Похожие презентации:
Prezentatsia_Microsoft_PowerPoint
1.
«ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯМАКРОСИСТЕМА.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ
ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА».
ВЫПОЛНИЛ: СТ. ГР. С21-ЯР
ЛУКОЯНОВ ВИКТОР
2.
ВВЕДЕНИЕАктуальность:
Общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из множества
взаимодействующих элементов, от индивидов до социальных институтов. Сложность и
многообразие связей в обществе требуют применения различных методологических
подходов для его анализа. Понимание устройства общества, его функций и причин
социальных изменений необходимо для решения актуальных социальных проблем и
прогнозирования дальнейшего развития.
Цель данной работы — рассмотреть общество как социальную макросистему через
призму различных методологических парадигм.
3.
ЗАДАЧИ• Изучить общество как макросистему: Понять, что представляет собой
общество, как оно организовано и как его элементы взаимодействуют
друг с другом.
• Рассмотреть
основные
методологические
парадигмы:
Проанализировать структуралистский, функционалистский, историкогенетический и конфликтологический подходы к изучению общества.
4.
ОБЪЕКТИССЛЕДОВАНИЯ:
• Общество
как
макросистема,
включающая
совокупность
социальных институтов, норм и
взаимодействий, организованных в
иерархическую систему, которая
обеспечивает функционирование и
устойчивость общества.
ПРЕДМЕТНЫЕ
ОБЛАСТИ:
• Структура общества: Исследование элементов и
связей между ними, таких как социальные
институты, группы, роли и нормы.
• Функции и задачи общества: Изучение того,
какие
функции
выполняют
различные
социальные институты (семья, образование,
государство)
и
как
они
способствуют
поддержанию порядка и стабильности.
• Социальные конфликты: Исследование причин
и источников социальных противоречий, а
также их роли в динамике общественных
изменений.
• Эволюция общества: Анализ исторических
изменений, которые приводят к развитию
социальных структур и смене общественных
формаций.
5.
СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ ПРОРАБОТАННОСТИ• Эмиль Дюркгейм
• Основной труд: «О разделении общественного труда» (1893).
• Здесь Дюркгейм рассматривает понятие «социальных фактов» и описывает
важность социальной солидарности для поддержания целостности общества. Также
раскрывает, как механизмы коллективного сознания способствуют социальной
интеграции.
• Талкотт Парсонс
• Основной труд: «Структура социального действия» (1937).
• В этом труде Парсонс формулирует свою теорию функционализма, вводит понятие
социальной системы и описывает, как каждый элемент общества выполняет
определённую функцию, способствующую стабильности и устойчивости.
6.
СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ ПРОРАБОТАННОСТИ• Карл Маркс
• Основные труды: «Манифест Коммунистической партии» (1848) и «Капитал» (1867).
• В этих работах Маркс описывает теорию классовой борьбы и анализирует, как конфликты
между классами являются движущей силой общественного развития и трансформаций.
Он разрабатывает конфликтологическую парадигму, объясняя, как эксплуатация и
неравенство приводят к социальным изменениям.
• Макс Вебер
• Основной труд: «Протестантская этика и дух капитализма» (1905).
• Вебер изучает, как религиозные убеждения и культурные факторы влияют на
экономическое поведение и общественные структуры, развивая историко-генетический
подход. Он утверждает, что для понимания общества важно учитывать культурный и
исторический контекст.
7.
МЕТОДОЛОГИЯ• Анализ и синтез: Эти методы позволяют разделить концепции и теории
на ключевые компоненты и объединить их для формирования
целостного понимания. В рамках исследования общества анализ
помогает выделить значимые элементы системы, а синтез —
объединить их в общую картину.
• Компаративный анализ: Сравнительный метод позволяет сопоставить
различные подходы и выявить их уникальные черты, что помогает
глубже понять общество как многогранную систему.
8.
