Лекция 3. Основные этапы развития философской мысли
1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
2. Становление философии в культуре древних цивилизаций Востока
2. Становление философии в культуре древних цивилизаций Востока
3. Философия Древней Индии.
3. Философия Древней Индии.
3. Философия Древней Индии.
3. Философия Древней Индии.
3. Философия Древней Индии.
3. Философия Древней Индии.
4. Философские учения Древнего Китая.
4. Философские учения Древнего Китая.
4. Философские учения Древнего Китая.
4. Философские учения Древнего Китая.
4. Философские учения Древнего Китая.
4. Философские учения Древнего Китая.
114.29K
Категория: ФилософияФилософия

Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения

1. Лекция 3. Основные этапы развития философской мысли

1. Генезис философии, социальноисторические и культурные
предпосылки ее возникновения.
2. Становление философии в культуре
древних цивилизаций Востока.
3. Философия Древней Индии.
4. Философские учения Древнего
Китая.

2. 1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения

Первые философские учения
появились
в
наиболее
развитых
государствах
древнего Востока и Эллады в
VI–V вв. до н. э.

3. 1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения

Концепции генезиса философии:
Мифогенная концепция генезиса
философии;
Гносеогенная концепция генезиса
философии.

4. 1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения

Предпосылки генезиса философии:
1. Новый
уровень
развития
производства, наступление «железного
века».
2. Радикальные изменения в социальной
структуре древних цивилизаций.
3. Социально-классовая
дифференциация общества привела к
возникновению государства.

5. 2. Становление философии в культуре древних цивилизаций Востока

Типологические черты философии
древних цивилизаций:
1. Космоцентричность древней философии.
2. Сформирована идея всеобщего закона,
правила, которому подчинено все во
Вселенной.
3. Философские концепции развивались в
процессе открытой идейной полемики между
представителями
различных
интеллектуальных элит.

6. 2. Становление философии в культуре древних цивилизаций Востока

Особенности философии в культуре древних
цивилизаций Востока:
1. Целостный характер философского
мировоззрения.
2. Религиозно-этическая и государственнопрактическая направленность философских
исканий.
3. Тесная связь философии с жизненнопрактической мудростью.

7. 3. Философия Древней Индии.

Специфика
философии:
древнеиндийской
1. Тесная связь с религией.
2. Деление на сословия (варны).
3. Традиционализм.

8. 3. Философия Древней Индии.

Периоды:
1. Ведический;
2. Эпический.

9. 3. Философия Древней Индии.

Ведический период.
Зарождение философской мысли в древнеиндийской
культуре восходит к началу VIII в. до н. э. и
связано с древнейшим памятником индийской
мифологии – Ведами.
Веды состоят из четырех сборников гимнов (самхит):
Ригведы, Самаведы, Яджурведы, Атхарваведы
(или Атхарвангирасы). Комментарии к сборникам:
Брахманы, Араньяки, Упанишады.
Подлинными знатоками и толкователями Вед считались
брахманы.

10. 3. Философия Древней Индии.

Ведический период.
Образование первых философских школ относится к VI–II
вв. до н. э. Сложились шесть ортодоксальных
философских учений (даршан):
веданта, ньяя, вайшешика,
миманса, санкхья, йога.
Ортодоксальные школы в древнеиндийской
философии направлены на нравственное
самосовершенствование.

11. 3. Философия Древней Индии.

Эпический период начинается в VI в. до
н. э..
Возникают неортодоксальные школы Древней Индии:
Чарвака, Джайнизм, Буддизм.
Отличие неортодоксальных школ:
не признавали авторитета Вед,
выступали против интеллектуальной гегемонии
жречества в древнеиндийской культуре.

12. 3. Философия Древней Индии.

Чарвака — это материалистическое учение в Древней и
Средневековой Индии.
Основой всего сущего здесь выступает материя в виде
четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха.
Материя может мыслить. Смерть – конец всему.
В основе этической концепции чарваков лежит
неограниченное наслаждение — гедонизм (от греч.
hedone — наслаждение).
Девиз представителей этой школы — надо есть, пить и
наслаждаться этой жизнью сегодня, ибо смерть
приходит всегда и ко всем.

13. 4. Философские учения Древнего Китая.

Зарождение философских представлений
относится к эпохе Западного Чжоу
(XII–VIII вв. до н. э.):
происходит развитие письменности;
складываются знаменитые литературные
памятники древнекитайской культуры:
«Шу цзин» (Книга истории), «Ши цзин»
(Книга песен); «И цзин» (Книга
перемен).

14. 4. Философские учения Древнего Китая.

«Книга перемен» - один из главных
источников,
в котором
заложены
основные
принципы
развития
философского мышления в Китае. Ее
тексты создавались в разные времена
(XII-VI вв. до н. э.).
Книга содержит переход от мифологического
отражения мира к его философскому
осмыслению.

15. 4. Философские учения Древнего Китая.

Первые философские учения возникли в
эпоху Восточного Чжоу (VIII–VI вв. до
н. э.).
Период, когда оформились философские
школы в древнем Китае, называют
золотым веком китайской философии.
Это произошло в эпоху Чжаньго, или
«Сражающихся царств» (VI–III вв. до н.
э.).

16. 4. Философские учения Древнего Китая.

Шесть важнейших философских школ:
конфуцианство, даосизм,
моизм,
легизм,
натурфилософская
школа
«инь-ян»,
школа имен.

17. 4. Философские учения Древнего Китая.

Конфуцианство. Основателем этого направления
был Конфуций (551 — 479 до н. э.).
В центре его учения - человек, его умственное и
нравственное
развитие
и
поведение.
Конфуций
главное внимание уделяет
вопросам
воспитания
идеального,
благородного
человека
(цзюнь-цзы).
Человек рассматривается Конфуцием в
качестве
функционального
элемента
общества.

18. 4. Философские учения Древнего Китая.

Легизм. Эта школа возникла и оформилась в VI — II вв.
до н. э.
Легизм (от лат. lex — род. падеж от legis — закон).
Легисты исходили из законов, утверждая, что политика
несовместима с моралью.
Главное воздействие на массы правителю следует
осуществлять при помощи награды и наказания.
При этом наказанию принадлежит основная роль.
Концепция государства - теория деспотического
государства. Перед законом должны быть равны
все, кроме самого правителя, который является
единственным творцом законов.
English     Русский Правила