20.07M
Категория: ИсторияИстория

7 Искусство Др.Греции

1.

Искусство Древней Греции

2.

Периоды:
- крито-микенский;
- гомеровский;
- архаический;
- классический;
- эллинистический.

3.

Кносский дворец
Один из самых интересных и впечатляющих
памятников критской архитектуры. Возраст
дворца можно сравнивать с возрастом
Египетских пирамид или Стоунхенджа. Он
создавался во втором тысячелетии до нашей
эры, и постройка его затянулась ни на одно
столетие! Площадь дворца — около 20 тысяч
квадратных метров, он состоит из сложной
системы сотен помещений, казавшейся древним
грекам очень запутанной.Согласно легендам, в
глубине дворца обитал получеловек-полубык —
Минотавр, на съедение которому город Афины
ежегодно посылал 7 юношей и столько же
девушек. Минотавр был убит, говорится в
сказании, афинским героем Тесеем, сыном царя
Эгея.
Миф о Минотавре, возможно, вымысел, но как
объяснить найденные в результате раскопок
кости 372 человек? Останки были обнаружены в
огромных сосудах. Они находились в подвале
одного из зданий дворца. Ученые предполагают,
что жертвам было примерно от 10 до 15 лет.
Самое поразительное, что кости имеют вид, как
будто их готовили для употребления в пищу. Есть
мнение, что это те самые девушки и юноши,
которые прыгали через быка. Но кто ел этих
невинных созданий — бык или сами жители
дворца, остается загадкой.

4.

Акрополь в Тиринфе
Центр Акрополя- дворец с большим
двором. В композиции дворца
центральное место занимает
прямоугольное в плане помещение с
колоннадой и отверстием в крыше. Здесь
проводились торжественные собрания
мужского населения дворца.
Дворец в Тиринфе был расписан
многоцветными фресками в XIII в. до н. э.
По потолку шли узоры, изображавшие
звёздное небо. Излюбленная тема
росписи стен- охота:сцены боя,выезд на
охоту богинь, преследование оленя.
Полы разрисовывались цветными
разводами под мрамор, также
встречаются шахматные клетки,
чередующиеся с рыбами и осьминогами.

5.

Львиные ворота
Особое внимание в микенской
архитектуре уделялось
укреплению ворот.
Центральные ворота крепости
Микен «Львиные ворота» —
величественное сооружение,
символ могущества микенских
царей. Они сложены из двух
огромных, вертикально
поставленных плит, покрытых
третьей, на которой находится
плита с геральдическим
рельефом: две львицы,
изображенные в одинаковых
поворотах в профиль, стоят по
бокам расширяющейся кверху
колонны.

6.

В погребениях сохранились
предметы декоративноприкладного искусства этого
периода – ювелирные
изделия, оружие, керамика
ваз.
Крито-микенская культура
прекратила своё
существование либо в
результате глобальной
природной катастрофы, либо
в результате
разрушительных войн и
завоевания этих территорий
более отсталыми в развитии
(дорийскими) племенами.

7.

Гомеровкий период
Самым прославленным эпическим поэтом Древней
Греции считается Гоме́р – создатель древнейших, из
дошедших до нашего времени, греческих поэм «Илиа́да» и «Одиссе́я». К сожалению, не сохранилось
никаких свидетельств о само́м авторе - его жизни и
фактах биографии.
Предание изображает Гомера слепым седовласым
старцем, поющим свои поэмы под звуки лиры. Семь
греческих городов боролись за право называться его
родиной. Однако у современных филологов есть
сомнения - жил ли вообще когда-либо такой человек?
Они не исключают, что бессмертные произведения,
традиционно приписываемые Гомеру, могли
принадлежать кому-то другому или быть плодом
коллективного творчества. Существует даже версия,
что слово «гомер» в Древней Греции было синонимом
слова «поэт».

8.

Основой сюжета для первой из
этих поэм – «Илиады» послужили мифы о троянской
войне - самой длинной и
кровопролитной из войн
древности, известной тогда
грекам. Своё название поэма
получила по одному из часто
употреблявшихся в то время
наименований города Трои –
Илио́н.
«Одиссея» является
логическим продолжением
«Илиады». Повествование в
этой поэме ведется от лица
одного из героев троянской
войны – царя острова Ита́ка –
Одиссе́я. Он рассказывает о
тех приключениях, которые
выпали на его долю после того,
как закончилась война.

