ЖЕЛАЮЩИЙ СПАСТИСЬ
СВОБОДА И
ГРЕХА НЕОБХОДИМА
ДОЛЖЕН ПРОСИТЬ БОГА О
БЛАГОДАТЬ.
БЛАГОДАТЬ БОГА.
БЛАГОДАТИ.
17.
IV. СХОЛАСТИКА: РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ.(Σχολαστικίας – УЧЕНЫЙ, ШКОЛЬНЫЙ).
СХОЛАСТИКА – «ШКОЛЬНАЯ
/УЧЕНАЯ ФИЛОСОФИЯ».
(НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ?)
ПРОБЛЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ.
(КАРЛ ВЕЛИКИЙ, АЛКУИН).
ТЕОРИЯ ДВУХ ИСТИН
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:
ВЕРА И РАЗУМ
(ФИЛОСОФИЯ –
СЛУЖАНКА
БОГОСЛОВИЯ).
ПРОБЛЕМА
УНИВЕРСАЛИЙ
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
СУЩЕСТВОВАНИЯ
БОГА
ПЬЕР АБЕЛЯР
НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ
ФИЛОСОФЫ – СХОЛАСТЫ:
АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ
ФОМА АКВИНСКИЙ
УИЛЬЯМ ОККАМ
ВОЗРОЖДЕНИЕ
АНТИЧНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.
18.
V. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА.(АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ И ФОМА АКВИНСКИЙ).
АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ
(«МОНОЛОГ»)
АПОСТЕРИОРНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
ФОМА АКВИНСКИЙ («СУММА ТЕОЛОГИИ»)
АПОСТЕРИОРНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
(ОТ СЛЕДСТВИЯ К ПРИЧИНЕ)
ОБЩИЙ ПРИНЦИП АПОСТЕРИОРНЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ: ТАК КАК ИМЕЮТСЯ
ОЧЕВИДНЫЕ СЛЕДСТВИЯ, ЗНАЧИТ, ДОЛЖНА СУЩЕСТВОВАТЬ ПРИЧИНА.
САМО БЫТИЕ БОГА НЕ ОЧЕВИДНО ДЛЯ ЛЮДЕЙ, НО ЕГО МОЖНО ДОКАЗАТЬ, ЕСЛИ
РАССМАТРИВАТЬ КАК ПЕРВОПРИЧИНУ ИЗВЕСТНЫХ НАМ СЛЕДСТВИЙ.
ОТ ВСЕОБЩЕГО
СТРЕМЛЕНИЯ К БЛАГУ.
ОТ ДВИЖЕНИЯ.
ОТ ИДЕИ ВЕЛИЧИНЫ.
ОТ ПРОИЗВОДЯЩЕЙ ПРИЧИНЫ.
ОТ НЕОБХОДИМОСТИ И
СЛУЧАЙНОСТИ.
ОТ СУЩЕСТВОВАНИЯ
БЫТИЯ.
ОТ СТЕПЕНИ
СОВЕРШЕНСТВА.
ОТ СТЕПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА
ОТ РУКОВОДСТВА МИРОМ.
19.
V. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА: АПРИОРНОЕ(АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ – ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ).
СУТЬ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО
АРГУМЕНТА:
ЭПИГРАФ: «И СКАЗАЛ БЕЗУМЕЦ
В СЕРДЦЕ СВОЕМ – НЕТ БОГА».
1. КОГДА БЕЗУМЕЦ УТВЕРЖДАЕТ,
ЧТО БОГА НЕТ, ОН ПОНИМАЕТ, О
ЧЕМ ГОВОРИТ.
НЕОБХОДИМОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА
МЫ ПОЛУЧАЕМ ИЗ АНАЛИЗА ИДЕИ БОГА
(Т.Е. – ИЗ САМОЙ ПРИЧИНЫ, А НЕ ИЗ
СЛЕДСТВИЙ).
ИСХОДНЫЙ ТЕЗИС: БОГ ЕСТЬ НЕЧТО, ЧТО
ПРЕВОСХОДИТ ВСЕ МЫСЛИМОЕ
ПО ВЕЛИЧИНЕ (ВЕЛИЧИЮ)
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, В ЕГО РАЗУМЕ
БОГ ПРИСУТСТВУЕТ.
2. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, БЕЗУМЕЦ
ОТРИЦАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ
БОГА В РЕАЛЬНОМ МИРЕ, ЗА
ПРЕДЕЛАМИ ЕГО РАЗУМА.
20.
V. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА: АПРИОРНОЕ(АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ – ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ).
