Похожие презентации:
Презентация Занятие 5.1
1.
Электив «Нормальность и анормальность в телесности человека»Занятие 5.1.
Проявление нормальности
и анормальности телесности
в политическом поле
Некрасов Михаил Александрович
2.
План1. Представления о телесности в период античности.
Калокагати́я.
2. Представление о политическом теле в период
средневековья
3. Телесность в политических идеологиях XX века
3.
1. Представления о телесности в период античности.Калокагати́я.
4.
Античное мировоззрение скульптурно, в нем и личность, ибоги, и Космос телесны.
«Поскольку тело это есть не просто обычное человеческое
тело, с его слабостью, болезнями и смертью, оно
необходимо есть идеальное тело. Это - такое тело, в
котором нет ничего, кроме духа. И это такой дух, в котором
нет ничего, кроме тела. Это - полная взаимопронизанность
духа и тела, абсолютное равновесие духовного и
телесного.
5.
Античный гражданин - это атомизированный свободныйиндивид, но только в рамках полиса. Ибо только
гражданин полиса является частным собственником и в
этом смысле самодостаточным человеком.
Платон
в
«Государстве»
конструирует
модель
идеального
государства.
Социальная
структура
идеального государства подобна строению души, которая
имеет три части: разумную, страждущую и вожделеющую.
Космос (полис) и индивид неотрывны. Человек, согласно
Аристотелю, - это политическое (читай «полисное»)
животное. Задача индивида заключается в том, чтобы
найти гармонию в политическом и природном Космосе.
6.
Проблема гармонии важна как вкосмическом, так и в индивидуальном
масштабе.
Соразмерность,
пропорциональность, идеальная красота
являются интенцией не только в
отношении к Космосу, но и в отношении к
индивиду в виде идеала калокагатии
καλός
(«прекрасный»)
и
ἀγαθός
(«добрый»)
- элемент человеческой свободы;
- добро и красота — не две части, а два
лика, два проявления напоминающее
родных, а не сводных братьев.
7.
Эллинский идеал калокагатии при всей его каноническойустойчивости достаточно пластичен и имеет несколько
исторических модификаций.
1. В героический период Древней Греции, в рамках
мифопоэтического мировоззрения. У Гомера (Ил., XXIV,
52) калокагатия означает прежде всего рыцарские и
атональные добродетели.
2. Архаическая калокагатия (VII—VI вв. до н.э.) «Самым
прекрасным является то, что наиболее справедливо».
«Храни калокагатию поведения сильнее клятвы»
8.
3. В период греческой классики калокагатия принимаетобраз, благодаря которому она становится культурнопросветительной примечательностью Эллады
Варианты:
- принцип
музыкально-математического
порядка
(Пифагор);
- динамическая версия - («становящееся» существо).
«Состояние души с заранее принятым решением
предпочесть наилучшее» (Платон);
- каждодневная практика и здравый смысл (Сократ).
«Красота и добро (как и истина) сами по себе, вне
служения пользе и житейской целесообразности, – всего
лишь громкие и пустые слова»
9.
- «середина» — понятие возвышенной положительнойценности (Аристотель) цель «середины» — уравновесить,
не
дать
расслоиться
и
разойтись
духовным
(созерцательным)
и
практическим
(хозяйственнополитическим) добродетелям.
4. Эллинистическая калокагатия - пассивно-мужественное
самообладание перед безысходностью приближающегося
конца «атараксия».
10.
«Древнегреческое мироощущение есть узрение иосязание мира как тела. Здесь все сводится к
живым телам... Боги суть совершенные и
прекрасные тела. Люди - тела. Космос - живое
тело. Число - тело. Так же телесна и стационарна и
музыка».
11.
2. Представление о политическом теле в периодсредневековья
12.
История противостояния светской и духовной власти начинаетсяс ссоры Филиппа Красивого с папой Бонифацием VIII
Мистическое тело Христово = мистическое тело государства
Доктрина двух тел короля. Нематериальное тело короля,
дополняющее его физическое тело, является вечным, всегда
переходя от наследника к наследнику
Жан Боден «Шесть книг о государстве» (1576): «Верховная
власть есть абсолютное и непрерывное могущество» , и
непосредственным ее выражением является неподвластное
времени тело, мистическое тело короля.
13.
Концепция «двух тел» преображает и государственныецеремонии, в особенности коронацию, погребение (Англия в
1327 году, во время похорон Эдуарда II восковое изображение).
Варианты:
Английский – юридический язык
Французский – визуализация
Представления о королевском теле:
1. Проблемы крови (Фр. запрет к престолу; Анг. – не решающий
фактор)
2. Происхождение (Фр. Переход к влати – божественная
природа; Анг. – политический характер)
14.
«Политическое тело Англии — облаченное в естественные теладинастии Стюартов — оказывается «созданным политикой
человека» и имеет конституционную форму; тогда как
политическое тело Франции — облаченное в естественные тела
династии Бурбонов — было почти божественным и
абсолютным». Ральф Джизи
В XVI веке концепция «двух тел» трансформируется
(абсолютная монархия / придворное общество)
- основы королевской религии;
- особый этикет и ритуалы, места их проведения;
- политика изображений;
- государственные практики ухода за телом;
- оскорбление королевского величия.
15.
Конец XVIII в. – смысловой сдвиг:- развоплощение власти;
- повышение автономности;
- интеллектуальная и культурная революция
16.
3. Телесность в идеологиях XX века17.
За XIX-начало XX веков прошел процесс измененияотношения к телесности, в первую очередь выразившийся в
изменении отношения к телесным наказаниям (который не
завершен и по сей день), отмене рабства, как возможности
владения телом другого, и отношения к работающим, как к
безликой производственной силе, а так же отношению к
сексуальности, праву на смерть и т.д.
Политика перестала быть политикой вождей и стала политикой
масс
18.
Тело порядка в XX веке развивалось в двух паранойяльныхнаправлениях:
- государстве, делавшем ставку на идеализацию «своих» в
противовес чужим, но при этом намеревавшимся расширить
границы своего мира до Абсолюта - гитлеровской Германии
- в государстве, готовом бесконечно пополнять ряды своих в
обмен на сужение их мира до внутренних границ страны Советском Союзе.
«Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о
самом себе, сопряженная с их оценкой.
19.
Так тело мужчины - тело воина, тело женщины предназначено длярождения новых воинов (сам Гитлер подчеркивал это именно как
антитезу коммунистической идеологии: «Немецкие женщины
хотят быть жёнами и матерями, они не хотят быть товарищами,
как призывают красные. У женщин нет стремления работать на
фабриках, в бюро, в парламенте. Хороший дом, любимый муж и
счастливые дети ближе её сердцу» ([Fest J., 1964, s. 361] цит. по
[Пленков, 2011]).
В СССР это идея достижений как таковых: рабочих, спортивных,
военных - главное количественно измеримых. Исчислимость и
взаимозаменяемость - принцип построения высшего блага в
СССР. Идея исчислимости достижений, в том числе достижений
человеческого тела, совокупности тел, тесно связана с идеей
самопожертвования, столь важной в идеологии советского
коммунизма.
20.
Основные ценности американской культуры:- успех;
- паблисити («публичность»);
- просперити («процветание»);
- реклама («стяжение потребительских ожиданий к моему
текущему делу, кредит ему, прикорм из будущего, чтобы оно в
настоящем мире развивалось».
Новые идеи коллективного тела:
- ЗОЖ;
- Супергерои;
- Ранжирование по генетической уникальности