4.15M

Лекция 3

1.

ОСНОВЫ
РОССИЙСКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Мировоззрение и идентичность
Заякина Раиса Александровна
профессор КФГН НГУЭУ

2.

Мировоззрение как компонент социокультурного мира
Мировоззрение – совокупность представлений о наиболее общих
принципах устройства мира, месте человека в мире, основанных на
данных представлениях ценностей, идеалов, норм, убеждений,
способных выступать ориентирами и регуляторами деятельности людей
Часто для характеристики «духовной сущности»
народа используется понятие менталитет
Менталитет, ментальность российского народа – совокупность
интеллектуальных,
эмоциональных,
культурных
особенностей,
ценностных ориентаций и установок, присущих россиянам

3.

Мировоззрение как компонент социокультурного мира
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
формирование у людей сознания,
знания о мире
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ориентация человека на тот или иной
образ действия
1. Мировоззрение предопределяет оценку события и реакцию на него,
отношение к жизни и ее смыслу, смерти, болезни, пониманию успеха т.п.
2. Мировоззрение может по-разному воплощаться в сознании людей –
наряду с общим всегда есть особенное и индивидуальное

4.

Типы мировоззрений
Мифологическое
Религиозное
Научное
Уровни внутри типов мировоззрений
Обыденный (повседневно-практический, основанный на «здравом
смысле»). Характеризуется принятием картины мира
Философский (рационально-абстрактный). Характеризуется не просто
принятием картины мира, а попытками ее систематизировать,
прояснить и объяснить, упорядочить

5.

Типы мировоззрений: мифологическое
Основой интерпретации мира выступает миф
Миф – некое повествование, в котором переплетены действительность и фантазия,
события
реальные
и
вымышленные,
сосуществуют
разнообразные
миры,
взаимодействуют различные существа, порой не встречающиеся в этой «земной» жизни.
Миф создает представления о происхождении мира, его устройстве, человеке,
нравственных принципах, иначе говоря, создает некую всеобъемлющую картину мира.
Мифологичность – непреходящее свойство человеческого отражения мира:
мифы, в измененной форме, присутствуют и в сознании современного человека;
любая культура творит и транслирует из поколения в поколение собственные мифы;
миф находит место в искусстве, повседневном опыте, даже в политике

6.

Типы мировоззрений: религиозное
Основой интерпретации мира выступает вера в сверхъестественное
преодолевается синкретизм (нерасчлененность) мифологического восприятия мира
Сфера сверхъестественного
(потустороннего, небесного)
Сфера естественного
(посюстороннего, земного)
Мир четко разделен на сферы, которые взаимодействуют между собой. При
этом потустороннее обладает приоритетом и властью над земным

7.

Типы мировоззрений: научное
Основой интерпретации мира выступает отрицание сверхъестественного и
рассмотрение реальности как сферы действия природных сил и человека
Научное мировоззрение не признает чуда.
Признание чего-либо чудом в рамках научной
картины мира – результат нашего невежества
или точнее, недостатка знаний
Научное мировоззрение дает представление только о явлениях, доступных
научному изучению, оно не в состоянии удовлетворить все потребности
человека

8.

Соотношение типов мировоззрения
Каждый тип мировоззрения формирует свою, замкнутую «картину
мира», что затрудняет диалог между носителями различных типов
ПОЧЕМУ?
разный взгляд на мир;
отличные, а то и противоречащие друг другу ценностные
ориентации;
разные способы обоснования, доказательства истинности
Никакое мировоззрение не «лучше» другого
Каждое возникает в определенной среде, в определенных
условиях и должно выполнять адаптивную функцию –
ориентировать людей на эффективные формы
поведения, позволяющие удовлетворить весь комплекс их
потребностей
«Первый глоток из сосуда
естествознания порождает
атеизм, но на дне сосуда
нас ожидает Бог»
Вернер Гейзенберг

9.

Ценности в структуре мировоззрения
Ценности - субординированная система мотивационных предпочтений,
связанных с поиском стратегических целей существования, приоритетных
для человека, определяющих «лучшее» для него
Общие
представления
об
устройстве мира и существующих
в нем зависимостях;
принципы, «организующие» мир
ЦЕННОСТИ
Мировоззрение
Стереотипы
поведения
(поведенческие установки)
Ценности преобразуют представления об устройстве мира в ориентиры
деятельности и критерии личностного выбора

10.

