Похожие презентации:
4_Древнегреческая_скульптура_Путь_к_совершенству
1.
Древнегреческая скульптура. Путьк совершенству
2.
Вся культура Древней Грециибыла антропоцентричной. Ориентация
древнегреческой культуры на Человека,
выраженная в краткой формуле «Человек – мера
всех вещей», имела воплощение во всех видах
художественной деятельности греков, но, в первую
очередь - в искусстве вая́ния.
В Древней Греции в храмы было принято делать
подношения
Одними из самых важных подношений были
статуи
3.
Что касается большой скульптуры, то первыми крупными идолами, изображающимбожество,были так называемые «ксоаны»,и это по сути такие деревянные столбы,
очень обобщенные фигуры.Поскольку они были деревянные, то, к сожалению ,не
сохранились до наших дней, но мы можем получить представление о том, какими
они были, глядя на их повторение в меньшем масштабе,а также глядя на изваяние
Геры Самосской.
4.
Архаический период 7-6 в.в. до н.э.Эта статуя относится к эпохе
архаики, но с древнейшими
статуями ксоанами
ее роднит статичность форм,
фронтальность, малая
расчлененность формы,
замкнутость композиции и
условность в трактовке
человеческого тела. Эта фигура
богини больше похожа на ствол
дерева или на колонну,и это не
случайно,
потому что в древнейшие времена
,как мы знаем, колонна могла
служить изображением бога.
5.
Архаический период 7-6 в.в. до н.э.Еще одним примером архаической скульптуры является
статуя Артемиды Делосской
Фигура крайне уплощена, она напоминает уже не просто
столб о
столб с четырьмя гранями ,каждая из которых живет своей
собственной жизнью, и то что это так ,связано с методом
работы скульпторов той эпохи.
Скульптор брал прямоугольный каменный блок ,на одной
из граней он намечал контуры будущей фигуры и прорезал
камень вглубь по этой проекции на всю глубину блока.
Таким образом, вся глыба получала контур
фасада этой фигуры, затем скульптор поворачивал этот
блок и прорабатывал следующую сторону, потом
следующую и,
Наконец, последнюю, и в итоге статуя получалась
четырехфасадной
Скульптор работал с каждой стороной по очереди и
поэтому не всегда в конечном итоге мог согласовать
фигуру ,когда она получалась цельной
6.
Архаический период 7-6 в.в. до н.э.Четырехфасадность - это свойство ,которое
сохраняется очень долго в архаической
скульптуре ,и она также
Заметна на изображениях юношей или ,как их
ещё называют, «куросов» -это
типичные схематизированные изображения,
которых найдено огромное количество,
однако мы точно не знаем ,кого в
данном случае изображал скульптор- это
может быть воин ,это может быть атлет,это
может быть даже бог -таких курсов еще
часто называют Аполлонами, это все еще
архаика, но здесь уже видно стремление
ваятелей к
анатомической достоверности ,стремление
показать ,из чего состоит человеческое тело,
каковы его члены и
какова их подвижность.
7.
Нужно особое внимание уделитьизображению обнаженного мужского
тела в древнегреческом искусстве
потому что оно встречается очень часто
и мы должны понимать,с чем это
связано.
В 7 веке до нашей эры в Греции
начинают активно развиваться полисы,
то есть независимые города-государства,
и чем сильнее становится каждый из
них,тем острее оказывается их
соперничество, которое в конечном
итоге приводит к частым войнам. Когда
начиналась война, в сражении
участвовали все граждане полиса,
способные держать оружие ,так как
профессиональных солдат тогда не
существовало, не было регулярной
армии, и таким образом исход войны
зависит от силы и выносливости каждого
гражданина,
а потому физическая культура в Греции
пользовалась прямой поддержкой
государства, а в искусстве образ атлетавоина стал воплощением лучшего
представителя общины, идеального
человека
Архаический период 7-6 в.в. до н.э.
8.
Архаический период 7-6 в.в. до н.э.Ко́ра (др.-греч. κόρη — «девушка») — наименование
типа древнегреческой скульптуры архаического периода,
женский эквивалент куроса (ок. 660—480 до н. э.)
Кора — это изображение женщины (всегда молодой), в
статичной позе, одетой в традиционную греческую одежду,
с архаической улыбкой на устах.
Коры практически всегда изображались стоящими во весь рост, с
одной ногой слегка выдвинутой вперед (с сомкнутыми ногами —
редко), и с одной рукой, придерживающей одежды таким
образом, чтобы не наступить на них в движении. Свободная рука
часто держала приношение тому богу или богине, которому они
были посвящены. Одеяния кор составляли как и
ионический хитон, так и более
плотный пеплос (большинство аттических статуй). Иногда пеплос
надевался поверх хитона. Скульпторы находили большое
наслаждение, создавая складками тканей ритмические мотивы,
показывая, как они драпируются на полностью скрытом
человеческим теле, а также создавая орнаментальную канву
одежды, которая либо высекалась в мраморе, либо
расписывалась поверх него красками.
