Похожие презентации:
1. Философия Древнего Востока (1)
1.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА2.
ВВЕДЕНИЕСледует иметь в виду, что применительно к
истории развития философии географическое
размещение центров философской мысли, их
зарождение и основополагающие идеи, имеют
значение и должны быть приняты во внимание
не как нечто самостоятельное, но как
обусловленное конкретным состоянием и
уровнем развития культуры данного народа,
тесно связанных с общим характером его
мировоззрения.
3.
ВВЕДЕНИЕВ свое время Г. Гегель исключил восточную
мысль из философии, высказываясь о ней
весьма высокомерно (что, впрочем, свойственно
еще и сегодня многим европейцам).
Эта оценка не может быть признана хоть
сколько-нибудь, справедливой, потому, что
Гегель не знал Востока, и не мог объективно
оценивать восточную философию.
4.
ВВЕДЕНИЕБолее того, во многих современных учебниках
даже нет такого раздела.
Учитывая многополярность современного мира
и цивилизационный подход к изучению
человеческого общества, мы не можем оставить
без внимания такой широкий пласт древних
знаний.
5.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИДревнеиндийская философия представляет
собой исторически первую форму философского
мировоззрения Востока.
Термином
«древнеиндийская
философия»
принято обозначать философские воззрения
арийцев периода древней ведийской религии и
брахманизма. Этот период известен как период
создания Вед и всей непосредственно связанной
с Ведами литературы. Он охватывает примерно
две тысячи лет: середина II до н.э. – начало I
тысячелетия н.э.
6.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИИсточником основных идей древнеиндийской
философии являются Веды. Слово «Веды» в
переводе с санскрита означает «знание». Веды
написаны на санскрите – языке древних ариев и
посвященных браминов древней Индии.
Как полагают исследователи, в содержании Вед
неизменно присутствуют три главные темы и,
соответственно, три ряда взаимосвязанных
представлений:
7.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ1)
относящееся
к
абсолютному
(«обожествленному» макрокосму);
2) относящееся к человеку (или микрокосму);
3)
относящееся
к
жертвоприношению
(символизирует связь микрокосма и макрокосма,
человека и Вселенной, конечного и Бесконечного,
относительного и Абсолютного).
Принято разделять философские школы Древней
Индии
на
ортодоксальные
(астика)
и
неортодоксальные (настика) в зависимости от
характера признания ими авторитета Вед.
8.
ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫСанкхъя (число, исчисление).
Основоположником системы древней санкхъи
является Капила (VII в. до н. э.). Согласно
онтологии санкхъи мир дуалистичен, потому что
в нем существуют два начала: пуруша и
пракрити, т.е. дух и природа. В познании это
удостоверяется различием субъекта и объекта.
9.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИЙога (путь, слияние, соединение).
Основоположником йоги считается автор «ЙогаСутры» Патанджали (предположительно II в. до
н. э.). В основе йоги лежит онтология санкхъи с
некоторыми изменениями. Вселенная не сотворена
и вечна. Эволюция происходит по двум линиям
(«воспроизводится» дуализм санкхъи).
Веданта
Веданта – ортодоксальная школа древнеиндийской
философии. Она не только признает авторитет Вед,
но и рассматривает их как Священные писания.
10.
БУДДИЗМОсновоположник буддизма – Сиддхартха Гаутама
(примерно VI в. до н.э.), нареченный Буддой, хотя
само слово «будда» не имя, но определенное
состояние сознания, качество ума, обладающего
совершенным знанием – мудростью.
Ядро буддийского учения составляют четыре
благородных истины:
1. Жизнь есть страдание.
2. Страдание имеет причину.
3. Причину страдания можно устранить.
4. Есть путь, ведущий к прекращению страданий.
11.
БУДДИЗМПуть прекращения страданий в буддизме известен
как путь 8 ступеней. Он включает в себя пять
правил праведного образа жизни – панча-шилу.
1. Правильное понимание (свободное от суеверий и
заблуждений, прежде всего знание 4-х благородных
истин).
2. Правильное мышление (возвышенное,
подобающее разумному человеку).
3. Правильная речь (добрая, открытая, правдивая).