3. НО БОГ АПРИОРИ ЕСТЬ НАИБОЛЬШАЯ
ВЕЛИЧИНА. ТО ЕСТЬ ОН ЕСТЬ ТО, БОЛЕЕ
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ НИЧЕГО ПОМЫСЛИТЬ.
ПОЭТОМУ, ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬ
ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЕ В УМЕ, НО
ПРИ ЭТОМ ОТРИЦАТЬ ВНЕ УМА,
ВОЗНИКАЕТ ПРОТИВОРЕЧИЕ.
4. ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО, ЛИБО РАЗУМ
БЕЗУМЦА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВЕСЬ ОСТАЛЬНОЙ
МИР (ЧТО НЕВОЗМОЖНО), ЛИБО В МИРЕ
СУЩЕСТВУЕТ НЕЧТО БОЛЬШЕЕ, ЧЕМ БОГ
(ЧТО ТОЖЕ НЕВОЗМОЖНО).
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, БОГ
СУЩЕСТВУЕТ.
21.
VI.ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ.УНИВЕРСАЛИИ
ИСТОЧНИК
ПРОБЛЕМЫ
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ, КОТОРЫЕ ОПИСЫВАЮТ СУЩЕСТВЕННЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ (ПРИЗНАКИ, СВОЙСТВА) ОПРЕДЕЛЕННЫХ
КЛАССОВ (РОДОВ И ВИДОВ) ВЕЩЕЙ (= СУЩНОСТЬ).
ПЛАТОН
АНТИЧНОСТЬ
АРИСТОТЕЛЬ
1. СУЩЕСТВУЮТ ЛИ УНИВЕРСАЛИИ (РОДЫ И
ВИДЫ: РАСТЕНИЕ, ЖИВОТНОЕ, ЧЕЛОВЕК)
САМОСТОЯТЕЛЬНО (ВНЕ КОНКРЕТНЫХ
ВЕЩЕЙ)
СРЕДНИЕ ВЕКА
ПАТРИСТИКА
ЭЙДОС
ПОРФИРИЙ
2. ЕСЛИ СУЩЕСТВУЮТ, ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ОНИ
ТЕЛЕСНЫМИ ИЛИ БЕСТЕЛЕСНЫМИ.
3. ЕСЛИ ОНИ БЕСТЕЛЕСНЫ, ИМЕЮТ ЛИ ОДНУ
ПРИРОДУ С ЧУВСТВЕННЫМИ ВЕЩАМИ.
22.
VI.ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ.НОМИНАЛИЗМ
РЕАЛИЗМ
ИСТОЧНИК – ФИЛОСОФИЯ
ПЛАТОНА
УМЕРЕННЫЙ РЕАЛИЗМ
ИСТОЧНИК – ФИЛОСОФИЯ
АРИСТОТЕЛЯ (УЧЕНИЕ О
ФОРМАХ)
ПАТРИСТИКА – АВГУСТИН,
СХОЛАСТИКА – АНСЕЛЬМ
КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ.
ИСТОЧНИК – ФИЛОСОФИЯ
КИНИКОВ
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
ИСТОЧНИК – ФИЛОСОФИЯ
СТОИКОВ
В СХОЛАСТИКЕ – ФОМА АКВИНСКИЙ.
23.
VI.ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ.РЕАЛИЗМ
УМЕРЕННЫЙ
РЕАЛИЗМ
УНИВЕРСАЛИИ
ПРЕДШЕСТВУЮТ
ВЕЩАМ И СУЩЕСТВУЮТ
НЕЗАВИСИМО ОТ НИХ
УНИВЕРСАЛИИ
СУЩЕСТВУЮТ ДО ВЕЩЕЙ (В
УМЕ БОГА), В САМИХ ВЕЩАХ
(СОТВОРЕННЫХ БОГОМ) И В
УМЕ ЧЕЛОВЕКА,
ПОЗНАЮЩЕГО ВЕЩИ.
ПОРФИРИЙ, ЭРИУГЕНА,
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ШАРТРСКОЙ
ШКОЛЫ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ
СЕН-ВИКТОРСКОЙ ШКОЛЫ,
АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ
ЭРИУГЕНА,
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
ШАРТРСКОЙ ШКОЛЫ,
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
СЕН-ВИКТОРСКОЙ ШКОЛЫ,
АНСЕЛЬМ
КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ
24.
