Похожие презентации:
2_5352844421341665379
1.
КУЛЬТУРАЯПОНИИ
2.
ЦЕЛИ ИЗАДАЧИ
ПРОЕКТА
-Изучение различных аспектов японской
культуры
-Повышение интереса к японским
традициям и современным явлениям
-Обмен знаниями и опытом
3.
ИСТОРИЯЯПОНИИ
Древние времена и становление государства
1. Доисторический период: Первые люди появились на японских островах около 30 000 лет назад. Культура Дзёмон (около 14 000–300
г. до н.э.) характеризовалась охотой, собирательством и керамикой с характерным рельефным узором.
2. Культура Яёй (300 г. до н.э. – 300 г. н.э.): В этот период произошло внедрение сельского хозяйства, особенно рисоводства, а
также появления первых металлических орудий.
3. Период Кофун (300–710 гг.): Это время отмечено строительством курганов (кофун) и укреплением власти местных
правителей. Появляются первые признаки централизованного государства.
4. Период Нара (710–794 гг.): В Нара была основана первая постоянная столица Японии. Этот период также характеризуется
принятием буддизма и конфуцианства, а также развитием письменности.
4.
ЭПОХИ САМУРАЕВ И СЁГУНАТОВ1. Период Хэйан (794–1185 гг.): Столицей становится Киото. Это время культурного
расцвета, когда формируется уникальная японская культура, включая литературу и
искусство. Однако политическая власть постепенно переходит к военным кланам.
2. Период Камакура (1185–1333 гг.): Основывается первое сёгунатское правление под
руководством клана Минамото. Сёгун становится реальным правителем страны, а
император теряет политическую власть.
3. Период Мурамачи (1336–1573 гг.): Власть переходит к клану Ашикага. Этот период
отмечен внутренними конфликтами и гражданскими войнами, известными как
«Сэнгоку» (эпоха воюющих государств).
4. Период Эдо (1603–1868 гг.): Сёгунат Токугава устанавливает мир и стабильность,
закрывая страну для иностранцев на более чем 200 лет. Развивается экономика, культура
и искусство, включая театры кабуки и литературу.
5.
МОДЕРНИЗАЦИЯ И ВЛИЯНИЕЗАПАДА
6.
Эти ключевые этапыформировали современное
японское общество и его
уникальную культуру,
способствуя развитию как
традиционных, так и
современных аспектов
жизни в стране.
7.
ТРАДИЦИОННАЯКУЛЬТУРА
8.
Традиционная культура Японииявляется уникальным сплавом
древних обычаев, искусств и
кулинарных традиций, которые
формировались на протяжении
многих веков. Японская культура
отличается своей утонченностью,
гармонией и глубоким уважением
к природе. В этом докладе мы
рассмотрим три ключевых аспекта
традиционной японской
культуры: искусство, музыку и
танцы, а также кулинарию.
9.
ИСКУССТВОЯпонское искусство охватывает широкий спектр направлений, включая
живопись, каллиграфию, керамику и театр. Одним из самых известных
видов японского искусства является живопись укиё-э — "картины
плавающего мира", которые изображали повседневную жизнь, природу
и красоту женщин. Работы таких мастеров, как Хокусай и Хиросигэ,
стали символами японского искусства.
Каллиграфия, или шодо, представляет собой не только письмо, но и
форму искусства, в которой важна каждая линия и штрих. Это
искусство требует высокой концентрации и мастерства, и часто
считается медитацией.
Традиционный японский театр, такой как кабуки и нингё- дзюри (театр
кукол), также занимает важное место в культуре. Эти театральные
формы сочетают в себе музыку, танец и драматургию, создавая
уникальный спектакль.
10.
МУЗЫКА И ТАНЦЫЯпонская музыка разнообразна и включает как традиционные, так и современные стили.
Традиционные музыкальные инструменты, такие как сямисэн (трехструнный инструмент),
кото (струнный инструмент) и тайко (барабан), играют важную роль в японской культуре.
Музыка часто сопровождает театрализованные выступления и праздники.
Танцы в Японии также имеют долгую историю. Одним из самых известных традиционных
танцев является бон- одори, который исполняется во время праздника Обон, посвященного
памяти предков. Этот танец символизирует радость и единение людей.
11.
КУЛИНАРИЯЯпонская кухня известна своей разнообразностью,
свежестью и эстетическим оформлением. Основой
японского рациона являются рис, рыба, морепродукты и
овощи. Одним из самых известных блюд является суши,
которое стало популярным во всем мире. Суши подаются
с различными начинками, включая рыбу, морепродукты
и овощи.