Ценностная система: основные понятия
Ценностная система – механизм успешного
общественного производства, придающий
эффективному статус должного
Ценностное ядро – консенсус в понимании
основных ценностей и их соотношения
Культурный код – специфическая конфигурация и интерпретация базовых
культурных
ценностей,
необходимых
для
функционирования
и
воспроизводства общества

11.

Способы легитимации ценностей
Легитимация ценностей – подкрепление, обоснование их значимости
Миф
Религия
Традиция
Рацио
Авторитет
Способы легитимации могут сосуществовать, пересекаться,
дополнять друг друга, иногда противоречить друг другу, порождая
конфликты как в обществе, так и в сознании отдельного человека

12.

Как ценностная система включается в поведенческие
стратегии отдельных людей?
Формы воплощения ценностной системы
Экономическая
(хозяйственная)
ментальность
Право
Политическое
сознание (в т.ч.
идеология)
Духовная
культура
(искусство и
мораль)

13.

Экономическая (хозяйственная) ментальность
(национальная хозяйственная культура)
- особенности экономических ценностей и норм поведения, характерные в той
или иной степени для всех представителей какой-либо этнической группы
Основные элементы национальной экономической
ментальности:
стереотипы потребления;
нормы и образцы социального взаимодействия;
организационные формы хозяйственной
жизнедеятельности;
ценностно-мотивационное отношение к труду и богатств;
степень восприимчивости к зарубежному опыту
Формы воплощения ценностной системы

14.

Право как система установленных
и
санкционированных
государством общеобязательных
норм
всегда
выражает
определенную
ценностную
систему. Содержание норм права
зависит от трактовки ценности
жизни, достоинства, собственности
и т.д.
Духовная культура – религия,
мораль, искусство
Формы воплощения ценностной системы
Политическое сознание – сложное,
комплексное
образование.
Его
аспекты
раскрываются
через
политическую
психологию,
политическую культуру, идеологию.
Идеология – система взглядов на
устройство и развитие общества,
выражающая интересы какой-либо
социальной группы, реализация
которых требует участия в
политической власти
Опора на ценностное ядро –
Ценностный консенсус –
Политический диалог

15.

самоопределение человека, осуществляемое через
Идентичность – соотнесение себя с какой-либо устойчивой социальной
целостностью. Идентичность многоаспектна
Уровни
идентичности –
Индивидный – представление о себе как существе с определенными
телесными и психологическими свойствами, задатками и т.д., с
определенным прошлым и осознаваемым будущим;
Персональный – сознание собственной уникальности;
Социальный – ассоциированность человека с идеалами, принципами,
стандартами определенных социальных групп
Приобщение к социокультурному миру предполагает
присвоение его «ценностного ядра» и включенность в
систему его взаимодействий (обретение необходимых
статусов и ролей) без потери уникальности

16.

Системная модель мировоззрения
Человек:
биологическое
существо, личность, гражданин
созидание
Семья:
первичная
среда
социализации
человека
и
формирования его как личности
и гражданина
традиции
Страна: цивилизационное образование,
исторически
сложившаяся
форма
организации жизнедеятельности общества
и государства
патриотизм
Общество:
совокупность
социальных групп и социальных
отношений
согласие
Государство: политико-административная форма
организации жизни общества, включающая систему
политических институтов и субъектов

17.

Репрезентации системы мировоззрения
Идеи – это мысли, выраженные в языковых конструкциях. Задают ценностное отношение людей к человеку,
семье, обществу, государству и стране в рамках их мировоззренческой деятельности
Правила и нормы – это требования, предписания, обязательные для исполнения. Являются формальными
ориентирами мировоззренческой деятельности граждан. Задают рамку для практической реализации
ценностного отношения людей к человеку, семье, обществу, государству и стране
Институты — это способы организации жизнедеятельности людей в государстве и обществе, которые
позволяют гражданам проявлять ценностное отношение к человеку, семье, обществу, государству и стране
Символы — это знаки, в которых помимо очевидного, прямого значения заложен более глубокий смысл.
Воплощают традиционные ценности. Обладают легитимирующим, мобилизационным и сплачивающим
потенциалом и способствуют формированию национально-государственной идентичности
Ритуалы — это формы организации поведения людей, направленные на воспроизведение циклов
жизнедеятельности сообщества и трансляцию его ценностей. Они представляют собой некие церемонии —
действия, которые выполняются в традиционно сложившемся порядке. Так формируется приверженность
идеям и демонстрируется ценностное отношение к человеку, семье, обществу, государству и стране
English     Русский Правила