3.43M
Категория: РелигияРелигия

Презентация 2

1.

КУЛЬТУРА ЯПОНИИ

2.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРОЕКТА
-Изучение различных аспектов японской
культуры
-Повышение интереса к японским
традициям и современным явлениям
-Обмен знаниями и опытом

3.

ИСТОРИЯ ЯПОНИИ
Древние в р е м е н а и становление государства
1. Доисторический период: Первые люди появились на японских островах около 30 000 лет назад. Культура Дзёмон (около 14 000–300 г.
до н.э.) характеризовалась охотой, собирательством и керамикой с характерным рельефным узором.
2. Культура Яёй (300 г. до н.э. – 300 г. н.э.): В этот период произошло внедрение сельского хозяйства, особенно рисоводства, а также
появления первых металлических орудий.
3. Период Кофун (300–710 гг.): Это время отмечено строительством курганов (кофун) и укреплением власти местных правителей.
Появляются первые признаки централизованного государства.
4. Период Нара (710–794 гг.): В Нара была основана первая постоянная столица Японии. Этот период также характеризуется принятием
буддизма и конфуцианства, а также развитием письменности.

4.

ЭПОХИ САМУРАЕВ И СЁГУНАТОВ
1. Период Хэйан (794–1185 гг.): Столицей становится Киото. Это время культурного
расцвета, когда формируется уникальная японская культура, включая литературу и
искусство. Однако политическая власть постепенно переходит к военным кланам.
2. Период Камакура (1185–1333 гг.): Основывается первое сёгунатское правление под
руководством клана Минамото. Сёгун становится реальным правителем страны, а
император теряет политическую власть.
3. Период Мурамачи (1336–1573 гг.): Власть переходит к клану Ашикага. Этот период
отмечен внутренними конфликтами и гражданскими войнами, известными как
«Сэнгоку» (эпоха воюющих государств).
4. Период Эдо (1603–1868 гг.): Сёгунат Токугава устанавливает мир и стабильность,
закрывая страну для иностранцев на более чем 200 лет. Развивается экономика,
культура и искусство, включая театры кабуки и литературу.

5.

МОДЕРНИЗАЦИЯ И ВЛИЯНИЕ ЗАПАДА

6.

Эти ключевые этапы
формировали
современное японское
общество и его
у н и к а л ь н у ю культуру,
способствуя развитию
как традиционных, так
и современных
аспектов жизни в
стране.

7.

ТРАДИЦИОННАЯ
КУЛЬТУРА

8.

Традиционная культура Японии
является уникальным сплавом
древних обычаев, искусств и
кулинарных традиций, которые
формировались на протяжении
многих веков. Японская
культура отличается своей
утонченностью, гармонией и
глубоким уважением к природе.
В этом докладе мы рассмотрим
три ключевых аспекта
традиционной японской
культуры: искусство, музыку и
танцы, а также кулинарию.

9.

ИСКУССТВО
Японское искусство охватывает ш и р о к и й с п е к т р
направлений, включая живопись, к а л л и г р а ф и ю , к е р а м и к у
и театр. О д н им из самых известных видов японского
искусства является живопись укиё-э — "картины
п лавающего мира", к о т о р ы е и зоб ражали повседневную
жизнь, природу и красоту женщин . Работы таких
м а с т е р о в , к а к Х о ку с а й и Х и р о с и г э , с т а л и с и м в о л а м и
японского искусства.
Каллиграфия, или шодо, п ред ставляе т собой н е только
письмо, но и ф о р м у искусства, в которой важна каждая
линия и штрих. Это искусство требует высокой
концентрации и мастерства, и часто считается
медитацией.
Традиционный японский театр, такой как кабуки и нингёд з ю р и ( т е а т р ку кол ) , т а к ж е з а н и м а е т в а ж н о е м е с т о в
культуре. Э т и театр ал ь н ые ф о р м ы сочетают в себе
музыку, танец и драмату ргию, создавая уникальный
спектакль.

10.

МУЗЫКА И ТАНЦЫ
Я п о нск ая м у з ы к а р а з н о о б р а з н а и
включает как традиционные, так и
с о в р е м е н н ы е стили. Традиционные
музыкальные инструменты, такие как
сямисэн (трехструнный инструмент),
кото (струнный инструмент) и тайко
(барабан), играют важную роль в
японской культуре. Музыка часто
сопровождает театрализованные
выступления и праздники.
Т а н ц ы в Японии т а к ж е и м е ю т д о л г у ю
историю. Одним из самых известных
т р а д и ц и о н н ы х т а н ц е в я в л я е т с я бонодори, который исполняется во в р е м я
п р а з д н и к а О бо н , п о с в я щ е н н о г о п а м я т и
предков. Этот танец символизирует
радость и единение людей.

11.