9.
Древнегреческая скульптура. Путь к совершенствуИменно в скульптуре ярче всего реализовывался принцип калокага́тии (калос –
прекрасный, агат(ф)ос – хороший, добрый), присущий всей древнегреческой
культуре. Изображая прекрасное тело, мастера стремились показать идеального
человека, дух которого соответствовал бы внешней оболочке.
Для того, чтобы научиться реалистично изображать человека, древнегреческие мастера
совершенствовали своё мастерство в течение нескольких веков
10.
КАЛОКАГАТИЯ — этико-эстетический идеал древнегреческой культуры,предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств,
вызревающую в смене поколений (в отличие от внезапной вспышки
красоты, таланта или добродетели, взятых в отдельности); в философии
Платона — идеал гармонического сочетания физических и духовных
способностей человека, естественно дополняемых его богатством и
благородством души. Человек — носитель калокагатии— в истинном
призвании своем должен был всецело стремиться к осуществлению
коллективных чаяний полиса.
11.
Красота Фрины произвела такое впечатление на судей,что её оправдали — ведь согласно греческим
представлениям о прекрасном, столь совершенное
тело не могло скрывать несовершенную
душу(концепция калокагатии)
«Фрина перед ареопагом», Жан-Леон Жером, 1861
12.
13.
Архаическая скульптура.Первые скульптурные образы появляются в эпоху арха́ики (VII-VI вв. д.н.э.). Это
изображения обнажённых юношей – ку́росов, и задрапированных в длинные одежды
девушек – кор. Глядя на них ,становится ясно, что греки учились у древнеегипетских
мастеров
Архаические
скульптуры греков
.с их египетскими
«собратьями»
роднит
многое: строгие
статичные позы,
фронтальность,
выдвинутая
вперёд левая
нога.
Парная статуя Микерина и царицы
Хамерернебти. Древнее Царство
Курос и кора. Древнегреческие статуи периода
архаики.
14.
Однако, вследствие иных религиозных воззрений и других эстетическихустановок, для греческой скульптуры характерен ряд черт, отличающих её от
образцов египетского искусства:
• во-первых, перед греками в период архаики стояла задача научиться
правдоподобно изображать человеческое тело, поэтому куросы –
обнажены (коры – задрапированы в длинные одежды);
•во-вторых, греки, в отличие от египтян, никогда не стремились создавать
портреты конкретных людей, поэтому лица кор и куросов – это обобщённый
образ Человека
• в-третьих, если египетские скульпторы изображали человека бесстрастным,
то все греческие юноши и девушки наделены несколько
наивной улыбкой, которую принято называть «архаической»; •в-четвертых, скульптурные изображения греческие
мастера ярко раскрашивали, но в отличие от египетских канонов, правил
здесь не существовало. Так волосы куроса могли оказаться синими, глаза –
красными, борода (если таковая украшала лицо скульптуры) – зелёной. В
данном случае, важна была не достоверность, а декоративность.
15.
Артемида с острова Делос .Гера с острова Самос
VII в. до н. э.
16.
Курос. Реконструкция раскраски.Коры. Реконструкции раскрасски.
17.
18.
19.
Греческая фалангаПерсидские воины из гвардии «бессмертных».
Фрагмент облицовки изразцами из царского
дворца
20.
Теперь переходим к следующему периоду- к периодугреческой классики, которая начинается после
сокрушительной победы греческого народного
ополчения
над войсками персов .
В 5 веке до нашей эры греки отстояли свою
независимость,
отстояли свою свободу, это был момент
национального сплочения ,за которым последовал
период расцвета
экономики и культуры Греции.
Мы видим здесь уже знакомый нам
образ -фигура молодого воина, четырехфасадность
ушла в прошлое ,мастера классической
эпохи стали обрабатывать каменный блок иначе, то
есть постепенно, по кругу
снимая материал слой за слоем и поэтапно выявляя
форму статуи, и теперь статический
жесткий образ эпохи архаики сменяется
динамической фигурой более естественным,
более натуроподобной.В эпоху ранней классики
мастерство скульптора уже начинает
ценится выше, чем прежде .Талантливый художник
воспринимается,как избранник богов ,как человек
,наделенный особым
Вдохновением.
торс из Милета 480-470 г.г. до н.э.
21.
Создав тип храма-периптера, решивпроблемы пластики обнаженной мужской
и задрапированной женской фигуры,
разработав многофигурные композиции в
вазописи,
все
более
тяготеющие
к
изображению реального мира, искусство
архаики
заложило
основы
всей
художественной
системы
следующего
периода — греческой классики.
22.
23.