4. Правильные действия (мирные, честные,
чистые).
12.
БУДДИЗМ5. Правильный образ жизни (не приносящий
ущерба или опасности живым существам) [панчашила].
6. Правильное усилие [скорее всего именно здесь
уместна идея срединного пути Сиддхартхи
Гаутамы, согласно которому любые крайности
неприемлемы].
7. Правильное внимание (активный и бдительный
ум).
8. Правильное сосредоточение (глубокая медитация
– дхъяна).
13.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯФилософское мировоззрение Древнего Китая (как и
Древней Индии) четко ориентировано на решение
нравственных
проблем.
Постановка
общемировоззренческих вопросов имеет смысл
лишь как реализация этой задачи и указание пути
личного
совершенствования.
Ибо
усовершенствование человека – начало всего.
Предметом философских размышлений выступает
здесь круг отношений: «человек – земля – небо».
Однако центр тяжести в философии Древнего
Китая заметно смещается в плоскость отношений:
«индивид (личность) – общество – государство».
14.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯНаиболее значительными идеями древнекитайской
философии являются:
1. Идея космического дуализма и взаимодействия
противоположных начал Инь-Янь (школа Инь-Янь
II в. до н. э.).
. Идея Дао, Неба и Поднебесной, высшего и
низшего, их взаимоотношения. Причем всеобщей
формой гармонизации отношений высшего и
низшего является путь Дао как естественный закон
всех вещей. В представлении древних китайцев
Небо олицетворяет Высшую Волю или то, что
европеец называет Судьбой.
15.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ3. Идея Небесной природы человека и пути его
совершенствования, в котором особое значение
придается долгу человеколюбия и ритуалу как
всеобщей форме гармонизации отношений
между людьми в обществе и государстве.
16.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯКультура Древнего мира богата социальными
идеями. Как на Древнем Востоке, так и в Древней
Греции и в Древнем Риме интерес к социальным
процессам, принципам организации и изменениям
как общества в целом, так и отдельных его сфер
был чрезвычайно высок.
В Древнем Китае в середине — второй половине I
тысячелетия до н. э. существовал ряд философских
школ, основным предметом интереса которых
были
вопросы совершенствования социальной
организации. К числу этих школ можно отнести
конфуцианство, моизм, легизм и даосизм.
17.
КОНФУЦИАНСТВООсновоположником конфуцианства был мудрец
Конфуций (551— 479 гг. до н. э.).
Кун Фу цзы (учитель Кун), латинизированная
форма Конфуций. Конфуций для восточной
цивилизации сравним с Иисусом для христиан
или Мухаммедом для мусульман.
Тезисы учений основаны на традиционализме и
консерватизме: не делай другим того, чего не
желаешь себе; вежливость необходима всем,
особенно людям государственным; управлять —
значит поступать правильно;
18.
КОНФУЦИАНСТВОВыбери себе работу по душе, тогда тебе не
придется работать ни одного дня; если в верхах
соблюдают принципы, то народом легко управлять;
если государь хорошо относится к родственникам,
то и в народе нет подлости и т. д.
Социальное
устройство
общества:
идеализированное прошлое; государство — это
семья.
Модель «идеального государства»: властелин
мудр и справедлив; войско преданно и отважно;
крестьяне трудолюбивы и честны; у власти только
достойные; у правителей должен быть высокий
нравственный авторитет.
19.
КОНФУЦИАНСТВООсновное произведение: «Луньюй» (Беседы и
суждения).
Взгляды
Конфуция
отличались
традиционализмом и консерватизмом. Идеал
социального устройства Конфуций видел в
идеализированном прошлом, а неурядицы
общественной жизни со временного ему Китая
объяснял отступлениями от принципов, по
которым жили предки.
20.
КОНФУЦИАНСТВОКонфуций считал, что государство должно быть
построено по модели семьи, но семьи, где
действует жесткая иерархия: «Государь должен
быть государем, сановник — сановником, отец
— отцом, сын — сыном».
Во главе государства должен стоять правитель,
прислушивающийся к мнению мудрых и
высоконравственных «благородных мужей» —
аристократов.
21.