9.

Вотивные предметы
Вотивные предметы, вотивные
дары — предметы, изделия,
сооружения, которые подносили
богам в обмен на исполнение
желаний или исцеление.
Многие жители Древней Греции
благоволили богу медицины
Асклепию. Каждый, кто хотел
избавиться от недуга, передавал
его жрецам таблички или статуэтки,
на которых был изображен
поврежденный орган. Во время
раскопок археологи нашли глаза,
руки, ноги из меди, керамики,
терракоты и драгоценных
металлов.

10.

Вазы «геометрического стиля»
Сосуды гомеровской эпохи
обычно покрывались
орнаментом в виде
простейших фигур: кругов,
треугольников, квадратов,
ромбов. В формах и
рисунках ваз, возникавших
до IX в. до н.э., выступает
несложность чувств и
мышления создававших их
людей. Простота эта,
однако, не
воспринимается как
примитив. В ней нет
грубости и
ограниченности, скорее,
подчеркнут лаконизм
художественных форм.

11.

Скульптура гомеровского времени
дошла до нас лишь в виде мелкой
пластики, большей частью явно
культового характера. Эти небольшие
статуэтки, изображающие богов или
героев, делались из терракоты,
слоновой кости или бронзы.
Найденные в Беотии терракотовые
статуэтки, сплошь покрытые
орнаментом, отличаются
примитивностью и
нерасчлененностью форм; отдельные
части тела едва намечены, другие
непомерно выделены.

12.

Архаический период
Архаический период:
-ранняя архаика;
-зрелая;
-поздняя.
Архаический период Древней Греции,
который охватывает VIII-VI вв. до н. э.,
послужил началом важнейшего этапа в
истории этого государства. За все три
столетия - за короткий, в общем-то,
срок - Греция продвинулась далеко
вперед в своем развитии и обогнала
многие страны и государства Древнего
Востока, которые развивались
довольно быстро. Древняя Греция
архаического периода была местом
пробуждения духовных сил после
четырех веков застоя в развитии. Это
время было расцветом творческой
активности.

13.

Архаический период в истории Древней Греции, в
особенности небывалый подъем греческой культуры
в VIII-VI вв. до н. э., был обусловлен проходившей в
это время Великой колонизацией(процесс
засесления).
Она вывела Грецию из состояния изоляции, в
котором она пребывала после того, как микенская
культура прекратила свое существование. Еще одной
особенностью архаического периода в истории
Древней Греции является взаимообмен культур
Эллады и Древнего Востока. Финикийцы привнесли в
древнегреческую культуру письмо и алфавит,
который в Греции сделали еще удобнее с помощью
внедрения гласных букв. Именно с этого момента
начала развиваться культура письма и речи, стали
появляться алфавиты, в том числе и русский.
Сирийцы рассказали и показали грекам много
нового, например, способ переработки песка в
стекло, а также показали, как изготавливать краску из
ракушек. Основы астрономии и геометрии греки
переняли от египтян. В архаический период Древней
Греции скульптура египтян оказала сильное влияние
на только начинающее появляться греческое
искусство. Огромное влияние на Грецию оказали
также и лидийцы - именно благодаря им греки
научились чеканить монеты.

14.

Греческий полис
Полис- город-государство.СОстоит из
двух частей: городской центр и
окраина.
В Античности не было
противопоставления города и деревни.
Полис был связан с окружающей
территорией (хорой). Значительная
часть граждан была крестьянами,
жившими в окрестностях города.
Чтобы считаться полисом, община
должна была быть и позиционировать
себя государством. У полиса была
армия, финансы, должностные лица,
законы, гражданство. Признаками
полиса обладали и некоторые
входящие в него общины и даже
города.

15.

Ордера
Это тип арх-ой композиции,использующий
определенные элементыи определенную
архитектурно-стилевую обработку.
Существует три древнегреческих классических
ордера: дорический, ионический и коринфский.
Каждый получил свое название по месту своего
возникновения.
Чем древнее архитектурный ордер, тем ближе он
по своей сути к изначальной опорно-балочной
конструкции, тем проще с точки зрения
художественного оформления. Со временем
декоративной составляющей уделяется все
больше внимания, она становится все более
витиеватой.
Отличительные черты каждого ордера наглядно
демонстрирует архитектура древнегреческих
храмов, возведенных в разные периоды.
Разумеется, каждый новый ордер не появлялся на
ровном месте, а формировался в течение какогото времени, с накоплением опыта, применением
и отработкой архитектурных приемов. Системы
плавно сменяли друг друга, поэтому в некоторых
древнегреческих строениях присутствует черты
различных ордеров.

16.

Храм Артемиды
Святилище строили 2 раза – на
постройку первого храма ушло
около ста двадцати лет
(сооружён он был в середине VI
в. до н.э), а сожжён – три
столетия спустя, в 356 г. до н.э. На
восстановительные работы
времени понадобилось меньше,
но, как и предыдущее здание, он
также простоял недолго, в III в.
его разграбили готы, а в IV ст.
христиане его сначала закрыли, а
затем – разобрали, и на
сегодняшний день от него
осталась лишь одна колонна
высотой в четырнадцать метров.
Строительство первого
святилища богини, учитывая, что
им занимались три поколения
архитекторов, можно поделить
на три этапа.

17.

Храм в Коринфе
Необходимо сказать, что мифического
мужчину Аполлона уважали не только в
древней Элладе, где в его честь
сооружены три храма (в Коринфе,
Дельфах и Басах). Еще был собор в
Италии (Помпея) и на турецком
полуострове Сида.
Кто же он такой – Аполлон?
В античной мифологии Аполлон – бог
солнечного света, а его сестра Артемида
– богиня Луны. Храмы в их честь
возводились в паре. Во многих странах
солнце олицетворялось с жизнью.
Поэтому в честь него во времена
язычества (многобожия) придумано
множество богов, божеств и прочих
идолов. В Древнем Египте их было
около десятка.
В Греции Аполлону приписывалось
покровительство городу Коринфу,
искусству, музам, предсказателям,
врачевателям, переселенцам и еще
многое другое.

18.

использовали в этом храме колонны
коринфского ордера?
До этого были известны два:
дорический и ионический. Местный
архитектор Калимах изобрел свой
ордер, назвав его девичьим.
Поскольку предыдущие назывались
еще мужским и женским — по
некоторым особенностям их
архитектуры.
Коринфский Храм Аполлона сегодня
предстает перед взорами туристов
лишь прочным фундаментом,
покоящимся на скальном основании.
Он не дал ни одной трещины. Но
главный артефакт – семь
сохранившихся колонн с некоторыми
перемычками.

19.

Атланты – это в архитектуре
вертикальные опоры в виде
мужских фигур,
поддерживающие
перекрытия зданий, портики
и пр. Название происходит
от имени древнегреческого
титана Атланта, по приказу
Зевса державшего на голове
небесный свод.
Кариатиды – это женские
статуи, тоже
поддерживающие
перекрытия и заменяющие
колонны. Название
происходит от местности
Кария (Греция, VI в.), где в
честь богини Артемиды
происходили Карийские
празднества с плясками
девушек

20.

Кора
Скульптуру архаики можно разделить на две
основополагающие составные: коры (женские
фигуры) и куросы (мужские фигуры).
Женские фигуры появились раньше мужских, что
связано с культом природных сил, символами
плодородия и т.д. Общим, практически для всех
женских статуй, является ракурс. Чаще всего кора
предстает фронтально прямостоящей, руки чаще
опущены вдоль тела, реже скрещены на груди или
держат сакральные атрибуты (копье, щит, меч,
жезл, плод и т.д.). На лице видна непременная
полуулыбка.
Пропорции тела достаточно точно переданы,
несмотря на общую схематичность и
обобщенность образов. Все скульптуры
обязательно расписывали.
По своему содержанию коры никогда не
изображали божеств. Аллегорический смысл этих
фигур до сих пор окончательно не прояснен.
Большинство известных женских скульптур
хранятся в Афинском музее, несколько есть в
Лувре.

21.

Курос
Мужские скульптуры периода отличаются
строгой фронтальностью позы, часто левая
нога выдвинута вперед. Руки опущены
вдоль тела, кисти сжаты в кулак, реже
встречаются скульптуры с руками
вытянутыми вперед, как бы протягивающие
жертвоприношение. Еще одно непременное
условие для мужских статуй архаики точная симметрия тела. Внешне мужские
скульптуры имеют много общего с
египетскими статуями, что указывает на
сильное влияние египетской эстетики и
традиции на античное искусство.
Известно, что самые ранние куросы были
изготовлены из дерева, однако ни одной
деревянной скульптуры не сохранилось.
Позже греки научились обрабатывать
камень, поэтому все сохранившиеся куросы
изготовлены из мрамора.

22.

В вазописи появляется
многофигурный и чернофигурный
стиль.
Изображались сцены
пиров,сражений из гомеровской
поэмы.

23.

Классический период
Основным типом общественного здания попрежнему оставался храм. В первой половине V в.
до н. э. были созданы наиболее значительные
произведения дорийского зодчества:
величественные храмы в г. Посейдонии в Южной
Италии и храм Зевса в Олимпии. Последний
считался самым замечательным среди всех
эллинских святилищ. В нем находилась
колоссальная статуя восседающего на троне
Зевса, выполненная афинским скульптором
Фидием из золота и слоновой кости.

24.

храм Парфенон
На вершине скалы Афинского акрополя
возвышается монументальный мраморный
храм Парфенон, посвящённый Афине
Парфенос (т.е. Деве) — покровительнице
города.Парфенон представляет собой
классический древнегреческий храм —
прямоугольное здание, обрамлённое
колоннадой.
Дорический фриз фасада был украшен
барельефами, изображающими сцены
единоборств: битва лапифов и кентавров — с
восточной стороны, греков и амазонок — с
южной, богов и гигантов — на севере, и
участников Троянской войны — на западе.
Скульптурная композиция на восточном
фронтоне посвящена мифу о рождении
Афины.
А в центре храма стояла 13-метровая статуя
Афины Парфенос, выполненная из золота и
слоновой кости. Увы, оригинал статуи не
уцелел до наших дней.

25.

храм Эрехтейон
421 – 406 гг. до н. э.
Афины. Эрехтейон –
выдающийся памятник
древнегреческой
архитектуры, один из
главных храмов
древних Афин.
Расположен на
Акрополе, севернее
Парфенона. На южной
стороне храма
находится знаменитый
Портик кариатид (греч.
Кора - девушка),
названный так по
шести статуям из
пентилийского
мрамора 2,1 м. Все
статуи сегодня
заменены копиями.

26.

Вазопись
В греческой вазописи V в. до н.э.
преобладает краснофигурный стиль.
Очертания фигур обводились черным
лаком, после чего лаком закрашивали
весь фон, а фигуры сохраняли
естественный цвет глины. В отличие от
чернофигурных ваз, обладавших обычно
довольно богатой полихромией,
красочная гамма краснофигурных ваз в
основном двухцветна. В росписи
краснофигурных ваз окончательно
преодолевается старая система поясов, и
чаще всего роспись представляет теперь
единую композицию из нескольких фигур,
мифологическую или бытовую сцену.

27.

Скульптура
После того как в период архаики
скульпторами было достигнуто умение
передавать в изваяниях достаточно
правильно телесный облик человека,
эпоха классики поставила перед
мастерами новую задачу.
Теперь, для создания
«совершенного» образа, нужно было
не просто изобразить тело человека,
но сделать его идеальным –
естественным, красивым и
гармоничным, а также - научиться
передавать свободное движение в
скульптуре

28.

Дискобол
Ряд замечательных скульпторов, имена
которых сохранила история, добились в
этом такого успеха, что их создания до
сих пор считаются лучшими
творениями, образцами, на которых
учились и учатся многие поколения
ваятелей всех последующих веков (и
даже тысячелетий).
Одним из этих мастеров был Ми́ рон. В
его творчестве впервые была
преодолена статика, и скульптура
обрела движение. Ваятель сумел
показать героя своей самой известной
скульптуры «Дискобо́ л» в сложном
ракурсе.

29.

Огромной прижизненной славы добился
скульптор Фи́ дий. Его работы были столь
совершенны, что одна из них - статуя
Зевса, созданная им для храма в
Олимпии - была причислена к «Чудесам
света»
Этот мастер разработал уникальную
технику изготовления скульптур. Их
основа делалась из дерева, затем часть
её поверхности - одежда, доспехи,
причёска, покрывались тонким слоем
золота, а лицо и руки облицовывались
пластинами слоновой кости - отчего они
выглядели как «живые». Такая техника
получила название
«хрисоэлефанти́ нная»

30.