ОБЩЕСТВО КАК МАКРОСИСТЕМА• Общество как макросистема — это сложная и многослойная структура,
состоящая из множества элементов и подсистем, таких как семья,
образование, экономика, культура, политика и право. Каждый из этих
элементов выполняет уникальные функции, взаимодействует с другими и
вносит вклад в общее целое.
• Рассмотрение
общества как макросистемы позволяет увидеть его
целостность, проследить взаимосвязи между различными аспектами жизни и
понять, как они вместе поддерживают стабильность или приводят к
изменениям.
9.
СТРУКТУРАЛИСТСКАЯ ПАРАДИГМА• Структуралистская парадигма [1] рассматривает общество как
совокупность устойчивых структур, образующих целостную систему.
Каждый элемент в этой системе выполняет конкретную функцию, а
сами структуры регулируются «социальными фактами» —
объективными нормами и правилами, существующими независимо от
индивидов. Эти социальные факты обеспечивают социальную
интеграцию и согласие между людьми.
10.
ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ• В своём труде «О разделении общественного труда»
Дюркгейм вводит понятие социальной солидарности,
выделяя два типа:
• Механическая солидарность: характерна для простых
обществ с низким уровнем разделения труда, где
индивиды объединены общими традициями и нормами.
• Органическая солидарность: свойственна современным
обществам с высоким уровнем разделения труда, где
социальная интеграция обеспечивается функциональной
взаимозависимостью различных элементов.
• Дюркгейм утверждает, что нарушение социальной
солидарности может привести к социальной аномии —
состоянию, при котором старые нормы теряют
значимость, а новые ещё не укоренились.
11.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:• Структуралистская парадигма позволяет объяснять социальные явления как продукт
действия коллективных норм. Например, традиции и обычаи, которые сохраняются в
обществе, способствуют единству и предсказуемости поведения.
• Семья — как базовая социальная структура формирует культурные и моральные
основы общества, воспитывая в индивидах уважение к социальным нормам.
• Религия — как совокупность «священных» норм и правил, регулирует общественную
жизнь, придаёт смысл существованию и поддерживает социальную целостность.
• Образование — служит для передачи культурных ценностей и знаний, что
способствует воспроизводству общественных структур.
12.
ФУНКЦИОНАЛИСТСКАЯ ПАРАДИГМА• Функционалистская парадигма [2] рассматривает общество как
систему, в которой каждый элемент выполняет определённую
функцию, способствующую поддержанию стабильности и равновесия.
Главный акцент делается на том, что любые изменения в обществе
должны быть направлены на поддержание порядка и стабильности.
13.
ТАЛКОТТ ПАРСОНС• В своей работе «Структура социального действия» Парсонс
выделяет четыре ключевые функции,
стабильного существования общества:
необходимые
для
• Адаптация
(адаптация к внешней среде) — важна для
выживания общества (экономика).
• Целедостижение
(определение целей) — политические
структуры определяют задачи, к которым стремится общество.
• Интеграция
(поддержание целостности) — социальные
институты, такие как право и мораль, обеспечивают единство.
• Поддержание устойчивости (сохранение ценностей) — семья и
образовательные институты способствуют социализации и
передаче культурных норм.
14.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:• Функционалистская парадигма помогает анализировать процессы, способствующие
стабильности и целостности общества, позволяя, например, оценивать роль
образования в поддержании равновесия и интеграции.
• Образование — не только передаёт знания, но и готовит индивидов к выполнению
ролей в экономике, поддерживая её функциональность.
• Семья — отвечает за социализацию, обеспечивая продолжение культурных
ценностей, социальных норм и обеспечение стабильности в обществе.
• Экономика и производство — удовлетворяют материальные потребности,
обеспечивая
общество
функционирования.
необходимыми
ресурсами
для
стабильного
15.
ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА• Историко-генетическая [3] парадигма акцентирует внимание на том,
что для понимания общества необходимо учитывать его культурный и
исторический контекст. Социальные структуры рассматриваются как
результат долговременного исторического развития, обусловленного
культурными, экономическими и политическими факторами.
16.
МАКС ВЕБЕР• В труде «Протестантская этика и дух капитализма»
Вебер утверждает, что религиозные верования, такие
как протестантская этика, играют решающую роль в
экономическом поведении людей и способствуют
развитию капитализма.
• Вебер ввёл понятие идеальных типов для объяснения
исторических феноменов. По его мнению, общество
можно понять, если рассматривать уникальные
культурные и исторические факторы, такие как
религия, мораль, политические системы.
17.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:• Этот подход полезен для анализа исторических и культурных факторов, которые
влияют на формирование общества. Например, можно понять, как национальные
особенности предопределяют экономические и политические модели.
• Религия — её влияние на экономику: протестантская этика, по Веберу, формирует
рационалистический подход к труду и способствует накоплению капитала.
• Политические системы — наследие исторических периодов формирует социальные
институты и определяет их развитие.
• Культура и мораль — традиции и убеждения, передаваемые поколениями,
оказывают долговременное влияние на нормы и структуру общества.
18.
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА• Конфликтологическая парадигма [4] утверждает, что общество всегда
испытывает напряжение и конфликты, которые являются основным
двигателем социальных изменений. Социальные классы, группы и
индивиды ведут борьбу за ограниченные ресурсы и власть, что ведёт к
изменению и обновлению социальных структур.
19.
КАРЛ МАРКС:• В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс
утверждает, что классовая борьба является
движущей силой истории. Конфликт между
угнетаемыми и угнетающими классами неизбежен
и ведёт к революционным изменениям.
• Маркс
выделяет классовое неравенство и
эксплуатацию как основные причины социальной
нестабильности и общественных изменений. В его
представлении
конфликт
—
это
способ
достижения социальной справедливости.
20.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:• Конфликтологическая парадигма позволяет объяснять социальные изменения как
результат столкновения интересов различных групп. Она даёт инструменты для
анализа неравенства и социальных противоречий, помогая выявить причины
конфликтов и предложить пути их разрешения.
• Классовая борьба — противостояние между рабочим классом и буржуазией, которое,
по Марксу, ведёт к социальным революциям.
• Гражданские движения — борьба за равноправие и права, например, движение за
права женщин или права меньшинств.
• Революции — конфликт между правящими и угнетёнными группами приводит к
изменению политических и социальных систем.
21.
• Структуралистская парадигма:• Фокусируется на социальных фактах, таких как нормы, ценности и институты,
которые формируют общественную жизнь. Подчеркивает важность социальной
солидарности и взаимосвязи между индивидами и группами.
• Функционалистская парадигма:
• Видит общество как сложную систему, где каждый элемент (институт, норма, группа)
выполняет определённую функцию для поддержания стабильности. Основное
внимание уделяется тому, как взаимодействие между элементами общества
обеспечивает его функционирование.
22.
• Историко-генетическая парадигма:• Акцентирует внимание на культурных и исторических аспектах, подчеркивая, как
история формирует современное общество. Учитывает, как прошлые события и
культурные практики влияют на современные социальные структуры.
• Конфликтологическая парадигма:
• Рассматривает конфликты как движущую силу общественных изменений и
прогресса. Подчеркивает, что конфликты между различными группами (по
классовым, расовым, гендерным и другим признакам) приводят к изменению
социальной структуры.
23.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ• Различные
методологические парадигмы дают разнообразные
подходы к изучению общества, помогая лучше понять его.
Структурализм показывает, как работают институты, функционализм —
как поддерживается порядок, конфликтология — как возникают
перемены, а историко-генетический подход — как формируется
культурное наследие.
24.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:• [1] Структуралистская парадигма
• https://studfile.net/preview/5246562/page:2/
• [2] Функционалистская парадигма
https://studfile.net/preview/6755552/page:3/
• [3] Историко-генетическая парадигма
• http://surl.li/aqdqyk
• [4] Конфликтологическая парадигма
https://studfile.net/preview/2905749/page:3/