VI.ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ.НОМИНАЛИЗМ
(NOMINA – ИМЯ,
НАЗВАНИЕ)
УНИВЕРСАЛИЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ,
ЕСТЬ ТОЛЬКО НАЗВАНИЯ
КОНКРЕТНЫХ ВЕЩЕЙ. (FLACIS
VOCIS – КОЛЕБАНИЯ ВОЗДУХА)
БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ,
ИОАНН РОСЦЕЛИН,
СИГЕР БРАБАНТСКИЙ
УИЛЬЯМ ОККАМ.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
(CONCEPTUS –
МЫСЛЬ,ПОНЯТИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ)
УНИВЕРСАЛИИ СУЩЕСТВУЮТ,
НО ТОЛЬКО КАК ПОНЯТИЯ В
УМЕ ЧЕЛОВЕКА (КОНЦЕПТЫ) .
ОБЩЕЕ ЕСТЬ СВОЙСТВЕННЫЙ
РАЗУМУ СПОСОБ
УСТАНАВЛИВАТЬ СХОДСТВО И
ПОДОБИЕ МЕЖДУ ВЕЩАМИ.
ИОАНН
СОЛСБЕРИЙСКИЙ,
ИОАНН ДУНС СКОТ,
ПЬЕР АБЕЛЯР
РЕАЛИЗМ
УМЕРЕННЫЙ
РЕАЛИЗМ
НОМИНАЛИЗМ
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
25.
VII.ТЕОРИЯ ДВУХ ИСТИН: СООТНОШЕНИЕ ТЕОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ.АНТИЧНОСТЬ
РАЗУМ И ОЩУЩЕНИЯ
ИСТИНА
ЕСТЕСТВЕННАЯ –
СУЩНОСТЬ,
ПЕРВОНАЧАЛО,
ПРИРОДА ВЕЩЕЙ
СРЕДНИЕ ВЕКА
ВЕРА И РАЗУМ.
ИСТИНА
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННАЯ
(БОЖЕСТВЕННАЯ).
ПРИОРИТЕТНАЯ
ФОРМА ЗНАНИЯ
ПРИОРИТЕТНАЯ
ФОРМА ЗНАНИЯ
РАЗУМ
ВЕРА
ТЕРТУЛЛИАН
(ВЕРУЮ, ИБО
АБСУРДНО)
АВГУСТИН
(ПОНИМАЮ, ЧТОБЫ
ВЕРИТЬ)
ФОМА АКВИНСКИЙ
(ФИЛОСОФИЯ –
СЛУЖАНКА
БОГОСЛОВИЯ).
26.
VII.ТЕОРИЯ ДВУХ ИСТИН: СООТНОШЕНИЕ ТЕОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ.УИЛЬЯМ ОККАМ:
ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА.
БОЖЕСТВЕННАЯ ИСТИНА
ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТИНА
ИСТИННОЕ
НА САМОМ ДЕЛЕ СУЩЕСТВУЮТ
ДВЕ ИСТИНЫ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО:
РАЗУМ
ВЕРА
ИСТИННЫ В РАВНОЙ СТЕПЕНИ,
ПРОСТО У НИХ РАЗНЫЕ СФЕРЫ
ПОЗНАНИЯ.
27.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.28.
ЛИТЕРАТУРА.Д. РЕАЛЕ И Д. АНТИСЕРИ. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ. – ТОМ 2.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. – СПБ, 1994.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
ПАТРИСТИКА.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА БИБЛЕЙСКОГО ПОСЛАНИЯ В КУЛЬТУРНОМ
АРЕАЛЕ ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА.....................................................................................................25
1. ДОКТРИНАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫВ СВЯЗИ С
БИБЛИЕЙ.........................................................................................................................................25-27
2. АПОЛОГЕТЫ – ГРЕКИ И ПЕРВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ РАЗРАБОТКА
ХРИСТИАНСТВА…………..………….............................................................................................32-35
ГЛАВА 3. ЛАТИНСКАЯ ПАТРИСТИКА И СВЯТОЙ АВГУСТИН……………………………………47
2. СВЯТОЙ АВГУСТИН И АПОГЕЙ ПАТРИСТИКИ………………………………………………….49
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.
ГЛАВА 5. ПЕРВЫЕ ТЕОРЕТИЗАЦИИ РАЗУМА В МОДУСЕ ВЕРЫ……………………………………86
(ПАРАГРАФ 3).
5. ГЛАВА 6. «ДУЧЕНТО « И ВЕЛИКАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ……………………119
(ПАРАГРАФ 7).
ГЛАВА 7. «ТРЕЧЕНТО И ПОТЕРЯ РАВНОВЕСИЯ МЕЖДУ РАЗУМОМ И ВЕРОЙ………………..175
(ПАРАГРАФЫ 2, 3).