«Дельфийскийвозничий» «Управляющий
колесницей» . 478 до н. э
— знаменитый оригинал древнегреческой
скульптуры. Одна из немногих статуй,
которой удалось сохраниться до наших
дней, отличный пример античной бронзы .
«Возничий» находится в превосходной
сохранности, за исключением утерянной
левой руки. Греческие бронзовые
скульптуры отливались по частям, и затем
соединялись. В момент находки эта статуя
была разделена на три части: голова с
верхней частью туловища, нижняя часть
туловища и правая рука. Скорее всего,
другая конечность отделилась и была
утеряна прежде, чем статуя была спрятана
в землю — это было сделано, вероятно,
чтобы защитить скульптуру от мародёров
вскоре после того, как Дельфийское
святилище было закрыто в IV в. н. э. Также
вероятно, что скульптурная группа была
спрятана в землю целиком, но лошади
могли пропасть во время землетрясения в
373 г. н. э Сегодня хранится в
Дельфийском археологическом музее.
24.
Изображенный — очень молодой юноша. Как и современные жокеи,возничие колесниц выбирались за свой лёгкий вес, но вдобавок им
следовало быть высокими, поэтому на эту работу часто брали
подростков. Возничий очень силен, что видно по его рукам и позе
Стилистически «Возничий» относится к периоду ранней классики: он
более натуралистичен, чем куросы архаики, но поза всё же еще остается
застылой, по сравнению с классическими статуями более позднего
времени.
25.
Он одет в разновидность хитона подназванием ксистис- одеяние возничих в
течение соревнований. Оно доходит
почти до щиколоток и перепоясано
простым поясом. Два ремня,
перекрещенные на его спине
предохраняли ксистис от вздувания от
ветра во время гонок.
26.
Первоначально «Возничий» являлся частью крупной скульптурной группы,установленной в Дельфах, которая включала колесницу, квадригу коней (или
шестерка коней) и двоих грумов. Несколько фрагментов лошадей, колесницы и
рука мальчика-слуги были обнаружены рядом со статуей. В первозданном
состоянии, вероятно, это была одна из самых впечатляющих статуй своего
времени.
Группа, скорее всего, стояла на плоских крышах-террасах, спускающихся от
святилища.
27.
Эта скульптура — одна из немногихгреческих бронз, в которых
сохранились инкрустация глаз ониксом и
детализация ресниц и губ с помощью меди.
28.
Натуралистическая трактовка его ступней в античные времена вызывала восхищение.29.
Скульптура высокой классики(450-410-е годы до н.э.)
30.
Жесткий образ эпохи архаики сменяется динамической фигурой более естественной, болеенатуроподобной
В эпоху ранней классики мастерство скульптора уже начинает
цениться выше ,чем прежде.
Талантливый художник воспринимается как избранник богов, как человек ,наделенный особым
вдохновением
Начиная с этого момента в истории искусства появляются первые имена
Фидий, Ми̍рон и Поликлет
Ряд замечательных скульпторов, имена которых сохранила история,
добились в этом такого успеха, что их создания до сих пор
считаются лучшими творениями, образцами, на которых учились и
учатся многие поколения ваятелей всех последующих тысячелетий.
31.
Ряд замечательных скульпторов, имена которыхсохранила история, добились в этом такого успеха, что
их создания до сих пор считаются лучшими
творениями, образцами, на которых учились и учатся
многие поколения ваятелей всех последующих
тысячелетий.
32.
Скульптура классического периода.После того ,как в период
архаики скульпторами
было достигнуто умение
передавать в изваяниях
достаточно правильно
телесный облик
человека, эпоха
классики поставила перед
мастерами новую задачу.
Теперь для создания
«совершенного» образа
нужно было не просто
изобразить тело человека,
сделать его идеальным –
естественным, красивым и
гармоничным, но и
научиться передавать
свободное движение в
скульптуре.
Скульптура Посейдона. Ранняя классика(предположительно Мирон)
33.
Конец второй четверти середины 5 века до нашей эры были временем расцветадеятельности Мирона, творчество которого было во многом экспериментально. Мирон совершенно
порывает с архаическими традициями .Это можно увидеть на примере его прославленной
статуи«Дискобол» - «метатель диска» .Оригинал этой скульптуры был бронзовым ,но он ,к
сожалению, не дошел до нас, до нас дошли только мраморные копии более позднего времени.
Мы видим атлета ,который замахнулся перед броском ,мы
видим его в момент максимального
напряжения ,его тело как скрученная пружина. Если мы
проведем воображаемую линию через его плечи , бедра,
колени и ступни ног ,то это воображаемая линия образует
форму завитой спирали.В его фигуре удивительным образом
сочетаются динамика и статика .Мирон фиксирует вот этот
краткий миг покоя между резким замахом и мощным
броском ,это совершенно потрясающе найденный момент.
