1.65M
Категория: ЛитератураЛитература

драма «Гроза»1.docx

1.

Художественный мир драматурга А.Н.
Островского.
Судьба женщины в XIX веке и ее
отражение в драмах А. Н. Островского

2.

Периоды и характеристика творчества
Островского А.Н.
Александр Николаевич Островский (1823—1886)
является одним из величайших драматургов второй
половины XIX в. Его перу принадлежит 54 пьесы, каждая
из которых отразила многогранность его таланта.
Творческий путь Островского можно охарактеризовать
следующим образом:
первый период (1847—1860);
второй период (1860-1875);
третий период (конец 70-х — начало 80-х гг. XIX
века).

3.

Особенности
Островского
драматургии
А.
Н.
Новаторство в тематике, жанрах, литературном стиле и
образах пьес.
Историчность: события и сюжеты его пьес охватывают
огромный исторический период развития России от
Ивана Грозного до второй половины XIX в.
Бытовая наполненность, погруженность сюжета в
семейные, частные отношения.
Раскрытие конфликта двух «партий»: старших и молодых,
богатых и бедных, своевольных и покорных.
Органическая связь драматизма и эпического начала.
Широкое использование традиций фольклора, сказок.
Использование «говорящих» имён и фамилий героев.
Индивидуализированность, сочность и яркость языка
героев и самих пьес.

4.

Секреты
прочтения
драматического
произведения А.Н. Островского «Гроза
Тема. В произведении освещена проблематика
взаимоотношений
двух
поколений,
двух
принципиально разных миров. Также подняты
темы семьи и брака, греха и покаяния.
Композиция.
Жанр. «Гроза» — драма.
Направление. Пьеса соответствует направлению
реализма

5.

Законы
построения
драматического
произведения, основные узлы в сюжете пьесы.
Город Калинов и его жители
В пьесе «Гроза» Островского можно выделить
следующие основные узлы сюжета:
Экспозиция. Описание картин волжского простора
и духоты калиновских нравов.
Завязка. Конфликт Катерины с Кабанихой.
Развитие действия. Любовь Катерины к Борису.
Кульминация. Внутренние терзания Катерины, её
уход из жизни.
Развязка. Протест Варвары и Тихона против
тирании матери.

6.

Город Калинов и его жители
Город Калинов в пьесе «Гроза» — это купеческая среда с
твёрдыми патриархальными устоями.
Жители Калинова делятся на следующие категории:
- Те, кому комфортно жить в
таких условиях.
- Те, кто придерживается
нейтрального
отношения,
формируют
среду
города,
являются
неотъемлемой
её
частью.
- Те, кто не может свыкнуться с
обычаями,
страдает
от
устоявшихся традиций.
* Главные самодуры Калинова — Дикой и Кабаниха.

7.

Противостояние
патриархального
уклада и модернизации
В
пьесе «Гроза» А. Н.
Островского
противостояние
между
Диким
и
Кулигиным
олицетворяет
борьбу невежества самодуров
Калинова с прогрессом.
Особенно ясно противостояние
проявляется в сцене грозы,
когда Кулигин просит денег у
Дикого
для
строительства
громоотвода. В ответ на
просьбу Дикой произносит
только гневный возглас: «Вот
суета!».

8.

Семейный уклад в доме Кабанихи
Согласно источнику, семейный
уклад в доме Кабанихи из пьесы
Островского
«Гроза»
характеризуется
следующими
особенностями:
Глава семьи, Ефим Кабаниха,
является тираном и деспотом,
который подавляет свою жену
Аксинью и дочь Катерину.
Аксинья,
жена
Ефима,
вынуждена подчиняться его
воле и исполнять его прихоти.
Дочь Катерина также несчастна
в этой семье и мечтает об уходе
из дома.

9.

Семья Кабановых
Семья Кабановых состоит
из Марфы Игнатьевны, ее
сына Тихона с невесткой
Катериной
и
дочери
Варвары.
Марфа Игнатьевна, богатая
купчиха, в Калинове ее
называют Кабаниха. Не
случайно
Островский
наградил
ее
таким
прозвищем,
создающим
неприятное
впечатление.
Оно отражает ее характер и
ее жизнь.

10.

Характеры героев
Кабаниха — властная и грубая женщина средних
лет, вдова, мать Тихона и Варвары.
Тихон — сын богатой купчихи Кабанихи, брат
Варвары и муж Катерины.
Варвара — смелая, бойкая и весёлая девушка.

11.

Образ Катерины в контексте культурно-исторической
ситуации в России середины XIX века
Характеристика
Катерины
необходима для понимания всех
социальных проблем устаревшего
патриархального строя России XIX
века. Героиня, не способная
сопротивляться гнёту со стороны
близкого окружения, решает уйти
из жизни.
Катерина — воплощение лучших
женских
качеств:
доброты,
душевности, богатого внутреннего
мира,
способности
к
самопожертвованию.

12.

Споры о месте женщины в обществе,
предназначение в семье и эмансипации
ее
Пьеса "Гроза" создавалась в XIX веке, когда российское
общество было пронизано строгими социокультурными
нормами и иерархией. В этом контексте женские персонажи
пьесы являются отражением различных аспектов жизни
женщин в ту эпоху. Катерина представляет собой выдающийся
пример женщины, стремящейся к независимости, в то время
как Марья - типичная жена и мать, соответствующая
ожиданиям общества.
Таким образом, женская доля в пьесе Островского "Гроза"
богата и разнообразна. Героини этой пьесы представляют
разные стороны жизни и характеры женщин в XIX веке, их
взаимодействие и конфликты служат основой для развития
сюжета и обогащения образов друг друга.

13.

Домашнее задание
Выучить один из отрывков (монологов) Екатерины
из пьесы А.Н. Островского «Гроза» наизусть
English     Русский Правила