КУЛИНАРИЯ
Японская кухня известна своей разнообразностью,
свежестью и эстетическим оформлением. Основой
японского рациона являются рис, рыба,
морепродукты и овощи. Одним из самых известных
блюд является суши, которое стало популярным во
всем мире. Суши подаются с различными
начинками, включая рыбу, морепродукты и овощи.
Другим важным элементом японской кухни
является рамен — суп с лапшой, который может
иметь множество вариаций в зависимости от
региона. Также стоит упомянуть такие блюда, как
темпура (обжаренные во фритюре овощи и
морепродукты) и якинику (жареное мясо).
Кроме того, японская культура питания акцентирует
внимание на сезонности продуктов и их
качественном оформлении, что отражает философию
"вабисаби" — стремление к простоте и
естественности.

12.

СОВРЕМЕННАЯ
КУЛЬТУРА

13.

АНИМЕ И МАНГА
Аниме и манга являются важными культурными
феноменами, которые оказали значительное влияние
как на японское общество, так и на международную
культуру.
Аниме — это японская анимация, охватывающая
множество жанров и тем. Сюжеты аниме могут
варьироваться от фэнтези и научной фантастики до
романтики и драмы. Аниме часто выделяется яркой
визуальной эстетикой и глубокой проработкой
персонажей, а также привлекает внимание зрителей
по всему миру.
Манга — это японские комиксы или графические
романы, которые читаются справа налево. Манга
охватывает широкий спектр жанров и предназначена
для различных возрастных групп. Многие известные
аниме-сериалы основаны на манге, что создает
прочную связь между этими двумя формами
искусства. Манга также имеет свою аудиторию за
пределами Японии, с переводами и адаптациями на
множество языков.

14.

СОВРЕМЕННАЯ МОДА
И СУБКУЛЬТУРЫ
Современная японская мода известна своим разнообразием и
креативностью, особенно в таких районах, как Харадзюку.
Харадзюку — это район Токио, знаменитый своей эксцентричной
молодежной модой. З десь можно увидеть людей в ярких и порой
необычных нарядах, которые отражают индивидуальность и
креативность молодежи. Этот район стал символом японской
уличной моды.
Готическая мода — этот стиль вдохновлен готической культурой и
включает темные цвета, кружево, корсеты и другие элементы.
Готическая мода часто ассоциируется с музыкальными течениями,
такими как готик-рок.
Lo l i t a — еще один популярный стиль, акцентирующий внимание на
детской невинности и включает платья с рюшами, пышные юбки и
аксессуары. Этот стиль подчеркивает элегантность и
романтичность.
Visual Kei — это музыкальная субкультура, которая сочетает рокмузыку с театральной модой. Артисты Visual Kei часто используют
яркий макияж, экстравагантные костюмы и уникальные прически.

15.

ПОП МУЗЫКА И КИНО
Японская поп-музыка (J-Pop) и кино также играют важную роль в культуре
страны.
J-Pop — это жанр популярной музыки, который возник в 1990-х годах.
Артисты, такие как Хикару Утада, Аяка и группы вроде Arashi, стали
известными как в Японии, так и за ее пределами. J-Pop сочетает в себе
различные музыкальные стили, включая поп, рок и электронную музыку.
Кино — японское кино имеет богатую историю и разнообразие стилей.
Режиссеры, такие как Хаяо Миядзаки (создатель студии Gh I b LI ) и Такеши
Китано, получили международное признание. Анимационные фильмы студии
Gh I b LI , такие как "Унесенные призраками" и "Мой сосед Тоторо", стали
классикой мирового кинематографа. Также стоит отметить японские фильмы
ужасов, такие как "Звонок" (R INGU) и "Проклятие" (Ju-on), которые оказали
значительное влияние на мировой кинематограф.

16.

С о в р е м е н н а я к у л ь т у р а Японии — э т о д и н а м и ч н о е
пространство, где традиции пересекаются с
современными тенденциями. Аниме и манга,
мода с е е субкультурами и разнообразная музыка
и кино д е л а ю т Японию уникальным культурным
феноменом на мировой арене. Эти элементы не
только ф о р м и р у ю т идентичность японского
общества, но и становятся важной частью
глобальной культуры.

17.

ЯПОНСКАЯФИЛОСОФИЯИРЕЛИГИЯ

18.

Синтоизм - традиционные религиозные
верования японцев; совокупность мифов ,
культов и о б р я д о в , р е г л а м е н т и р у ю щ и х
взаимоотношения человека с божествами.
Основные понятия и принципы в синтоизме .
• Чистота. Физическая чистота, духовная чистота и
избегание разрушений;
• Физическое благополучие;
• Гармония должна присутствовать во всех вещах.
Она должна поддерживаться для предотвращения
дисбаланса;
• Продовольствие и плодородие;
• Семейная и родовая солидарность;
• Подчинение личности группе;
• Почтение природы;
• Все в мире имеет потенциал как для хорошего, так
и для плохого;
• Душа (Тама) мертвых может влиять на жизнь,
прежде чем она присоединяется к коллективному
Ками своих предков.