На что еще следует обратить внимание :перед нами
спортсмен, прославленный победитель в соревнованиях,
возможно, даже в Олимпийских играх, но обратим внимание,
что это не портрет конкретного молодого человека, это
обобщенный героизированный образ, лишенный
индивидуальности, и тому есть философское обоснование
Греческая община жила гражданскими интересами, для
греков все частное, все индивидуальное отходило на второй
план, и потому классическое искусство Греции -это поиск
универсальной гармонии,универсальной формулы
идеального изображения , показывается не конкретный,
единичный человек , а как бы человек в целом,
совершенная личность
34.
В творчествеМирона впервые
была преодолена
статика,
скульптура обрела
движение.
Атлет изображен в
момент короткой
остановки перед
резким движением,
верхняя часть его
корпуса повернута
относительно
нижней примерно
на 90 градусов вслед
за рукой с диском,
отведённой для
броска в крайнее
положение. При
этом так реально
передано
наивысшее
напряжение тела,
что невольно
возникает
ассоциация с до
предела сжатой
пружиной, готовой
резко расправиться.
35.
Мирон. Афина. Середина 5 в. до н.э. Мраморная римская копия с
утраченного бронзового
оригинала. Франкфурт.
Мирон. Марсий. Середина 5 в. до н. э.
Мраморная римская копия с
утраченного бронзового оригинала.
Рим. Латеранский музей
36.
«Композиция рельефа исполнена удивительно ясной гармонии. Нет ни одной резкой, угловатой линии,ни одного грубого движения. Широко раскинув руки и чуть подняв вверх видную в профиль голову,
предстает перед зрителем богиня. Склоненные фигуры прислужниц образуют плавный овал,
охватывающий изображение Афродиты неспешной музыкой круглящихся линий. Здесь господствуют
ниспадающие движения: низко опущенные головы, скользящие очертания рук, вертикальные
параллельные линии складок хитонов — все создает ощущение медленного, хочется сказать, нежного
движения вниз и к центру.Но тут же возникает и обратный ритм. Покрывало, которое держат коры,
ложится самыми резкими во всем рельефе дугообразными складками. Возникает невольная ассоциация
с какой-то чашей. И из неё, будто распускающийся цветок, поднимается Афродита» М. В. Алпатов
Трон Людовизи 490-450 гг. до н.э. центральная часть, как считается, изображает сцену
подъёма богини Афродиты из волн морских и помогающих ей служанок
37.
Поликлет из Аргоса.К началу второй половины 5 в. до н. э. художественная жизнь процветала не только в Афинах, но и в других
городах. Из Аргоса (Пелопоннес) происходил современник Фидия Поликлет, в искусстве которого проявился
интерес к изображению спокойно стоящей фигуры. Самой прославленной скульптурой Поликлета был
«Дорифор» («Копьеносец», ок. 440 г. до н. э., Неаполь, Национальный музей), в образе которого нашел
воплощение мужественный идеал доблестного гражданина -воина.
Эта бронзовая скульптура, известная по римским копиям, изображает мускулистого, сильного юношу,
несущего на плече копье. Великолепная моделировка тела придает образу ощущение полной реальности,
могучие пропорции и торжественная сдержанность движения подчеркивают ее героико-монументальный
характер. Всей тяжестью тела Дорифор опирается на правую ногу, левая, отставленная назад, касается земли
только пальцами. Равновесие фигуры достигнуто тем, что приподнявшемуся правому бедру соответствует
опущенное правое плечо и, наоборот, опустившемуся левому бедру - приподнятое левое плечо. Такая
система построения человеческой фигуры определяет жизненность скульптуры и в то же время ее мерный
ритмический строй. Поликлету принадлежал и теоретический трактат «Канон», разрабатывающий систему
идеальных пропорций и законов симметрии, по которым должно строиться изображение человека. В
«Дорифоре» Поликлет точно следовал своей теории. Это привело к утверждению известной нормативности
и несколько тяжеловесных пропорций фигуры. Под конец жизни скульптор отошел от своего «Канона». Его
«Диадумен» (ок. 420 г. до н. э., Афины, Национальный музей) - юноша, увенчивающий себя повязкой
победителя, отличается более изящными и стройными пропорциями, большей одухотворенностью и
мягкостью выражения, которые предвосхищают искусство поздней классики.
38.
Представление древних греков о красоте, как единстве гармонии и меры, нашло своётеоретическое и практическое обоснование в творчестве скульптора Поликле́та. Им
был написан трактат «Кано́ н», в котором были сформулированы правила расчёта
идеальных человеческих пропорций. В качестве основной метрической единицы
выступал рост человека. Согласно «Канону», голова имела соотношение к росту
человека - 1/7, ступня – 1/7, кисть руки – 1/10 и т.д. На основании этого труда
Поликлет создал скульптуру юноши, несущего копьё (по-гречески – «Дорифо́ р»).