Другим важным элементом японской кухни является
рамен — суп с лапшой, который может иметь
множество вариаций в зависимости от региона. Также
стоит упомянуть такие блюда, как темпура
(обжаренные во фритюре овощи и морепродукты) и
якинику (жареное мясо).
Кроме того, японская культура питания акцентирует
внимание на сезонности продуктов и их качественном
оформлении, что отражает философию "вабисаби" —
стремление к простоте и естественности.
12.
СОВРЕМЕННАЯКУЛЬТУРА
13.
АНИМЕ И МАНГААниме и манга являются важными культурными феноменами, которые оказали значительное
влияние как на японское общество, так и на международную культуру.
Аниме — это японская анимация, охватывающая множество жанров и тем. Сюжеты аниме могут
варьироваться от фэнтези и научной фантастики до романтики и драмы. Аниме часто выделяется
яркой визуальной эстетикой и глубокой проработкой персонажей, а также привлекает внимание
зрителей по всему миру.
Манга — это японские комиксы или графические романы, которые читаются справа налево. Манга
охватывает широкий спектр жанров и предназначена для различных возрастных групп. Многие
известные аниме-сериалы основаны на манге, что создает прочную связь между этими двумя
формами искусства. Манга также имеет свою аудиторию за пределами Японии, с переводами и
адаптациями на множество языков.
14.
СОВРЕМЕННАЯ МОДАИ СУБКУЛЬТУРЫ
Современная японская мода известна своим разнообразием и
креативностью, особенно в таких районах, как Харадзюку.
Харадзюку — это район Токио, знаменитый своей эксцентричной
молодежной модой. Здесь можно увидеть людей в ярких и порой
необычных нарядах, которые отражают индивидуальность и
креативность молодежи. Этот район стал символом японской уличной
моды.
Готическая мода — этот стиль вдохновлен готической культурой и
включает темные цвета, кружево, корсеты и другие элементы.
Готическая мода часто ассоциируется с музыкальными течениями, такими
как готик-рок.
Lolita — еще один популярный стиль, акцентирующий внимание на
детской невинности и включает платья с рюшами, пышные юбки и
аксессуары. Этот стиль подчеркивает элегантность и романтичность.
Visual Kei — это музыкальная субкультура, которая сочетает рок- музыку с
театральной модой. Артисты Visual Kei часто используют яркий макияж,
экстравагантные костюмы и уникальные прически.
15.
ПОП МУЗЫКА И КИНОЯпонская поп-музыка (J-Pop) и кино также играют важную роль в культуре
страны.
J-Pop — это жанр популярной музыки, который возник в 1990-х годах. Артисты,
такие как Хикару Утада, Аяка и группы вроде Arashi, стали известными как в
Японии, так и за ее пределами. J-Pop сочетает в себе различные музыкальные
стили, включая поп, рок и электронную музыку.
Кино — японское кино имеет богатую историю и разнообразие стилей. Режиссеры,
такие как Хаяо Миядзаки (создатель студии GhIbLI) и Такеши Китано, получили
международное признание. Анимационные фильмы студии GhIbLI, такие как
"Унесенные призраками" и "Мой сосед Тоторо", стали классикой мирового
кинематографа. Также стоит отметить японские фильмы ужасов, такие как "Звонок"
(RINGU) и "Проклятие" (Ju-on), которые оказали значительное влияние на мировой
кинематограф.
16.
Современная культура Японии — это динамичноепространство, где традиции пересекаются с современными
тенденциями. Аниме и манга, мода с ее субкультурами и
разнообразная музыка и кино делают Японию уникальным
культурным феноменом на мировой арене. Эти элементы не
только формируют идентичность японского общества, но и
становятся важной частью глобальной культуры.
17.
ЯПОНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИРЕЛИГИЯ
18.
Синтоизм - традиционные религиозные верованияяпонцев; совокупность мифов, культов и обрядов,
регламентирующих взаимоотношения человека с
божествами.
Основные понятия и принципы в синтоизме.
• Чистота. Физическая чистота, духовная чистота и
избегание разрушений;
• Физическое благополучие;
• Гармония должна присутствовать во всех вещах. Она
должна
поддерживаться
для
предотвращения
дисбаланса;
• Продовольствие и плодородие;
• Семейная и родовая солидарность;
• Подчинение личности группе;
• Почтение природы;
• Все в мире имеет потенциал как для хорошего, так и
для плохого;
• Душа (Тама) мертвых может влиять на жизнь,
прежде чем она присоединяется к коллективному
Ками своих предков.
19.
МИФОЛОГИЯ ИПАНТЕОН
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИФОЛОГИИ СИНТОИЗМА
• отсутствие легенд о сотворении мира каким-либо божеством;
• происхождение человека — не акт божественного творения, а акт естественного
рождения. То есть, люди, согласно синто — прямые потомки богов;
• три мифологические части мира — верхняя (Равнина Неба), средняя (Страна
Тростниковых Зарослей) и нижняя (Страна Мрака) не имеют чётких
непреодолимых границ. Они сообщаются между собой и, по сути, являются одним
целым;
• японская мифология не знает легенд о борьбе и смене поколений богов;
• отсутствуют рассказы о борьбе человека с Силами Природы, с целью занять
определённое место в мире или подчинить её себе.
20.
ПОКЛОНЕНИЯЦентральным моментом поклонения богам является очищение (о-хараи) души,
присутствующей внутри каждого человека, предмета, животного, явления природы и т. д.
Небесные ками часто пребывают в буйном (арамитама) состоянии, и, чтобы умилостивить
их, человек должен совершить
индивидуальную молитву (норито) и приношение (синсэн) или осуществить общественное
служение с привлечением священнослужителя (каннуси) в виде праздника (мацури) с
музыкой (гагаку), театром (но, кабуки, кёгэн) и спортивными состязаниями (сумо, стрельба
из лука на скаку – ябусамэ).
«Тело божества» (синтай) представляет собой символ святости и объект поклонения.
Наиболее распространённым воплощением «божественной силы» является камень. Для
поклонения «синтай» строятся святилища – «дзиндзя», или «дзингу», число которых в
Японии превышает 80 тыс.
Например, Ясукуни-дзиндзя считается вместилищем душ всех японских солдат,
погибших в войнах.
21.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СБУДДИЗМОМ
В эпоху Яёи (2–3 вв.) синтоизм существовал как
комплекс магических практик. С 6 в. на него существенное влияние начал оказывать буддизм. В 8–12 вв. (эпоха Хэйан) с
появлением буддийских школ тэндай и сингон возникают различные синтобуддийские синкретические учения, основывающиеся на идее «хондзи
суйдзяку», где божества ками понимались как временные
воплощения будд и бодхисаттв. В этот период каждому ками была найдена буддийская параллель: Аматэрасу – будда
Вайрочана (япон. Дайнити); Кумано – будда Амида и т. д., появились общие храмы.
В 13–15 вв. (эпохи Камакура, Намбокутё, Муромати) с усилением в
государстве роли самураев и возвышением различных родов и кланов, распадом традиционных общин и снижением
императорского авторитета влияние буддизма растёт, а синтоизма – падает. В то же время, после того как в 1274 и 1281 гг.
Япония чудом избежала монгольского вторжения, спасённая «божественным ветром» (камикадзе) – тайфуном, рассеявшим
флот завоевателей, начинает формироваться концепция Японии – «страны богов» (синкоку). В «Исэ нисё котайдзингу синмэй
хисё» («Тайные записи об именах богов двух императорских великих храмов в Исэ») последователи школы Исэ (Ватараи)
утверждали, что будда Дайнити и божества в Исэ имеют один «дух»; божества ками единосущны буддам и потому равноценны
им. Представитель этой школы Китабатакэ Тикафуса (1293– 1354) в трактате «Дзинно сётоки» («Записи об истинном
престолонаследии божественных владык») писал, что предметом истинного почитания должно являться само японское
государство как избранная земля богов и император как земное божество. Ёсида Канэтомо (1435–1511), основатель школы
«Юиицу согэн синто» («Урабэ синто», «Единственное изначальное синто»), пошёл дальше и заявил, что синтоизм является
источником и буддизма, и даосизма, и конфуцианства, поскольку последние созданы людьми в рамках «этого мира», а «путь
богов» восходит к предвечной эре.
В 17–18 вв. (эпоха Токугава, или Эдо) происходит переосмысление
синтоизма в духе неоконфуцианства (в интерпретации Чжу Си) с его наукой о добронравии, сыновней почтительности (сяо ти),
уважении к старшим и государственной власти.
22.
ЭТИКЕТИПОВСЕДНЕВНАЯЖИЗНЬ В ЯПОНИИ
23.
Обычаи и нормы этикета в японии значительноотличаются от принятых в других странах. Это
связано с тем, что японская культура
формировалась обособленно и практически не
контактировала с другими культурами.
Приведем наиболее важные особенности
японского этикета:
1. Этикет поклонов
Поклоны в японии повсеместно используются и являются
универсальным жестом для выражения благодарности,
уважения, согласия, сожаления и прочего. Глубина и
длительность поклонов разнятся в зависимости от ситуации
- от малых поклонов в 5° до наиболее почтительных вплоть
до 90°. На это в первую очередь оказывают влияние
социальный статус, возраст и уважение. Поклоны
выполняются сгибанием корпуса в талии с выпрямленной
спиной и руками расположенными по бокам (для мужчин)
или руками, сложенными на коленях (для женщин).
24.
ЭТИКЕТПРИЕМА ПИЩИ
Основные правила этикета за столом достаточно просты, они
включают в себя общие правила приема пищи и правила,
касающиеся использования палочек.
Перечислим наиболее значимые правила:
"Итадакимасу" - пожелание приятного аппетита, его принято
произносить перед приемом пищи.
Еду не принято поливать соусами, наоборот, в японии принято
макать еду в соус.
Также принято съедать еду полностью. Это считается хорошим
тоном.
Если прием пищи проходит в ресторане, оплачивает тот, кто
пригласил.
25.
ПОВСЕДНЕВНЫЙЭТИКЕТ
1) Соблюдение личного пространства - в
японской культуре принято избегать личного
контакта. Это также касается рукопожатий,
объятий и поцелуев.
2) Ношение обуви как в домах, так и в различных
заведениях наподобие ресторанов и храмов в
большинстве случаев не приветствуется,
рекомендуется снять обувь при входе.
3) Этикет в общественном транспорте во многом
похож на знакомый нам: громкие разговоры не
приветствуются, сидячие места в первую очередь
предназначены для пожилых людей, инвалидов и
беременных женщин.
26.
ЯПОНСКИЙЯЗЫК
27.
На японском языке говорят 140 миллионов человек напланете, причем для 125 миллионов он является родным,
что делает его девятым по употреблению языком в мире.
Истинное происхождение японского языка до сих пор
является большой загадкой.
Эксперты выделяют в нем два основных лексических
слоя, соотносящихся с австронезийскими и алтайскими
языками, причем, в последнее время, большая часть
исследователей приходит к выводу, что, вероятнее всего
именно алтайские языки в большей степени повлияли на
развитие и, по сути, являются прародителями японского.
28.
Японский язык обладает собственнойписьменностью, сочетающей в себе как
слоговое письмо, так и идеографию, принцип
письма, при котором единицей графического
обозначения является слово.
29.
Японский язык имеет два названия нихонго и кокуго.Нихонго используется в значении “японский
язык” для выделения его из списка всех
остальных языков мира, нихонго - это
название японского языка для иностранцев.
Кокуго же дословно переводится как
“национальный язык” и может обозначать
любой другой язык в зависимости от
контекста, однако без уточнения,
обозначает именно японский. Слово кокуго
используется в основном самим японцами.
30.
Приблизительно в VI веке до нашей эры Япония вступила в дипломатические отношенияс Китаем и Кореей, что послужило мощным толчком для проникновения элементов
культуры этих стран в жизнь японцев, в это же время в Японии появляются первые
письменные произведения, в большей части состоящие из китайских иероглифов.
На протяжении следующих восьми веков были созданы прототипы обеих
современных азбук и появилось большинство диалектов, различия между
которыми постоянно увеличивались.
В XVI веке португальцы завозят в Японию достижения технологического прогресса и
европейскую религию, как следствие - японский язык обильно обогащается
заимствованиями из португальского, которые успешно просуществовали до наших дней и
до сих пор активно употребляются, например, аригато - японский вариант португальского
обригадо, что в переводе обозначает “спасибо”, до появления этого слова в японском
языке не было специального термина для выражения благодарности.
31.
Три основных составляющих японской письменности - это кандзи,заимствованные из китайского языка иероглифы и две появившиеся уже
в самой Японии слоговые азбуки: катакана и хирагана.
Классический японский способ написания текстов - это столбцы
символов, идущие справа налево, причем символы в столбцах пишутся
сверху вниз. Этот способ применялся повсеместно до 1959 года, когда
было официально утвержден западный способ горизонтального
написания слева направо. Однако, японская художественная литература и
некоторые периодические печатные издания до сих пор используют
традиционный способ набора текстов.