19.

МИФОЛОГИЯИПАНТЕОН
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИФОЛОГИИ СИНТОИЗМА
• отсутствие легенд о сотворении мира каким-либо божеством;
• происхождение человека — не акт божественного творения, а акт естественного
рождения. То есть, люди, согласно синто — прямые потомки богов;
• три мифологические части мира — верхняя (Равнина Неба), средняя (Страна
Тростниковых Зарослей) и нижняя (Страна Мрака) не имеют чётких
непреодолимых границ. Они сообщаются между собой и, по сути, являются
одним целым;
• японская мифология не знает легенд о борьбе и смене поколений богов;
• отсутствуют рассказы о борьбе человека с Силами Природы, с целью занять
определённое место в мире или подчинить её себе.

20.

ПОКЛОНЕНИЯ
Центральным моментом поклонения богам
является очищение (о-хараи) души,
присутствующей внутри каждого человека,
предмета, животного, явления природы и т. д.
Небесные ками часто пребывают в буйном
(арамитама) состоянии, и, чтобы умилостивить их,
человек должен совершить
индивидуальную молитву (норито) и приношение
(синсэн) или осуществить общественное служение
с привлечением священнослужителя (каннуси) в
виде праздника (мацури) с музыкой (гагаку),
театром (но, кабуки, кёгэн) и спортивными
состязаниями (сумо, стрельба из лука на скаку –
ябусамэ).
«Тело божества» (синтай) представляет собой
символ святости и объект поклонения. Наиболее
распространённым воплощением «божественной
силы» является камень. Для поклонения «синтай»
строятся святилища – «дзиндзя», или «дзингу»,
число которых в Японии превышает 80 тыс.
Например, Ясукуни-дзиндзя считается
вместилищем душ всех японских солдат,
погибших в войнах.

21.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С
БУДДИЗМОМ
В эпоху Яёи (2–3 вв.) синтоизм существовал как
комплекс магических практик. С 6 в. на него существенное влияние начал
оказывать буддизм. В 8–12 вв. (эпоха Хэйан) с появлением буддийских
школ тэндай и сингон возникают различные синтобуддийские синкретические учения, основывающиеся на идее «хондзи
суйдзяку», где божества ками понимались как временные
воплощения будд и бодхисаттв. В этот период каждому ками была найдена
буддийская параллель: Аматэрасу – будда Вайрочана (япон. Дайнити);
Кумано – будда Амида и т. д., появились общие храмы.
В 13–15 вв. (эпохи Камакура, Намбокутё, Муромати) с усилением в
государстве роли самураев и возвышением различных родов и кланов,
распадом традиционных общин и снижением императорского авторитета
влияние буддизма растёт, а синтоизма – падает. В то же время, после того
как в 1 2 7 4 и 1 2 8 1 гг. Япония чудом избежала монгольского вторжения,
спасённая «божественным ветром» (камикадзе) – тайфуном, рассеявшим
флот завоевателей, начинает формироваться концепция Японии – «страны
богов» (синкоку). В «Исэ нисё котайдзингу синмэй хисё» («Тайные записи
об именах богов двух императорских великих храмов в Исэ») последователи
школы Исэ (Ватараи) утверждали, что будда Дайнити и божества в Исэ
имеют один «дух»; божества ками единосущны буддам и потому
равноценны им. Представитель этой школы Китабатакэ Тикафуса (1293–
1354) в трактате «Дзинно сётоки» («Записи об истинном престолонаследии
божественных владык») писал, что предметом истинного почитания должно
являться само японское государство как избранная земля богов и
император как земное божество. Ёсида Канэтомо (1435–1511), основатель
школы «Юиицу согэн синто» («Урабэ синто», «Единственное изначальное
синто»), пошёл дальше и заявил, что синтоизм является источником и
буддизма, и даосизма, и конфуцианства, поскольку последние созданы
людьми в рамках «этого мира», а «путь богов» восходит к предвечной эре.
В 17–18 вв. (эпоха Токугава, или Эдо) происходит переосмысление
синтоизма в духе неоконфуцианства (в интерпретации Чжу Си) с его наукой
о добронравии, сыновней почтительности (сяо ти), уважении к старшим и
государственной власти.

22.

ЭТИКЕТИПОВСЕДНЕВНАЯ
ЖИЗНЬВЯПОНИИ

23.

