2.70M
Категория: ИсторияИстория

1 Античность (4)

1.

Тема 1. Западноевропейская
музыкальная культура
античности
ЧАСТЬ 1.
МИФОЛОГИЯ

2.

Античность
Античность в переводе с лат. означает
«древность» и характеризует цивилизации,
возникшие на рубеже III-II тыс. до н.э. в
Древнем Востоке, Древней Греции и Древнем
Риме. Эпоха античности охватывает почти 2,5
тысячелетия – до конца V в. н.э. (476 год –
падение Римской империи). Одним из
символов античной эпохи является Парфенон
– главный храм в Афинах, построенный в честь
богини мудрости Афины.

3.

Парфенон

4.

Мифология является первой
ступенью человеческого
сознания. В мифах отражались
знания древних греков и древних
римлян о природе, науке,
искусстве

5.

Аполлон (Феб-лучезарный, сияющий) –
логос, порядок, законодатель искусств и наук.
Аполлон искусно играл на кифаре. Девять муз
сопровождали Аполлона: Клио – муза истории,
Мельпомена – муза трагедии, Урания – муза
астрономии, Полигимния – муза священных
гимнов, Талия - муза комедии, Терпсихора – муза
танцев, Калиоппа—муза эпической поэзии,
Эвтерпа – муза лирической поэзии и Эрато –
муза любовной поэзии. Музы родились у
подножия Олимпа.

6.

Пан – бог леса, играющий
на свирели (флейте); простой
смертный Орфей, играющий
на арфе, спускается в царство
Аида, чтобы спасти юную
Эвридику

7.

Аполлон

8.

ПАН

9.

Аполлон и 9 муз

10.

11.

Смерть Орфея от менад

12.

Тема 1. Западноевропейская
музыкальная культура
античности
ЧАСТЬ 2.
ФИЛОСОФИЯ И
ЭСТЕТИКА

13.

С формированием философии как
науки в Древней Греции и Древнем
Риме развивается профессиональное
музыкальное искусство. Знаменитые
древнегреческие философы
Пифагор (математик), Платон и
Аристотель пишут о музыке
(муссикии) как о науке

14.

Одним из виднейших учёных-
философов Древней Греции явился
Пифагор (V-IV в. до н.э.). В его
трудах, в частности, в трактате
«Гармония сфер» заложены основы
музыкальной акустики и музыкальной
психологии: Пифагор исследовал
физическую природу музыкального
звука и особенности её воздействия на
человека.

15.

Платон требовал жёсткого отбора ладов и
музыкальных инструментов, не допускающих
«изнеженности духа» у граждан. В основе
музыкального воспитания юношей философ
считал использование двух основных ладов –
фригийского (мужественного, необходимого
в ратном деле) и дорийского,
воспитывающего мудрость, необходимую как в
военное, так и в мирное время.

16.

Ученик Платона Аристотель (IV век до н.э.)
вводит понятие «калокагатия» представление о человеке, в котором сочетается
«доброе и прекрасное». Аристотель разработал
систему эстетического воспитания, в основе
которой лежит музыка. Помимо неё, философ
огромное значение придавал гимнастике,
воспитывающей красоту движения.

17.

Пифагор, Платон и Аристотель явились
представителями философской школы
каноников (от лат. канон – правило). В основе
музыкального искусства, по мнению
каноников, лежат числовые соотношения. В IV
веке до н.э. формируется направление
гармоников (от лат. гармония – скрепа,
соразмерность частей целого). Представителем
гармоников явился Аристоксен.

18.

Аристоксен разработал
основы науки о музыкальном
восприятии. В частности, он
утверждал: «Понимание
музыки состоит из восприятия и
запоминания, благодаря тому,
что становящееся
воспринимается, а ставшее
запоминается»

19.

В эпоху античности были сформированы
основы музыкальной теории и эстетики. Почти
все музыкальные термины получают
философское толкование. Например,
гармония – скрепа, единство целого,
соединение противоположностей.
Формируются песенные жанры, исполняемые
одноголосно.

20.

Появляются школы певцов, инструменталистов-
кифаристов. Певцы рапсоды и аэды, служившие
при дворах аристократов, не только поют, но и
играют на музыкальных инструментах. В I тыс. до
н.э. формируются профессиональные музыкальные
школы: кифародии (семиструнной кифары),
авлетики (авлос), грандиозные оркестровые
коллективы, включавшие все существовавшие в то
время музыкальные инструменты. Специальной
подготовкой певцов и музыкантовинструменталистов занималось «объединение
диониссийских художников» в Афинах.