В этом шедевре мастеру удалось не
только воплотить формулу «красота =
гармония + мера», создав идеал
пропорций человеческого тела, но и
изобразить атлета в характерной
свободной позе, в которой
заключено потенциальное
движение. Одна нога этой скульптуры
чуть выдвинута вперёд и согнута в
колене так, что мы не можем точно
определить - собирается ли
копьеносец сделать первый шаг нам
навстречу, или, наоборот, только что
остановился.
39.
40.
41.
«Диадумен» — «Юноша, увенчивающий себя победной повязкой » — статуядревнегреческого скульптора Поликлета, созданная около 430 года до н. э.
42.
43.
Кресила Родом из Кедонии, на о-ве Крите,ученик, по-видимому, Мирона и современник
Фидия. В состязании с Фидием, с Поликлетом и
Фрадмоном изваял статую раненой амазонки и
получил за неё третьестепенную премию.
44.
Величайшего древнегреческого скульптора, одного из крупнейших мастеров эпохи высокойклассики Фидия справедливо называют «Гомером скульптуры».
Рельефы Парфенона, выполненные Фидием и работавшими под его руководством другими
афинскими ваятелями, полны глубокой человечности, прославляют величие афинского полиса и его
граждан.
Среди работ Фидия, известных только по описаниям античных авторов и копиям, самыми
прославленными были колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Предводительницы в
битвах), воздвигнутая около 460 года до н. э. на афинском Акрополе в честь победы над персами,
Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии (одно из «семи чудес света») и Афины Парфенос
(Девы) в храме Парфенон в Афинах.
Под этими грандиозными статуями резцом великого ваятеля была высечена надпись: «Меня сделал
Фидий, сын Кармидов. Афинянин».
Время, в которое жил и творил Фидий, благодаря расцвету культуры, искусства вошло в историю под
названием «золотого века». Духом просвещенной Эллады был рожден культ идеального тела.
Юноши тех времен стремились походить на статуи, изваянные скульпторами.
Великолепное знание соразмерности и гармонии, точность и строгость выполнения характеризуют
лучшие произведения античности.
45.
Скульптурное убранство Парфенона создавалось под руководством и при участии Фидия.Фидий. Ему принадлежала и двенадцатиметровая скульптура Афины Девы (Парфенос), находившаяся в
наосе Парфенона (сохранилась уменьшенная мраморная копия римского времени). Торжественно стояла
она в парадном одеянии, опираясь на щит. У ног ее расположилась змея - символ мудрости, на правой
вытянутой руке - фигурка богини Победы. Величавому покою Афины противостояла динамика рельефа,
покрывающего ее щит, с изображением полной бурного движения сцены битвы греков с амазонками
(легендарными девами-воительницами). Среди сражающихся греков Фидий изобразил самого себя и
Перикла. За эту дерзкую затею он был обвинен в безбожии. Скульптура Афины Парфенос была выполнена
из золота и слоновой кости в так называемой хрисоэлефантинной технике (основа скульптуры - деревянная,
одежда и волосы покрыты тонкими листами золота, лицо, руки, ступни ног - пластинками слоновой кости).
Сияющая золотом, скульптура богини Афины, установленная внутри храма, гармонировала с общим
характером красочной гаммы здания.
В полной гармонии с сооружением находилась и скульптура, украшавшая Парфенон с наружной стороны.
Она дает полное представление и о творчестве Фидия и о скульптуре периода расцвета классики вообще.
На восточном фронтоне Парфенона размещалась композиция: рождение Афины из головы Зевса, на
западном - спор Афины с Посейдоном за обладание Аттической землей. Свободные в своих движениях
фигуры создавали группы, естественно размещенные в треугольниках фронтонов, образуя законченное
целое. Фидий отказывается от построения симметричной композиции и вертикально стоящих центральных
фигур. Прямая связь с ритмом колонн, которую получала при таком решении композиция олимпийского
фронтона, была заменена более сложной.
Соразмерно уравновешена группировка спокойно стоящих и стремительно движущихся фигур. Среди
скульптур восточного фронтона, где был представлен весь Олимп, выделяются три мойры, богини судьбы,
дочери богини Ночи (Лондон, Британский музей) - одни из самых совершенных творений высокой классики.
Непринужденное благородство движений этих фигур подчеркнуто красотой ниспадающих складок, за
которыми ощущается богатейшая пластика живого человеческого тела. Гармония и величественность
фронтонных скульптур Парфенона достигнуты отбором тонко прочувствованных естественных движений,
свободной целесообразностью и единством композиций, прославляющих красоту и совершенство
человека.
46.
47.
Все девяносто две метопы храма были украшены мраморными горельефами,среди которых выделяются изображения битвы лапифов и кентавров. Это
двухфигурные композиции, последовательно развертывающие перед зрителем сцены борьбы.
Поражает разнообразие движений и неистощимое богатство их мотивов в каждой паре
сражающихся. Композиция каждой метопы подчинена логике движения фигур и сцен в целом, и в то
же время она соответствует пределам отведенного архитектурой пространства. Скульптура
полностью осуществляет свои образные задачи и не разрушает при этом архитектурного целого
.На этом же принципе построен фриз, или зофор, сплошь покрытый лентой рельефов с
изображением праздничного шествия, посвященного Афине. Сохранению плоскости стены
способствует единое, направленное параллельно ей движение многочисленных фигур - участников
шествия. На протяжении около 200 м фриза с рельефами, при размещении фигур на одном уровне,
избежав монотонности и пестроты, создатели фриза передали все богатство и многообразие,
величие и красоту народного шествия, его торжественную стройность. Здесь и юноши-всадники, и
прекрасные девушки в длинных одеждах, и группа участников процессии с жертвенными,
животными. Волнообразный ритм движения пронизывает композицию.
Над входом в храм, на восточной стороне фриза, размещены фигуры богов, смотрящих на
процессию. Люди и боги изображены одинаково прекрасными. Дух гражданственности позволял
афинянам гордо утверждать эстетическое равенство человека и богов
48.
49.
фрагмент фриза Парфенона50.
Фидий (с учениками) считается и создателем всехскульптурных украшений Афинского Акрополя. К
сожалению, ни одна из скульптур работы Фидия не
сохранилась до нашего времени
51.
Фидий и ученики. Скульптурный фриз Парфенона, изображающийпанафинейское шествие. Афинский Акрополь.
52.
К концу 5 в. до н. э. в искусствевысокой классики происходят
значительные изменения; черты
утонченного лиризма и интимности
начинают вытеснять монументально
героические образы.
Эти тенденции нашли выражение в
мраморных рельефах балюстрады
храма Ники Аптерос на Акрополе.
Лиризм рельефа «Ника,
развязывающая сандалию» (ок. 409 г.
до н. э., Афины, Музей Акрополя)
рождается из совершенства
пропорций, изящной естественности
движения, выявленной текучими
линиями складок одежды.
Кратковременность остановки
склонившейся фигуры богини
подчеркивает ту живую
естественность и легкость движения,
которые противостоят величавому
покою образов высокой классики.
Ника, поправляющая (развязывающая)
сандалию. Барельеф
53.
Огромной прижизненной славы добился скульптор Фи́дий. Его работы были стольсовершенны, что одна из них - статуя Зевса, созданная им для храма в Олимпии была причислена к «Чудесам света», а о красоте и совершенстве изваяний Афины,
украшавших храм и площадь Афинского Акрополя – слагали легенды. Этот мастер
разработал уникальную технику изготовления скульптур. Их основа делалась из
дерева, затем часть её поверхности - одежда, доспехи, причёска, покрывались
тонким слоем золота, а лицо и руки облицовывались пластинами слоновой кости отчего они выглядели как «живые». Такая техника получила
название «хрисоэлефанти́нная» (от греч. chrysó s – золото и elé phas – слоновая
кость)
Реконструкция статуи Зевса Олимпийского, работы Фидия.
54.
Статуя Зевса в Олимпии - единственное из Семи Чудес Света, располавшееся вматериковой Европе. Из прочих два были в Африке (Пирамида Хеопса и Фаросский маяк), три в Азии
(Сады Семирамиды, храм Артемиды и гробница Мавсола) и одно на острове (Колосс Родосский).
Статуя Зевса была воздвигнута в V веке до н.э. Олимпийские игры, проводимые вот уже 300 лет в
честь бога Зевса, пользовались огромной популярностью у народа. Несмотря на это, в Греции не
было главного храма Зевса и лишь в 470 г. до н.э. начали собирать пожертвования на его
строительство. В V веке до нашей эры граждане Олимпии решили построить храм Зевса.
Величественное здание возводилось между 466 и 456 годами до н.э. Оно было сооружено из
огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после
окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что
она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор Фидий.
Он выполнил фигуру Громовержца в хризоэлефантинной технике. Фидий был очень придирчив к
материалу, который ему доставляли. Особенно к слоновой кости, из которой он создал тело бога.
Затем под усиленной охраной в храм к ногам Зевса внесли драгоценные камни и 200 кг золота. В
435г. до н.э. состоялось открытие статуи. Её основание имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту.
Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла, по разным данным, от 12 до 17 метров.
Создавалось впечатление, что если бы Зевс захотел встать с трона, то снёс бы крышу. Глаза Зевса
были размером с кулак взрослого человека. Люди рядом с этой статуей казались ничтожными
букашками. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, Фидий приказал сделать у
подножья бассейн. Поверх воды наливалось оливковое масло. Свет из дверей попадал маслянистую
поверхность, и отражённые лучи устремлялись вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала
полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям.
55.
56.
57.
Поэтическая красота пронизывает создания Праксителя (ок.390 г. до н. э. – 330 г. до н. э.), его «Улыбающегося Гермеса» и
обворожительную своей спокойной красотой «Афродиту
Книдскую», воплотившую в себе ослепительное очарование
юности. Сколько непринужденности, легкости, а главное,
радости в творениях Праксителя! Ни одному скульптору не
удавалось достичь большего совершенства в передаче как
грации тела, так и тонкой гармонии духа, чем Праксителю.
Созданная им статуя Афродиты Книдской считалась в
древности не только его лучшим творением, но и лучшей
статуей всех времён. Это было первое в греческом искусстве
изображение обнаженной женской фигуры. Статуя стояла на
берегу полуострова Книд, и современники писали о настоящих
паломничествах сюда, чтобы полюбоваться красотой богини,
готовящейся войти в воду и сбросившей одежды на стоящую
рядом вазу. Оригинал статуи Афродиты Книдской, к
сожалению, не сохранился. В тексте «Естественной истории»
Плиния сказано следующее:
Самое выдающееся не только из произведений Праксителя, а
во всём мире, это Венера, — чтобы увидеть её, многие
отправлялись в Книд. Он создал их две и продавал
одновременно, вторую — в одетом виде, которую по этой
причине предпочли косцы, имевшие право выбора, сочтя это
строгим и целомудренным, хотя он продавал её по той же
цене. Отвергнутую купили книдцы, но слава её неизмеримо
выше. Впоследствии её хотел приобрести у книдцев царь
Никомед, обещая оплатить весь их государственный долг,
который был огромным. Они предпочли всё претерпеть, и не
напрасно. Этой статуей Пракситель прославил Книд
Пракситель Афродита Книдская 350-330 гг. до нэ
58.
Пракситель -древнегреческий скульпторIV века до н. э. Предполагаемый автор
знаменитых композиций «Гермес с
младенцем Дионисом и «Аполлон,
убивающий ящерицу»
Большинство работ Праксителя известно по
римским копиям или по описаниям
античных авторов. Скульптуры Праксителя
раскрашивал афинский художник Никий . На
смену мужественной красоте атлета V в. до
н. э. приходит красота несколько
женственная, изящная, но и более
одухотворенная
59.
Развитый стиль Праксителя проявился встатуе Гермеса (покровителя торговли и
путешественников, а также вестника, «курьера»
богов; статуя исполнена около 330 г. до н. э. и была
найдена в ХIX в. в Олимпии), вероятный
оригинал которой был найден при
раскопках в Олимпии в 1877 году.
Праксителя интересовало особое
очарование мечтательного настроения,
которое он умел вкладывать в свои статуи
путём придания мягкой плавности их
движениям и необычайной трактовкой
обнажённого тела. Найденная статуя
Гермеса сделана из мрамора — материала,
из которого Пракситель умел извлечь
особую прозрачность, нежность и
богатство полутонов. По стилистическим
признакам скульптура может быть
отнесена примерно к 40-м годам IV века
до н. э. Статуя изображает
остановившегося для отдыха Гермеса,
прислонившегося к стволу дерева и
играющего с маленьким Дионисом.
Пракситель.
Гермес с Дионисом
350 г. до нэ
60.
Праксительсатир,разливающий вино
61.
Пракситель отдыхающий сатир62.
Пракситель Эрот63.
Скопас, уроженец острова Парос, былсовременником Праксителя. Он участвовал в
создании рельефного фриза для Галикарнасского
мавзолея совместно с Тимофеем, Леохаром и
Бриаксисом. В отличие от Праксителя Скопас
продолжил традиции высокой классики, создавая
образы монументально-героические. Но от
образов V в. их отличает драматическое
напряжение всех духовных сил.
Порыв страсти, выражение страдания, даже
какого-то
трагического
надлома
нарушает
гармоничную ясность. Все это выражает трагический
кризис
этических
и
эстетических
идеалов
классической поры
В состоянии экстаза, в бурном порыве страсти
изображена Скопасом Менада. Спутница бога
Диониса показана в стремительном танце, ее голова
запрокинута, волосы упали на плечи, тело изогнуто,
представлено в сложном ракурсе, складки короткого
хитона подчеркивают бурное движение. Игра
светотени усиливает динамику образа. Скопас отверг
гармоническое спокойствие, с которым, как
правило, связаны наши представления об
античности. И предпочёл – страсть: безумные
глаза, открытый рот, искажённые черты лица. Это
оказало влияние на следующие поколения
скульпторов и на искусство в целом.
Скопас. Менада
64.
Менады- это женщины из Аттики, раз в двагода отправляющиеся на Парнас и с
женщинами из Дельф ,совершающие оргии
Диониса
65.