МОИЗМАристократизм и традиционализм учения
конфуцианцев
вызывали возражения у
философа Моцзы (около 479—400 гг. до н. э.) и
его последователей.
Моцзы (МоДи) — специалист в области
социальной этики. Ярый противник Конфуция.
Проявил инженерный талант в строительстве
оборонительных
сооружений
(Великая
Китайская стена).
22.
МОИЗМТезисы учений основаны на «принципах
всеобщей любви и взаимной выгоды»:
«всеобщая любовь» — это значит смотреть на
чужие владения как на свои; смотреть на других
как на себя; взаимные интересы, исходя из
интересов каждого; имеющий избыток поделись
с другими; «все общая любовь» даст
возможность избежать конфликтов во всех
сферах общественной жизни.
23.
МОИЗМСоциальное устройство общества: отрицание
нападений; почитание единства; почитание
мудрости; почитание старика; экономия в рас
ходах; отрицание музыки и увеселений;
«главное средство достижения своих целей
обществом — убеждение сильных мира сего»;
бескорыстное служение государству; нельзя
убивать друг друга; нельзя грабить друг друга;
сильный не должен обижать слабого.
24.
МОИЗММодель «идеального государства»: сильный
помогает слабому; знающий учит незнающего;
взаимное доверие; преданность государству;
«талантливые люди должны иметь возможность
управлять
страной
вне
зависимости
от
происхождения».
Основное произведение: трактат «Моцзы».
Моцзы проповедовал принципы «всеобщей любви»
и
равенства
людей
независимо
от
их
происхождения как основу благополучия общества.
Любопытно, что вводить «всеобщую любовь»
Моцзы предполагал как убеждением, так и
принуждением.
25.
ЛЕГИЗМПредставители легизма, классиком которого
являлся Шан Ян (390—338 гг. до н. э.), считали,
что в государстве должно действовать
непререкаемое главенство законов.
Закон должен был устанавливаться высшим
правителем, власть которого была абсолютной.
Изданный правителем закон нельзя было
обсуждать, причем не только ругать, но и
хвалить. За обсуждение, а тем более нарушение
закона должно было следовать жесткое
наказание.
26.
ЛЕГИЗМТезисы учений основаны на теории деспотического
государства: сильная централизованная власть,
право частной собственности, низшие слои —
«рабы государства»
Легисты считали, что надежнее всего управлять
государством, полагаясь на страх людей перед
наказанием. Для предотвращения нарушения
закона легисты поощряли доносительство, отдавая
доносчику
имущество
и
должности
провинившегося.
Легисты считали ненужными и даже опасными для
государства ученость и искусство - когда народ
глуп, им легко управлять.
27.
ЛЕГИЗМШан Ян предлагал сжечь все книги, а когда
легисты пришли к власти, они казнили
множество
ученых.
Основной
принцип
политической теории легистов Шан Ян выразил
так: «Если народ обессилен — государство
могущественно, когда же народ могуществен —
государство бессильно».
28.
ДАОСИЗМОснователь течения – Лао Цзы (Ли Эр) (4—3 вв.
до
н.
э.)
—
историограф,
хранитель
государственного архива в Чжоуском Царстве.
Даосизм входит в одну из главных религий Китая.
По мнению даосов, «…чем меньше правитель
вмешивается в дела подданных, тем лучше и
спокойнее они живут». Идеалом даосов было не
служение сильному государству с могущественным
правителем во главе, а «недеяние», пассивное
созерцательное существование на лоне природы,
без ненужной роскоши, без войн и конфликтов, со
провождающих развитие всякой цивилизации.
29.
ДАОСИЗМЕсли конфуцианцы были традиционалистами
консерваторами, моисты — своеобразными
древнекитайскими «социалистами», легисты —
тоталитаристами, то представители еще одной
философской
школы
—
даосизма
—
представляли собой первых анархистов и
критиков цивилизации.
30.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ китайской истории в полной мере «всерьез и
надолго» не были воплощены принципы ни
одной из этих школ, но, взаимодействуя и
переплетаясь,
они
заложили
фундамент
китайской социальной мысли и политической
идеологии, и по сей день оказывающей влияние
на жизнь китайского общества и государства.