21.

Особое место в древнегреческой культуре
занимала хоровая музыка. К III в. н.э.
получает распространение созданная в
Древнем Египте «хирономия» - условная
жестикуляция для управления хором, при
которой движения пальцев показывали
мелодическую фигурацию, ритм, динамику и
агогику. В Древней Греции были
сформированы основы музыкальной теории,
введена невменная нотация.

22.

Невменная запись

23.

Древние греки впервые в истории
создали теорию воспитания,
основанную на идеях гармонии и
всесторонности. Эстетическое
воспитание в центральных городах
(Спарте, Фивах, Афинах) включало
спортивную и военную подготовку
и музыку.

24.

В Древней Греции и Древнем Риме
формируются театральные жанры – трагедия
(поэты Эврипид, Гомер) и комедия
(Аристофан – основоположник
комедии). Символ трагедии – муза Аполлона
Мельпомена; символ комедии – муза
Аполлона Талия. И в трагедии, и в комедии
велика роль хора и музыкального
инструментального искусства.
Формируются профессиональные вокальные и
инструментальные школы, в Спарте
организуются спортивные состязания и
конкурсы музыкантов, поэтов.

25.

Одной из ведущих античных цивилизаций
стало древнеримское государство (752 г. до
н.э. – 476 г. н .э.). Пика своего могущества
Древний Рим достиг во II в. н.э. Современному
миру Древний Рим подарил римское право,
многие архитектурные формы и технические
изобретения.

26.

Музыка в Древнем Риме уступает право
первенства ораторскому искусству.
Обязательными элементами обучения
явились: риторика, рисование, музыка,
пение, игра на музыкальном
инструменте, гимнастика. Идеи
эстетического воспитания
разрабатывались в учениях
Квантилиана, Плутарха, Цицерона.

27.

Древний Рим

28.

Древний Китай
Самобытная китайская музыкальная
культура формировалась на протяжении
5-ти тысячелетий. В китайской
философии X-VI вв. до н.э. есть понятие
юэ (музыка), которое охватывает
различные сферы деятельности: всю
ритмическую организацию праздничной
сферы, поэзию, танец, живопись,
архитектуру, общий ритуал и сервировку
стола

29.

Конфуций (V-IV вв. до н.э.) –
древний мыслитель, философ,
первый профессиональный педагог,
создатель величайшего памятника
древней китайской культуры –
«Книги песен», представляющей
собрание песен и гимнов от XI до VIV вв. до н.э.

30.

Неоценимым памятником древней китайской
культуры является «Книга песен и гимнов»
анонимного автора – II век н.э. В нём
представлен богатейший фонд китайских
национальных музыкальных инструментов. В
современном Китае очень бережно относятся к
национальным традициям и, наряду с
современными, в оркестр зачастую входят
древние инструменты

31.

Как справедливо отмечал в XIX веке Р.
Вагнер, «всякое размышление об
искусстве настоящих дней приводит нас
к установлением его связи с искусством
греков». Утверждение немецкого
композитора справедливо в культуре
последующих эпох.

32.

Эпоха античности ознаменовалась
высоким подъёмом всех сфер
духовной жизни общества.
Художественно ценные образцы
древнегреческого и
древнеримского искусства явились
основой для многих
профессиональных музыкальных
школ, школ живописи, скульптуры,
литературных направлений.

33.

Античные мифологические и исторические сюжеты
явились основой многих произведений в литературе,
музыке, скульптуре, живописи. Перечислим
некоторые из них: Бернини. Скульптура Аполлон и
Дафна; П. Буверс, картина «Смерть Орфея»; Дж.
Льюис, картина «Смерть Орфея от менад»; К.
Монтеверди, оперы «Плач Ариадны», «Коронация
Поппеи»; Г. Пёрселл «Дидона и Эней»; Е. Фомин,
опера «Орфей в аду»; М.П. Мусоргский, опера
«Саламбо»; И. Стравинский, опера-оратория «Царь
Эдип», балет «Аполлон Мусагет»; С. Слонимский,
симфония с солирующей флейтой и арфой «Аполлон
и Марсий» и др.

34.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила