7.07M
Категория: КультурологияКультурология

Osvald_Shpengler

1.

ОСВАЛЬД
ШПЕНГЛЕР

2.

Освальд Шпенглер — немецкий историософ, представитель философии жизни,
публицист консервативно-националистического направления. Родился в небольшом
провинциальном городке Бланкенбурге в семье почтового чиновника, был старшим
из четырёх детей. В 1891 году семья переехала в Галле. В Университете
Галле, Мюнхенском и Берлинском университетах он изучает математику,
естественные науки и философию. Защищает диссертацию на тему «Метафизические
основы философии Гераклита» и получает докторскую степень по философии. В
1911 году переехал в Мюнхен, где и жил до самой смерти. Академическую карьеру
начал в Мюнхенском университете в качестве преподавателя математики. Он был
свободным писателем, жил бедно и одиноко и работал над сочинениями по ночам,
вешая на дверь табличку со словами «В отъезде». Занимался публицистикой.
После прихода к власти нацистов в 1933 году на него начались нападки в прессе;
была изъята книга Шпенглера «Годы решения: Германия в рамках всемирноисторического развития», было запрещено упоминать его имя в печати. Погиб он изза сердечного приступа 8 мая 1936 года
Галле-Виттенбергский
университет
имени Мартина
Лютера
Город Галле

3.

Философия культуры О. Шпенглера
Предметом философско-культурологических исследований Шпенглера была «морфология всемирной
истории»: своеобразие мировых культур, рассматриваемых как неповторимые органические
формы, понимаемые с помощью аналогий. Решительно отвергая общепринятую условную
периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время», Шпенглер предлагает
другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих,
подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.

4.

Освальд Шпенглер связывает понятие “цивилизация” с понятием “культура”. Культуры, по Шпенглеру,
обладают внутренней герметичностью, они не слышат друг друга. Поэтому античный человек ничего
внутренне не усвоил из вавилонской и египетской культуры, хотя он отлично знал хронологию,
календарь. Шпенглер заявляет, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Каждая
культура придает своему материалу , человеческой природе, свою собственную форму, каждая из
которых обладает своей собственной идеей, своими собственными страстями, своей собственной
жизнью, волей, своей собственной смертью.
Книга
«Политические
произведения»
Книга «Годы
решений»
1933 г.

5.

В своей книге “Закат Европы” О.Шпенглер рассматривает
феномен кризиса в культуре. Примером кризиса в культуре для
Шпенглера является гибель Запада. Она представляет собой
проблему цивилизации. Всякая культура имеет свою
цивилизацию. “Цивилизация есть завершение. Она следует за
культурой , как ставшее за становлением, как смерть за
жизнью, как духовная старость и каменный и окаменяющий
мировой город за господством земли и детством души,
получившими выражение, например в дорическом и
готическом стилях. Она неотвратимый конец; к ней приходят с
глубокой внутренней необходимостью все культуры”. По
мнению ученого культуры наделены душой. Когда зарождается
некая культура, происходит пробуждение души. Когда душа
культуры умирает, культура становится цивилизацией.
Ключевое в его концепции противопоставление это
«становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация).
Цивилизация имеет ряд отличительных черт:
- космополитизм
- города-гиганты
- научный атеизм или мертвая метафизика
- массовость вместо народности

6.

Шпенглер выделял восемь основных культурных типов:
- египетский
- вавилонский
- индийский
- китайский
- классический или аполлоновский (греко-римский)
- арабский или магический
- мексиканский
- западный или фаустовский
Что касается русской или славянской культуры, Шпенглер не назвал
ее в этом списке, но допустил существование в виде
самостоятельной ветви.
Египетская
культура
Вавилонская
культура
Греко-римская культура

7.

Базой каждой культуры является парасимвол, он определяет характеристики каждой культуры:
- образ мысли
- характер науки и философии
- характер искусства
- верование
Например, «камень» является парасимволом египетской культуры, а «безграничная равнина» - это парасимвол
русской культуры. Парасимвол отражается во всех культурных сферах конкретного народа: в науке, искусстве,
политике. По Шпенглеру, рождение культуры происходит из разделения реальности на «историю» и «природу».
Реальность как природа является отражением восприятий чувственными органами человека культуры. Реальност
как история — это образ, который человек создает по средствам своей интуиции, он соотносит этот образ со своей
жизнью. Историческое познание реальности полностью отличается от естественного понимания нашего мира.

8.

В своих работах О. Шпенглер так же говорит об общественных формах и системах, которые соответствуют
определённым этапам развития культур. Предкультурная стадия характеризуется плотоядностью, кочевым
образом жизни, противостоянием природе. Когда начинается процесс освоения земледелия, человек начинает
вести оседлый образ жизни, природа становится для него кормилицей. Таким образом племена кочевников и
крестьян–земледельцев являются основой для появления культуры.
Ранний культурный период представлен двумя этапами:
- феодализм
- аристократическое государство
Культуру определяют два важных явления: появление городов и классов аристократии и священнослужителей.
Постепенно город начинает возвышаться над деревней. Урбанистические ценности становятся
главенствующими. Появляется буржуазия, ее влияние постепенно крепнет. Данный этап имеет три ступни:
- становление государства;
- становление абсолютной монархии
- падение абсолютизма, революция, власть народа.
Последняя стадия культуры по Шпенглеру как было указано выше называется цивилизацией, в этот период
происходит распад государства, народ превращается в разнородную массу. Человек становится рабом машин и
технологий, устав от этого, он стремится снова воссоединиться с природой, наступает вторая волна духовного
подъёма. Далее появившаяся демократия сменяется диктатурой и наступает последняя стадия цивилизации,
которая называется Цезаризм. Такая смена форм общественной жизни, по мнению О. Шпенглера, характерна
для каждой культуры.
English     Русский Правила