Афродита
Среди великих скульпторов
классической Греции назовём
также Пракси́ теля. Его герои –
боги и богини, как правило,
изображались в очень
естественных, свободных позах, в
них было больше утонченности и
изысканности, чем силы и
мужества.
Праксителю приписывают
создание первой скульптуры в
греческом искусстве,
показывающей обнажённое
женское тело. Эта статуя
изображала богиню Афродиту (в
римском варианте - Венера),
приготовившуюся к купанию.

31.

Колосс Родосский
Коло́ сс Родо́ сский (др.-греч.
Κολοσσὸς Ῥόδιος, лат. Colossus
Rhodius) — гигантская статуя
древнегреческого бога Солнца —
Гелиоса, которая стояла в
портовом городе Родосе,
расположенном на одноимённом
острове в Эгейском море, в
Греции. Одно из «Семи чудес
света». Простоял чуть более
полувека, пока не был разрушен
землетрясением.

32.

Период эллинизма
Новые черты приобрела
греческая скульптура в период
эллини́ зма. Завоевание
греческих земель и утрата
территориальной целостности
в период военных походов
Александра Македонского
изменили мироощущение
греков.
Из спокойносозерцательного оно стало
драматическим. Это нашло
отражение в скульптурных
образах – они стали
наделяться чувствами и
эмоциями.

33.

Венера Милосская
Пожалуй, самая
известная из греческих
статуй изображающая
эту богиню - так
называемая Венера
Милосская (авторство
приписывают некоему
Агеса́ндру), сегодня
хранится в музее Лувр в
Париже. Хотя время её
создания относится уже
к следующему этапу
древнегреческой
культуры.

34.

Камея
Большое распространение получают
камеи и мелкая пластика.
Камея — разновидность геммы,
ювелирное изделие или украшение,
выполненное в технике барельефа на
драгоценных или полудрагоценных
камнях или на морской раковине.
«Камея Гонзага» — двойной портрет царя
Птолемея II и его жены. Одна из самых
красивых камей эллинизма. А к самыми
изысканными примерами мелкой
пластики эллинизма относятся танагрские
статуэтки с изображением грациозных
девушек, закутанных в плащи.

35.

В греческой скульптуре вдруг
начинает ценится острая
индивидуальность и даже странность,
необычность образа.
Появляются изображения стариков,
детей, странных мифических существ
и, даже, калек.
Для скульптуры эллинизма
характерны следующие черты:
-многофигурные композиции;
-дробность форм и обилие мелких
деталей;
-драматизм (герои изображаются в
сложных «нервных» ракурсах и
позах);
-сюжетами изваяний часто
становятся темы борьбы, страданий,
смерти и т.п.

36.

Статуя Ники
Крылатая Ника Самофракийская представляет собой
мраморную эллинистическую скульптуру греческой
богини победы, которая была создана около II века до
нашей эры. С 1884 года она выставляется в Лувре и
является одной из самых знаменитых скульптур в мире.
Эксперты считают статую «величайшим шедевром
эллинистической скульптуры», ведь многочисленные
исследования доказали, что Ника – это древнегреческий
оригинал, а не более поздняя римская копия.
Невозможно оспаривать ценность этого великолепного
шедевра скульптурного искусства, ведь он позволяет нам
оценить уникальный уровень развития скульптуры в
Древней Греции.
Статуя высотой 244 см создавалась не только для того,
чтобы воздать честь богине Нике, но и в качестве
триумфального памятника великой морской битвы.
Статуя невероятно точно передает динамику и чувство
триумфа, а также изображает тончайшие элементы ткани
и драпировки, как будто богиня спускается на берег с
носа причалившего корабля

37.

Пергамский алтарь
«Пергамский алтарь» —
произведение искусства
эллинистического периода, один
из самых значительных
памятников этого времени,
сохранившихся до наших дней.
Получил название по месту своего
создания — городу Пергаму в
Малой Азии. Основная тема
рельефных изображений — битва
богов с гигантами
English     Русский Правила