Обычаи и н о р м ы этикета в японии
значительно отличаются от принятых в
других странах. Э т о связано с тем, что
японская культура формировалась
обособленно и практически не
контактировала с другими культурами.
Приведем наиболее важные
особенности японского этикета:
1 . Этикет поклонов
Поклоны в японии повсеместно используются и
являются универсальным жестом для выражения
благодарности, уважения, согласия, сожаления и
прочего. Глубина и длительность поклонов разнятся в
зависимости от ситуации - от малых поклонов в 5° до
наиболее почтительных вплоть до 90°. На это в
первую очередь оказывают влияние социальный
статус, возраст и уважение. Поклоны выполняются
сгибанием корпуса в талии с выпрямленной спиной и
руками расположенными по бокам (для мужчин) или
руками, сложенными на коленях (для женщин).

24.

ЭТИКЕТ ПРИЕМА
ПИЩИ
Основные правила этикета за столом достаточно просты, они
включают в себя общие правила приема пищи и правила,
касающиеся использования палочек.
Перечислим наиболее значимые правила:
"Итадакимасу" - пожелание приятного аппетита, его принято
произносить перед приемом пищи.
Еду не принято поливать соусами, наоборот, в японии принято
макать еду в соус.
Также принято съедать еду полностью. Это считается хорошим
тоном.
Если прием пищи проходит в ресторане, оплачивает тот, кто
пригласил.

25.

ПОВСЕДНЕВНЫЙ
ЭТИКЕТ
1) Соблюдение личного пространства - в
японской культуре принято избегать личного
контакта. Это также касается рукопожатий,
объятий и поцелуев.
2) Ношение обуви как в домах, так и в различных
заведениях наподобие ресторанов и храмов в
большинстве случаев не приветствуется,
рекомендуется снять обувь при входе.
3) Этикет в общественном транспорте во многом
похож на знакомый нам: громкие разговоры не
приветствуются, сидячие места в первую
очередь предназначены для пожилых людей,
инвалидов и беременных женщин.

26.

ЯПОНСКИЙЯЗЫК

27.

На японском языке говорят 140 миллионов человек на
планете, причем для 1 2 5 миллионов он является
родным, что делает его девятым по употреблению
языком в мире. Истинное происхождение японского
языка до сих пор является большой загадкой.
Эксперты выделяют в нем два основных лексических
слоя, соотносящихся с австронезийскими и алтайскими
языками, причем, в последнее время, большая часть
исследователей приходит к выводу, что, вероятнее
всего именно алтайские языки в большей степени
повлияли на развитие и, по сути, являются
прародителями японского.

28.

Японский язык обладает собственной
письменностью, сочетающей в себе
как слоговое письмо, так и
идеографию , принцип письма, при
котором единицей графического
о б о з н а ч е н и я я в л я е т с я слово .

29.

Японский язык имеет два названия нихонго и кокуго.
Нихонго используется в значении “японский
язык” для выделения его из списка всех
остальных языков мира, нихонго - это
название японского языка для иностранцев.
Кокуго же дословно переводится как
“национальный язык” и может обозначать
любой другой язык в зависимости от
контекста, однако без уточнения,
обозначает именно японский. Слово кокуго
используется в основном самим японцами.

30.

П р и б л и з и т е л ь н о в V I в е к е д о н а ш е й э р ы Яп он ия в с т у п и л а в
дипломатические отношения с Китаем и Кореей, что послужило
м о щ н ы м толчком для проникновения элементов культуры этих стран в
жизнь японцев, в э то ж е в р е м я в Японии появляются п е р в ы е
письменные произведения, в большей части состоящие из китайских
иероглифов.
На п р о т я ж е н и и с л е д у ю щ и х в о с ь м и в е к о в б ы л и с о з д а н ы п р о т о т и п ы
обеих современных азбук и появилось большинство диалектов,
различия м е ж д у к о т о р ы м и постоянно увеличивались.
В XVI в е к е п о р т у г а л ь ц ы з а в о з я т в Я п о н и ю д о с т и ж е н и я т е х н о л о г и ч е с к о г о
прогресса и европейскую религию, как следствие - японский язык
обильно обогащается заимствованиями из португальского, которые
успешно просуществовали до наших дней и до сих пор активно
употребляются, например , аригато - японский вариант португальского
обригадо, что в п ер ев о д е обозначает “спасибо”, до появления этого
слова в японском языке н е было специального т е р м и н а для выражения
благодарности.

31.

Три основных составляющих японской письменности - это кандзи,
заимствованные из китайского языка иероглифы и две появившиеся уже
в самой Японии слоговые азбуки: катакана и хирагана.
Классический японский способ написания текстов - это столбцы
символов, идущие справа налево, причем символы в столбцах пишутся
сверху вниз. Этот способ применялся повсеместно до 1959 года, когда
было официально утвержден западный способ горизонтального
написания слева направо. Однако, японская художественная литература и
некоторые периодические печатные издания до сих пор используют
традиционный способ набора текстов.
English     Русский Правила