Скопас. Битва греков с амазонками.Фрагмент фриза Галикарнасского Мавзолея
66.
Лисипп — третий великий скульптор IV в. до н. э. (370—300 гг. дон. э.). Работал он в бронзе и, если верить древним писателям,
оставил после себя 1500 бронзовых статуй, которые до нас в
подлиннике не дошли. Лисипп создал свой канон пропорций
человеческого тела, по которому его фигуры выше и стройнее,
чем у Поликлета (размер головы составляет 1/9 фигуры).
Лисипп был многогранным художником. Придворный скульптор
Александра Македонского, он делал гигантские многофигурные
композиции, например баталию из 25 фигур всадников, статуи
богов (например, Посейдона, установленную на Коринфском
перешейке у самого моря), портреты (не один раз он изображал
Александра Македонского).
67.
Лисипп использовал уже известные сюжетыи образы, но стремился их сделать более
жизненными, не идеально совершенными,
а характерно-выразительными. Так, атлетов
он показывал не в момент наивысшего
напряжения сил, а, как правило, в момент
их спада, после состязания. Именно так
представлен его Апоксиомен, счищающий с
себя песок после спортивного боя. У него
усталое лицо, слипшиеся от пота волосы.
Апоксиомен (атлет, очищающий себя
стригелем после состязаний). Римское
повторение I в. н. э. древнегреческого
бронзового оригинала Лисиппа (ок. 320 г. до
н. э.). Мрамор
68.
Утомленным от подвиговизображает Лисипп и Геракла
(«Отдыхающий Геракл»).
Геркулес Фарнезский. Начало III в. н.
э. По утраченному бронзовому
оригиналу Лисиппа. Мрамор.
Национальный археологический
музей, Неаполь
69.
лучший из портретов знаменитогополководца несет в себе черты
почти трагической смятенности
Портрет Александра Македонского
Копия скульптуры Лисиппа. Ок. 330
г. до н. э. Мрамор. Глиптотека,
Мюнхен
70.
Лисипп АристотельОколо 330 года до н.э.
Собрание Людовизи.
71.
Пленительный Гермес,всегда быстрый и живой,
тоже представлен
Лисиппом как бы в
состоянии крайнего
утомления, ненадолго
присевшим на камень и
готовым в следующую
секунду бежать дальше в
своих крылатых сандалиях.
Отдыхающий Гермес
72.
Мраморную скульптуру считаютповторением бронзового оригинала
школы Лисиппа IV в. до н. э
Боргезский борец.
73.
Лисипп. Бронзовая с позолотой четверка коней (квадрига) до 1204года стоявшая в Константинополе на императорской трибуне
ипподрома. Ныне - собор святого Марка в Венеции
74.
ЛеохарДревнегреческий скульптор середины 4
века до н. э. Представитель академического
направления в искусстве поздней классики
Леохар, будучи афинянином, работал не
только в Афинах, но и в Олимпии,
Дельфах, Галикарнасе (совместно со
Скопасом). Изваял из золота и слоновой
кости несколько портретных статуй членов
семьи македонского царя Филиппа (в
технике хрисоэлефантинной скульптуры),
был, подобно Лисиппу, придворным
мастером
его
сына
Александра
Македонского ("Александр на львиной
охоте", бронза). Создавал изображения
богов ("Артемида Версальская", римская
мраморная
копия,
Лувр)
и
мифологические
сцены.
Расцвет искусства Леохара относится к
350-320 годам до н. э. В это время он
отлил очень популярную в древности
группу, изображавшую прекрасного юношу
Ганимедатроянского
юношу
необыкновенной красоты, который был
похищен
перевоплощенным
в
орла Зевсом и принесен на Олимп. Где
Ганимед стал виночерпием богов
и любимцем Зевса
Мрамор. Римская копия II в. с
бронзового оригинала
Леохара IV в. до н. э., Ватиканские
музеи, Музей Пио—Климентино,
75.
Статуя Аполлона, получившаямировую известность по именем
"Аполлона Бельведерского"
(название от ватиканского дворца
Бельведер, где выставлена
статуя) - сохранилась в римских
мраморных копиях (Музей ПиоКлементино, Ватикан). В статуе
Аполлона Бельведерского,
лучшем произведении Леохара,
пленяет не только совершенство
образа, но и мастерство техники
исполнения. Статуя, открытая в
эпоху Возрождения, долгое время
считалась лучшим произведением
античности и воспета в
многочисленных стихах и
описаниях. Произведения Леохара
выполнены с необыкновенным
техническим мастерством, его
творчество высоко ценил Платон
Леохар Аполлон Бельведерский 330-320г
до нэ Музей Пио-Клементино, Ватикан
76.
Леохар Артемида Версальская. Скульптурапериода поздней классики